Меню

Учет состояния здоровья учащихся

Контроль за состоянием здоровья школьников

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с ме­дицинским работником. В классном журнале на по­следней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья— процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70-80%, фактичес­ки —17-30%).

Количество часто болеющих детей (более 3-4раз в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хрони­ческий гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертони­ческая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и совместно с медицинским работником и Центром Гос­санэпиднадзора составляется комплексный план по охране здоровья школьников. Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявле­ние лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность оп­ределить потребность в медицинских кадрах и сети ле­чебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В сово­купности их результаты дают характеристику состоя­ния здоровья всего подрастающего поколения. При этом задача врача заключается не только в кон­статации заболеваний и назначении лечения, а и в оп­ределении способности каждого ребенка или подрост­ка полноценно выполнять присущие ему социальные функции. Эта способность определяется уровнем до­стигнутого развития, нормальным функционировани­ем основных органов и систем, достаточной адаптаци­ей к условиям окружающей среды. Исходя из такого понимания здоровья, нельзя гру­бо делить всю детскую популяцию на «здоровых» и «больных», считая показателем здоровья только от­сутствие болезней. Широко распространенное поня­тие «практически здоров» — антинаучно с медицин­ской точки зрения и даже вредно, т. к. не мобилизует врача на фиксацию и необходимую коррекцию незна­чительных и преморбидных состояний.

Комплексная оценка состояния здоровья школь­ников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М.Громбаху).

Оценка состояния здоровья дается на момент об­следования. Острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность рецидива, стадия реконвалестенции (пе­риод выздоровления), вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или ус­ловиями жизни, не учитываются.

Первый критерий — наличие или отсутствие в мо­мент обследования хронических заболеваний. Опреде­ляется при врачебном осмотре с участием специалистов.

Второй критерий — уровень функционального со­стояния основных систем организма. Выявляется кли­ническими методами с использованием в необходи­мых случаях функциональных проб.

Третий критерий — степень сопротивляемости ор­ганизма неблагоприятным воздействиям — выявляет­ся по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обост­рений хронических болезней) за предыдущий год.

Четвертый критерий — уровень достигнутого раз­вития и степень его гармоничности. Для детей и подро­стков этот критерий имеет особенно большое значе­ние, так как организм их находится в процессе непре­рывного роста и развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими иссле­дованиями с использованием региональных стандар­тов физического развития. Достигнутый уровень фи­зического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с ис­пользованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

Эта группировка позволяет проводить сопостави­тельную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при ди­намическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных меро­приятий.

В соответствии с предложенной схемой дети и под­ростки, в зависимости от состояния здоровья, подраз­деляются на следующие группы:

1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нор­мальным уровнем функций.

2. Здоровые дети, но имеющие функциональные и не­которые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хрониче­ским заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии компенсации, с сохраненными функцио­нальными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии субкомпенсации, со сниженными функци­ональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии декомпенсации, со значительно снижен­ными функциональными возможностями организ­ма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Применение данной группировки целесообразно для характеристики санитарного состояния детского населения, оценки состояния здоровья детских контингентов при изучении влияния на их здоровье раз­личных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климата, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприя­тий. Большое социальное значение имеет выделение второй группы здоровья, так как функциональные воз­можности детей и подростков, отнесенных к этой группе, чаще всего снижены. Дети этой группы чаще всего нуждаются в оздоровительных мероприятиях. При отсутствии же своевременного врачебного кон­троля и адекватных лечебно-оздоровительных меро­приятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Читайте также:  Как лучше париться для здоровья

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80-85 мм рт.ст., 13-16 лет — до 90-95 мм рт. ст.) —2-я группа здоровья.

Вегетососудистая дистония — 3-я группа здоровья.

Гипертоническая болезнь — 4-я группа здоровья.

Врожденный порок сердца — 3-я или 4-я группа здоровья.

Кариес зубов, аномалия прикуса — 2-я или 3-я группа здоровья.

Хронический гастрит, колит — 3-я или 4-я группы здоровья.

Дисменоррея — 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-ал­лергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) — 2-я группа здоровья.

Экзема, дерматит — 3-я или 4-я группа здоровья.

Логоневроз, энурез, тики — 3-я или 4-я группа здоровья.

Миопия слабой степени, астигма­тизм — 2-я группа здоровья.

Миопия средней и высокой степени — 3-я или 4-я группы здоровья.

Нарушение осан­ки — 2-я группа, сколиоз — 3-я или 4-я группа.

Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 1196 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Рекомендации по мониторингу состояния здоровья учащихся образовательных учреждений

Процессы модернизации российского образования напрямую касаются всех направлений деятельности образовательных учреждений. Изменения, которые происходят в современной школе, меняют и сами подходы к организации современного урока. Ситуация, которая сложилась в настоящее время в сфере образования, между обучением и здоровьем наших учащихся, приобрела противоположную полярность. Погоня за знаниями, интенсификация процесса обучения, компьютеризация, оставляет здоровье наших детей, на втором плане и в результате статистика по состоянию здоровья обучающихся за последние годы, стала угрожающей, как для общества, так и для безопасности государства в целом. Снижение двигательной активности, увеличение психологических нагрузок, ухудшение экологической ситуации, резко повлияло на молодой и неокрепший организм учащихся и породило у многих детей болезни и нарушения состояния их здоровья. И здесь, на первый план, в этой непростой ситуации, выступает приоритет контроля, у наших учащихся, знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни, контроля за состоянием своего здоровья, способности оценивать свои возможности.

За последние 10–12 лет число школьников с хроническими заболеваниями увеличилось практически в 1,5 раза. Физиологическая составляющая перегрузок в наших школах развивает у учащихся различные обострения хронических заболеваний, ухудшает зрение и состояние опорно-двигательного аппарата, приводит к нарушениям в работе жизненно важных систем организма. Сохранение здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни, оптимизация учебного процесса, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающие технологий – становится одной из главных задач образования в современных условиях.

Для того чтобы отслеживать ситуацию состояния здоровья учащихся, с целью принятия конкретных мер изменения условий обучения, призванных помочь ребенку, улучшить показатели состояния своего здоровья, необходимо проведение комплексного мониторинга здоровья.

Мониторинг использовался еще нашими предками, как метод наблюдения, за определенными процессами в природе, что вело к познанию окружающего мира. Термин “мониторинг” появился лишь в XX веке и обозначал повторяющиеся события, при наблюдении за которыми, происходили изменения в пространстве, в течение определенного времени.

Мониторинг получил свое название, от латинского слова “Monitor”, которое означало – “надзирающий”, “напоминающий”.

Постепенно мониторинг проник во все сферы деятельности человека. Не обошел он и сферу образования.

В настоящее время существует большое количество видов мониторинга, но хотелось бы выделить некоторые из них.

Педагогический мониторинг – это наблюдение, оценка и прогноз в образовательной деятельности в процессе обучения.

В последнее время много говорится о качестве образования и здесь не обойтись без комплексного мониторинга процессов обучения. Комплексный мониторинг, необходим, для составления прогнозов и реального управления качеством образования.

Основной целью, комплексного мониторинга в системе образования, является определение уровня знаний и состояния здоровья, определение влияния на них новых (инновационных) программ.

Мониторинг, в настоящее время, важнейший элемент, в системе педагогического управления образованием, в целом. Он выступает в качестве метода отслеживания, оценивания, корректировки и прогнозирования образовательной деятельности.

В настоящее время, сложилась определенная методика мониторинговых исследований, которая позволяет надеяться, что уровень показателей здоровья наших учащихся, улучшится, за счет своевременно принятых государственными органами превентивных мер.

Методика мониторинговых исследований состояния здоровья включает в себя следующие направления деятельности, с помощью фактических измерений:

  • Физическое развитие.
  • Функциональная подготовленность.
  • Физическая подготовленность.

Данные исследования являются инновационными, здоровьесберегающими направлениями, в сфере модернизации современного образования. В настоящее время, определены основные параметры данного вида мониторинга, но дополнения и изменения, в ходе внедрения в образовательный процесс, возможно еще будут.

Целью мониторинговых исследований состояния здоровья, является помощь в приобретении нашими преподавателями и учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для ведения систематического и постоянного контроля и оценки состояния показателей здоровья.

Задачи, которые будут решаться, в ходе этой работы, следующие:

  1. Освоение учащимися и преподавателями методики замеров, расчетов и системы тестирования.
  2. Обучение анализу полученных результатов.
  3. Использование ИКТ для сбора, обработки и хранения полученной информации о состоянии показателей здоровья.
  4. Анализ результатов тестирования, образовательным учреждением, с последующей передачей показателей, в базу данных, органов управления образовательной системой.
  5. Принятие, органами управления образованием, мер, способствующих улучшению состояния здоровья обучающихся, участвующих в образовательном процессе.
Читайте также:  Оценка риска здоровья работающих по шуму

Технология мониторинга, включает в себя тестирование, показателей состояния здоровья, где необходимо проведение следующих мероприятий:

а) Подготовка к тестированию.

Издается приказ, по образовательному учреждению, о назначении ответственных, за проводимое тестирование. По приказу, основную работу по мониторингу, проводят учителя физической культуры или основ безопасности жизнедеятельности, учителя информатики, медицинские работники.

Кроме того, к этой работе, привлекаются классные руководители, которые отвечают за списочный состав, включающий 100% учащихся, в том числе и освобожденных от занятий, по предмету “физическая культура”.

Необходимо определиться с местом проведения тестирования и временем. По методике проведения мониторинга состояния здоровья учащихся, лучшее время проведения, это начало и конец учебного года (конец сентября и конец мая).

Учащиеся сдают тесты на уроках и во внеурочное время. Допускается использование результатов “Президентских состязаний”.

Рекомендуется начинать тестирование утром, согласно методике. Для освобожденных, от уроков физической культуры, упражнения с нагрузкой и тестирование физической подготовленности, проводятся с учетом рекомендаций врача.

Тестирование физического развития, проводится с помощью антропометрических методик измерения.

Физическая подготовленность, определяется с помощью шести жизненно необходимых показателей состояния здоровья и отдельных систем организма в целом – это сила, скорость, гибкость, выносливость, координация и скоростно-силовые результаты.

Функциональная подготовленность, позволяет судить о состоянии отдельных систем организма.

Все упражнения с нагрузкой выполняются после разминки. Это предохраняет от возможных травм и повреждений, во время тестирования. Разминка должна в себя включать упражнения, близкие по структуре и содержанию, к заданиям тестов.

Здесь необходимо остановиться на материально-техническом обеспечении процесса тестирования. Для качественного и полного мониторинга состояния показателей здоровья, потребуются приборы и оборудование, специального назначения, а именно:

  • компьютер, для обработки данных;
  • весы, для определения массы тела;
  • спирометр, для замера жизненной емкости легких;
  • тонометр, для замера артериального давления;
  • ростомер, для определения роста;
  • динамометр, для замеров силы правой и левой кистей рук (со шкалой от 25 до 120 кг.);
  • секундомер, для замеров ЧСС, задержки дыхания, времени выполнения тестов, упражнений и проб;
  • сантиметровая лента, для измерения окружности грудной клетки, окружности талии, кисти, длины прыжка;
  • метрическая линейка, для измерения результатов гибкости, выполнения теста на быстроту;
  • кроме того, необходимо будет иметь под рукой: маты, скамейки, перекладину и другое необходимое оборудование, для выполнения тестовых упражнений.

в) Учет и регистрация результатов.

Во время проведения тестирования, результаты показателей физического состояния организма, каждого учащегося, заносятся в специальную ведомость, для дальнейшей передачи данных, на информационно – компьютерную обработку.

Заполненные карты тестирования, на электронных носителях, в программе Microsoft Office Excel, отправляются дальше, на обработку, в лабораторию мониторинга показателей здоровья.

Данные, по результатам тестирования, хранятся в базе данных образовательного учреждения, все годы обучения учащихся. Это позволяет, на протяжении длительного времени, вести контроль, за состоянием здоровья учащихся и при необходимости вносить поправки в физкультурно-оздоровительную и учебную работу, конкретно, с каждым обучающимся.

Планируется создание базы данных, по мониторингу состояния здоровья, всех обучающихся, во всех учебных заведениях России. Это поможет оперативно и на регулярной основе, отслеживать ситуацию со здоровьем обучающихся в образовательных учреждениях и своевременно принимать необходимые меры и решения, на законодательном уровне, по улучшению ситуации в области состояния здоровья наших детей.

В своей статье, ниже, предлагаю вариант проведения тестирования физической подготовленности учащихся, в форме урока-практикума, по контролю знаний, умений, навыков и общего уровня физической подготовленности.

С целью применения на уроке инновационных методов и приемов обучения, предлагаю использовать при тестировании, личностно-ориентированный метод и обучение в сотрудничестве, где построение всей работы происходит в группах. Роль старших, в группах, выполняют сами учащиеся, из числа физкультурного актива класса. Они являются помощниками учителя, во время урока, так как предстоит выполнить большой объем работы.

Такой подход в обучении, помогает решать, самую главную задачу наших уроков – прилагая конкретные усилия, добиваться общих, положительных результатов совместной деятельности.

“Оценка индивидуального уровня физической подготовки учащихся”

Цель: проверить физическую подготовленность учащихся, по рекомендованной методике мониторинга состояния здоровья.

  • способствовать развитию физических качеств методом круговой тренировки;
  • закрепить технику выполнения тестовых упражнений, изученных ранее;
  • формировать умение проводить оценку состояния своего здоровья самостоятельно;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельности, коллективизма.

Продолжительность урока – 45 минут.

Место занятия – спортивный зал.

Материальное обеспечение: групповые листы учета показателей физической подготовки, скакалки, гимнастические скамейки, поворотные стойки, гимнастическая перекладина, гимнастические маты, тренажер для отжимания, карточки с номерами станций работы и нормативами тестов, секундомеры, свисток, мерная линейка.

Читайте также:  Положено ли военнослужащим уволенных по состоянию здоровья

Подготовительная часть урока – 12 мин.

Основная часть урока – 28 мин.

Заключительная часть урока – 5 мин.

Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
Построение, приветствие.
Сообщение цели и задач урока.
Проверка показателей ЧСС.
3 мин. Выявить учащихся, пришедших на урок, с неудовлетворительными показателями ЧСС и в плохом состоянии. Если такие есть, от сдачи тестов освободить. Тестирование для них, провести в другое время.
Строевая подготовка: повороты на месте направо и налево. Движение строевым шагом. 1 мин. Обратить внимание на правильность выполнения упражнений, команды отдавать четко, громко, внятно.
Ходьба: на носках, руки на пояс; на пятках, руки в стороны;

Бег: равномерный, приставными шагами правым, левым боком, с ускорением по сигналу.

1 мин. Обратить внимание на осанку (плечи расправить, смотреть вперед, живот подтянуть).

Следить за интервалом: 2 – 3 метра, между учащимися.

Наклоны: вперед к правой, левой ноге, в стороны. 1 мин. Руки прямые, амплитуда выполнения средняя.
Повороты: выполнение в широкой стойке, упражнения “мельница”. 1 мин. При выполнении руки прямые, отведены в сторону, повороты до касания ладонями рук носков ног.
Приседания: пружинистые приседания. 1 мин. Приседания с полной амплитудой, руки за головой, соблюдать правильную осанку.
Растяжка: стоя в глубоком выпаде в сторону, поочередные пружинистые движения на правой и левой ноге. 1 мин. Следить за техникой выполнения. Своевременно вносить поправки.
Прыжки: на правой, левой ноге, на двух. 1 мин. Прыжки с носков ног, строго вверх; приземление мягкое, пружинистое.
Медленный бег с переходом на ходьбу. 1 мин. При движении шагом, выполнить комплекс упражнений на восстановление дыхания.
Распределение учащихся по группам, для сдачи тестирования по станциям (скоростная, силовая, координационная, скоростно-силовая, на гибкость, на выносливость). 1 мин. Деление провести на две группы: на мальчиков и девочек. Назначить старших групп, из числа инструкторов по физической культуре. Объяснить порядок передвижения, по станциям, для сдачи тестов.
Тестирование физической подготовленности учащихся. Тестирование по станциям, с переходом по команде учителя.

Старшие групп – инструктора по физической культуре, из числа учеников, с которыми проводилась дополнительная подготовка.

1 станция: скоростная 3 мин Забег проводится на прямой беговой дорожке, с высокого старта. Участвуют не менее 2 человек. Контроль проводится учителем.
2 станция: силовая. 3 мин. Учащиеся на этой станции, по выбору, выполняют: подтягивание, отжимания или вис на перекладине. Контроль ведется учителем и инструкторами.
3 станция: координационная. 3 мин. По выбору учащихся, сдача возможна, в челночном беге 3х10 метров или прыжках через скакалку. Контроль осуществляется учителем, вместе с инструктором.
4 станция: скоростно-силовая. 3 мин. По выбору учеников, они сдают прыжки в длину с места или подъем туловища, из положения, лежа на спине, за 30 секунд. Контроль осуществляют инструктор и учитель.
5 станция: гибкость. 3 мин. Контроль осуществляет учитель, за техникой выполнения и результатами.
6 станция: выносливость. 13 мин. Делается два 6-минутных забега, для мальчиков и девочек. Одна группа выполняет, другая ведет контроль и подсчет пройденного расстояния. Итог забега подводит учитель. Дать время на восстановление дыхания. Проверить ЧСС у отдельных учеников, с признаками утомления.
Подведение итогов тестирования самостоятельно, учащимися класса, по результатам работы по станциям, под руководством инструкторов по физической культуре. 2 мин.

После подсчета и определения результатов тестирования, инструктора передают учителю, готовые листы учета физической подготовленности учащихся.
Объявление учителем итогов проведенного тестирования и выставление оценок за урок. 1 мин. Учитель объявляет результаты проведенного тестирования и выставляет оценки за прошедший урок. Высказывает свое мнение о работе отдельных учащихся, групп в целом и отдельно инструкторов по физической культуре.
Измерить показатели ЧСС. Дать, при необходимости, рекомендации по восстановлению ЧСС. 1 мин. Проследить в норме или нет показатель ЧСС, после полученной, при тестировании показателей физической подготовленности, нагрузки.
Домашнее задание. 0,5 мин. Дать домашнее задание, с учетом результатов тестирования.
Поблагодарить учащихся за плодотворную работу на уроке, попрощаться с детьми.

Организованный выход из спортивного зала.

0,5 мин. Отметить отличившихся учащихся, поблагодарить инструкторов, по физической культуре, за помощь.

Дать команду классу, на организованный выход из спортивного зала.

  1. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. / Под ред. М.М.Безруких. – М., 2003.
  2. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. / Смирнов Н.К. – М., АРКТИ, 2003.
  3. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. / Ланда Б.Х. – М.: Советский спорт, 2006.
  4. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования. / МО РФ. – М., 2002.
  5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. / Лях В.И., Зданевич А.А. – М., “Просвещение”, 2008.

Источник

Adblock
detector