Психологическое здоровье: факторы риска нарушения и оптимальные условия для его становления
Статья в рамках Сетевой ГЭП
«Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения
через создание единого здоровьесберегающего пространства округа»
Тема экспериментальной работы в ЦПМСС «Ново-Переделкино»:
«Трансдисциплинарный подход в создании
адаптивной среды в образовательном учреждении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье: факторы риска нарушения
и оптимальные условия для его становления.
В 1979 году Всемирной Организацией Здравоохранения был введен термин “психическое здоровье”. Его можно определить как “состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде». В отличие от понятия «психическое здоровье» термин «психологическое здоровье» встречается пока не часто. Появление этого термина связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.
Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).
Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг — между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова — как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты. Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров).
В концепции модернизации системы образования важная роль отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как » психически не болен, но психологически уже не здоров».
Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.
«Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Другими словами «ключевым» понятием для описания психологического здоровья является «гармония». И прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно можно говорить о том, что «психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи» (О.В.Хухлаева).
При этом психологическое здоровье человека тесно связано со здоровьем физическим, т.к. само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья – «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев).
Следующий момент, который необходимо рассмотреть для содержательного наполнения понятия психологического здоровья, – это взаимосвязь его с духовностью. И.В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богатства развития личности, т.е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И с этим положением можно полностью согласиться.
Поняв, что такое психологическое здоровье, необходимо также обратить внимание на факторы риска нарушения психологического здоровья. Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды (для детей) понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. В свою очередь, семейные неблагоприятные факторы можно подразделить на факторы риска, исходящие от:
- типа детско-родительских отношений (дефицит общения родителей и ребенка, сверхстимуляции ребенка, гиперопека, чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, формальное общение и др.),
- семейной системы (взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними).
В младшем школьном возрасте (от 6–7 до 10 лет) взаимоотношения с родителями начинают опосредоваться школой, т.к. ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других, что может приводить к значительному снижению самооценки детей. Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, жертвуя при этом воображением, игрой, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону – «я есть только то, что я могу делать». Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое может негативно повлиять как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формирование его жизненного сценария.
Но если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, возникают вопросы, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, и почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. Поэтому необходимо учитывать оптимальные условия для становления психологического здоровья человека:
- наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих напряжение соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей. При этом задача взрослых – не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия;
- наличие у ребенка положительного фона настроения (наличие у учащегося душевного равновесия, т. е. способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя, оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым). Хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций;
- наличие постоянной фиксации ребенка на прогрессе, положительных изменениях, которые относятся как к сфере учебной, так и внеучебной деятельности;
- наличие социального интереса (способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие).
Но важно то, что выделенные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большой степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при отсутствии их – с теми или иными нарушениями психологического здоровья.
Таким образом, обобщив все сказанное выше мы получаем «портрет» психологически здорового человека. «Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра» (О.В.Хухлаева).
В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз необходимо подчеркнуть, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
Источник
Ухудшение отношения между людьми как фактор риска для здоровья
Психосоматическая проблема имеет такую же длительную историю развития, как и медицина в целом. Парадокс в изучении психосоматической проблемы состоит в том, что знание о ней существует очень давно, а научный характер эти идеи начали приобретать сравнительно недавно. Научный термин «психосоматика» возник в 1918 г. (Р.Хайрот). Хотя достаточно давно еще в гиппократовские времена люди обращали внимание на связь между особенностями строения тела человека и особенностями его психики и заметили, как самочувствие или душевное состояние человека влияет на его тело. Становлению психосоматической теории способствовали психоанализ З.Фрейда, теория кортико-висцеральной патологии, концепция мобилизации Кеннона, теория стресса Г.Селье. также изучали психосоматические отношения, психосоматические взаимоотношения, психосоматическое единство, давали объяснение связи между телесным и психическим следующие ученые: А.Лоуэн, В.Дайх, Б.Д. Карвасарский, В.В. Николаев, Э.Эйдемиллер, В.Юстицкий.
На современном этапе психосоматическая медицина решает 3 вопроса:
1. Вопрос о пусковом механизме патологического процесса и начальной стадии его развития.
2. Почему один и тот же сверхсильный раздражитель у одного человека вызывает ярко выраженную эмоциональную реакцию и комплекс специфических вегето-висцеральных сдвигов, у других людей эти сдвиги вообще отсутствуют.
3. Почему психическая травма у одних людей вызывает заболевание ССС, у других – пищеварительного аппарата, у третьих – дыхательной системы, у четвертых – эндокринной системы.
Причиной психосоматической проблемы (внутреннего дисбаланса) могут стать:
— нарушения внутренней психоэмоциональной гармонии человека как фактора ухудшения его здоровья;
— неправильное восприятие себя в сложившейся ситуации;
— ухудшение отношений между людьми как фактор риска.
Задача работы медицинского персонала с пациентом – выстроить правильную систему ухода, лечения, оказания медицинской и психологической помощи, направленной на восстановление здоровья (нарушенного баланса физического, психического, духовного). Для этого необходимы знания и умения, направленные на сохранение здоровья пациента, предупреждение заболевания, содействия выздоровлению, восстановление благополучия и максимального функционирования. При этом необходимо относится к человеку с точки зрения целостного подхода: человек – это единое, гармоничное целое, включающие уникальность генотипа психики, поведения, наследственности, влияние общества, социальной среды, занимающего определенное социальное положение, имеющее социальные роли, вид деятельности, в которой участвуют и его взаимоотношения с другими людьми + уровень развития личности и самореализации человека. Насколько человек регулирует свою жизнедеятельность высшими человеческими ценностями, показывает его самостоятельность, принципиальность, индивидуальную выраженность в системе мотивации личности к действию. Необходимо учитывать, что человек – существо природное (телесное) и социальное (принадлежит к той или иной культуре).Состояние внутреннего мира пациента может помочь медицинскому работнику в сражении с болезнью или может помешать.
Только комплексный подход к человеку, понимание динамики личности в контексте ее взаимодействия с внешней средой и социальным окружением дает медсестре возможность оказать содействие пациенту в обретении здоровья.
О влиянии внешних социальных факторов на психику человека, а следственно и на организм, известно давно. Неудовлетворенность жизнью, профессией, социальным окружением, проблемы в семье приводят к чрезмерному стрессу, оказывающему повреждающее влияние на иммунную систему, а как следствие и другие органы и системы (ССС, ЖКТ, дыхательная система, эндокринная система). По данным отечественных и зарубежных авторов, 30-50% пациентов, жалующихся на телесные недуги, нуждаются лишь в коррекции психологического состояния. К числу истинных псиохосоматических заболеваний относят бронхиальную астму, сахарный диабет, гипертоническую болезнь, ИБС, инфаркт миокарда, язвенную болезнь 12-перстной кишки, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит. Все эти заболевания имеют своей особенностью способ протекания – это хронические заболевания, неизлечимые, а залечиваемые. Т.е. пациенту придется научиться жить с этим заболеванием, т.к. баланс внутреннего благополучного состояния уже никогда не будет прежним. Медицинский работник должен ему в этом помочь. Так же в следствии заболевания изменяется личность самого пациента. Психика претерпевает изменения. Спектр возможных изменений достаточно широк. Это и негативные эмоциональные реакции (тревога, страх, агрессия и пр.) и невротические и астенические реакции, и перенапряжения, вызванные потерей трудоспособности, социального статуса, это и перестройка всей личности пациента (формирование новых жизненных установок, направленности, самосознания, пр.)
Психосоматические заболевания и особенности пациентов с этими заболеваниями:
1) Бронхиальная астма. В ее появлении значительную роль играют истерические черты личности, повышенная ипохондричность, осознаваемая тревога. В симптомах бронхиальной астмы можно увидеть символическое выражение личностного конфликта между потребностью пациента в нежности и страхом перед ней, а так же противоречивость в решении проблемы «брать или давать». Они подавляемы, контролируемы, не инициативны.
2) Гипертоническая болезнь. У таких пациентов наблюдается внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами и потребностью в зависимости от значимых лиц, а также стремлением к достижению высоких социальных ролей и высоких социальных стандартов жизни. Это ведет к хроническому стрессу, так как люди мало адаптированы к стрессу, возникающему при изменении жизненных стереотипов.
3) ИБС и инфаркт миокарда. Такие люди характеризуются торопливостью в ведении дел, нетерпением, чувством постоянной нехватки времени, чувством высокой ответственности за порученное дело. Они обладают неуверенностью в себе, эмоциональной лабильностью, им характерен «уход в работу», так как ни на что другое не хватает времени.
4) Язвенная болезнь. Профили пациентов:
а. Тиранический пациент: слабое Я, внутренняя зависимость от окружающих и в тоже время интенсивный страх перед этой зависимостью. Как сверхкомпенсация на это полагается стремление к тираническому подавлению окружающих со вспышками агрессивности в случае неудач, часть пациентов склонны к алкоголизации.
б. Невроз характера: пациенты «язвят» окружающим ироническими замечаниями, постоянно чем-то недовольны, брюзжат и т.д. Это формы постоянного рассеивания агрессивного напряжения.
5) Сахарный диабет. Его развитию способствуют:
а. Внутриличностные конфликты, которые удовлетворяются актом еды. Это ведет к стабильной гипергликемии, которая ослабляет секреторную деятельность поджелудочной железы.
б. Как следствие отождествления пищи с положительными эмоциями, уничтожается эмоция голода. Состояние голода усиливается независимо от принятия пищи. Формируется голодный метаболизм, который соответствует метаболизму пациента с диабетом.
Источник