Меню

Учет потребностей интересов обучающего особенности его здоровья что это

Учет возможностей и потребностей личности обучающегося в ходе реализации индивидуального учебного плана

специалист в области арт-терапии

Учет возможностей и потребностей личности обучающегося в ходе реализации индивидуального учебного плана

Лычев Станислав Сергеевич,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Районный Дом творчества»

Дополнительное образование создает огромные возможности для развития детской одарённости. И чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.

Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения и сделать это можно путем разработки индивидуального образовательного маршрута (или учебного плана), исходя из его возможностей и особенностей.

Основанием для разработки индивидуального учебного плана одного из воспитанников районного дома творчества стал высокий уровень усвоения обучающимся дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Техническое моделирование» и заявления его родителей.

Результаты устных опросов, тестирования, анкетирования, показали, что подросток в достаточной мере владеет теоретическим материалом и на высоком уровне выполняет предусмотренные программой практические задания, на занятиях проявляет себя как консультант и эксперт.

По результатам усвоения программного материала воспитанник достиг максимального уровня и результативно участвовал в конкурсах детского технического творчества различного уровня.

С целью создания условий для формирования устойчивого интереса к техническому творчеству, оказания помощи в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии необходимо решить задачи п о расширению теоретических и технических знаний обучающегося в области 3 D моделирования, сформировать допрофессиональные умения и навыки технического конструирования, развивать интерес к научным знаниям, к исследовательской работе, а ктивизировать творческий потенциал обучающегося при выполнении заданий и практических работ, участии в конкурсных мероприятиях, формировать высокую культуру труда.

В результате освоения плана, разработанного на 72 часа за учебный год по 2 часа в неделю, ожидается, что обучающийся сможет выполнить полностью цикл создания комплексной трёхмерной модели на заданную тему.

Программный материал позволит усвоить следующие знания: основы компьютерных технологий; основные этапы создания трёхмерной модели реального геометрического объекта; принципы работы с 3D-графикой; возможности использования компьютера для решения практических задач по ремонту, модификации и совершенствованию механизмов. Воспитанник будет уметь: работать с персональным компьютером на уровне пользователя; пользоваться редактором трёхмерной графики; создавать трёхмерную модель реального объекта; производить обслуживание и ремонт 3 D принтера; пользоваться паяльной станцией и лабораторным блоком питания; производить сборку узлов и механизмов.

Реализация индивидуального плана позволит осуществлять следующие универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

умеет делать нравственный выбор;

способен к волевому усилию;

имеет развитую рефлексию;

имеет сформированную учебную мотивацию;

умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Регулятивные универсальные учебные действия:

умеет составлять план действий;

осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Читайте также:  Виталий островский формулы здоровья

умеет определять внутренний план действий;

умеет определять последовательность действий;

способен к волевому усилию;

владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

Познавательные универсальные учебные действия:

умеет читать, слушать и слышать, отбирая необходимую информацию, находить её в дополнительных источниках;

может структурировать найденную информацию в нужной форме;

осознает поставленные задачи, умеет выбирать наиболее подходящий способ решения задачи, исходя из ситуации;

может проанализировать ход и способ действий;

понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

использует знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

следует морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

умеет сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения, проявлять активность в обсуждении вопросов.

Для определения результативности усвоения программы применяются следующие способы и формы контроля:

при текущем контроле: беседа, опрос, индивидуальные и групповые задания, самостоятельные и практические работы;

при промежуточном контроле: тестирование по пройденным темам и выполнение зачетных работ;

при итоговом контроле: тестирование, разработка и защита дизайн — проекта, содержащего необходимые чертежи и размеры.

Одной из форм контроля результативности является успешное участие обучающегося в муниципальных и региональных конкурсах.

Таким образом, педагог, учитывая возможности и потребности личности воспитанника, в ходе реализации индивидуального учебного плана помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, а может быть и его профессиональные навыки.

Источник

Возрастные особенности обучающихся и их учёт в образовательном процессе

специалист в области арт-терапии

«Возрастные особенности обучающихся.

Их учёт в учебном процессе»

Составитель: Шишканова Е.Н.

МБУ ДО ЦВР «Гармония»

Цель: информирование педагогов об индивидуальных возрастных особенностях для их учёта в процессе построения стратегий воспитания и обучения.

— определение возрастных периодов;

— характеризация каждого возрастного периода;

— рассмотрение способов построения стратегии обучения и воспитания в каждом возрастном периоде.

Каждый учащийся имеет индивидуальные личностные характеристики (индивидуально-личностные способности, интеллектуальная деятельность, уровень самооценки, работоспособности и т.д.). Тем не менее, всем ученикам в каждом возрастном периоде характерны общие черты.

Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже. Мы же используем общепринятую периодизацию:

1) преддошкольный возраст (3-5 лет);

2) дошкольный возраст (5-7 лет);

3) младший школьный возраст (7-11 лет);

4) подростковый возраст (11-15 лет);

5) ранняя юность (15-18 лет);

Наша задача: определить особенности ребёнка согласно его возрастному периоду, и использовать эти особенности для эффективного построения учебной и воспитательной деятельности.

Первый период – преддошкольный. Чем характеризуется: прежде всего, это кризис 3-х лет. Не имеет чётких временных границ. Начало кризиса – со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го годов жизни ребёнка. Протекает примерно несколько месяцев, в разной степени выраженности и интенсивности. Проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, протесте, обесценивании, стремлении к деспотизму.

Читайте также:  Группы здоровья детей по системам организма

Как выстраивать деятельность:

Для преодоления негативных симптомов следует учесть некоторые общие рекомендации:

Избегать авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.

Поощрять познавательный интерес и самостоятельность ребёнка.

Использовать игровые приёмы в общении и обучении ребёнка самостоятельности.

Объяснять правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме, наглядно и с примерами.

Проявлять спокойствие при требовании исполнения этих правил.

Акцентировать воспитание на свободе действий и осознании их последствий.

Совместно осуществлять поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставлять ребёнку право выбора.

Обучать ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

Второй период – дошкольный возраст (5-7 лет). Чем характеризуется : ведущая деятельность – игра, посредствам которой происходит овладение другими видами деятельности; складывается новая социальная ситуация развития, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

1) творческая деятельность – способность преобразовывать окружающую действительность, создавать новое. Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве;

2) единая интеллектуальная деятельность – объединение внешних и внутренних воздействий;

3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение;

4) осознание норм и правил ребёнком. Они начинают управлять его поведением, ориентировать действия на произвольные и морально регулируемые поступки;

5) возникновение первичных моральных установок, различение того, что является хорошим и плохим;

6) возникновение мировоззрения – попытки упорядочить, понять закономерности окружающего мира.

Как выстраивать деятельность:

В этом возрасте ребёнок запоминает информацию, если может её прочувствовать – увидеть конкретный образ, услышать, дотронуться. Следовательно, для работы с дошкольниками следует подготавливать наглядный иллюстрационный материал, звуковое сопровождение, макеты и игрушки, а также:

— использовать игровую форму работы;

— менять вид деятельности каждые 15-20 минут из-за низкой концентрации внимания детей;

— хвалить и оценивать его достижения, не акцентируясь на неудачах, ошибках.

Третий период – младший школьник. Чем характеризуется : готовность к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Готовность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

Активное формирование эстетического восприятия, творчества и нравственно-эстетического отношения к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь; развитие форм мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.

Трудности младшего школьника в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками и учителем, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности.

При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.

Как выстраивать деятельность:

— Самоорганизовывать и самодисциплинировать ученика посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям.

— Координировать и организовывать правильный режим дня.

— Привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям.

Четвёртый этап – подростковый возраст. Чем характеризуется: главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений.

Читайте также:  Возмещение ущерба здоровью при дтп с виновника через суд

Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14-15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.

Как выстраивать деятельность :

— Принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними.

— Учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии.

— Достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

— Поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

— Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

Пятый период – ранняя юность. Чем характеризуется: В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

Как выстраивать деятельность:

Приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных.

Поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять.

Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению

Источник

Adblock
detector