Психиатрия
Заикание – давно известная и широко распространенная патология речи. Современными специалистами оно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции у детей. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при некоторой неврологической и психической патологии головного мозга. По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4. С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1. В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка.
Причины и механизмы развития заикания
До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов, психиатров и др.
Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии. Заикание — следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью центров нервной системы, отвечающих за формирование речи.
К врожденным предрасполагающим факторам для развития заикания относят патологически протекающую беременность матери, сопровождающуюся гестозом, обострением хронических заболеваний, анемией, колебаниями А/Д. Доказано неблагоприятное воздействие на внутриутробно развивающийся плод острых и хронических стрессов, выраженных психоэмоциональных нагрузок.
Определенное значение в развитии заикания придается наследственным факторам. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности строения речевых зон головного мозга, которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно — 36% и 17%.
Клиническая характеристика заикания
Речь заикающегося ребенка сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов , подмена «трудных» слов «легкими» (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание). У многих заикающихся более старших возрастных групп (подростки) наблюдается страх речи (логофобия), приводящий к ограничению социальных контактов. Основным симптомом заикания являются судороги мышц речевого аппарата в виде непроизвольного сокращения мышц в процессе речи или при попытке начать речь.
Различают два вида заикания – первичное (эволюционное), развивающееся у детей дошкольного возраста в возрасте 2-6 лет, и вторичное (симптоматическое), возникающее в различном возрасте при некоторых заболеваниях центральной нервной системы — черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, психических расстройствах.
Невротическое заикание возникает в условиях острой или хронической психической травматизации ребенка в возрасте 2-6 лет и в дальнейшем характеризуется волнообразностью течения. Ранее речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует возрастным срокам, а в отдельных случаях может опережать их. Собственно речевые судорожные проявления бывают разными: чаще отмечаются клонические артикуляционные судороги, усиливающиеся при эмоциональном напряжении, а также тонико-клонические судороги в начале речи. Четко выражено ситуационно — обусловленное усиление заикания. Личностная реакция ребенка на дефект проявляется в виде волнения перед речью, отказов от речевого общения. Помимо заикания у детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Невротические проявления также носит волнообразный характер, утяжеляясь на фоне эмоционального напряжения и переутомления. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, в частности, к условиям детского сада. Однако в дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми остаются практически без изменений.
Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений неврологической недостаточности, как следствие осложнений во время беременности и родов. Признаки ее обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом (утомляемость, истощаемость, повышенная раздражительность, двигательная расторможенность). В некоторых случаях отмечается гиперактивность в поведении и явления двигательной расторможенности. Неврозоподобное заикание возникает в возрасте 3-5 лет, вне связи с психогенными моментами на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно. Речь у таких детей ухудшается при утомлении и после перенесенных соматических заболеваний. Раннее речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым опозданием. Дети с неврозоподобным заиканием чаще всего обнаруживают сопутствующие нарушения речи (нарушения звукопроизношения). В ряде случаев неврозоподобное заикание возникает на фоне недоразвития речи. Наблюдается утомляемость, истощаемость, недостаточная моторная ловкость. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются патологические движения, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности мелкой моторики.
На практике, в подавляющем большинстве случаев, специалисты сталкиваются со смешанным вариантом заикания, когда при углубленном обследовании детей выявляются проявления недостаточности головного мозга, являющиеся следствием врожденного повреждения речевых центров, а реакция личности на наличие речевого дефекта приводит к формированию так называемых «вторичных невротических нарушений», проявляющихся в избегании речевых ситуаций, страхе перед речью, снижении уровня самооценки.
Очевидно, что своевременное распознавание, правильная диагностика и начатое лечение являются залогом успешного излечения.
Основными методами, использующимися для уточнения природы заикания являются те, что позволяют в первую очередь оценить степень нарушений функционирования центральной нервной системы на биологическом уровне (Краниография, электроэнцефалография, МРТ головного мозга, нейропсихологическое, психофизиологическое и патопсихологическое исследование). На основании проведенных исследований проводятся лечебные мероприятия, направленные на устранение биологически неполноценной почвы развития заикания.
Помимо этого ключевым звеном в лечении заикания является работа с логопедом, направленная на преодоление общего недоразвития речи и выработку нового речевого стереотипа, характеризующегося отсутствием запинок в речи. В зависимости от возраста ребенка и формы заикания используются методики отсроченной речи, внешней синхронизации речи, ритмизованной речи.
При наличии выраженной реакции личности на речевой дефект возрастает роль психотерапевтического воздействия на ребенка. Используются методики индивидуальной, групповой, семейной психотерапии, в ходе которой происходит поиск и активизация ресурсов психики, отработка навыков поведения в сложных речевых ситуациях, расширение репертуара общения, нормализация уровня самооценки.
Своевременно начатое лечение всегда приводит к значительному улучшению заикания, а повторные курсы лечения – к полному избавлению от речевого дефекта.
В детской поликлинике «УГМК-Здоровье» предлагается комплексная помощь для пациентов (любого возраста) страдающих заиканием.
Записаться на консультацию к психиатру Скляр Майе Михайловне, на удобное для Вас время, можно по телефону: (343)283 08 08
Источник
Психотерапевтический центр
Поход к психотерапевту многие до сих пор переживают как серьёзное преодоление. В европейских и американских фильмах герои ходят к психотерапевтам как на работу, в России записаться на приём — переломное событие, на которое отваживаются далеко не все.
Многие думают, что подобная помощь нужна лишь в «крайнем случае» и предпочитают справляться со своими проблемами сами. При этом грамотная помощь психотерапевта – это способ исправить или как минимум качественно улучшить свою жизнь.
Не со всеми событиями в своей жизни и переживаниями по этому поводу можно справится самостоятельно. А такие состояния, как депрессия — это не каприз, который пройдет сам по себе, а заболевание, которое можно лечить.
Именно поэтому клиника «УГМК-Здоровье» открыла Психотерапевтический центр.
Почему стоит обратиться именно к нам:
- Мы оказываем помощь при самом широком спектре нарушений психической деятельности (тревожные расстройства, неврозы, кризисные состояния, депрессии и тд).
- Обеспечиваем комплексный подход в диагностике и медико-восстановительным мероприятиям на базе клиники «УГМК-Здоровье».
- Все сотрудники центра – высококвалифицированные специалисты с опытом работы более 10 лет: врачи-психиатры, психотерапевты, медицинские психологи.
- У нас нет стандартных схем, к каждому мы находим свой подход.
- Мы применяем наиболее современные и перспективные методы психотерапии и фармакотерапии.
- Мы обеспечиваем безусловную конфиденциальность.
- Центр расположен отдельно от клиники, в жилом комплексе Тихвин. В центре – отдельный вход, нет суеты, постороннего шума.
- Мы создали безопасную, расслабляющую и комфортную обстановку:
- оптимальное оснащение кабинетов для комфортного прохождения психотерапии диваны, удобные кресла, регулирование уровня освещённости;
- удобная зона ожидания;
- интерьер выполнен в светлых тонах с учётом цветотерапевтического влияния;
- традиционный для «УГМК-Здоровье» высокий уровень сервиса приветливый персонал.
Такая обстановка центра способствует эффективной психотерапевтической работе, психологическому расслаблению, у пациентов снижается тревога, которая как правило сопутствует обращению к врачу-психиатру, психотерапевту.
Помните, что вы заслуживаете заботы и бережного отношения.
Источник
Психология
Психологическое консультирование и занятия с психологом в настоящее время распространенное явление. Постоянно открываются, и работают новые психологические центры, должности психолога появляются в школах и больницах, издаются психологические журналы, возникают новые формы оказания психологической помощи (например, консультирование по интернету). Но, тем не менее, до сих пор актуальными остаются некоторые вопросы. Кто же такие психологи и чем конкретно они занимаются? Чем отличается психолог от психиатра и психотерапевта? Как разобраться в различных видах услуг, которые предлагают психологи? И наконец, с какими проблемами можно и нужно обращаться к психологу? Постараемся ответить на эти вопросы.
Итак, кто же такой психолог?
Психолог — это специалист с высшим психологическим образованием. Психолог работает с обычными, в целом «здоровыми» людьми, которые испытывают затруднения в каких-либо сферах жизни (проблемы в учебе, семейных отношениях, отношениях между детьми и родителями, проблемы в общении и многое другое). Помощь психолога может выражаться в форме консультирования, психологической диагностики, психокоррекционных занятий.
Этим он отличается от психиатра, который является врачом, специалистом в области психических заболеваний и использует преимущественно медикаментозные методы лечения.
Детский психолог – это психолог, специализирующийся на работе с детьми. Он имеет более глубокую профессиональную подготовку в области возрастных особенностей развития детей, методов их обучения, а также владеет методами коррекции различных проблем в их развитии. Он также консультирует родителей по вопросам развития и воспитания детей и подростков, улучшения детско-родительских отношений.
Если детский психолог имеет квалификацию «медицинский психолог», значит, он дополнительно проходил подготовку для работы с детьми, имеющими какие-либо отклонения в развитии, как легкие, так и выраженные. Такой психолог работает в одной команде вместе с психиатрами и неврологами, помогая детям с проблемами в развитии (синдром гиперактивности и дефицита внимания, задержка развития моторной, речевой сферы; детям, неуспевающим в школе; часто болеющим и ослабленным хроническими соматическими заболеваниями, а также тем детям, в чьей медицинской карте значатся такие диагнозы, как ММД, РЦОН и другие).
Кроме того, в последнее время все большее распространение получает специальность «детский нейропсихолог». Это также психолог, который проходил дополнительное обучение по детской нейропсихологии.
Нейропсихология — это отечественная наука, достижения которой давно признаны на Западе. Наука, изучающая связь психических процессов человека с работой его мозга, разрабатывающая методы диагностики и коррекции различных трудностей, обусловленных функционированием мозга.
В нейропсихологии разработаны эффективные методы коррекции последствий инсультов, органических поражений, травм мозга. Не удивительно, что знания, накопленные нейропсихологией, оказываются эффективными применительно к детям как с тяжелыми, так и с легкими мозговыми дисфункциями.
Нейропсихолог может не только констатировать те или иные трудности в развитии ребенка, но и определить, как они связаны с индивидуальными особенностями развития его мозга, какие конкретно причины лежат в основе трудностей обучения и поведения ребенка, а также выявить сильные стороны психической деятельности ребенка, чтобы на их основе дать квалифицированные рекомендации по организации его обучения и воспитания.
Как определиться с выбором формы работы с психологом?
Консультация детского психолога
Родители детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, имеющих проблемы эмоционально-личностного и поведенческого характера, могут воспользоваться консультацией психолога по следующим вопросам:
· выбора оптимальных методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка,
· решения различных поведенческих и эмоциональных проблем (непослушание, капризы, страхи, тревожные или навязчивые состояния, агрессивность, стеснительность, застенчивость, заниженная самооценка);
· школьной неуспеваемости и дезадаптации, отсутствия мотивации к обучению;
· трудностей в общении со сверстниками, учителями, родителями;
· реакций на стрессовую ситуацию (развод родителей, смерть близких, рождение братика или сестрички, смена школы и т. д.);
· психосоматических состояний (частые «простудные заболевания», головные боли, боли в животе и т.д.).
· психологической готовности к школе.
На консультации в детской поликлинике «УГМК-Здоровье» психолог помогает родителям выбрать эффективную тактику поведения в сложившейся ситуации, составляет программу возможной дальнейшей психологической работы с ребенком или всей семьей.
Стоит подчеркнуть, что большая часть времени первой консультации, как правило, уходит на то, чтобы сориентироваться в жизненной ситуации клиента и оценить его эмоциональное состояние. Поэтому разовая консультация психолога — это получение поддержки, информации по поводу проблемы и профессиональные рекомендации.
Более серьезный подход к проблеме предполагает её более тщательное исследование, для чего психолог может предложить вам встретиться дополнительно, чтобы лучше понять характер ваших проблем и более взвешенно подойти к вопросу определения оптимального вида помощи.
Примечательно, что отношения с психологом отличаются от привычных отношений с врачом. Родители и ребенок выступают не как пассивные объекты воздействия, т.е. не нужно ожидать, что вы получите готовые советы по поводу выхода из проблемной ситуации, или с вами или ребенком «что-то сделают и проблема исчезнет». Пациент в этом случае равноправный и активный участник процесса.
В ряде случаев, психологу бывает необходимо провести психологическую диагностику. Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений.
Например, имеются стандартизованные психологические тесты, направленным на исследование уровня интеллектуального развития ребенка, результаты которых оказываются важными при определении оптимальной программы обучения.
На диагностический прием к психологу ребенка могут направить невролог, психиатр, педиатр, для того чтобы получить более полную информацию о состоянии тех или иных психических процессов ребенка, особенностях его личности. Эта информация помогает врачу лучше сориентироваться в оценке тяжести проблем, в выборе лечения или оценке его эффективности. На основании данных диагностики психолог также может дать рекомендации по поводу обучения и воспитания ребенка.
Одним из приоритетных направлений работы психолога в детской поликлинике «УГМК-Здоровье» является метод нейропсихологической диагностики и коррекции трудностей обучения и поведения детей.
Нейропсихологическая диагностика представляет собой безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат определенные задания и упражнения, созданные основоположником нейропсихологии, отечественным ученым А. Р. Лурия и адаптированные для детского возраста.
Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 5 до 9 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет).
Объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а нагрузка на мозг и психику современных детей постоянно возрастает. Плохая экология, патологии беременности, родовые травмы приводят к тому, что мозг ребенка начинает развиваться с некоторыми особенностями, которые впоследствии приводят к тем или иным трудностям в поведении и обучении: ребенок растет неловким, не может завязать шнурки на ботинках, связно рассказать мультик, сосредоточиться на задании, усидеть на месте, легко возбуждается и многое другое. А когда идет в школу, начинает испытывать проблемы с обучением письму, счету, чтению, не может связно рассказать текст параграфа и выделить главное, постоянно делает «глупые» ошибки или не может организовать себя на приготовление уроков.
Диагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования делается четкий вывод об актуальном состоянии высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребенка в школе.
По итогам обследования специалист проводит консультацию с родителем, в ходе которой объясняет результаты диагностики, дает общие рекомендации и намечает курс коррекционной работы с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка.
Сигналы, по которым Вы узнаете, что ребенку срочно нужна помощь нейропсихолога:
Коррекционные и развивающие занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки детей.
Минимальный курс коррекционных занятий при решении эмоционально-личностных проблем ребенка – 10 занятий по 45 мин 1-2 раза в неделю.
Коррекционные нейропсихологические занятия более продолжительны. Курс индивидуальных или групповых занятий состоит из 15 занятий 1-2 раза в неделю, при необходимости пройти от 1 до 3 курсов в зависимости от тяжести выявленных проблем. Нейропсихологическая коррекция предусматривает также ежедневное выполнение заданий дома.
Программа занятий, как индивидуальных, так и групповых составляется по результатам диагностической работы, поэтому записываться на коррекционные занятия нужно после консультации или диагностического приема у психолога.
Источник