Приложение. Перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих
Перечень
социально значимых заболеваний
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715)
инфекции, передающиеся преимущественно половым путем
болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
психические расстройства и расстройства поведения
болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением
* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).
Информация об изменениях:
Перечень изменен с 11 февраля 2020 г. — Постановление Правительства России от 31 января 2020 г. N 66
Перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715)
С изменениями и дополнениями от:
31 января 2020 г.
болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки
инфекции, передающиеся преимущественно половым путем
педикулез, акариаз и другие инфестации
сап и мелиоидоз
коронавирусная инфекция (2019-nCoV)
* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Социальные угрозы и социальная безопасность
Рубрика: 6. Социальная психология
Дата публикации: 12.02.2018
Статья просмотрена: 4739 раз
Библиографическое описание:
Тургунова, А. Т. Социальные угрозы и социальная безопасность / А. Т. Тургунова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2018. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13793/ (дата обращения: 08.06.2021).
Под понятием «угроза» обычно понимается совокупность факторов и условий, представляющих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Понятия опасности и угрозы — это разные формы и уровни состояния, подрывающего безопасность социума. Опасности и угрозы имеют как объективный, так и субъективный характер, выступают как взаимодействие двух сторон. KaкОтмечает Я.Маргулян“ в каждом конкретном случае уровень их взаимодействия различен: опасность может возникать без наличия угрозы или с ее наличием, а может и достигать характера угрозы. В то же время угроза может существовать без опасности или выступать фактором ее сдерживания” [7]. Также pазличается понятия «риск» и «угроза». Угроза — очень низкая вероятность серьезного события, которую трудно оценить, потому что оно никогда не происходило, а поэтому по отношению к нему не доступны эффективные профилактические меры, предпринимаемые, чтобы уменьшить вероятность или воздействие возможного негативного события. Например: природные, антропогенные, экологические катастрофы. Понятия «риск» и «угроза» тесно связаны с понятием «опасность». Опасность — это возможность возникновения обстоятельств, которые могут таким образом повлиять на сложную экологическую или социальную систему, что это приведёт к ухудшению или невозможности её функционирования и развития.
Опасность и угроза — это объективные обстоятельства: наступление или вероятность наступления нежелательных событий. Риск же связан с субъективной деятельностью человека. Неадекватное восприятие опасностей и угроз приводит к недооценке возникающей ситуации или ее неправильному пониманию и, как следствие, потере контроля над ней и дестабилизации.
По этому pрассмотрению понятий «опасность» и «угроза» следует осуществлятьsya в контексте категорий «вызов» и «риск». Вызов представляет собой совокупность обстоятельств, непосредственно или опосредованно угрожающих объекту (субъекту) и требующих реагирования на него. Угрозы в социальной сфере могут привести к нарастанию до критической черты напряженности в обществе, возникновению трудноразрешимых противоречий среди различных слоев населения.
В качестве основных социальных угроз могут выступать утрата социальной солидарности и идентичности, дальнейшее расслоение общества по уровню доходов, существенное увеличение массы малообеспеченных жителей, наличие безработицы молодёжи и трудоспособных граждан,снижение доступности удовлетворения неотложных нужд в питании, жилье, коммунальных, транспортных и других видах услуг, слабая социальная защищенность, неэффективность социальной политики, криминализация и политизация социальных отношений, рост численности населения, относящегося к маргинальным группам населения (маргинальный статус становится не столько исключением, сколько нормой существования значительного числа людей), высокий уровень социального расслоения и напряженности между различными слоями и группами, возникновение и усугубление тенденций возрастания конфликтов на межнациональной почве, появление напряженности среди части населения на почве религиозной нетерпимости, усиление дисфункциональности социальных институтов, снижение уровня духовности значительной части населения, особенно у молодежи, обусловленное культурной экспансией извне, возрастания потребления алкоголя, безнадзорность, наркомания; алкоголизм, семейный алкоголизм, проституция, сектантство, употребление и распространение психоактивных веществ, игромания, воздействием средств массовой информации и т. д.
Социальные угрозы классифицируются по следующим признакам:
‒ по направленности против социальных интересов (потребностей) граждан, групп, слоев и всего общества;
‒ по объектам, институтам, областям социальной сферы, которым они угрожают (системы продовольственного снабжения и питания, здравоохранения, коммунальных услуг и т. д.);
‒ по масштабам (разрушительный потенциал опасностей, пространственно-временные характеристики — общие, региональные, местные, краткосрочные, долгосрочные и т. п.);
‒ по формам проявления (преднамеренно организованные, стихийные и т. п.);
‒ по источникам и причинам;
‒ по средствам (насильственные, ненасильственные, военные и т. д.).
Опасности социального характера — это неблагоприятные процессы и явления, возникающие между людьми в обществе, и представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, их имущества, прав и законных интересов. Носителями социальных опасностей всегда являются люди или социальные группы. Особенность социальных опасностей состоит в том, что они всегда угрожают большому числу людей, даже если конкретно направлены против одного человека. Например, человек, употребляющий наркотики, тянет за собой своих родных и близких людей, обрекая их на страдания, потерю работы, бедность и другие социальные угрозы.
Многообразие социальных проблем, сопутствующих рыночной системе, сегодня в большей мере затронуло семью. Реализация национальных проектов, в том числе и в семейной сфере пока кардинально не разрешила проблему. Вызовы и угрозы нормальному функционированию семьи представляют значительную опасность самому ее существованию. Труднорешаемые проблемы жилищного обеспечения, падающего материального достатка, трудоустройства создают у семьи ощущение непредсказуемости перспектив своего развития, недостаточную информированность в вопросах воспитания детей и социально-педагогический дискомфорт. А ещё можно привезти пример безработицы среди молодёжи. Оно как социальное явление представляет собой не просто существование в обществе определенной части незанятого населения, равноправно нуждающегося в социальной — помощи. С позиций структурно-функционального анализа социальная категория безработных является производственным резервом общества; который необходимо поддерживать в состоянии готовности к трудовой деятельности специальными способами; отличными от поддержки остальной части незанятого населения. Общество заинтересовано в поддержании среди безработных лояльного отношения к другим социальным категориям и группам, также как и в положительном отношении к безработным со стороны других категорий и групп для того, чтобы не допускать их маргинализации.
В условиях обострения социальных проблем, со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи. Реализация различных проблем семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, зависит от эффективности действующей системы мер социально-педагогической поддержки, которая ориентирована не только на решение этих проблем, но и на укрепление, развитие внутреннего потенциала семьи для выполнения собственных социально-значимых функций.
Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации представляется как система адресных мер временной помощи семье по разрешению ее проблем, восстановлению активного функционирования и развитию способности самостоятельно преодолевать трудности.
Социальное сопровождение семей безработных в общеобразовательном учреждении предполагает включение общеобразовательного учреждения (как элемента института образования) в процессы реализации социальной помощи и поддержки семей безработных, оптимизацию социальных отношений с участием безработных.
- Анциферова Л. И. Личность в трудных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн., 1994. -1.15.-С. 3–6.
- Евграфова И. Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации. Дисс. — Москва, 2001. С.187
- Смолин О. Образование и национальная безопасность // Свободная мысль. 1996. № 11.
- Иванова Е. А., Фролов С. А. Семья наркомана. Типы семей с повышенным риском формирования независимой личности//Вестник Московского университета: Сер. 18. Социология и политология.-2002.-№ 1.-с.98–105.
- Левин Б. М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен// Социологические исследования.
- Исаев К. «Общество риска» в условиях глобализации/К. Исаев//Социологические исследования.-2001. -№ 12. С. 15–20.
- Маргулян Я. Социальные опасности и угрозы личности, обществу и государству: источники и причины. М., 2014. c.22.
Похожие статьи
Использование технологий социальной работы с подростками.
В последнее время в российском обществе обострилась проблема повсеместного нарушения прав детей. Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках. Трудная жизненная ситуация объективно нарушает социальные связи человека с его окружением и.
Ресоциализация граждан в трудной жизненной ситуации на.
Ресоциализация людей, попавших в трудную жизненную ситуацию — достаточно актуальная проблема для социальной работы, которую вполне реально решить посредством создания ряда социальных учреждений, которые помогали данной категории.
Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.
Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения.
Особенности оказания социально-психологической помощи.
В этих учреждениях предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, в первую очередь для детей и женщин.
Итак, невозможно решить социальные проблемы женщин в отрыве от социальных проблем всего общества.
Проблемы правоприменения в сфере социального обслуживания
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня» обслуживает детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, членов их семей
Проблемы при организации работы учреждений социального обслуживания связаны с необходимостью оформления.
Актуальные проблемы управления и направления развития.
социальная работа, трудная жизненная ситуация, подросток, социальная реабилитация, социальная помощь, семья
Социальная защита населения и удовлетворение важнейших потребностей общества в материальных благах и социальных услугах.
Угрозы информационной безопасности образовательного.
Все вышеперечисленные угрозы являются потенциально опасными для любого образовательного учреждения.
Безопасность жизнедеятельности в современном обществе зависит от жизненного
Ключевые проблемы информационной безопасности сферы.
Неграмотность населения как проблема безопасности.
Необходимо отметить, что в условиях современного общества снижается уровень
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального.
Социальная помощь в системе социальной защиты населения
Основной функцией социальной защиты является оказание помощи человеку, находящемуся в трудном социальном положении, или
расширение сферы социального обеспечения за счет перехода защиты лишь от определенных рисков к защите от все большего их числа
Источник
Естествознание. 11 класс
Конспект урока
Естествознание, 11 класс
Урок 33. «Проблемы сохранения здоровья человека»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Какие существуют сегодня проблемы сохранения здоровья человека?
— Каковы основные факторы, негативно воздействующие на здоровье человека?
— Какие существуют методы и средства сохранения и укрепления здоровья человека?
— В чем сложность сохранения здоровья человека?
Глоссарий по теме:
Здоровье – это такое состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность.
Биологические угрозы здоровью человека – это условия природной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, высокий уровень радиации, рост числа болезнетворных микроорганизмов.
Социальные угрозы здоровью человека – это условия социальной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, пропаганда «антиздорового» образа жизни – жизни одним днем, малоподвижный образ жизни современных людей и т.д.
Экономические угрозы здоровью человека – это условия экономической системы, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, низкий уровень производства в развивающихся странах и недостаток ресурсов, ведущий к распространению голода и нищеты.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):
1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 59-63.
2. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 г. с. 67-89.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);
Информационный портал. Раздел: проблемы здоровья человека / URL: http://biofile.ru/bio/21493.html
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сложность сохранения здоровья человека обусловлена тем, что многие современные заболевания имеют не столько биологическую природу (например, невозможность вылечить ту или иную болезнь или возникновение эпидемий), сколько социальную. В частности, такие современные проблемы, как алкоголизм, наркомания, заражение ВИЧ, возникают не столько из-за несовершенства науки и медицины, сколько из-за деструктивного поведения людей. Данный факт обуславливает необходимость комплексного подхода при решении проблем сохранения здоровья людей – как с биологической, медицинской, так и с социальной точки зрения.
Угрозы здоровью человека – негативные биологические, антропогенные, социальные и иные факторы, принято классифицировать по особенностям происхождения таких угроз. По данному признаку выделяют биологические угрозы – например, не поддающиеся лечению заболевания, вспышки численности болезнетворных микроорганизмов и т.д., социальные угрозы – например, рост «социально обусловленных» заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания и др., экономические – бедность и голод.
Биологические угрозы здоровью человека – это условия природной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, высокий уровень радиации, рост числа болезнетворных микроорганизмов.
Социальные угрозы здоровью человека – это условия социальной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, пропаганда «антиздорового» образа жизни – жизни одним днем, малоподвижный образ жизни современных людей и т.д.
Экономические угрозы здоровью человека – это условия экономической системы, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, низкий уровень производства и недостаток ресурсов, ведущий к распространению голода и нищеты.
Среди современных биологических угроз здоровью человека можно назвать следующие:
1. Распространение опасных вирусов – например, ВИЧ, или быстро меняющийся вирус гриппа.
2. Рост антропогенной нагрузки на природные системы – загрязнение биологических ресурсов. Например, загрязнение природной среды влечет за собой ухудшение экологической обстановки – снижение качества воздуха и воды, вызванный ими рост заболеваний дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта.
3. Истощение природных ресурсов – в первую очередь, пищевых.
4. Снижение иммунитета человека, рост аутоиммунных заболеваний, при которых иммунная система атакует клетки своего организма. С другой стороны, в результате использования антибактериальных чистящих и моющих средств иммунная система человека «не научается» противостоять даже сравнительно неопасным биологическим агентам.
К числу социальных угроз здоровью человека относятся:
1. Распространение алкоголизма, наркомании.
2. Распространение игромании, которая не так давно была официально признана болезнью, а также снижение социальной адаптации вследствие бегства в виртуальную реальность.
3. Малоподвижный образ жизни (сидячая работа, пассивный отдых и т.д.).
К числу экономических угроз здоровью человека относят:
1. Голод в развивающихся странах.
2. Бедность населения, невозможность вести полноценную, в том числе и с точки зрения сохранения здоровья, жизнь.
Можно выделить и иные угрозы здоровью человека, которых распределятся по основным категориям.
Перечисленные факторы негативно влияют на состояние здоровья человека. Исходя из многообразия существующих угроз, проблема сохранения здоровья человека требует комплексного подхода. Если человек избавляется от основных факторов риска развития многих заболеваний, то он сохраняет и укрепляет здоровье.
Методы охраны здоровья – это комплексы мер, которые способствуют снижению уровня воздействия факторов, негативно влияющих на состояние здоровья человека.
Наиболее доступные способы укрепления и сохранения здоровья человека включают в себя:
1. Подвижный образ жизни (привычка к физическим упражнениям на регулярной основе – например, утренняя зарядка, занятия спортом и т.д.).
2. Закаливание организма, что повышает устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию, снижает риск развития простудных заболеваний.
3. Отказ от излишнего приема лекарств и иных химических препаратов (кроме тех, которые назначены врачом по состоянию здоровья).
4. Формирование оптимального режима труда и отдыха – например, чередование физических и умственных нагрузок, отдых в местах с благоприятной экологической обстановкой и т.д.
5. Рациональное питание – отслеживание объема потребления белков, жиров, углеводов, витаминов в оптимальном соотношении, исходя из возраста, образа жизни, уровня нагрузок и т.д.
6. Развитие навыка контроля негативных эмоций, позитивного мышления и взгляда на мир.
7. Отказ от вредных привычек – употребления алкоголя, наркотиков, курения.
Перечисленные методы и принципы сохранения и укрепления здоровья предполагают, что каждый человек должен сознательно применять их, стремясь сохранить хорошее состояние здоровья. Ввиду этого, на современном этапе говорят об ответственности каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.
Здоровье – это такое состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность. Из данного определения следует, что хорошее состояние здоровья предполагает способность человека противостоять основным факторам нарушения здоровья.
Угрозы здоровью человека – негативные биологические, антропогенные, социальные и иные факторы, принято классифицировать по особенностям происхождения таких угроз. По данному признаку выделяют биологические угрозы – например, не поддающиеся лечению заболевания, вспышки численности болезнетворных микроорганизмов и т.д., социальные угрозы – например, рост «социально обусловленных» заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания и др., экономические – бедность и голод.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
1. Состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность называют:
Правильный ответ: 2) Здоровье.
2. Что из перечисленного не относится к методам сохранения здоровья:
1. Подвижный образ жизни.
2. Закаливание организма.
4. Формирование оптимального режима труда и отдыха.
5. Формирование адаптаций.
6. Отказ от вредных привычек.
Правильный ответ: 5. Формирование адаптаций.
Источник