Меню

Ухудшения здоровья подрастающего поколения

Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.
статья по физкультуре

Статья о проблемах сохранения здоровья у детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya._tendentsii_sostoyaniya_zdorovya_podrostayushchego_pokoleniya.docx 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.

Кочкина Вера Евгеньевна – учитель физкультуры ГБОУ НОШ № 615 Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербурга.

Охрана здоровья подрастающего поколения — наша важнейшая задача. К сожалению, в последние годы отмечаются негативные тенденции, обусловленные резким увеличением хронических заболеваний у детей и подростков.

В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

В результате исследования здоровья школьников, проведенного министерством здравоохранения всероссийскую диспансеризацию. Из полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15-17 лет [40].

Самую большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» — в третьем состоянии. Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза — еще не свидетельство здоровья [40].

Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Врачи-педиатры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием. Сами же дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограничения свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. 

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [6], в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  • значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
  • стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
  • резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  • увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.

Нужно отметить, что у подростков с различными зрительными нарушениями довольно часто наблюдаются болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. По данным обследования врачей-ортопедов у 92% незрячих детей наблюдаются различного вида расстройства, чаще всего, различной степени скалеозы, при этом неправильная осанка встречается в 67% случаев, а плоскостопие в 35% случаях.

Комплексные обследования, проведенные сотрудниками Санкт-Петербургского педиатрического медицинского института, показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника и органов зрения, ведущее место занимают психические расстройства (за счет невротических расстройств) и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ [19], в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются у 17% школьников. Можно ли что-то изменить? Можно, если формирование здорового образа жизни возвести в ранг государственной политики. Такую политику, безусловно, поддержит подавляющее большинство общества. Тем более, если она не ограничится борьбой с курением и призывами заниматься физкультурой. Ведь понятие «здоровый образ жизни» подразумевает не только отсутствие у человека вредных привычек, наличие гигиенических навыков, но и безопасные для здоровья условия жизни и работы. Понятно, что формирование таких условий — дело не одного дня, особенно с учетом реального положения дел в России.

Потеря системы массового участия подрастающего поколения в подвижных и спортивных играх на воздухе, «перекочевав» к компьютерам с играми сомнительного качества. Отрицательное воздействие этих игр на интеллектуально-нравственную составляющую детей, вред гиподинамии, создающей благоприятные условия для развития хронических заболеваний физического тела.

Все это волнует сегодня общество и стало предметом беспокойства и президента России Путина В.В, выступившего инициатором нового Закона о физической культуре и принятия других мер по оздоровлению подрастающего поколения. Благодаря чему в школе введен 3 урок физкультуры.

Все дети распределены в 3 группы по состоянию здоровья: основную, подготовительную и специальную. Контроль распределения на физкультурные группы несет врач врачебно-физкультурного диспансера.

Ребята основной группы проходят программу в полном объеме, учителя физкультуры стараются привлечь их к занятиям в спортивных секциях, к подготовке и участию в соревнованиях.

Школьники подготовительной группы занимаются по основной программе, но с меньшей нагрузкой и с исключением тех упражнений, которые им противопоказаны. Кроме урочных занятий им предлагаются дополнительные занятия, где они могут позаниматься в тренажерном зале, поиграть в бамбинтон, н.теннис.

Дети специальной группы тоже должны работать над своей физической подготовкой.

Для них врачебно-физкультурный диспансер разработал ЛФК, который регулярно должен выполняться. Преподаватели физкультуры предлагают занятия ходьбой, дыхательной гимнастикой, игру н.теннис, дарц.

В заключении хочется пожелать всем родителям и детям учителям сил и здоровья, успехов в учебе и формировании здорового образа жизни.

Источник

Проблемы физического и психического здоровья детей и подростков

Дата публикации: 16.05.2019 2019-05-16

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Лада, А. Е. Проблемы физического и психического здоровья детей и подростков / А. Е. Лада. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 430-432. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59064/ (дата обращения: 08.06.2021).

Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны.

За последние 20 лет больше, чем в 10 раз возрос общий уровень заболеваемости наркоманиями в России. Количество взятых под наблюдение подростков с первичным диагнозом «наркомания» увеличилось в 2 раза, а с диагнозом «токсикомания» — в 3 раза. Число детей, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением алкоголя с 1995 года по 2016 год, увеличилось на 30 (на 100 тысяч человек). Число подростков с психическим расстройством непсихотического характера, состоящих на учете в ЛПУ на 100 тысяч в 1990 году было 680,8, в 2000 году — 484,8, а в 2016 году –601,0 [3].

Последние исследования в области здоровьесберегающих технологий в образовании показали, что проблемы здоровья и гендерной неадекватности прямо и тесно связанных [1]. «Фундаментальной медицинской наукой доказано, что десять основных форм хронической патологии, которые определяют сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от семьи и школы» [1]. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60–70 %. Основной причиной этих нарушений является школа, в которой ребенок проводит 70 % своего времени в течение 9–11 лет обучения [2].

Из приведенной статистики совершенно очевидно, что общество должно принимать срочные и эффективные меры по профилактике детского и подросткового суицида. Существующие меры по профилактике вообще девиантного и деликвентного поведения детей и подростков давно не соответствуют современным требованиям сохранения и поддержания демографического состава населения. В условиях экономической нестабильности родители часто вынуждены бороться за выживание, в то же время в соответствии с Законом об образовании школы стали не местом воспитания будущих граждан, а сферой предоставления образовательных услуг, СМИ переполнены сценами насилия, подрастающее поколение оказалось предоставлено самому себе. У них часто нет внутренней опоры, нет контакта и поддержки со стороны взрослых, поэтому для эффективной профилактики подросткового суицида требуется согласованная работа семьи и школы, которая должна быть регулярной и хорошо организованной, в ней не должно быть никакого формализма, иначе кроме вреда такого рода работа ничего не принесет.

Нестабильные социально-экономические условия привели к социально-экономическим трудностям семьи: неуверенности в завтрашнем дне, конфликтах на работе, усталости, эмоциональной неустойчивости. В совокупности с родительской некомпетентностью все эти трудности зачастую приводят к злоупотреблению алкоголем и снятию стрессов неконструктивными методами. Демографическое неблагополучие проявляется в уменьшении численности населения, наличия хронических заболеваний у большого количества детей, в сильном омоложении «женских» и «мужских» заболеваний.

Фундаментальной медицинской наукой доказано, что десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от семьи и школы. Все вышеназванные проблемы прямо связаны с социализацией детей [1].

Снижение психологической культуры межгендерных отношений привело к снижению психологической культуры семьи и ее воспитательной функции. Следствием этого стало снижение статуса семьи, увеличение количества разводов, усиление явлений беспризорности, безнадзорности, социального сиротства и девиантных тенденций среди детей и молодежи, что также отражается на здоровье населения.

Исследования характеристик супружеских семей показали, что структурный дисбаланс в семье влияет на стиль межличностного взаимодействия, адаптивные возможности семьи, на стабильность брака и структуру семей последующих поколений.

Часто будущие супруги просто не могут создать счастливую семью и необходимые условия для полноценного воспитания детей. Они утратили адекватные представления о материнской и отцовской ролях и о сущности семьи в целом. Не имея собственных представлений о благополучной семье, молодые люди неосознанно строят семью по модели родительской.

В процессе гендерной социализации произошло усиление маскулинных тенденций у девочек и фемининных у мальчиков, что было отмечено в ряде психологических исследований. Оба эти явления в последние два десятка лет привели к распространению такого явления, как унисекс. Унисекс проявляется не только в том, что девушки и юноши носят одинаковую мужскую одежду, а также в зависимости от табака, алкоголя и наркотиков, которые получают все большее распространение не только среди юношей, но и среди девушек. Как отражение искаженных межгендерных отношений унисекс приводит к тому, что девушки, следуя традициям маскулинности, стараются казаться «своими парнями» и плохо информированы о последствиях сексуальных контактов.

Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям, абортам или раннему материнству. Обследование молодежи показывает низкую осведомленность молодых людей по основным вопросам пола, что не только еще больше обостряет указанные проблемы, но и оказывает влияние на последующие поколения, т. к. нездоровые родители производят потомство нездоровое физически и психически. Неудачные любовные отношения в совокупности с ранней беременностью также могут вызвать суицидальное поведение.

В связи с этим особую актуальность приобретают усилия психологов и педагогов, направленные на развитие гендерной компетентности и психологической коммуникативной культуры вообще и в межгендерных отношениях в частности. Проблемы гендерного воспитания не могут решаться вне проблем коммуникативной компетентности, которые зачастую возникают задолго до подросткового возраста.

В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и т. п.

В числе социально-психологических факторов, влияющих на психофизиологическое развитие детей, на формирование и реализацию их познавательных способностей и личностных свойств, на осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения, ведущими являются культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.

Культурные составляющие пола могут меняться, но они требуют соотнесения их с биологическим полом, иначе они теряют свой природосообразный смысл и могут лежать в основе дисгармонии развития ребенка.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку [3].

В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (приказ Министерства образования РФ от 28.02.2000 г. № 619), одним из важнейших аспектов профилактики негативных явлений является внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ по вопросам формирования здорового образа жизни, который является лучшим средством профилактики многих заболеваний [4].

При этом стратегическим приоритетом является система позитивной профилактики, которая ориентируется на освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребенка или подростка и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения, в том числе и гендерного.

Таким образом, информируя ребенка и воспитывая в нем потребность в здоровом образе жизни, мы воспитываем самостоятельную личность, способную к реализации собственного потенциала.

В связи с этим особую актуальность приобретают усилия психологов и педагогов, направленные на воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными трудностями.

Многие проблемы развивающейся личности связаны с проблемами общения, в том числе и межгендерного.

Эти проблемы начинают формироваться задолго до подросткового возраста и начинаются с общих коммуникативных проблем. Ребенок, который не умеет общаться со сверстниками, вырастает сначала в подростка, а потом и взрослого, испытывающего чувство отчуждения от общества, которое может привести либо к глубокой изоляции, либо к девиантному поведению.

  1. Базарный В. Школьный стресс и демографическая катастрофа России, — М. 2004
  2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. — М. 2004.

3. Обзор социальной политики в России. Начало 2000 — х г., М. 2007

4. Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Саратов: Слово, 2001

Источник

Читайте также:  Оптимальное здоровье по воз
Adblock
detector