Меню

Ухудшение здоровья студентов объясняется

Ухудшение здоровья студентов объясняется

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки и последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни, как некой особенной формы жизнедеятельности, вне образа жизни в целом [2].

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Попытаемся рассмотреть главный вопрос: почему же современный студент так халатно относится и к себе и к своему здоровью?

Рассматривая типичную жизнь студента, невозможно сказать, что он ведет здоровый образ жизни. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Не соблюдение режима питания, труда и отдыха – это уже первая и немаловажная причина ухудшения здоровья человека. Сюда можно добавить недостаточную двигательную активность, отсутствие закаливающих процедур, малое пребывание на свежем воздухе, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна (студенты делают все в последний момент, тем самым своими руками лишая себя сна), курение и др. Что касается питания, то во время обучения студенты питаются не полезной для организма пищей, они предпочитают пирожки, сладости, газированные напитки и различные продукты с содержанием генетически модифицированных организмов (ГМО). Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5-6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

В последнее время, студенты нашли себе новое «развлечение», которое противоречит здоровому образу жизни (ЗОЖ) – это курение кальяна, вызывающее большие разногласия с курильщиками обычных сигарет. Се годня, курение кальяна стало поводом для сбора больших компаний. Многие не получают от этого удовольствия, однако, ради поддержки компании, не редко употребляют табачный дым.

Не соблюдают ЗОЖ, также курильщики обычных сигарет. Студенты-курильщики, не упускают ни одной свободной минуты, они постоянно скапливаются в курилках института, на улице и в кафе. Многие приобретают эту привычку еще со школы. Курением студенты, возможно, пытаются доказать всем что они уже большие, им можно все. Многие, таким образом, успокаиваются, хотя их успокаивает не табак, а сам процесс.

Еще одна причина, по которой не соблюдается ЗОЖ – это сессия, желание сдать успешно экзамены, дни рождения, Новый год и все другие праздники. Ведь именно в праздничные дни сложно найти студента, не находящегося в состоянии алкогольного опьянения (за исключением водителей). Потому что современные студенты не представляют, как это – не выпить в праздник. Согласно результатам исследований, причина наличия вредных привычек у студентов – стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ, неустроенность быта и досуга, отсутствие нормальных механизмов релаксации, крайне необходимых при такой интенсивной работе, какой является усвоение современных учебных программ.

Причин неблагополучия в здоровье студента много, но основная причина в неправильном образе жизни. Способствовать сохранению здоровья должен определенный образ жизни, формирование потребности в его соблюдении, воспитание у молодежи правильной системы ценностных ориентаций. Студенческий возраст наиболее значим в плане профилактических воздействий, так как именно в этом возрасте еще возможен отказ от вредных привычек – основы будущих заболеваний, и именно в этом возрасте заканчивает формироваться ценностная структура личности, которая может быть как основой процессов саморазвития и самооздоровления, так и процессов саморазрушения личности [1].

В заключении хотим сказать, что за здоровьем мы должны следить с самого раннего возраста. Не позволять вредным привычкам губить свой организм, чтобы в более зрелом возрасте, у нас не было проблем со здоровьем.

Источник

Современные причины снижения уровня здоровья в студенческой среде

Проблема состояния здоровья студентов, факт его ухудшения за период обучения в вузе. Отрицательное воздействие на организм «общих факторов риска». Влияние вредных привычек на здоровье студентов. Профилактический и лечебный эффект физической культуры.

Рубрика Медицина
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 13.08.2013
Размер файла 19,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

студент здоровье лечебная профилактический

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

В последние время исследователи проявляют глубокий интерес к проблеме состояния здоровья студентов, так как в среднем по России 65,0% студентов имеют хронические заболевания [2].

В результате многочисленных исследований [Гундаров И.А., 1995; казначеев В.П. с соавт., 2002] выявлена достоверная связь между уровнем Здоровья населения и его доходами, как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

В то же время ухудшение состояния здоровья населения приводит к существенным социально-экономическим потерям. Помимо негативного социального эффекта, общество несет прямые и косвенные экономические потери. Так, например, производственные потери вследствие преждевременной смертности трудоспособного населения составили в России в 1997 году 4,4% ВВП, а экономический ущерб от инвалидности превысил потери от преждевременной смертности и составил свыше 6% ВВП (Корчагин В.П., 1998). Суммарные же экономические потери в России, связанные с заболеваемостью населения составили в 1997 году 272583 млрд рублей (Вишневский А.Г., Школьников В. М., 1997).

Читайте также:  Репродуктивное здоровье женщин роль медсестры

Одним из центральных вопросов учения о здоровье является оценка уровня здоровья. Этот практический аспект целиком опирается на теоретическую концепцию. В данном случае речь идет о том, как определить адаптационные возможности организма и, таким образом, дать оценку здоровья. Мы начнем с рассмотрения основных положений учения о здоровье в свете теории адаптации [2].

Анализ состояния проблемы здоровья, в том числе, студенческой молодежи, показывает, что существовавшая система его формирования существенно подорвана, а новая — только создается в неблагоприятных условиях жизни, трудовой деятельности, окружающей среды. Отсутствуют реальные социальные и экономические возможности влиять на причины неблагоприятных сдвигов здоровья отдельного человека и нации в целом. Не исключено, что в этом кроется одна из причин неадекватного отношения большей части студенчества к своему здоровью, к здоровому образу жизни, что имеет негативные последствия.

Ухудшение здоровья студентов за период обучения в вузе в значительной степени обусловлено неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды и наследственно генетической предрасположенностью. Известно, что поступление в высшее учебное заведение у большинства студентов влечет за собой изменение привычных жизненных стереотипов, смену места проживания, изменения условий для самостоятельной работы, изменение режима и качества питания. При этом значительная часть студентов проживает в общежитии.

В условиях современного города студенты много времени затрачивают на дорогу, причем 1/5 из них тратит на дорогу 2 часа и более дополнительным фактором, отягощающим обучение в вузе, являете» постоянная необходимость совмещения учебы с работой. Как правило, студенты заняты малоквалифицированным трудом, выполняя обязанности грузчиков, сторожей, охранников, дворников, официантов, часто в вечернее и ночное время. В последнее время многие занялись посреднической торговой деятельностью, как более прибыльной. Уже на первых курса совмещают учебу с работой более 25% юношей и 10 % девушек. Все это ведет к значительному нарушению режима дня. Более 1/3 студентов возможность принимать горячую пищу только 1 раз в день.

Отрицательное воздействие на организм «общих факторов риска» — пения, низкой физической активности, избыточной массы тела, потребления алкоголя обусловливает возникновение и развитие хронических неинфекционных заболеваний. В оценках облика современного студента им отводится существенная роль. Вредные привычки имеют место уже среди школьников. Так среди школьников старших классов распространенность курения составляет более 10%. Крайне настораживает тот факт, что 18,8% школьников периодически употребляют алкоголь. За время обучения в вузе распространенность этих факторов значительно возрастает. Число курящих среди студентов увеличивается по сравнению со школьниками в 2,5 раза. Число лиц, употребляющих алкоголь, возрастает более чем в 4 раза.

Наличие вредных привычек признали студентки Орехово-Борисовского педагогического вуза: 22% — алкоголь и 9% — курение. Другие авторы дают более высокие цифры. В Тюменском медицинском институте 45% юношей и 35% девушек первого курса регулярно употребляют алкоголь, 47% юношей и 14,5% девушек курят (Г. Д Губин с соавт,* 1995). Среди студентов Шуйского педагогического института показатель распространенности приема алкоголя составляет 79,2% среди юношей и 52,3% среди девушек, курят 21,8% юношей и 10% девушек. Сильную зависимость от этих привычек отметили у себя 5,7% курящих юношей и 7,3% девушек. Частота встречаемости вредных привычек у первокурсников в 1,8 раза меньше, чем у студентов старших курсов (Т.В. Карасева*, 1995).

По данным А.В. Ляхович и А.И. Марковой* (1995), проводивших масштабное исследование среди студентов вузов в разных регионах страны, с 1986 по 1993 год, отмечен рост негативных тенденции в гигиеническом поведении студентов: к 1993 году количество курящих студентов, употребляющих алкогольные напитки и потребляющих наркотики, достигло 65,5%, 80,8% и 10,3%, соответственно.

Низкая физическая активность отмечается почти у 76% студентов, а избыточную массу тела имеют 15-20% студентов. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев (85%) имеются те или иные сочетания «общих Факторов риска». Несмотря на то, что 89% считают личным долгом заботу о здоровье, реальное поведение студентов не только не подкрепляется практическими действиями, а даже, напротив, они ведут подрывающий Здоровье образ жизни (21-26%).

Питание студентов следует охарактеризовать как нерегулярное (36%), в сухомятку (31%), что приводит к снижению массы тела (41%), реже к избыточной массе (9%). Эти сведения подтверждаются рядом других исследований. В социологических опросах студенты указывают на существенное ухудшение питания в студенческих столовых — оно резко подорожало при относительно низком качестве кулинарной обработки и стало недоступным для 1/2 — 2/3 молодых, еще не закончивших процесс развития людей. Сравнение данных массы и роста учащихся, полученных 10 лет назад, с результатами последних двух лет обнаруживает тенденцию к астенизации. Отмечаемая тенденция характеризуется понижением массы тела при небольшом увеличении роста.

Выявлено чрезмерное потребление жидкостей, что, вероятно, связано с заменой калорийной дорогой пищи более дешевыми водами или с данью моде, предлагающей массу различных напитков в студенческих буфетах.

Среди иностранных студентов по приезде в Россию 50,4% оценивают употребляемую пищу как непривычную для них. У 19,4% студентов прием пищи вызывает боли в животе, у 20% возникают изжога и тошнота, у 17% — запоры, у 12% — поносы. Большинство российских (76%) и иностранных студентов (82%) пользуются предприятиями общественного питания, однако в последние годы в полтора раза возросло посещение буфетов по сравнению со столовыми. Нарушение режима питания чаще всего проявляется в отсутствии завтрака и сокращении числа приемов пищи в день. Выявлено снижение общей суточной калорийности пищи, связанное с недостатком белков и углеводов, снижение против нормы содержания витаминов Р, Ре, дефицит витаминов С и В [1].

Читайте также:  У меня категория здоровья группа b

К сожалению, состояние здоровья молодежи катастрофично. Ежегодный медицинский осмотр в КемГСХИ среди первокурсников это только подтверждает. Кроме этого, данный осмотр показывает, что год от года состояние здоровья студентов ухудшается, количество студентов, отнесенных в специальную медицинскую группу, растет.

Значительный вклад в неблагополучное состояние здоровья студентов вносит их нерациональное питание. В то же время известно, что правильное рациональное питание является важнейшим условием нормальной здоровой жизни человека.

Нами было проведено анкетирование студентов 1-2-го курса КемГСХИ в вопросах рационального питания, и получены следующие данные. Более 45 % студентов КемГСХИ не знают ни основ рационального питания, ни направлений в области лечебного питания, ни что такое «питание» вообще. Результаты анкетирования показали, что большинство студентов (более 52 %) чаще обращают внимание не на вид потребляемой ими пищи, а на то, потребляет ли организм «достаточно» или «более чем достаточно». То есть многие придают значение главным образом количеству пищи, чем качеству и составу. Следующей проблемой наших студентов является избыток потребления жиров, Сахаров, хлеба, картофеля, макаронных изделий и катастрофически малое использование в меню фруктов, овощей, соков, трав. Недостаточно по рациональным нормам использование молочных продуктов и рыбы. Наши исследования показали, что среди студентов популярен так называемый американский (западный) стиль питания. Данный стиль питания однообразен, насыщен животными жирами и сахарами, большое количество бутербродов запивается газированными напитками, очень мало используется овощей, фруктов, плодов, круп, кореньев. Очень часто студенты в перерывах между «парами» перекусывают чем придется: шоколад, конфеты, газированная вода, жевательная резинка. Бывает, что «утоляют голод» лишь сигаретой.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что физическое здоровье среди студентов КГСХИ с каждым годом ухудшается. И это находит подтверждение при их медицинском обследовании (табл.1).

Данные медицинского обследования студентов 1 курса КГСХИ за период с 2000 по 2005 гг.

Источник

Причины ухудшения состояния здоровья студентов

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 01.04.2017 2017-04-01

Статья просмотрена: 3355 раз

Библиографическое описание:

Осетрина, Д. А. Причины ухудшения состояния здоровья студентов / Д. А. Осетрина, В. В. Семёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 649-651. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41309/ (дата обращения: 08.06.2021).

Здоровье — ключевой фактор, влияющий на трудоспособность и психологическое состояние человека, а значит желание и возможность развиваться, вести полноценную жизнь. В конечном итоге именно здоровье нации определяет нравственный климат в обществе, влияет на состояние экономики и качество жизни граждан.

Однако многочисленные исследования и собственный опыт показывают, что здоровье населения по большинству показателей не только не улучшается, но и ухудшается. При этом многие болезни, еще недавно считавшиеся исключительно старческими, сегодня стремительно «молодеют». Уже в юношеском возрасте большинство людей имеет набор хронических заболеваний. Из года в год растет заболеваемость студентов, которая обусловлена рядом бытовых и социально-экономических факторов. Соответственно с этим уменьшается количество здоровых студентов и возрастает количество студентов с различными заболеваниями. Все эти утверждения находят своё подтверждение при медицинском обследовании студентов. Соответственно прогрессии заболеваемости студенческого контингента отмечается и рост трудопотерь, что снижает эффективность учебной деятельности [1].

По результатам медосмотров, проводимых среди студентов одного из ВУЗов, наблюдается общая тенденция ухудшения состояния здоровья студентов. Для улучшения сложившейся ситуации многие ВУЗы проводят работу по оздоровлению учащихся в собственных профилакториях. Если 10 лет назад, по статистике этого же ВУЗа, в профилакторий для общего оздоровления поступало 30 % студентов, то сейчас эти цифры сильно изменились. Так в 2013 году лишь 2 % от общего числа обратившихся студентов поступили в профилакторий для оздоровления, в 2014 году — 4,6 %, в 2015 году — 0,7 %, а за 2016 год — 0,75 %; то есть наблюдается неуклонный рост заболеваемости среди студентов.

За последние 4 года практически не изменилась структура заболеваемости среди студентов. По данным статистики, по нозологии на первом месте неизменно диагноз переутомление (23,6 % в 2013году, 27,5 % в 2014 году, 39,4 % в 2015 году, 30 % в 2016 году). На втором месте по частоте поставленных диагнозов находится вегетососудистая дистония (15 % в 2013 году,14 % в 2014 году, 12,5 % в 2015 году и 12,7 % в 2016 году). На третьем месте неизменно были заболевания желудочно-кишечного тракта (13,6 % в 2013 году, 13 % в 2014 году), но в 2015 и в 2016 годах они переместились на четвертое место (10,1 % и 11 % соответственно), уступив третье место сколиозу (10,6 % и 11,2 %). При этом снизилось количество студентов, поступивших с диагнозом заболевания глаз в 1,5 раза, что прежде всего, связано с внедрением новой аппаратуры и новых методик лечения. Кроме того, наблюдается снижение числа пациентов с ЛОР-заболеваниями в 2,2 раза, анемией в 2,5 раза, кожными заболеваниями в 1,5 раза. На графике представлено процентное соотношение, данных диагнозов от общего числа поставленных диагнозов в период с 2013 по 2016 годы (см. рис. 1).

Рис. 1. Статистика заболеваемости студентов 2013–2016 гг.

Читайте также:  Спортивные соревнования здоровье это здорово

Кроме того, среди студентов наблюдается рост 1,6 раза заболеваемости остеохондрозом, что не удивительно. Основной причиной появления и прогрессирования заболеваний опорно-двигательной системы является малоподвижный образ жизни, вызывающий мышечную гипотонию. Низкая физическая активность отмечается почти у 70 % студентов. Результатом чего является неспособность мышечного корсета удерживать костный остов в вертикальном положении. Даже незначительные отклонения от нормы еще в школьном возрасте со стороны костно-мышечной системы в сочетании с неблагоприятными условиями могут приводить к появлению патологических типов осанки, предрасполагающих в дальнейшем к развитию и прогрессированию сколиоза и дорсопатии. Другим предрасполагающим фактором, в основном среди юношей, является недоступность по цене таких благоприятных видов спорта как плавание, которое дает равномерную нагрузку на все группы мышц. Студенты напротив чаще посещают тренажерные залы, где бесконтрольно занимаются на силовых тренажерах; часто нагрузки оказываются значительно выше допустимых и выбираются без учета противопоказаний, что ведет к высокому травматизму и стремительно усугубляет уже имеющейся патологии опорно-двигательной системы.

Особого внимания заслуживает статистика распределения числа заболевших на разных курсах. При анализе заболеваемости обнаружилось, что на I курсе самая высокая заболеваемость по числу дней — 294 дня; на II курсе — 266 дней; на III курсе — 123 дня; на IV курсе — 153 дня; на V курсе — 102 дня. Данная статистика показывает, что самое большое число обратившихся за помощью приходится на I и II курсы: резко возросшая учебная нагрузка, неблагоприятное воздействие социально-гигиенических факторов среды, стремительное изменение привычного ритма жизни и круга общения, смена места проживания, качества питания, вызывают сильный стресс и оказывают выраженное негативное влияние на физическое и психологическое здоровье студентов. Помимо этого, на состояние здоровья иногородних студентов, проживающих в общежитии, могут влиять некоторые бытовые неудобства.

Наиболее важным и часто встречающимся фактором, оказывающим неблагоприятное влияние на здоровье учащихся, так же является несбалансированную высококалорийную пищу и нарушение режима питания. Результаты опроса показали, что более половины учащихся питаются в среднем 2 раза в сутки, а около трети принимают горячую пищу лишь раз в сутки. При этом качественный состав еды большинства студентов не удовлетворяет потребность организма в витаминах и микроэлементах, особенно остро данный дисбаланс наблюдается среди иногородних студентов, в большей степени питающихся фастфудом. Систематическое неправильное питание прежде всего провоцирует заболевания желудочно-кишечного тракта, а также приводит к нарушению обменных процессов и работы всего организма.

Частичный переход высшего образования на коммерческую основу, рост стоимости жилья, коммунальных услуг, основного набора продуктов питания, лекарств, приводит к тому, что физическая и умственная нагрузка на студентов возрастает. Большинство из них работают в свободное от учебы время, и чаще всего они заняты малоквалифицированным трудом: работают грузчиками, официантами, дворниками, охранниками, как правило, это происходит в вечернее или ночное время. Уже на первых курсах учебу с работой совмещают более 30 % юношей и 15 % девушек. Это приводит к значительному нарушению режима дня, острой нехватке сна и постоянной усталости, ухудшению жизненных функций организма, что значительно ослабляет иммунную систему человека. Кроме того, переход ВУЗов в категорию научно-исследовательских университетов влечет усложнение учебной программы, реорганизацию кафедр, ужесточение контроля над учебным процессом, как следствие многократно возросшая нагрузка приводит к целому ряду функциональных отклонений и хронических заболеваний.

По данным исследования, проведенного среди студентов различных ВУЗов нашей страны, отмечен сильный рост негативных тенденций в гигиеническом поведении студентов. Количество студентов, курящих, употребляющих алкоголь или наркотики, достигло 72,8 %.

Особое внимание стоит уделить диспансерным больным. Число диспансерных больных среди студентов стремительно уменьшается, если в 2013году оно составляло 35,2 %, в 2014 году 33 %, то в 2015 году уже 24 %, а в 2016 году 22 %. В первую очередь это связано с тем, что студенты не становятся на диспансерный учет, стремясь в будущем скрыть свои диагнозы от потенциального работодателя, так как хотят получить по окончании ВУЗа престижную и высокооплачиваемую работу, а диагноз может стать решающим фактором при выборе кандидата на должность.

Таким образом, общее состояние здоровья молодежи продолжает вызывать опасение. Причина тому — множество взаимосвязанных негативных факторов, многие из которых связаны в первую очередь со стремительно меняющимся ритмом жизни в мегаполисах. Для снижения темпов ухудшения данной ситуации, а в дальнейшем и решения проблемы, следует внимательнее изучить способы оздоровления студентов в том числе путем систематического посещения профилакториев и формирования культуры здорового образа жизни. Поэтому следует изучать проблемы физического воспитания как одного из самых доступных основных методов оздоровления. Однако не следует злоупотреблять физическими нагрузками. Правильно организованный процесс физического воспитания может стать движущей силой всего учебного процесса по формированию и становлению физической культуры личности. Это происходит благодаря стимулированию развития наиболее значимых для соответствующей личности биологических и социальных потребностей в движении, развитии, познании, самоутверждении, самовоспитании, что станет ключом к формированию здоровой и сильной нации, так как именно в руках молодежи находится будущее.

  1. Фильчаков C. А., Чернышева И. В., Шлемова М. В. Актуальные проблемы здоровья студентов // Успехи современного естествознания. — 2013.
  2. Пономаренко Г. Н. Общая физиотерапия Санкт-Петербург. — 2008.
  3. Крамской С. И., Амельченко И. А. О реализации оздоровительной программы в условиях технического вуза. — 2014.

Источник

Adblock
detector