Меню

Учет потребностей интересов обучающегося особенности его здоровья что это такое

Статья на тему: «Учет потребностей обучающихся как одна из ведущих идей современного образования»

специалист в области арт-терапии

Учет потребностей обучающихся как одна из ведущих идей современного образования

В последние годы система образования претерпевает множество различных изменений. Ученые разрабатывают все более новые формы и модели преподавания того или иного учебного предмета. Все эти изменения направлены на удовлетворение потребностей современной личности, так как в столь стремительно изменяющемся мире очень важно преуспевать за всеми преобразованиями в различных сферах жизни человека (экономике, политике, технике и т.д.).

Целью разработки вышеупомянутых форм и моделей преподавания является, в первую очередь, развитие новой личности, не только знающей (т.е. владеющей определенной информацией в какой-либо сфере), но и умеющей управлять этой информацией, искать способы решения заданной проблемной ситуации. Эта личность не должна быть ограничена, загнана в рамки, а быть свободномыслящей, творческой, способной к поиску и переработке новой информации.

Учет всех вышеупомянутых потребностей привел к появлению в нынешней системе образования личностно-ориентированного подхода в обучении. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, цели и содержание которого направлены на каждую отдельную обучающуюся личность, имеет для каждой этой личности свою особенную ценность, вследствие чего повышается мотивация к изучению учебного предмета. Этот тип обучения учитывает индивидуальные особенности обучающегося, его способности и потребности.

Итак, рассмотрим, что же такое потребность.

«Потребность – состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности.» [Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.]

Человек является очень сложной биологической системой. Его благосостояние определяется рядом различных условий, а также потребностей, связанных с различными сферами его жизни, а точнее удовлетворением этих самых потребностей. Потребности могут быть разного характера. В 1943 году американский психофизиолог А. Маслоу выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням (схема 1).

Исходя из этой схемы, можно сделать вывод о том, что, казалось бы, такие важные для нас физиологические потребности стоят на самом последнем месте. Наиболее важно для человека обеспечение чувства безопасности, стабильности, справедливости. Также человеку важно чувствовать себя нужным обществу, т.е. принадлежать к какому-либо коллективу, участвовать в трудовой деятельности, иметь социальные контакты. Выше на ступень стоит признание человека обществом, к которому можно отнести его социальный статус, уважение в социальной среде, карьерный рост в трудовой сфере. На самой верхней ступени мы наблюдаем духовные потребности, а именно самовыражение через творчество.

Исходя из вышеуказанной нами информации, именно на это и направлено личностно-ориентированное обучение. Из этого мы делаем вывод, что учет потребностей обучающихся является наиболее важным аспектом в обучении, так как именно это является движущей силой обучения, источником деятельности обучающихся.

Далее важно рассмотреть, какие существуют принципы обучения и потребности обучающихся относительно предмета «Иностранный язык».

Процесс обучения является сложной системой, правильное функционирование которой напрямую зависит от организации учебной деятельности. Для того, чтобы корректно организовать эту деятельность, необходимо знать принципы обучения, так как они являются рычагами управления образовательным процессом, его фундаментом.

Итак, принципы обучения принято условно разделять на общедидактические, общеметодические и частнометодические.

Источник

Возрастные особенности обучающихся и их учёт в образовательном процессе

специалист в области арт-терапии

«Возрастные особенности обучающихся.

Их учёт в учебном процессе»

Составитель: Шишканова Е.Н.

МБУ ДО ЦВР «Гармония»

Цель: информирование педагогов об индивидуальных возрастных особенностях для их учёта в процессе построения стратегий воспитания и обучения.

— определение возрастных периодов;

— характеризация каждого возрастного периода;

— рассмотрение способов построения стратегии обучения и воспитания в каждом возрастном периоде.

Читайте также:  Физические нагрузки для детей групп здоровья

Каждый учащийся имеет индивидуальные личностные характеристики (индивидуально-личностные способности, интеллектуальная деятельность, уровень самооценки, работоспособности и т.д.). Тем не менее, всем ученикам в каждом возрастном периоде характерны общие черты.

Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже. Мы же используем общепринятую периодизацию:

1) преддошкольный возраст (3-5 лет);

2) дошкольный возраст (5-7 лет);

3) младший школьный возраст (7-11 лет);

4) подростковый возраст (11-15 лет);

5) ранняя юность (15-18 лет);

Наша задача: определить особенности ребёнка согласно его возрастному периоду, и использовать эти особенности для эффективного построения учебной и воспитательной деятельности.

Первый период – преддошкольный. Чем характеризуется: прежде всего, это кризис 3-х лет. Не имеет чётких временных границ. Начало кризиса – со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го годов жизни ребёнка. Протекает примерно несколько месяцев, в разной степени выраженности и интенсивности. Проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, протесте, обесценивании, стремлении к деспотизму.

Как выстраивать деятельность:

Для преодоления негативных симптомов следует учесть некоторые общие рекомендации:

Избегать авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.

Поощрять познавательный интерес и самостоятельность ребёнка.

Использовать игровые приёмы в общении и обучении ребёнка самостоятельности.

Объяснять правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме, наглядно и с примерами.

Проявлять спокойствие при требовании исполнения этих правил.

Акцентировать воспитание на свободе действий и осознании их последствий.

Совместно осуществлять поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставлять ребёнку право выбора.

Обучать ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

Второй период – дошкольный возраст (5-7 лет). Чем характеризуется : ведущая деятельность – игра, посредствам которой происходит овладение другими видами деятельности; складывается новая социальная ситуация развития, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

1) творческая деятельность – способность преобразовывать окружающую действительность, создавать новое. Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве;

2) единая интеллектуальная деятельность – объединение внешних и внутренних воздействий;

3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение;

4) осознание норм и правил ребёнком. Они начинают управлять его поведением, ориентировать действия на произвольные и морально регулируемые поступки;

5) возникновение первичных моральных установок, различение того, что является хорошим и плохим;

6) возникновение мировоззрения – попытки упорядочить, понять закономерности окружающего мира.

Как выстраивать деятельность:

В этом возрасте ребёнок запоминает информацию, если может её прочувствовать – увидеть конкретный образ, услышать, дотронуться. Следовательно, для работы с дошкольниками следует подготавливать наглядный иллюстрационный материал, звуковое сопровождение, макеты и игрушки, а также:

— использовать игровую форму работы;

— менять вид деятельности каждые 15-20 минут из-за низкой концентрации внимания детей;

— хвалить и оценивать его достижения, не акцентируясь на неудачах, ошибках.

Третий период – младший школьник. Чем характеризуется : готовность к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Готовность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

Активное формирование эстетического восприятия, творчества и нравственно-эстетического отношения к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь; развитие форм мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.

Трудности младшего школьника в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности.

При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.

Как выстраивать деятельность:

— Самоорганизовывать и самодисциплинировать ученика посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям.

Читайте также:  За твое здоровье анимация

— Координировать и организовывать правильный режим дня.

— Привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям.

Четвёртый этап – подростковый возраст. Чем характеризуется: главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений.

Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14-15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.

Как выстраивать деятельность :

— Принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними.

— Учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии.

— Достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

— Поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

— Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

Пятый период – ранняя юность. Чем характеризуется: В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

Как выстраивать деятельность:

Приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных.

Поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять.

Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению

Источник

Учет возможностей и потребностей личности обучающегося в ходе реализации индивидуального учебного плана

специалист в области арт-терапии

Учет возможностей и потребностей личности обучающегося в ходе реализации индивидуального учебного плана

Лычев Станислав Сергеевич,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Районный Дом творчества»

Дополнительное образование создает огромные возможности для развития детской одарённости. И чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.

Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения и сделать это можно путем разработки индивидуального образовательного маршрута (или учебного плана), исходя из его возможностей и особенностей.

Читайте также:  Ребенок с ограниченными возможностями здоровья термин

Основанием для разработки индивидуального учебного плана одного из воспитанников районного дома творчества стал высокий уровень усвоения обучающимся дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Техническое моделирование» и заявления его родителей.

Результаты устных опросов, тестирования, анкетирования, показали, что подросток в достаточной мере владеет теоретическим материалом и на высоком уровне выполняет предусмотренные программой практические задания, на занятиях проявляет себя как консультант и эксперт.

По результатам усвоения программного материала воспитанник достиг максимального уровня и результативно участвовал в конкурсах детского технического творчества различного уровня.

С целью создания условий для формирования устойчивого интереса к техническому творчеству, оказания помощи в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии необходимо решить задачи п о расширению теоретических и технических знаний обучающегося в области 3 D моделирования, сформировать допрофессиональные умения и навыки технического конструирования, развивать интерес к научным знаниям, к исследовательской работе, а ктивизировать творческий потенциал обучающегося при выполнении заданий и практических работ, участии в конкурсных мероприятиях, формировать высокую культуру труда.

В результате освоения плана, разработанного на 72 часа за учебный год по 2 часа в неделю, ожидается, что обучающийся сможет выполнить полностью цикл создания комплексной трёхмерной модели на заданную тему.

Программный материал позволит усвоить следующие знания: основы компьютерных технологий; основные этапы создания трёхмерной модели реального геометрического объекта; принципы работы с 3D-графикой; возможности использования компьютера для решения практических задач по ремонту, модификации и совершенствованию механизмов. Воспитанник будет уметь: работать с персональным компьютером на уровне пользователя; пользоваться редактором трёхмерной графики; создавать трёхмерную модель реального объекта; производить обслуживание и ремонт 3 D принтера; пользоваться паяльной станцией и лабораторным блоком питания; производить сборку узлов и механизмов.

Реализация индивидуального плана позволит осуществлять следующие универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

умеет делать нравственный выбор;

способен к волевому усилию;

имеет развитую рефлексию;

имеет сформированную учебную мотивацию;

умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Регулятивные универсальные учебные действия:

умеет составлять план действий;

осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

умеет определять внутренний план действий;

умеет определять последовательность действий;

способен к волевому усилию;

владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

Познавательные универсальные учебные действия:

умеет читать, слушать и слышать, отбирая необходимую информацию, находить её в дополнительных источниках;

может структурировать найденную информацию в нужной форме;

осознает поставленные задачи, умеет выбирать наиболее подходящий способ решения задачи, исходя из ситуации;

может проанализировать ход и способ действий;

понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

использует знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

следует морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умеет сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения, проявлять активность в обсуждении вопросов.

Для определения результативности усвоения программы применяются следующие способы и формы контроля:

при текущем контроле: беседа, опрос, индивидуальные и групповые задания, самостоятельные и практические работы;

при промежуточном контроле: тестирование по пройденным темам и выполнение зачетных работ;

при итоговом контроле: тестирование, разработка и защита дизайн — проекта, содержащего необходимые чертежи и размеры.

Одной из форм контроля результативности является успешное участие обучающегося в муниципальных и региональных конкурсах.

Таким образом, педагог, учитывая возможности и потребности личности воспитанника, в ходе реализации индивидуального учебного плана помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.

Источник

Adblock
detector