Меню

Учитель для детей с ограниченными возможностями здоровья

Требования к педагогу, работающему с детьми с ОВЗ

Марина Валерьевна Васильева
Требования к педагогу, работающему с детьми с ОВЗ

Требования к педагогу, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает профессионально-гуманистическую направленность личности, в том числе ее профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные качества и умения.

Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманистических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья,должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья,— готовность к оказанию помощи.

Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей неоднородна.

Чем выше уровень ответственности, заботливости, тем выше уровень готовности к помощи. Готовность к помощи у человека развивается при соответствующих условиях.

Готовность к оказанию помощи — интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (в для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен стараться осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.

Милосердие — одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи) аспекты.

В отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи, так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи (инвалидам, больным, престарелым и др.) и отражает готовность помочь нуждающимся и саму помощь.

Эмпатия — важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Она предполагает понимание ребенка, сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения.

Эмпатия тесно связана с феноменом принятия, под которым подразумевается теплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Толерантность включает терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности, конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и границ.

Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсутствию ее.

Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.

Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья предполагает уверенность в продвижении, в развитии такого ребенка, вере в его потенциал.

Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.

Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения.

Читайте также:  Как сохранить профессиональное здоровье педагога

Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях.

Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.

Важным требованием к педагогу, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им деликатности и тактичности, в том числе умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника, то есть деонтологический менталитет.

Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.

Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.

Не каждый педагог, работающий в общеобразовательном учреждении с нормально развивающимися детьми, способен к работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Условия становления профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьмис ограниченными возможностями здоровья:

целенаправленное развитие ценностно-смысловой сферы личности педагога;

актуализация и развитие качеств, создающих профессионально-личностную готовность педагога к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

ориентация на личностную индивидуальность каждого обучающегося, обеспечение дифференциального и индивидуально-творческого подхода;

усиление аксиологического (на основе ценностей) аспекта в подготовке педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, концентрация их на нравственно значимых событиях, включение в активные виды деятельности, побуждающие к нравственной рефлексии.

Важно стимулировать педагога в познании себя, своих возможностей и способностей.

Необходим комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня профессионально значимых качеств, чтобы, соотнеся результаты диагностики с требованиями, предъявляемыми к педагогу, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся направили свою активность на коррекцию, развитие, совершенствование необходимых для компетентного педагога составляющих.

Таким образом, самопознание выступает необходимым условием саморазвития и самообразования.

Разработанные педагогические условия будут способствовать развитию профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Консультация «Как рождается танец или с чего начать молодому педагогу» оброго времени суток!сегодня хочу поделиться своим опытом с начинающими педагогами,которые только приступают работать с детьми в области.

Мастер-класс «Кубики Зайцева в помощь педагогу» «Звенящее чудо» 1 слайд Сегодня мы поговорим о методике Зайцева. Чем же она так популярна? А тем что с помощью неё можно научить читать.

Оказание помощи семьям с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, не посещающими дошкольное учреждение В числе основных принципов дошкольного образования стоит сотрудничество Организации с семьёй. В стандарте дошкольного образования указано.

Памятка педагогу «Как правильно наказывать ребенка» • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения.

Проект «Посуда» с детьми ОВЗ Проект «Посуда» Группа №1 разновозрастная (умственная отсталость умеренная, тяжелая) Разработали: Родионова М. А. – учитель-дефектолог.

Читайте также:  День здоровья досуг для младшей группы

Работа с детьми ОВЗ. Шумелки. .

Рекомендации педагогу по работе с детьми с аутизмом Педагогу необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника.

Рекомендации родителям с детьми ОВЗ Памятка для родителей детей с ОВЗ Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь… Общие рекомендации родителям.

Эссе «Самая лучшая благодарность педагогу — это дети!» Уважаемые коллеги насколько ответственным и непростым бывает ежедневный труд наш. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,.

Советы педагогу: как привлечь и удержать внимание детей Как заинтересовать ребенка? Как говорить с ним на одном языке? Как увлекательно подать материал? Как начать занятие, в конце концов, чтобы.

Источник

Учитель для особых детей
статья

Работа для конкурса эссе «Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:

Вложение Размер
эссе «Учитель для особых детей» 21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Участника конкурса эссе педагогов

«Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

  1. Название конкурсной работы (эссе): «Учитель для особых детей»
  2. ФИО участника Яценко Лариса Владимировна
  3. Название ОУ: МБОУ СОШ №7 г. Охи им. Д. М. Карбышева
  4. Должность: учитель русского языка и литературы
  5. Пройденные курсы повышения квалификации по направлению «Образование детей с ОВЗ»: работа в творческой группе педагогов, организующих обучение детей с ОВЗ (2012-2013 уч. год)
  6. Стаж работы: 23 года
  7. Контактный телефон: __________________
  8. Адрес электронной почты: _____________________________

Учитель для особых детей.

Ограниченные возможности здоровья… Всем знакомые три буквы — ОВЗ… Для одних они ничего не значат, для других звучат жестоким приговором, для третьих надоедливо жужжат и мешают, как мешает и раздражает необычное вокруг, отличающееся от людской массы, от нас с вами. Как бы мы ни пытались отгородиться от проблем людей с ОВЗ, дети с ограниченными возможностями вокруг нас, учатся в обычных школах и гимназиях, посещают детские сады, мы встречаемся с ними в кинотеатрах, на детских площадках, в спорткомплексах. Мы все понемногу привыкаем к их «необычности», учимся общаться с ними на равных. Да-да, именно учимся.

И учителя тоже учатся. Учитель — замечательная профессия, позволяющая приобретать знания в течение всей жизни. Вы можете возразить и сказать, что в современном мире должен учиться каждый, только так можно добиться успеха, сделать карьеру. Я соглашусь с вами, но педагоги учатся не только во время курсов повышения квалификации, посещения уроков коллег, чтения методической литературы, но и ежедневно у детей. Эти уроки – самые ценные.

«Чему нас могут научить дети, тем более дети с ограниченными возможностями здоровья?» — возразят скептики. А научить они могут многому – просто радоваться наступившему дню, солнышку за окном, неожиданной прогулке с другом, интересной книге. Но самое главное – они учат нас обращать внимание на обычные вещи и видеть их в необычном свете, то есть тому, мимо чего мы проходим в спешке, не замечая в суете повторяющихся дней.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, несомненно, учат нас доброте. Нет, не слащавой приторности сочувствия, за которой тщательно скрывается равнодушие, а именно Доброте с большой буквы, доброте деятельной. В чём она заключается? В умении отдавать частичку своего сердца, своей души нуждающемуся человеку. В умении жить интересами и проблемами другого человека. И это не единичный акт самопожертвования, а целая жизнь. Учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен быть искренним в своей доброте.

Дети с ограниченными возможностями здоровья дают нам уроки общения. Они остро чувствуют фальшь в отношениях, поэтому обмануть их невозможно. Учитель должен не только сам научиться общаться с «особыми» детьми, но и научить этому других – и взрослых, и детей. И порой это сделать очень непросто. Современному человеку часто бывает трудно общаться с другими, нам не хватает времени в силу занятости, интернет убивает живое общение. Дети замедляют наш ритм, позволяют удивлённо оглянуться вокруг, вспомнить давно забытое. Учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен быть искренним в общении.

Я рада, что из нашего лексикона практически ушло слово «инвалид». Это слово – приговор, диагноз. Нет, дети с ограниченными возможностями здоровья – это такие же дети, в силу каких-то причин у них есть особенности в развитии. Эти особенности просто делают детей непохожими на других, но не ненормальными. Каждый человек неповторим, индивидуален. Учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен уметь видеть индивидуальность каждого ученика.

Почему-то мне хочется свято верить в то, что если судьба отнимает у человека что-то, то она обязательно щедро дарит ему другое. Если у ребенка снижена острота зрения, у него, может быть, есть замечательное умение – слушать и слышать других людей. Если у ребенка проблемы со слухом, то он непременно наделен даром подмечать и видеть незаметные для других вещи. Если ребенок обездвижен, то у него развита фантазия, в своем воображении он уносится к далеким мирам, совершает открытия, которые давно ждало человечество. Если у ребенка нарушена сохранность интеллекта, он, может быть, обладает неиссякаемыми запасами доброты, желания помочь, принести пользу. Учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен непременно видеть таланты своих учеников и помогать их развивать.

И, наконец, учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен быть им просто Другом. Ему можно доверить тайну, он сохранит секрет, поймет, что ты не смог сделать задание, потому что спасти бездомного кота от голода и холода для тебя было важнее. Он не будет читать нравоучений по поводу невыученных уроков, он просто предложит сегодня вместе отправиться в парк кормить птиц. А когда станет тяжело и тоскливо, протянет руку и скажет замечательные слова:

Протяни руку, и тебе на ладонь у падет дождевая капля.
Протяни руку, и к тебе на ладонь с ядет стрекоза.
Большая, красивая стрекоза!
Только протяни руку, и к тебе на ладонь
Опустится райская птица о слепительной красоты.
Настоящая райская птица!
Протяни руку… Постой минутку с протянутой рукой,
И кто-то п оложит тебе на ладонь

Свое пылкое, в осторженное сердце.
А если положат камень — не обижайся,
Будь великодушен…

Ограниченные возможности здоровья – это не приговор. Общество учится жить с такими людьми, понимать их, помогать в самореализации, учится быть великодушным. Это очень трудный путь, который начинается в школе. А учитель стоит у истоков этого пути, нужного нам всем.

Яценко Л.В. Учитель для особых детей (конкурс эссе)

Источник

Adblock
detector