Меню

Учебный план для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Разрабатываем учебный план для детей с ОВЗ

Первый этап. Находим подходящий вариант адаптированной программы

Психолого-медико-педагогическая комиссия должна провести экспертизу, по результатам которой школе будут предложены подходящие модификации адаптированной основной общеобразовательной программы. Учитывать их важно, так как АООП предполагает разные варианты содержания, уровней освоения программы и сроков обучения. К примеру, с 1-го по 4-й классы сроки могут варьироваться от четырех до шести лет — все зависит от состояния здоровья учеников с ограниченными возможностями.

Перед разработкой учебного плана изучите примерную АООП для конкретной категории школьников с ОВЗ. Помимо обязательной части важно не забыть дополнить проект учебного плана модулем, формируемым участниками образовательных отношений.

Варианты соотношения частей учебного плана

80% — обязательная часть; 20% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.

70% — обязательная часть; 30% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.

60% — обязательная часть; 40% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Адаптированная основная общеобразовательная программа может содержать и несколько учебных планов, которые будут разработаны специально для учеников с разными особенностями развития. И в этом случае каждый из них должен содержать отдельные направления дисциплин и дополнительных занятий, чтобы соответствовать уровню психофизического развития школьников.

Второй этап. Продумываем пояснительную записку

Пояснительная записка — обязательный элемент, входящий в учебный план. Опишите в ней, как будет осуществляться учебный план для детей с ОВЗ. Приведите аргументы в пользу выбранных учебных предметов и дополнительных коррекционных занятий. Разъясните, каким образом в расписании учитываются особенности учеников. И еще включите в документ график работы школы.

Третий этап. Составляем обязательную часть учебного плана

Помните, что требования Федерального государственного образовательного стандарта должны быть учтены при составлении обязательной части учебного плана.

В первом варианте АООП предметы и задачи обучения совпадают с ФГОС НОО. Значит, обязательная часть учебного плана будет одинаковой и для ООП, и для АООП начального общего образования.

А во второй вариант АООП входят математика, информатика, окружающий мир, филология, обществознание, основы религиозных культур и светской этики, технология, искусство, физическая культура.

Для ребят с небольшим недоразвитием речи, вызванным нарушениями слуха, сформируйте отделение I. В этом случае обучение будет длиться как обычно — 4 года.

Дополнительный 1-й класс поможет еще на год увеличить срок обучения детей. Но при выборе этого варианта важно учитывать региональные особенности подготовки позднооглохших и слабослышащих детей к учебе.

По нормам начального общего образования за четыре класса обучения максимальное количество занятий не должно превышать 3039 часов. За пять классов — 3821, а за шесть — 4603.

В случае, если дети проходят программу по третьему и четвертому вариантам АООП, времени на обучение им отводится больше, чем школьникам, у которых отсутствуют какие-либо ограничения возможностей здоровья.

Четвертый этап. Составляем расписание формируемой части учебного плана

Формируемая часть учебного плана позволяет подстроиться под индивидуальные особенности детей. Какие возможности открывает формируемая часть?

  • больше времени на учебные предметы обязательной части;
  • дополнительные занятия, которые были бы актуальны для детей;
  • внеурочная деятельность.

Пятый этап. Формируем план внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность делится на две части:

  • максимум пять часов в неделю — осуществление непосредственно внеурочной деятельности;
  • минимум пять часов в неделю — коррекционно-развивающая деятельность.

Как подсчитать часы внеурочной деятельности?

Количество часов внеурочной деятельности в неделю = количество часов коррекционно-развивающей области + направления внеурочной деятельности.

Составьте план внеурочной деятельности с учетом коррекционных занятий, ориентируясь на ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Шестой этап. Составляем план коррекционных занятий

Как уже упоминали, коррекционно-развивающие занятия должны проводиться не менее пяти часов в неделю. Это обязательный элемент при составлении учебного плана для учеников с ОВЗ.

Коррекционные занятия для первого варианта АООП

Для всех категорий, кроме 6.1, школа вправе решить, какие коррекционные занятия внести в учебный план. При этом нужно учитывать особенности развития учеников, в том числе физические, а также рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации и абилитации (если в школе обучаются дети-инвалиды), примерные АООП и требования Федерального государственного образовательного стандарта для учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционные занятия для второго варианта АООП

Для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так же как и в случае со вторым вариантом АООП, важно интегрировать коррекционные курсы, которые регламентированы ФГОС НОО.

На заседании психолого-педагогического консилиума, организованного в школе, важно внимательно изучить со специалистами заключение психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, и определить нюансы детей с ограниченными возможностями.

Источник

Индивидуальный учебный план обучающегося с ОВЗ

специалист в области арт-терапии

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Обучающейся _1 (1 доп) класса Епифсанцевой Виктории на 20 18 — 20 19 учебного года

Язык и речевая практика

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебно- воспитательной работе

Фамилия, имя, обучающегося

с положением о порядке обучения по индивидуальному учебному плану в МОУ СОШ с. Тарбагатай

Фамилия, И.О. обучающегося

Учитель начальных классов

Учитель начальных классов

Учитель рус ского языка и литературы

Индивидуальный учебный план составлен на основе АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – учебный план) и обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.

Индивидуальный учебный план (ИУП), содержит предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям обучающейся. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Реализация ИУП сопровождается тьюторской поддержкой.

Учебный план разработан в соответствии с:

— Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015г.);

— Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС об образовании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» № 1599 от 19.12.2014г. (далее – Стандарт).

Для реализации учебного плана используются учебно-методические комплексы, программы и пособия, рекомендованные Министерством образования и науки российской Федерации, которые обеспечивают освоение программ базового уровня.

При формировании учебного плана соблюдалась преемственность учебных планов и программ.

Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Продолжительность уроков в 1 полугодии – 30 минут, во 2 полугодии — 35 минут.

Учебный план, реализующий вариант 2 АООП, включает две части:

I – обязательная часть, включает:

шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;

коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-дефектологом;

II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:

коррекционные курсы, проводимые учителем, учителем-логопедом и педагогом психологом;

Испытывая трудности адаптации к условиям обучения в группе, Вика может находиться в организации ограниченное время, поэтому объем нагрузки лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.

ИУП обучающейся включает аудиторные учебные часы на дому и составлен в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения /наличие ПМПК.

учебных аудиторных часов распределены на 5 учебных дней.

Понедельник и пятница разгружены.

Во вторник, среду, четверг отводится по 2 учебных часа.

3 учебных часа отводится на предмет «Язык и речевая практика», 2 на « Математические представления», которые способствуют формированию начальных учебных навыков, совершенствованию интеллектуальному развитию, 2 часа на предмет « Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир» 1 час, который решает задачи расширения кругозора, обогащения чувственного и жизненного опыта. 6 часов отводятся на дистанционное и заочное обучение. Это «Музыка и движение», «Изобразительная деятельность» и «Человек».

Так как особые образовательные потребности Вики не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, в ИУП увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС) до 6 часов. Коррекционные курсы проводятся в виде индивидуальных занятий с психологом, логопедом школы с использованием материально-технического обеспечения сенсорного кабинета. Длительность занятий до 25 минут.

В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом . При организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ СОШ с. Тарбагатай использует возможности учреждений дополнительного образования: муниципального учреждения дополнительного образования Петровск- Забайкальского района, ДЮСШ, детской музыкальной школы, культурно- спортивного комплекса «Феникс», а также информационного образовательного пространства на основе школьной социальной сети «Школяры»

Индивидуальный учебный план Епифанцевой Виктории

Источник

Адаптированная образовательная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Содержание:

Раздел I. Паспорт Программы

Раздел II. Концептуальные основы работы МОБУ СОШ№ 3 с детьми с ОВЗ

2.1.Характеристика контингента учащихся с ОВЗ

2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ

2.3.Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ

2.4.Анализ образовательного пространства школы.

Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ.

Раздел IV. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.

4.1.Содержание образования для детей с ОВЗ.

4.2.Организация психолого – медико — педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ.

4.3.Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

4.4. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ
4.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы

4.6. Система аттестации обучающихся с ОВЗ.
4.7. Мониторинг образовательного процесса обучающихся в ОВЗ.

Раздел V. Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы.

Скачать:

Вложение Размер
adaptirovannaya_programma_dlya_uchashchihsya_s_ogranichennymi_vrzmozhnostyami_ovz.docx 91.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа «город Якутск»

Решением педагогического совета школы

от « 25 » августа 2016 года

Адаптированная образовательная программа

с ограниченными возможностями здоровья

на 2016-2017 учебный год

Раздел I. Паспорт Программы

Раздел II. Концептуальные основы работы МОБУ СОШ№ 3 с детьми с ОВЗ

2.1.Характеристика контингента учащихся с ОВЗ

2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ

2.3.Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ

2.4.Анализ образовательного пространства школы.

Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ.

Раздел IV. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.

4.1.Содержание образования для детей с ОВЗ.

4.2.Организация психолого – медико — педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ.

4.3.Организация воспитательной работы и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

4.4. Характеристика видов деятельности и задач, решаемых субъектами образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ
4.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы

4.6. Система аттестации обучающихся с ОВЗ.
4.7. Мониторинг образовательного процесса обучающихся в ОВЗ.

Раздел V. Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы.

Раздел I. Паспорт Программы

Адаптированная образовательная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья МОБУ СОШ№3

Основания для разработки Программы

В своей деятельности школа руководствуется Уставом, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка и его законных интересов.

Программа разработана на основе федерально-правовой базы:

-федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

-Санитарные правила СанПиН 2.4.2.32.06-2 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 10.06.2015 г. «№ 26, ).

— Конвенции о правах ребенка

— Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

Администрация МОБУ СОШ №3

Администрация МОБУ СОШ №3

Основной разработчик Программы

Администрация МОБУ СОШ №3 , творческая группа.

Стратегическая цель Программы

С оздание МОБУ СОШ №3 гуманной адаптированной среды для детей с задержкой психического развития и особой лечебно — педагогической среды для умственно отсталых учащихся с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно — нравственном пространстве.

Стратегические задачи Программы

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации Программы

2016-2017 учебный год.

Основные мероприятия программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.

Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники финансирования Программы

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Достижение следующих показателей коррекционной работы:

-раннее выявление детей с диагнозом VII вид и V вид ;

— подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации;

Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.

Обучение педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, с целью освоения современных образовательных коррекционных технологий;

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами.

Система организации контроля исполнения Программы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Постановление об утверждении программы

Решение педагогического совета

Протокол № 1 от25 августа 2016года. , приказ №01-131/2 от 12 сентября2016года .

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа для следующих категорий обучающихся:

— детей с ОВЗ, получающих образование в форме индивидуального

обучения на дому, в том числе детей – инвалидов;

— детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.

Данная программа дает возможность детям с ОВЗ:

— освоить основную образовательную программу на доступном им уровне;

— повысить уровень личностного развития и образования;

— восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;

— повысить уровень познавательной и эмоционально – личностной сферы.

— организацию безбарьерной, развивающей предметной среды;

— создание атмосферы эмоционального комфорта;

— формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей и возможностей каждого ребенка;

— использование вариативных форм получения образования;

— участие в образовательном процессе разных специалистов и педагогов:

2. Целевое назначение адаптированной образовательной программы

2.1. Содействие получению учащимися с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения;

2.2. Оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) в освоении основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;

2.3. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

2.4. Формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

3. Задачи программы

3.1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

3.2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

3.3.Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального, основного или среднего общего образования и их интеграции в образовательной организации.

3.4. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.

3.5. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных услуг.

3.6.Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

4. Принципы разработки и реализации программы

5.1. Принцип гуманизации — предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.

5.2. Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

5.3. Принцип системности — обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

5.4. Принцип интегрированного подхода — предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.

5.5. Принцип непрерывности — гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

5.6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательных отношений в ходе реализации АОП — предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.

5.7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности — предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.

5. Условия реализации программы

Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

— оптимальный режим учебных нагрузок;

— коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;

— учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

— соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

— использование современных педагогических технологий;

— оздоровительный и охранительный режим;

— укрепление физического и психического здоровья;

— профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

— соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

— участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:

Фельдшер контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.32.06-2 от 10 июня 2015 года №26

Педагог — психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.

Совместно с замом по правовым вопросам, педагогом – психологом и фельдшером комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.

— УМК «Планета знаний»1-4 кл. и рабочие программы по учебным предметам;

— диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога;

— цифровые образовательные ресурсы.

Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги соответствующей квалификации. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

с использованием современных информационно-коммуникационных технологий иЭФУ

— создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

6. Содержание рабочих программ по учебным предметам

Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Содержание программ обеспечивает возможность изучать предметы, как на уровне основного общего образования, так и на универсальном и профильном уровнях среднего общего образования. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.

7. Педагогические технологии, формы и методы обучения

и воспитания детей с ОВЗ

7.1. Технологии современного традиционного обучения.

Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:

— систематический характер обучения;

— логически правильное изучение учебного материала;

и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.

7.2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.

7.3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.

7.4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

7.5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.

7.6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.

8. Аттестация учащихся

.Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:

— текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными актами ОО;

— государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ОГЭ (ГВЭ) и ЕГЭ (ГВЭ).

9. Индивидуальный учебный план

Для учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому, может составляться индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план (ИУП) – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся с ОВЗ из учебного плана общеобразовательной организации, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. Он обеспечивает возможность достижения Требований стандарта при сохранении вариативности образования.

10. Этапы программы и ответственные за их реализацию

1. Сбор и анализ информации о детях с ОВЗ (психолог, зам. директора по УВР, фельдшер и классный руководитель):

— оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития и образования детей;

— определение способностей и потребностей;

— оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

2. Планирование, организация и координация деятельности (администрация, психолог, рук. ШМО, учителя – предметники):

— организация образовательного процесса для детей с ОВЗ;

— обеспечение специального сопровождения детей с ОВЗ разными специалистами и педагогами;

— разработка рабочих программ.

3. Подготовка материально технической базы для создания доступной безбарьерной среды (администрация, зам. директора по АХЧ):

— приобретение коррекционно – развивающего программного комплекса в комплекте со специальной программируемой клавиатурой;

— оборудование спортзала и спортплощадки модульным набором для инвалидов;

— комплектование библиотеки специальными адаптивно — техническими средствами для инвалидов.

— создание комфортных условий и оборудование зон отдыха и ожидания для детей с ОВЗ.

3. Диагностика и контроль (администрация):

— диагностика соответствия созданных условий и выбранных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка;

— контроль за результатами освоения образовательных программ;

— контроль и диагностика подготовки учащихся, соответствие ее требованиям ФКГОС и ФГОС.

4. Регуляция и корректировка (администрация, психолог, учителя – предметники):

— внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

11. Предполагаемые результаты реализации программы

Создание комфортной и доступной среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:

— способствующей качественному и доступному образованию;

— предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;

— обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел II. Концептуальные основы работы школы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

2.1. Характеристика контингента учащихся с ОВЗ

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №3.

Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства в МОБУ СОШ №3 По этой причине в 2016-2017 учебном году в состав контингента учащихся с ОВЗ:

Y вида(с тяжелым нарушением речи)-3

YII вида (дети с задержкой психического развития)-8

2 класс –1 чел. (обучение на дому)

Дети- инвалиды -0

6 человек дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

Учащемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

3 человека – детей с ОВЗ V вида. Этот учащийся имеет серьезные нарушения в интеллектуальном развитии и в условиях обучения в общеобразовательной школе требует к себе самого пристального внимания. У этого ребенка наблюдается системное нарушение речи тяжелой степени, низкий уровень логического мышления, отсутствие оперативной и долговременной памяти

Школа реализует в своей деятельности спектр образовательных услуг по программам: начального общего, основного общего образования и дополнительного образования

2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ ( обучающихся инклюзивно в классах)

Режим работы школы – 6 дней.

Начало занятий в 8.15 -1 смена,

Продолжительность урока — 40мин 2-10 классы. В 1 классе ступенчатый режим обучения.

Продолжительность перемен от 10-30 мин.

Период обучения – 4 учебных четверти, продолжительность учебного года 35 недель.

Форма образования: очная.

Объем максимальной учебной нагрузки:

2 кл. (обучение на дому) – 8 часов

Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-медико-педагогического консилиума (консультации с психологом)

В школе проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. Ежемесячно в школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования. Организованы: летний отдых при школе, дидактические паузы между уроками.

Внеурочная деятельность организована во второй половине дня через работу по программам дополнительного образования.

В учреждении существуют следующие меры безопасности: пожарная сигнализация, журнал учета посетителей. С учащиеся с ОВЗ постоянно проводятся беседы по технике безопасности, по ПДД, тренинги.

2.3. Научно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.

В школе на 1 сентября 2016 года преподают 3 человека, работающие с данной категорией детей. Среди них нет специалистов, имеющих специальное образование для работы с детьми с ОВЗ, поэтому необходимо повышение квалификации на специальных курсах. По плану школы предполагается обучить на специальных курсах 10 человек. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной Программы начального и основного общего образования, коррекции недостатков их физического и психического развития есть в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставка педагога-психолога.

Уровень знаний учителей повышается за счет самообразования, организации и проведение семинаров, мастер классов, консультаций со специалистами, работающих в этой области.

В школе функционируют следующие кабинеты специального назначения: кабинет: информатики, технологии, биологии, истории, русского языка, начальных классов, физики, математики, библиотека, столовая, спортивная площадка.

Материально-технические ресурсы по информатизации образовательного процесса: всего компьютеров -65,

  • в предметных кабинетах — 50,
  • компьютерных классов — 1,
  • общее количество компьютеров в компьютерных классах – 14,
  • компьютеров в библиотеке – 1,
  • компьютеров подключенных к сети Интернет – 50 ,
  • интерактивных досок – ,

Учебно – методический комплект для учащихся ЗПР УМК «Планета знаний» включает в себя:

Быкова Н.И., Дули Д.

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Саплина Е.В., Саплин А.И.

Материально-техническое оснащение позволяет создать необходимые условия для реализации концепции инклюзивного образования. На следующий учебный год одной из задач, стоящей перед педагогическим коллективом, будет максимальное внимание к детям, испытывающим затруднения в учебе. Программа максимально адаптирована к условиям школы и возможностям учащихся. Программа учитывают особенности познавательной деятельности с задержкой психического развития и умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Однако материально-техническое оснащение и УМК, имеющиеся в МОБУСОШ №3 не в полной мере создают необходимые условия для реализации концепции инклюзивного образования.

2.4. Анализ образовательного пространства школы

Образовательная деятельность школы направлена на решение социальных задач, конкретных потребностей родителей и детей, учитывает четыре основополагающих принципа: научить жить, научить жить вместе, научить учиться, научить работать – социализация, трудовая реабилитация, адаптация в обществе учеников.

При работе с детьми с ОВЗ внимание уделяется следующим моментам:

— удовлетворение ожиданий учреждений профессионального образования.

Предполагаемые пути его реализации

Степень выполнения заказа

1.Сохранение и укрепление здоровья детей

— диагностика физического, психического, нравственного здоровья учащихся;

— улучшение медицинского обслуживания;

— создание щадящего и охранительного режима образовательного процесса;

— развитие спортивно-оздоровительной работы;

— сотрудничество с ПМПК г.Ирбит;

— листок здоровья класса;

— диспансеризация учащихся в соответствии с графиком; динамические паузы, физкультминутки;

— игровые зоны в классах;

— проведение Дней здоровья;

— участие в спортивных мероприятиях школы и района

— контроль питания школьной комиссией, администрацией.

2. Качественное и эффективное образование.

— профильное трудовое образование;

— работа по индивидуальным учебным планам;

— надомная форма обучения;

— индивидуальное обучение ( по рекомендации ПМПК);

3. Расширить возможности дополнительного образования.

— усиление гуманистического, культурологического, нравственного аспекта дополнительного образования.

— внедрение новых курсов доп. образования в школе;

— участие в муниципальных конкурсах;

— занятия с выходом на социальные объекты;

5. Совершенство-вание методической работы в школе.

— расширение поисковых методик, использование современных педагогических технологий (в том числе информационных);

— усиление направления методик на развитие коммуникабельности, диалоговой культуры общения;

— взаимопосещение уроков, организация открытых уроков, семинаров;

— факультативная, внеурочная деятельность, занятия в библиотеке;

— сюжетные игры, праздники;

6. Совершенство-вание предметной среды

— создание комфортных условий жизнедеятельности учителей и учащихся в школе, культуры школьного быта;

— оформление ОУ работами детей,

— совершенствование классных комнат;

-оборудование и переоборудование помещений школы;

7. Совершенство- вание организационно-управленческого компонента.

— усиление культуры управления;

— обеспечение функциональной психолого-медико-педагогического консилиума.

— постоянная модернизация системы управления, разработка функцио- нальных обязанностей всех управ-ленческих единиц, положений обо всех структурах;

— планирование работы всех единиц и структур;

— повышение роли педсоветов, МО, планирование их работы, контроль выполнения решений.

Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, заполняют на них карты сопровождения.

Система обучения детей с ЗПР предусматривает проведение коррекционных занятий с учащимися, направленных на подготовку к усвоению ими учебного материала. Коррекционные часы проводятся учителем общеобразовательного класса.

  • На коррекционные занятия отводится 2 часа в неделю вне сетки учебного расписания (они не входят в часы максимальной нагрузки учащихся). Продолжительность обязательных коррекционных занятий с одним учеником не превышает 20-30 минут. При проведении коррекционных занятий учителя учитывают:
  • -интерес ребенка к учению;
  • -состояние психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи);
  • -работоспособность;
  • -усидчивость;
  • -темп работы;
  • -умение самостоятельно преодолевать затруднения в решении поставленных задач;
  • -принимать помощь учителя.

Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал, к индивидуальным занятиям не привлекаются. Содержание индивидуальных занятий максимально направлено на развитие ученика. На занятиях используются различные виды практической деятельности: действия с реальными предметами, счетным материалом, используются условно-графические схемы и графики что дает возможность для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирование пространственных представлений, умение сравнивать и обобщать предметы явления, анализировать слова и предложения, различные структуры; осмысление учебных и художественных текстов; развитие навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчета. Формируются с помощью предметно-практической деятельности понятия, которые будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, представленных в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости и д.р.)

Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например, коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры и элементы букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорости, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного.

В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, таблицами, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания стихотворений, отдельных правил или законов, таблицы умножения и др.

Содержание воспитательной работы

Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:

— охрана здоровья и физическое воспитание.

Раздел III. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:

  • социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
  • реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
  • необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

  • осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
  • обеспечение непрерывности начального общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
  • создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации учащегося с ограниченными возможностями здоровья, для осознанного выбора им профессии через организацию углубленного трудового обучения,
  • реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;
  • обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
  • создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

  • педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
  • дополнительное образование;
  • углубленная трудовая подготовка, направленная на социализацию учащихся;
  • воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной лечебно – педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.

Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Ожидаемые конечные результаты Программы.

Адаптированная образовательная программа МОБУ СОШ№3 реализуется в двух ступенях образования:

— первая ступень – начальное общее образование – 4 года,

— вторая ступень – основное общее образование – 5 лет.

Обеспечение качества образования для обучающихся в ОВЗ.

Достижение положительных показателей коррекционной работы:

-уменьшение количества детей с диагнозом VII вид на ранней ступени обучения;

— подготовка обучающихся к государственной (итоговой) аттестации;

Взаимодействие с ДОУ « Солнышко» по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%

Содержание подготовки учащихся:

— на первой ступени обучения — педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, коррегировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия

— н а второй ступени обучения , представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы (в случае отсутствия у ребенка отклонений в умственном развитии, а также для детей VII вида), профессионально — трудового обучения и выбора учащимся направления профессиональной подготовки (дети V вида и ) с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе.

Раздел IV. Основные подходы и организация образовательного пространства школы.
Пояснительная записка

к учебному плану начального общего образования детей с умственной отсталостью

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 3

Обучение по программе специальной (коррекционной) школы носит обучающий, воспитывающий, коррекционный характер. Главной задачей программы является всесторонняя коррекция и компенсация недостатков развития детей и формирование их личности в целом.

Деятельность образовательного учреждения по данной программе направлена на:

  • создание условий для воспитания, обучения, оздоровления, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • коррекцию недостатков речевого, психического, физического развития обучающихся;
  • коррекцию недостатков интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы;

Учебный план составлен в соответствии со следующими нормативными документами:

  • 1. Закон РФ « Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • 2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 -п «Об утверждении учебных планов специальных /коррекционных/ образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • 3. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 вида»;
  • 6. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН
  • Учебный план составлен на основе 1 варианта учебного плана рекомендованного Приказом МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных /коррекционных/ образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», с коррективами предложенными в Пакете научно-методических материалов для директоров коррекционных школ аналитическим научно-методическим центром « Развитие и коррекция » Москва, 2010, в разделе «Модернизированные учебные планы для коррекционных школ» при сохранении специфических особенностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Приказ №29/2065-П от 10 апреля 2002 года), который предусматривает обязательный 9 летний срок обучения, как наиболее оптимальный для получения обучающимися с интеллектуальной недостаточностью общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимый для социальной адаптации и реабилитации выпускников.

В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. На этом этапе обучения определяется уровень сложности и глубины дефекта развития ребенка, возможность овладения им той или иной профессией.

Учебный план состоит из следующих образовательных областей:

I. — общеобразовательная подготовка;

П. — трудовая подготовка;

Ш. — практико-ориентированное и коррекционное сопровождение

Первые три образовательные области входят в обязательную нагрузку обучающихся и дают им необходимый объем и уровень знаний, умений, навыков и компетенций.

Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении обучающихся тем уровнем знаний, умений, навыков и компетенций, которые необходимы для их успешной социальной адаптации.

Раздел I: Общеобразовательная подготовка включают изучение традиционных обязательных учебных предметов, содержание которых приспособлено к возможностям школьников: русский язык (чтение и письмо), математика, природоведение, биология (естествознание), история, обществоведение (обществознание), география, ИЗО, пение и музыка, физическое воспитание.

Специфической особенностью обучения в коррекционной школе является включение в содержание каждого учебного предмета пропедевтического периода, направленного на подготовку обучающихся к усвоению конкретного учебного материала. Особенно важное значение пропедевтический период имеет в 1 классе, когда осуществляется развитие всех психических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических понятий, позволяющих овладеть счетом и решением простых задач.

Русский язык, как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность всего школьного обучения.

В коррекционной школе обучение письму и чтению носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач:

— научить школьников правильно и осмысленно читать доступные их пониманию тексты;

— выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

-научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

— повысить уровень общего развития обучающихся;

— формировать нравственные качества личности.

Специальной задачей обучения письму является коррекция речи и мышления школьников. Программа по письму включает разделы: обучение грамоте (1 кл.); чтение (2-4 кл.,) и литературное чтение (5-9 кл.,) письмо (1 кл., ) и русский язык (2-9 кл.). Основным принципом, организующим эти разделы, является развитие речи, так как процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития.

Основной задачей обучения чтению является формирование навыка осознанного чтения текстов вслух и «про себя», умения излагать связно прочитанное. Высказывать свои суждения о событиях и поступках главных героев.

Во 2-4 классах у обучающихся формируется навык сознательного чтения.

Математика является одним из основных учебных предметов. Задача этого предмета заключается в том, чтобы:

— дать обучающимся количественные, пространственные, временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

— повысить уровень общего развития обучающихся, корригировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств;

— воспитывать целенаправленность, терпеливость, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

На изучение геометрического материала в 1-4 кл. отводится один урок в неделю, на уроках математи ки. Большое внимание уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально — трудовой подготовкой обучающихся.

Музыка оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отразить явления действительности. Воздействуя на обучающихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающий мир, расширяет их жизненный опыт.

Целью уроков пения и музыки является:

1. воспитание эстетических чувств обучающихся;

2. формирование у них элементов музыкальной культуры;

3. коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы.

Изобразительное искусство осуществляет всестороннее развитие, обучение и воспитание детей — сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое.

Изобразительное искусство решает следующие задачи:

-способствует коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся, развитию у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, развивает умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия;

-содействует развитию у обучающихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

-воспитывает умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

— формирует навыки рисования с натуры, декоративного рисования и умение применять их в процессе учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий:

— рисование с натуры,

— рисование на темы,

— беседы об изобразительном искусстве.

Физическое воспитание решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи и занимает одно из важнейших мест в подготовке школьников к самостоятельной жизни и производительному труду.

Конкретными задачами физического воспитания являются:

— укрепление здоровья и закаливание организма, формирование осанки;

— формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

— коррекция и компенсация нарушений физического развития;

— поддержание устойчивой физической работоспособности;

— сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;

— воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физкультурой;

— воспитание нравственных, морально — волевых качеств, настойчивости, смелости.

Раздел II. Трудовая подготовка.

Обучение труду в младших классах (1-4) направлено на воспитание положительных качеств личности воспитанника (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду. Формирование организационных умений в труде: вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы.

Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объекты, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, делать отчет о проделанной работе); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Раздел III. Практико-ориентированное и коррекционное сопровождение .

Специальная задача коррекции специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений, навыков и компетенций, имеющихся у воспитанников, осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, но и на специальных занятиях.

К коррекционным занятиям в младших классах (1-4) относятся занятия по развитию устной речи и окружающий мир. Это специфический предмет, к задачам которого относится формирование элементарных представлений и понятий, необходимых для дальнейшего обучения русскому языку, чтению, математике, биологии, истории, географии, труду в старших классах.

Данный план осуществляет комплексную систему обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает решение задач профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации имеет программное и кадровое обеспечение.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ

по общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью
МОБУ СОШ № 3

в 2016 — 2017 учебный год

обучающегося в 1 классе по программе УМК «Планета знаний».

Источник

Читайте также:  Хапнуть бургер за здоровье собянина
Adblock
detector