Социальные угрозы и социальная безопасность
Рубрика: 6. Социальная психология
Дата публикации: 12.02.2018
Статья просмотрена: 4739 раз
Библиографическое описание:
Тургунова, А. Т. Социальные угрозы и социальная безопасность / А. Т. Тургунова. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2018. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13793/ (дата обращения: 08.06.2021).
Под понятием «угроза» обычно понимается совокупность факторов и условий, представляющих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Понятия опасности и угрозы — это разные формы и уровни состояния, подрывающего безопасность социума. Опасности и угрозы имеют как объективный, так и субъективный характер, выступают как взаимодействие двух сторон. KaкОтмечает Я.Маргулян“ в каждом конкретном случае уровень их взаимодействия различен: опасность может возникать без наличия угрозы или с ее наличием, а может и достигать характера угрозы. В то же время угроза может существовать без опасности или выступать фактором ее сдерживания” [7]. Также pазличается понятия «риск» и «угроза». Угроза — очень низкая вероятность серьезного события, которую трудно оценить, потому что оно никогда не происходило, а поэтому по отношению к нему не доступны эффективные профилактические меры, предпринимаемые, чтобы уменьшить вероятность или воздействие возможного негативного события. Например: природные, антропогенные, экологические катастрофы. Понятия «риск» и «угроза» тесно связаны с понятием «опасность». Опасность — это возможность возникновения обстоятельств, которые могут таким образом повлиять на сложную экологическую или социальную систему, что это приведёт к ухудшению или невозможности её функционирования и развития.
Опасность и угроза — это объективные обстоятельства: наступление или вероятность наступления нежелательных событий. Риск же связан с субъективной деятельностью человека. Неадекватное восприятие опасностей и угроз приводит к недооценке возникающей ситуации или ее неправильному пониманию и, как следствие, потере контроля над ней и дестабилизации.
По этому pрассмотрению понятий «опасность» и «угроза» следует осуществлятьsya в контексте категорий «вызов» и «риск». Вызов представляет собой совокупность обстоятельств, непосредственно или опосредованно угрожающих объекту (субъекту) и требующих реагирования на него. Угрозы в социальной сфере могут привести к нарастанию до критической черты напряженности в обществе, возникновению трудноразрешимых противоречий среди различных слоев населения.
В качестве основных социальных угроз могут выступать утрата социальной солидарности и идентичности, дальнейшее расслоение общества по уровню доходов, существенное увеличение массы малообеспеченных жителей, наличие безработицы молодёжи и трудоспособных граждан,снижение доступности удовлетворения неотложных нужд в питании, жилье, коммунальных, транспортных и других видах услуг, слабая социальная защищенность, неэффективность социальной политики, криминализация и политизация социальных отношений, рост численности населения, относящегося к маргинальным группам населения (маргинальный статус становится не столько исключением, сколько нормой существования значительного числа людей), высокий уровень социального расслоения и напряженности между различными слоями и группами, возникновение и усугубление тенденций возрастания конфликтов на межнациональной почве, появление напряженности среди части населения на почве религиозной нетерпимости, усиление дисфункциональности социальных институтов, снижение уровня духовности значительной части населения, особенно у молодежи, обусловленное культурной экспансией извне, возрастания потребления алкоголя, безнадзорность, наркомания; алкоголизм, семейный алкоголизм, проституция, сектантство, употребление и распространение психоактивных веществ, игромания, воздействием средств массовой информации и т. д.
Социальные угрозы классифицируются по следующим признакам:
‒ по направленности против социальных интересов (потребностей) граждан, групп, слоев и всего общества;
‒ по объектам, институтам, областям социальной сферы, которым они угрожают (системы продовольственного снабжения и питания, здравоохранения, коммунальных услуг и т. д.);
‒ по масштабам (разрушительный потенциал опасностей, пространственно-временные характеристики — общие, региональные, местные, краткосрочные, долгосрочные и т. п.);
‒ по формам проявления (преднамеренно организованные, стихийные и т. п.);
‒ по источникам и причинам;
‒ по средствам (насильственные, ненасильственные, военные и т. д.).
Опасности социального характера — это неблагоприятные процессы и явления, возникающие между людьми в обществе, и представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, их имущества, прав и законных интересов. Носителями социальных опасностей всегда являются люди или социальные группы. Особенность социальных опасностей состоит в том, что они всегда угрожают большому числу людей, даже если конкретно направлены против одного человека. Например, человек, употребляющий наркотики, тянет за собой своих родных и близких людей, обрекая их на страдания, потерю работы, бедность и другие социальные угрозы.
Многообразие социальных проблем, сопутствующих рыночной системе, сегодня в большей мере затронуло семью. Реализация национальных проектов, в том числе и в семейной сфере пока кардинально не разрешила проблему. Вызовы и угрозы нормальному функционированию семьи представляют значительную опасность самому ее существованию. Труднорешаемые проблемы жилищного обеспечения, падающего материального достатка, трудоустройства создают у семьи ощущение непредсказуемости перспектив своего развития, недостаточную информированность в вопросах воспитания детей и социально-педагогический дискомфорт. А ещё можно привезти пример безработицы среди молодёжи. Оно как социальное явление представляет собой не просто существование в обществе определенной части незанятого населения, равноправно нуждающегося в социальной — помощи. С позиций структурно-функционального анализа социальная категория безработных является производственным резервом общества; который необходимо поддерживать в состоянии готовности к трудовой деятельности специальными способами; отличными от поддержки остальной части незанятого населения. Общество заинтересовано в поддержании среди безработных лояльного отношения к другим социальным категориям и группам, также как и в положительном отношении к безработным со стороны других категорий и групп для того, чтобы не допускать их маргинализации.
В условиях обострения социальных проблем, со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи. Реализация различных проблем семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, зависит от эффективности действующей системы мер социально-педагогической поддержки, которая ориентирована не только на решение этих проблем, но и на укрепление, развитие внутреннего потенциала семьи для выполнения собственных социально-значимых функций.
Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации представляется как система адресных мер временной помощи семье по разрешению ее проблем, восстановлению активного функционирования и развитию способности самостоятельно преодолевать трудности.
Социальное сопровождение семей безработных в общеобразовательном учреждении предполагает включение общеобразовательного учреждения (как элемента института образования) в процессы реализации социальной помощи и поддержки семей безработных, оптимизацию социальных отношений с участием безработных.
- Анциферова Л. И. Личность в трудных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн., 1994. -1.15.-С. 3–6.
- Евграфова И. Н. Социально-педагогическая поддержка семьи в трудной жизненной ситуации. Дисс. — Москва, 2001. С.187
- Смолин О. Образование и национальная безопасность // Свободная мысль. 1996. № 11.
- Иванова Е. А., Фролов С. А. Семья наркомана. Типы семей с повышенным риском формирования независимой личности//Вестник Московского университета: Сер. 18. Социология и политология.-2002.-№ 1.-с.98–105.
- Левин Б. М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен// Социологические исследования.
- Исаев К. «Общество риска» в условиях глобализации/К. Исаев//Социологические исследования.-2001. -№ 12. С. 15–20.
- Маргулян Я. Социальные опасности и угрозы личности, обществу и государству: источники и причины. М., 2014. c.22.
Похожие статьи
Использование технологий социальной работы с подростками.
В последнее время в российском обществе обострилась проблема повсеместного нарушения прав детей. Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках. Трудная жизненная ситуация объективно нарушает социальные связи человека с его окружением и.
Ресоциализация граждан в трудной жизненной ситуации на.
Ресоциализация людей, попавших в трудную жизненную ситуацию — достаточно актуальная проблема для социальной работы, которую вполне реально решить посредством создания ряда социальных учреждений, которые помогали данной категории.
Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.
Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения.
Особенности оказания социально-психологической помощи.
В этих учреждениях предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, в первую очередь для детей и женщин.
Итак, невозможно решить социальные проблемы женщин в отрыве от социальных проблем всего общества.
Проблемы правоприменения в сфере социального обслуживания
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня» обслуживает детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, членов их семей
Проблемы при организации работы учреждений социального обслуживания связаны с необходимостью оформления.
Актуальные проблемы управления и направления развития.
социальная работа, трудная жизненная ситуация, подросток, социальная реабилитация, социальная помощь, семья
Социальная защита населения и удовлетворение важнейших потребностей общества в материальных благах и социальных услугах.
Угрозы информационной безопасности образовательного.
Все вышеперечисленные угрозы являются потенциально опасными для любого образовательного учреждения.
Безопасность жизнедеятельности в современном обществе зависит от жизненного
Ключевые проблемы информационной безопасности сферы.
Неграмотность населения как проблема безопасности.
Необходимо отметить, что в условиях современного общества снижается уровень
Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат население, занятое в сфере производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений начального.
Социальная помощь в системе социальной защиты населения
Основной функцией социальной защиты является оказание помощи человеку, находящемуся в трудном социальном положении, или
расширение сферы социального обеспечения за счет перехода защиты лишь от определенных рисков к защите от все большего их числа
Источник
и защита от них
1.1. Понятие опасности социального характера
Понятие опасности социального характера.
Классификация социальных опасностей.
Опасности – непременные спутники жизни и деятельности индивидов, обществ, государств, человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития. В контексте безопасности жизнедеятельности опасность – это центральное понятие, под которым понимаются возможные или реальные явления, события, процессы, угрожающие человеку и способные в определенных условиях причинить ущерб его жизни и здоровью.
Понятие опасности социального характера
Безопасность социальная – состояние социальных взаимодействий и общественных отношений, которые исключают политическое, экономическое, духовное подавление личности и социальных групп, применение насилия и вооруженных сил по отношении к ним со стороны государства и (или) других социальных субъектов для достижения своих целей.
Опасности социального характера – это неблагоприятные процессы и явления, возникающие между людьми в обществе и представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, их имущества, прав и законных интересов. Источником их формирования и развития является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране, на международной арене, а также в разных сферах человеческой деятельности. Опасности социального характера связаны с тем, что человечеству не удалось добиться кардинального решения множества экономических, политических, этнических, нравственных и иных проблем. Более того, на каждом новом этапе развития некоторые социальные проблемы, противоречия, опасности становятся все острее, что заставляет человека постоянно искать механизмы противодействия им и защиты от них.
Родственным понятию «опасность» выступает понятие «угроза». Угроза– это опасность на стадии перехода от возможности к действительности, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. В социальном контексте под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству.
Угрозы и опасности всегда указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта, который является источником и носителем опасности, и объекта, на который направлена угроза или опасность. Так, субъектом социальных угроз и опасностей может являться индивид, социальная группа, государство и другие компоненты социума, а объектом – любая сфера жизни и деятельности общества или личности. Таким образом, человек выступает и как объект, и как субъект социальных опасностей и угроз, причем диапазон проявлений человеческой сущности многообразен и противоречив. В нем необъяснимо уживаются эгоизм, иррациональность, агрессивность с отрицающими их милосердием, жертвенностью, благородством, толерантностью.
В целом роль человека в этой системе сводится к следующему:
1. Человек является осью, главным связующим элементом социо-, природо-, техно- и космосферы.
2. В рамках социума человек создает мифологемы и идеологемы, вокруг которых разворачивается вся историческая драматургия, возникают поворотные цивилизационные изменения.
3. Человек придает общественной жизни аксиологическое, нормативно-ценностное содержание, формирует нравственные императивы типа «можно – нельзя», «хорошо – плохо», «правильно – неправильно».
4. Человек создает структуры и институты, обеспечивающие коллективное выживание, совместную защиту, урегулирование конфликтов и согласование интересов.
5. Человек обладает эвристическими способностями, открывает новое в познании мира, определяет перспективы общественного развития и своего будущего. Человек придает смыслосодержание, целеполагание умопостигаемому миру, интерпретирует его в соответствии со своими потребностями и представлениями.
6. Человек вносит причинность в процесс, на который он в состоянии оказать влияние (воздействие), вызывая изменения хода событий или порядка вещей, их естественных свойств. Негативным проявлением этого является привнесение земного масштаба в понимание планетарных явлений, сужение оценки их значения до материалистического, потребительского значения. Человек признает только социально полезную значимость существования природы, отказывая ей в праве на самоорганизацию и независимое существование, нетерпеливо подправляя ее «неразумные» действия.
7. Человек организует, рационализует, программирует дезагрегированную среду, формообразует и качественно преобразует разнообразные и разобщенные фрагменты социальной и природной действительности, зачастую без учета опасности последствий.
Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему отношений и процессов, выполняя в них разрушительную, активно-созидательную или пассивно-созерцательную роль. Однако весь линейный прогресс существования человека в техногенной цивилизации пока не вписан в общепланетарную гармонию и заключается в том, что, решая текущие проблемы, он порождает новые, еще более масштабные и опасные.
Баланс позитивных и негативных качеств человека, их слияние определяют общий вектор развития человечества в социальной и природной среде. Таким образом, человек может проявляться как «Нормоустановитель, Организатор, Созидатель, Производитель» или «Правонарушитель, Дезорганизатор, Разрушитель, Потребитель».
Создавая условия для своего существования и развития, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир и тем самым вызывает его ответную реакцию – противодействие. В ходе или в результате этого противодействия он, в свою очередь, подвергается воздействию различных факторов, в том числе и социальных. При этом без серьезных последствий для себя человек переносит эти воздействия только до тех пор, пока они не превышают определенный предел или уровень приемлемого риска.
Риск – понятие весьма широкое: возможная опасность, вероятность неудачи в предпринимаемых действиях; вероятность возможного возникновения неблагоприятных последствий (потерь, разрушений) и их размер. Риском называют и сами действия, связанные с опасностью. Рисками можно управлять, снижать их, воздействуя на опасные факторы и опасные ситуации (устранение, нейтрализация, блокирование). Например, одними из основных требований страховых компаний при страховании автомобиля являются установка сигнализации, парковка автомобиля на охраняемых автостоянках, выполнение определенных инструкций при наступлении страхового случая.
Риск может спровоцировать опасную ситуацию, которая в принципе еще обратима и при своевременном принятии мер может уменьшиться до приемлемого уровня или вообще исчезнуть. Однако когда процесс опасности нарастает и начинает выходить из-под контроля, то возникает экстремальная ситуация, под которой понимается опасная ситуация, представляющая реальную угрозу жизни человека или социуму в целом. Чаще всего речь идет о происшествиях, которые лишь по стечению обстоятельств не привели к гибели или увечьям людей.
События c трагическими последствиями называют катастрофой. Как правило, это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшие не способны справиться самостоятельно. Возникает потребность в помощи извне.
Различают следующие виды катастроф социального характера:
— Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы.
— Производственная или транспортная катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.
— Техногенная катастрофа – внезапное, не предусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.
— Гуманитарная катастрофа – бедствие, повлекшее за собой многочисленные жертвы, разрушения и гибель материальных и духовных ценностей, сопровождающееся беспомощностью и страданиями населения, испытывающего острую нужду в медицинской и других видах помощи. Под помощью при катастрофах понимают меры, которые способны ограничить или изменить последствия катастрофы.
Исторический опыт человечества свидетельствует, что пренебрежение социальными опасностями, игнорирование их ведет к тому, что они становятся плохо управляемыми, перерастают в экстремальную стадию и превращаются в чрезвычайные ситуации социального характера, многократно превышающие по своим последствиям ЧС иного происхождения (природные, техногенные, экологические, биологические и т. д.).
Чрезвычайная ситуация социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.
В основе возникновения и развития ЧС социального характера лежит нарушение в силу различных причин равновесия общественных отношений (экономических, политических, межэтнических, конфессиональных), вызывающее серьезные противоречия, конфликты и войны. Их катализаторами могут быть разные обстоятельства, вызывающие социальную напряженность – безработица, коррупция, криминал, массовые беспорядки, акты терроризма, правительственные кризисы, инфляция, продовольственные проблемы, социально-бытовая неустроенность, бытовой национализм, местничество и др. Длительное воздействие этих факторов ведет к хроническому физиологическому и психическому утомлению людей, к тяжелым экстремальным состояниям, таким как депрессии, суициды и т.д., к попыткам сублимировать накопившуюся отрицательную энергию активным участием в социально-политических и военных конфликтах.
Источник