Разрабатываем учебный план для детей с ОВЗ
Первый этап. Находим подходящий вариант адаптированной программы
Психолого-медико-педагогическая комиссия должна провести экспертизу, по результатам которой школе будут предложены подходящие модификации адаптированной основной общеобразовательной программы. Учитывать их важно, так как АООП предполагает разные варианты содержания, уровней освоения программы и сроков обучения. К примеру, с 1-го по 4-й классы сроки могут варьироваться от четырех до шести лет — все зависит от состояния здоровья учеников с ограниченными возможностями.
Перед разработкой учебного плана изучите примерную АООП для конкретной категории школьников с ОВЗ. Помимо обязательной части важно не забыть дополнить проект учебного плана модулем, формируемым участниками образовательных отношений.
Варианты соотношения частей учебного плана
80% — обязательная часть; 20% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
70% — обязательная часть; 30% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
60% — обязательная часть; 40% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Адаптированная основная общеобразовательная программа может содержать и несколько учебных планов, которые будут разработаны специально для учеников с разными особенностями развития. И в этом случае каждый из них должен содержать отдельные направления дисциплин и дополнительных занятий, чтобы соответствовать уровню психофизического развития школьников.
Второй этап. Продумываем пояснительную записку
Пояснительная записка — обязательный элемент, входящий в учебный план. Опишите в ней, как будет осуществляться учебный план для детей с ОВЗ. Приведите аргументы в пользу выбранных учебных предметов и дополнительных коррекционных занятий. Разъясните, каким образом в расписании учитываются особенности учеников. И еще включите в документ график работы школы.
Третий этап. Составляем обязательную часть учебного плана
Помните, что требования Федерального государственного образовательного стандарта должны быть учтены при составлении обязательной части учебного плана.
В первом варианте АООП предметы и задачи обучения совпадают с ФГОС НОО. Значит, обязательная часть учебного плана будет одинаковой и для ООП, и для АООП начального общего образования.
А во второй вариант АООП входят математика, информатика, окружающий мир, филология, обществознание, основы религиозных культур и светской этики, технология, искусство, физическая культура.
Для ребят с небольшим недоразвитием речи, вызванным нарушениями слуха, сформируйте отделение I. В этом случае обучение будет длиться как обычно — 4 года.
Дополнительный 1-й класс поможет еще на год увеличить срок обучения детей. Но при выборе этого варианта важно учитывать региональные особенности подготовки позднооглохших и слабослышащих детей к учебе.
По нормам начального общего образования за четыре класса обучения максимальное количество занятий не должно превышать 3039 часов. За пять классов — 3821, а за шесть — 4603.
В случае, если дети проходят программу по третьему и четвертому вариантам АООП, времени на обучение им отводится больше, чем школьникам, у которых отсутствуют какие-либо ограничения возможностей здоровья.
Четвертый этап. Составляем расписание формируемой части учебного плана
Формируемая часть учебного плана позволяет подстроиться под индивидуальные особенности детей. Какие возможности открывает формируемая часть?
- больше времени на учебные предметы обязательной части;
- дополнительные занятия, которые были бы актуальны для детей;
- внеурочная деятельность.
Пятый этап. Формируем план внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность делится на две части:
- максимум пять часов в неделю — осуществление непосредственно внеурочной деятельности;
- минимум пять часов в неделю — коррекционно-развивающая деятельность.
Как подсчитать часы внеурочной деятельности?
Количество часов внеурочной деятельности в неделю = количество часов коррекционно-развивающей области + направления внеурочной деятельности.
Составьте план внеурочной деятельности с учетом коррекционных занятий, ориентируясь на ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Шестой этап. Составляем план коррекционных занятий
Как уже упоминали, коррекционно-развивающие занятия должны проводиться не менее пяти часов в неделю. Это обязательный элемент при составлении учебного плана для учеников с ОВЗ.
Коррекционные занятия для первого варианта АООП
Для всех категорий, кроме 6.1, школа вправе решить, какие коррекционные занятия внести в учебный план. При этом нужно учитывать особенности развития учеников, в том числе физические, а также рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации и абилитации (если в школе обучаются дети-инвалиды), примерные АООП и требования Федерального государственного образовательного стандарта для учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционные занятия для второго варианта АООП
Для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так же как и в случае со вторым вариантом АООП, важно интегрировать коррекционные курсы, которые регламентированы ФГОС НОО.
На заседании психолого-педагогического консилиума, организованного в школе, важно внимательно изучить со специалистами заключение психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, и определить нюансы детей с ограниченными возможностями.
Источник
Учебный план для детей с ОВЗ в сельской общеобразовательной школе
специалист в области арт-терапии
СОГЛАСОВ АНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель отраслевого органа и введено в действие приказом
местной администрации «Отдел от 28.08.2014 г. №30/1
образования и по делам молодёжи
администрации МОУ «Советский
__________________ В.П.Иванов ______________ И.Г.Камаева
Муниципального образовательного учреждения
«Солнечная средняя общеобразовательная школа» (для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья)
на 2014/2015 учебный год
Республики Марий Эл
МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа»
на 2014-2015 учебный год
Нормативно-правовой основой формирования учебного плана МОУ «Солнечная средняя общеобразовательная школа» (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) являются
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Российской Федерации ( II вариант), утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл, реализующих программы общего образования (предпрофильная и профильная подготовка обучающихся), утвержденный приказом Министерства образования Республики Марий Эл от 23 сентября 2004 г. № 324 (в ред. приказа Министерства образования Республики Марий Эл от 30 августа 2011 г. №1002, от 16 августа 2012 г. №1133 )
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Учебный план соответствует требованиям, предъявляемым к учебно-воспитательному процессу п.2.92 СанПин 2.4.2-2821-10.
Учебный план обсужден на заседаниях межпредметных кафедр в январе 2014 года и принят на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 25августа 2014 года). Учебный план введён в действие приказом по школе № 30/1 от 28.08.2014.
Учебный план — нормативный акт, определяющий максимальный объем учебной нагрузки, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального, национально-регионального и школьного компонента.
В соответствии с типовым положением об общеобразовательном учреждении продолжительность учебного года на втором уровне общего образования составляет 34 недели без учета государственной (итоговой) аттестации. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех обучающихся школы.
2 ступень (5- 9 общеобразовательные классы)
Режим работы – пятидневная учебная неделя
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Компонент Российской Федерации
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
Профессионально-трудовое обучение. Домоводство.
Компонент Республики Марий Эл
Марийский (государственный) язык
История и культура народов Марий Эл
Компонент образовательного учреждения
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности
Компонент образовательного учреждения
(коррекционные технологии на групповых и индивидуальных занятиях)
Развивающие занятия с использованием дистанционных технологий
Учебный план предусматривает пятилетний срок обучения, как наиболее оптимальный для получения общего образования и трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение детей осуществляется в соответствии с Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций Республиканской психолого — медико-педагогической комиссии (РПМПК), и заявления родителей (законных представителей).
Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной учебной недели по программам специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида с корректировкой в соответствии с образовательными целями и организационно-педагогическими возможностями образовательного учреждения (наличием квалифицированных кадров, достаточной материально-технической базы образовательного учреждения и т.д.).
В целях сохранения единого образовательного пространства образовательного учреждения необходимо осуществлять интеграцию учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду (проведение совместных воспитательных, спортивных мероприятий, кружковой работы, досуговой деятельности, организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и др.).
В V — IX классах осуществляется обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Профили трудового обучения определяются образовательным учреждением с учетом территориальных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения обучения в группах начального профессионального образования.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых соответствует особенностям учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Задача коррекции имеющихся специфических нарушений осуществляется при изучении основных учебных предметов на психологических практикумах и на специальных занятиях по социально-бытовой ориентировке (СБО).
Образовательная область «Филология» представлена предметами «Русский язык» и «Литература». «Русский язык» обеспечивает условия овладения навыками культуры общения в бытовой, учебной сферах. Программное содержание предмета «Литература» позволяет осуществить работу по активизации речи, преодолению системного недоразвития речи, возникшего на фоне снижения интеллектуальных функций.
Образовательная область «Математика» представлена элементарной математикой, элементами алгебры и геометрии.
Образовательная область «Трудовая подготовка» представлена профессионально-трудовым обучением. Профиль трудового обучения «Для дома, для семьи (домоводство)» выбран с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и представляет из себя комбинирование различных профилей.
Область «Искусство» представлена учебным предметом «Изобразительное искусство» в 5, 6, 7, 8, 9 классах, который реализует широкие возможности для развития творческих способностей обучающихся. Таким образом, учебный предмет стал непрерывным. Интеграция курса изобразительного искусства и компьютерной графики даёт возможность выбора использования различных художественных приёмов на уроках с применением компьютерных технологий.
Компонент Республики Марий Эл представлен учебным предметом «Марийский (государственный) язык» (2 часа в неделю в 5-9 классах) и учебным предметом «История и культура народов Марий Эл» (1 час в неделю в 5-9 классах).
Часы школьного компонента используются на усиление предметов федерального компонента — на предмет «Русский язык» (по 1 часу — в 8, 9 классах) и «Литература» (1 час в 5 классе) в связи с необходимостью развития навыков устной и письменной речи обучающихся; усиление предмета естественно-научного цикла «География» в 6 классе, так как программа рассчитана на 68 часов; а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия.
В V — IX классах предусмотрены коррекционные групповые и индивидуальные занятия, на которые по расписанию отводят часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений.
Учитывая, что на базе школы функционирует кабинет информационных технологий, в V — IX классах проводятся развивающие занятия с использованием дистанционных технологий. В таком случае, решается задача компьютерной грамотности обучающихся и восполнения дефицита квалифицированных педагогических кадров (дефектолога, логопеда и т.д.)
Коррекционные занятия «Основы здоровьесбережения» посвящены формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек и элементам лечебной физкультуры в соответствии с рекомендациями врача.
В конце и (или) в течение учебного года обучающиеся с ОВЗ проходят трудовую практику. Накопительная почасовая система практики позволяет выбирать интересующие направления с учётом психофизических возможностей и особенностей здоровья.
Источник
Индивидуальный учебный план обучающегося с ОВЗ
специалист в области арт-терапии
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Обучающейся _1 (1 доп) класса Епифсанцевой Виктории на 20 18 — 20 19 учебного года
Язык и речевая практика
Окружающий природный мир
Окружающий социальный мир
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебно- воспитательной работе
Фамилия, имя, обучающегося
с положением о порядке обучения по индивидуальному учебному плану в МОУ СОШ с. Тарбагатай
Фамилия, И.О. обучающегося
Учитель начальных классов
Учитель начальных классов
Учитель рус ского языка и литературы
Индивидуальный учебный план составлен на основе АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – учебный план) и обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
Индивидуальный учебный план (ИУП), содержит предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям обучающейся. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Реализация ИУП сопровождается тьюторской поддержкой.
Учебный план разработан в соответствии с:
— Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015г.);
— Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС об образовании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» № 1599 от 19.12.2014г. (далее – Стандарт).
Для реализации учебного плана используются учебно-методические комплексы, программы и пособия, рекомендованные Министерством образования и науки российской Федерации, которые обеспечивают освоение программ базового уровня.
При формировании учебного плана соблюдалась преемственность учебных планов и программ.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Продолжительность уроков в 1 полугодии – 30 минут, во 2 полугодии — 35 минут.
Учебный план, реализующий вариант 2 АООП, включает две части:
I – обязательная часть, включает:
шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-дефектологом;
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
коррекционные курсы, проводимые учителем, учителем-логопедом и педагогом психологом;
Испытывая трудности адаптации к условиям обучения в группе, Вика может находиться в организации ограниченное время, поэтому объем нагрузки лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
ИУП обучающейся включает аудиторные учебные часы на дому и составлен в соответствии с рекомендациями органов здравоохранения /наличие ПМПК.
учебных аудиторных часов распределены на 5 учебных дней.
Понедельник и пятница разгружены.
Во вторник, среду, четверг отводится по 2 учебных часа.
3 учебных часа отводится на предмет «Язык и речевая практика», 2 на « Математические представления», которые способствуют формированию начальных учебных навыков, совершенствованию интеллектуальному развитию, 2 часа на предмет « Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир» 1 час, который решает задачи расширения кругозора, обогащения чувственного и жизненного опыта. 6 часов отводятся на дистанционное и заочное обучение. Это «Музыка и движение», «Изобразительная деятельность» и «Человек».
Так как особые образовательные потребности Вики не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, в ИУП увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС) до 6 часов. Коррекционные курсы проводятся в виде индивидуальных занятий с психологом, логопедом школы с использованием материально-технического обеспечения сенсорного кабинета. Длительность занятий до 25 минут.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом . При организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ СОШ с. Тарбагатай использует возможности учреждений дополнительного образования: муниципального учреждения дополнительного образования Петровск- Забайкальского района, ДЮСШ, детской музыкальной школы, культурно- спортивного комплекса «Феникс», а также информационного образовательного пространства на основе школьной социальной сети «Школяры»
Индивидуальный учебный план Епифанцевой Виктории
Источник