Тренинг для педагогов «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»
рабочая программа на тему
Практическое занятие на тему: «Речевое насилие как угроза психологическому и психическому здоровью ребенка».
Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия.
Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.
Отработать с участниками техники:
— предоставления воспитанникам обратной связи относительно их поведения;
— введение правил, ограничений на действия детей.
1. Разминка. Упражнение «Сменяющиеся команды»
Инструкция ведущего: «Предлагаю вам настроиться на работу с помощью небольшой разминки. По моему сигналу, например «четверки», вы должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой. Сразу после этого я назову действие, которое вы должны выполнить. Каждый раз по моему новому сигналу надо будет опять образовать команды и выполнять новое действия:
· «тройки» — возьмитесь за руки, каждый должен рассказать о том, что умеет хорошо делать;
· «шестерки» — выставите вперед правое плече и расскажите друг другу, какие запахи вам особенно нравятся;
· «четверки» — каждый из вас, почесав подбородок, задаст какой-нибудь волнующий его вопрос;
· «пятерки» — поднимите брови и назовите того, кого считаете лучшим из мужчин;
· «семерки» — попытавшись пошевелить ушами, расскажите друг другу о звуках, которые вам приятно слышать;
· «двойки» — хлопните себя по плечу, вспомните и расскажите о своих достижениях за прошлый учебный год;
· «восьмерки» — поднимите руки над головой и сообщите о месте своего рождения;
· «двадцать пять» (называется общее число участников) – встаньте в круг, обхватив за талию стоящих рядом. Сделайте шаг вперед, что бы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикните «Доброе утро, коллеги!»
2. Вступительное слово
Ведущий знакомит участников с темой и задачами практического занятия.
Информация для участников. Защита маленького ребенка от всех форм насилия – актуальная, значимая задача ДОУ. Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения. Допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Различают 4 основных формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Психологическое (или эмоциональное) насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
Сегодня мы акцентируем внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенка.
И.В.Дубровина, доктор психологических наук, академик РАО, вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: первое, по сути, имеет отношение к отдельным психологическим процессам и механизмам; второе – характеризует личность в целом, находиться в непосредственной связи с появлениями духа человека.
3. Упражнение «Детская обида»
Материал: бланки для упражнения «Детская обида» (лист бумаги, разделенный на три графы: «Обидные слова», «Эмоции, чувства», «Последствия»).
Примечание. Упражнения выполняются индивидуально каждым участником на отдельном листке бумаги. Ведущий заранее оговаривает, что написанное не будет предано огласке без желания участника. Однако после выполнения упражнения предлагает высказаться всем желающим.
Инструкция ведущего: «Детские эмоции отличаются от наших, взрослых: они более сильные, яркие, бурные. Все события, которые мы пережили когда-то, оставляют следы в нашей психике и нашем теле.
В жизни каждого человека бывают обиды. Предлагаю вам вспомнить вашу детскую обиду, ту ситуацию, в которой она возникла. (ведущий раздает бланки для выполнения данного упражнения). Возьмите лист бумаги, разделенный на три графы: в первой напишите слова, которые ранили вашу душу, показались вам обидными, во второй – укажите, какие эмоции и чувства вызвали в вас эти слова, в третьей — отметьте, какой отпечаток они наложили на ваше развитие в дальнейшую жизнь.
Источник
Психологическая безопасность дошкольников
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровьеи угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются:
- процесс адаптации при поступлении в ДОУ;
- уровень развития коммуникативных навыков;
- уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности;
- отсутствие отклонений в поведении.
Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
1. Манипулирование детьми , наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.
2. Индивидуально-личностные особенности персонала , участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.
3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
4. Враждебность окружающей ребенка среды , ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
6. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
8. Неправильная организация общения . Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
10. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
11. Неблагоприятные погодные условия.
12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения . В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности . Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
3. Отсутствие автономности . Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
5. Патология физического развития , например нарушение зрения, слуха и т. п.
ОБЩИМИ же источникоми угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий .
Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в рассеянности, невнимательности;
- в беспокойстве и непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- в проявлении упрямства;
- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
- в игре с половыми органами;
- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
- в повышенной тревожности;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но, беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
СУЩЕСТВУЕТ НЕМАЛО ПРОГРАММ обеспечения психологической безопасности личности ребенка в детском саду.
Например:
1. Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов
2. Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры, массаж, специальные оздоровительные игры, вызывающие положительные эмоции.
3. Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения.
4. Работа с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.
5. Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.
6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.
8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.
9. Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.
Источник
«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»
методическая разработка на тему
Практическое занятие для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_nasilie.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»
МКДОУ «ЦРР – д/с №6»
1.Расширять представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия.
2.Способствовать осознанию педагогами негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.
3. Отработать с участниками техники:
- саморегуляции;
- предоставления воспитанникам обратной связи относительно их поведения.
1 . РАЗМИНКА. Упражнение «Сменяющиеся команды».
Предлагаю вам настроиться на работу с помощью небольшой разминки. По моему сигналу, например «четверки», вы должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой. Сразу после этого я назову действие, которое вы должны выполнить. Каждый раз по моему новому сигналу надо будет опять образовывать команды и выполнять новые действия:
• ТРОЙКИ — возьмитесь за руки, каждый должен рассказать о том, что умеет хорошо делать;
• ПАРЫ — выставите вперед правое плечо и расскажите друг другу, какие запахи вам особенно нравятся;
• ЧЕТВЕРКИ — каждый из вас, почесав подбородок, задаст какой-нибудь волнующий его вопрос;
• ПЯТЕРКИ — поднимите брови и назовите того, кого считаете лучшим из мужчин;
• ПЯТНАДЦАТЬ (называется общее количество участников занятия) — встаньте в круг, обхватите за талию стоящих рядом. Сделайте шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко скажите: «Коллеги, я рад вас видеть».
2 . Вступительное слово
Ведущий знакомит участников с темой и задачами практического занятия. Информация для участников. Защита маленького ребенка от всех форм насилия — актуальная, значимая задача ДОУ. Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Психологическое (или эмоциональное) насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
Сегодня мы акцентируем наше внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку.
И.В. Дубровина, доктор психологических наук, вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: первое, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; второе – характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением духа человека.
3. Упражнение «Детская обида»
Материал: бланки для упражнения (лист бумаги, разделенный на три графы: «обидные слова», «эмоции, чувства», «последствия»).
Эмоции и чувства
ПРИМЕЧАНИЕ. Упражнение выполняется каждым участником индивидуально. Ведущий заранее оговаривает, что написанное не будет предано огласке без желания участника. Однако после выполнения упражнения предлагает высказаться всем желающим.
Инструкция ведущего: Детские эмоции отличаются от наших, взрослых: они более сильные, яркие, бурные. Все события, которые мы пережили когда-то, оставляют следы в нашей психике и нашем теле.
В жизни каждого человека бывают обиды. Предлагаем вам вспомнить вашу детскую обиду, ту ситуацию, в которой она возникла. (Ведущий раздает бланки для выполнения данного упражнения.) Возьмите лист бумаги, разделенный на три графы: в первой напишите слова, которые ранили вашу душу, показались вам обидными, во второй — укажите, какие эмоции и чувства вызвали в вас эти слова, в третьей — отметьте, какой отпечаток они наложили на ваше развитие и дальнейшую жизнь.
Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия и т. д. душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных и противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому — увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.
Кроме того, пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.
У людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми.
4. Групповое обсуждение «Признаки речевого насилия»
Материал: рисунок «Портрет ребенка, подвергшегося речевому насилию», памятки на каждого участника «Признаки речевого насилия над ребенком».
ИНСТРУКЦИЯ. Участникам предлагается назвать признаки, по которым можно определить, что ребенок подвергся речевому насилию. Ведущий обращает внимание присутствующих на рисунок «Портрет ребенка, подвергшегося речевому насилию».
После того как участники высказались, ведущий подводит итог и раздает памятки «Признаки речевого и психического насилия над ребенком».
Признаки речевого и психического насилия над ребенком:
• постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• беспокойство, тревожность, нарушение сна;
• агрессивность;
• склонность к уединению;
• неумение общаться;
• нервный тик, энурез;
• вредные привычки;
• задержки умственного развития, плохая успеваемость;
• различные соматические заболевания;
• проблемы с едой;
• излишняя уступчивость или осторожность;
• низкая самооценка;
• антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
5. Информация для участников «Воздействие стрессовых факторов на нарушение баланса в системе «мозг — тело»
Материал: демонстрационные рисунки «Равновесие в системе «тело — разум — душа», «Нарушение баланса в системе “тело — разум — душа”».
Для нормальной жизнедеятельности любого человека важно равновесие в системе «тело — разум — душа».
Мысли, тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Мозг обладает сильным эмоциональным компонентом. Внимание, долговременная память, а следовательно, процесс обучения движимы эмоциями. В идеале между мышлением, телом и эмоциями должен быть баланс.
При длительном стрессе этот баланс нарушается: подключаются отрицательные эмоции — высвобождается адреналин, призывающий к действиям, — если действий не происходит, то химические вещества накапливаются в мышцах — возникают зажимы, затрудняющие прохождение сигналов от мозга к органам тела и обратно. Кроме того, вырабатывается избыточное количество кортизола, что снижает способность к восприятию информации и запоминанию.
Мы с вами наглядно увидели, каким образом речевое насилие как стрессогенный фактор влияет на здоровье и обучение детей.
Возникает вопрос, можно ли педагогам избежать отрицательных оценок в повседневной практике?
Оценка — первый элемент психологически грамотного взаимодействия с детьми. Это обратная связь, помогающая дошкольнику сориентироваться в своей активности, нормах поведения и в собственном «Я». Она — основа для формирования самооценки ребенка.
Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся.
Чаще всего педагоги прекрасно знают правила психологически грамотного взаимодействия, но иногда зачастую слышен раздраженный тон педагогов. Почему же это происходит?
Мы с вами говорили о том, что все события, которые мы переживали когда – то, в том числе и неприятные, оставляют следы в нашей психике и нашем теле. Предположим, в детстве от вас требовали порядка. Это требование допекало, вы бунтовали, но сопротивление было подавлено. Однако отрицательные эмоции и переживания никуда не делись. Они словно застыли внутри нас, и мы со временем перестали их замечать. Но если кто – то наступает на «больную мозоль» (а дети мастера по этой части), то мы начинаем злиться, раздражаться без особой на то причины.
Между «несимпатичной» эмоцией, готовой нас захлестнуть, и действием, на которое она толкает, всегда есть промежуток времени. Воспользуйтесь им, чтобы погасить страсти, а энергию направить в мирное русло.
Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями
1. Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох спокойно, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и затем — медленный выдох. И так несколько раз.
2. Отвернитесь, сделайте три коротких глубоких вдоха-выдоха, после чего замрите ненадолго. Когда снова хлебнете воздуха, волна гнева трансформируется в открытие: «Какая радость просто дышать».
3. медленно сосчитайте до 10 и одновременно поводите кончиком языка по небу туда и обратно. Это щекотно, кроме того, монотонные движения успокаивают.
4. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Поднимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Расслабьтесь.
5. Вырвите из тетради два листа бумаги. Один положите на правую ладонь, другой — на левую. Разведите руки в стороны. Одновременно каждой рукой начинайте сминать лежащие на ладонях листы. делайте это до тех пор, пока не сомнете их полностью. Если к тому времени вы еще не успокоитесь, попробуйте вновь распрямить скомканные листочки.
Источник