Анализ состояния здоровья российских школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ns.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ состояния здоровья российских школьников.
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
Установлено, что состояние здоровья учащихся младших классов зависит от возраста начала систематического обучения в школе. У детей в возрасте 6,5 лет и младше, начало обучения ведет к снижению адаптационных возможностей.
У этих детей при изначально высоком уровне функционального состояния отмечается значительное снижение показателей уже на 2 году обучения. Показатель нарушений различных систем организма намного выше, чем среди детей, поступивших в первый класс в 7 лет и старше. Учатся дети 6,5 лет не хуже, чем те, которым 7 лет, а иногда и лучше. Однако одна и та же образовательная нагрузка обладает большей « физиологической стоимостью » для организма.
В России около 30 млн. человек — дети, почти 20 миллионов посещают образовательные учреждения, в т.ч. немногим более 15 млн. – школьники. Школа является той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 до 18 лет. Именно в этот период отмечается интенсивность роста и развития организма, происходит его биологическое созревание, формируется мировоззрение, готовность к трудовой деятельности.
Но в этот же период имеет место повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать в течение учебного процесса, и, которые приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие, последствия перенесенного рахита). На втором месте — нарушения функций органов пищеварения. Более чем у половины детей наблюдаются изменения в желудочно-кишечном тракте. Отмечено увеличение нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергических реакций. Среди детей-первоклассников в 13,5% случаев имеются отклонения в физическом развитии (недостаточный или избыточный вес тела, низкорослость).
По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания.
За годы обучения в образовательных учреждениях наблюдается дальнейшее ухудшение состояния здоровья учащихся:
в 2 раза – увеличивается число нервно-психических расстройств;
в 3 раза – органов пищеварения;
в 5 раз – увеличивается число детей с заболеваниями эндокринной системы;
70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию;
За последнее десятилетие среди учащихся младших классов функциональные отклонения и хронические заболевания в среднем увеличились на 54,5%. Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения всех функций организма.
Реализация здоровьесберегающих технологий
во внеурочное время.
Использование здоровьесберегающих технологий
в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:
Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки, в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.
- Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса и реализации научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.
- Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.
- Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.
- Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся, как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.
- Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии.
- Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.
- Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.
- Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.
Здоровье – это величайшая ценность, основа для самореализации и главное условие для выполнения людьми их социальных и биологических функций. Здоровьесберегающее поведение и мышление закладываются еще в школе. Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы сформировать успешных личностей, готовых полноценно жить и растить будущее поколение.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни детей школа не может в полной мере следовать разработанной ею системе мероприятий в условиях пандемии; но все же в онлайн-режиме классные руководители, педагоги по внеурочной деятельности проводят: консультации, конференции, тематические конкурсы, беседы. Физкультурно-оздоровительная деятельность школы, направленная на физическое развитие, осуществляется учителем по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, воспитателем ГПД в Дни здоровья, Недели здоровья, физкультурные занятия на открытом воздухе).
Проведенная работа позволяет нам сделать вывод, о том, что комплексный подход к реализации здоровьесберегающих технологий в школе является незаменимым инструментом создания благоприятного образовательного процесса, способствует формированию правильного представления о ценностях и здоровом образе жизни.
Уверена, что стремление педагога, и как итог, умение построить урок таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, позволит добиться эффективного усвоения знаний. Обучение грамотной заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья учащихся, мотивация их к ведению здорового образа жизни, предупреждения вредных привычек, проведение организационно — воспитательной работы со школьниками после уроков и просвещение их родителей позволит реализовать здоровьесберегающие технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие, которое включает в себя: примерное календарное планирование по СМГ, примерные упражнения при разных заболеваниях и несколько план конспектов урока по СМГ.
1.Исследовать и обобщить результаты медосмотра, сделать выводы о состоянии здоровья детей класса. 2.Определить приоритеты направлений р.
Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей.
Цель исследования — выявить психолого-педагогические условия готовности ребенка к школьному обучению и определить роль и место важнейших институтов воспитания: семьи и школы, их влияния на эту готовно.
Результаты обследования состояния здоровья школьников.
I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников.
Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.
Источник
Школа. Опасно для здоровья
Частота функциональных нарушений здоровья у российских школьников за десятилетие увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней — вдвое. Об этом сообщил Роспотребнадзор.
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
По мнению специалистов ведомства, большая часть нарушений здоровья связана с нерациональным питанием детей и подростков: в их рационе слишком мало молочных продуктов, растительных масел, овощей, фруктов и рыбы. Такие отклонения в пищевых привычках приводят к недостатку в организме ребенка кальция, железа, йода и цинка, что приводит к появлению функциональных нарушений здоровья.
Зато потребление продуктов с избыточным содержанием соли и сахара, а также мучных изделий растет год за годом. В результате у современных детей все чаще встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта, ожирение, сахарный диабет и другие заболевания, связанные с питанием. «Нарушения питания детей и подростков служат одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний», — констатируют в Роспотребнадзоре.
В ведомстве называют растущее количество детей с ожирением тревожной тенденцией, создающей угрозу здоровью следующих поколений: «Проблема ожирения затрагивает весь жизненный цикл – у матерей, страдающих ожирением, выше вероятность рождения детей с избыточной массой тела, а у такого ребенка выше вероятность того, что она сохранится в зрелом возрасте».
Оценки Роспотребнадзора хорошо согласуются с результатами исследования, проведенного НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ. Специалисты института в течение 11 лет вели наблюдение за здоровьем школьников из четырех учебных заведений Москвы – начиная с года, когда дети пришли в первый класс, и заканчивая 11-м классом. Всего в исследовании участвовало 426 детей, каждого из которых раз в год обследовали несколько врачей.
Главный вывод врачей: за время обучения в школе здоровье детей существенно ухудшается. Так, обследование первоклассников показало, что абсолютно здоровыми могут считаться 4,3% из них — эти дети попали в I группу здоровья. Ко II группе – «практически здоровых» – были причислены 44,4% первоклашек. К 11-му классу в I группе здоровья не осталось ни одного человека, а численность учащихся с II группой сократилась на четверть – до 34%. Остальные дети попали в III и IV группы здоровья, то есть в категорию лиц, имеющих отклонения здоровья или страдающих хроническими заболеваниями.
Типичный школьник – близорукий сутулый язвенник
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, самыми распространенными отклонениями здоровья среди московских школьников сегодня являются нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, а также расстройства зрения. Наиболее часто встречающиеся хронические заболевания: язвенная болезнь, гастродуоденит, сколиоз, близорукость средней и высокой степени.
Авторы исследования отмечает, что особенностями изменений здоровья школьников за последние годы являются, во-первых, снижение числа абсолютно здоровых детей. Во-вторых, изменение структуры хронической патологии: вдвое увеличилось доля болезней органов пищеварения, в четыре раза – опорно-двигательного аппарата, втрое – болезней почек и мочевыводящих путей.
В-третьих, растет число школьников, имеющих несколько диагнозов. 20% старшеклассников сегодня имеют в анамнезе пять и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. Наиболее распространенные из них: нарушение осанки и сколиоз (65% школьников); снижение зрения (33,4%); нарушения центральной нервной системы (26,2%); сниженная масса тела при нормальном росте (23,3%); плоскостопие (19,1%); нарушение пищеварительной системы (19%); низкая масса тела при низком росте (9,3%); ожирение (4,1%).
При этом исследователи отмечают, что проблемы с нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, дыхательной системами, зрением и психикой у детей встречаются на 14,7% чаще, чем десять лет назад.
Школа учит и калечит
Специалисты из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в отличие от Роспотребнадзора не считают неправильное питание главной причиной проблем со здоровьем у школьников. Они отмечают, что по сравнению с началом 1990-х годов состояние здоровья школьников по распространенности функциональных отклонений ухудшилось в 2,4-2,7 раза, а по частоте хронических болезней на 40-70%. «При этом питание в детских образовательных учреждениях в то время было существенно хуже, чем сейчас», – подчеркивают исследователи.
Главной причиной негативных тенденций они считают постоянный стресс, который испытывают нынешние дети. Этот вывод основан на нескольких фактах.
Первый – в младшей и средней школе мальчики болеют чаще, чем девочки, но к 11-му классу ученицы «перегоняют» учеников. «Это объясняется тем, что, с одной стороны, девочки быстрее включаются в учебный процесс, чем мальчики, и лучше справляются со школьной нагрузкой. Однако уже в старших классах они более усердно занимаются, чем мальчики, больше переживают из-за экзаменов, в результате у них чаще развиваются психосоматические нарушения», – объясняют авторы исследования.
Второй – нарушения здоровья чаще встречаются среди учащихся лицеев и гимназий, где нагрузки выше, чем в обычных школах.
Третий – опережающими темпами растут «школьно-обусловленные» функциональные отклонения и хронические заболевания: нервно-психические и сердечно-сосудистые функциональные расстройства, нарушения органов пищеварения и зрения, хронические заболевания опорно-двигательного аппарата.
Четвертый – количество психосоматических заболеваний среди школьников резко подскочило после введения ЕГЭ, а также общегосударственного экзамена в 9-м классе.
Выводы специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков подтверждают их коллеги из Института возрастной физиологии РАО. Они на основе многолетних исследований даже составили рейтинг школьных факторов риска для здоровья детей, проранжировав их по значимости и силе влияния. На первых местах по ущербу детскому здоровью в этом рейтинге оказались «стрессовая педагогическая тактика», «интенсификация учебного процесса» и «несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников».
Источник: Институт возрастной физиологии РАО
Примечательно, что официальная статистика Минздрава рисует более радужную картину. По информации ведомства, за последнее время доля школьников, относящихся к I и II группам здоровья (то есть полностью или практически здоровых), выросла до 84,6%.
Аналитики отмечают такое расхождение в цифрах низким качеством обязательных медосмотров детей, которые в соответствии с приказом Минздрава проводятся раз в год. На основании этих обследований детей относят к той или иной группе здоровья. Однако такие осмотры обычно оказываются формальными и поверхностными, так что выявляемость нарушений здоровья по их результатам близка к нулю. Отсюда и позитивная статистика Минздрава.
Источник