Разрабатываем учебный план для детей с ОВЗ
Первый этап. Находим подходящий вариант адаптированной программы
Психолого-медико-педагогическая комиссия должна провести экспертизу, по результатам которой школе будут предложены подходящие модификации адаптированной основной общеобразовательной программы. Учитывать их важно, так как АООП предполагает разные варианты содержания, уровней освоения программы и сроков обучения. К примеру, с 1-го по 4-й классы сроки могут варьироваться от четырех до шести лет — все зависит от состояния здоровья учеников с ограниченными возможностями.
Перед разработкой учебного плана изучите примерную АООП для конкретной категории школьников с ОВЗ. Помимо обязательной части важно не забыть дополнить проект учебного плана модулем, формируемым участниками образовательных отношений.
Варианты соотношения частей учебного плана
80% — обязательная часть; 20% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
70% — обязательная часть; 30% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
60% — обязательная часть; 40% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Адаптированная основная общеобразовательная программа может содержать и несколько учебных планов, которые будут разработаны специально для учеников с разными особенностями развития. И в этом случае каждый из них должен содержать отдельные направления дисциплин и дополнительных занятий, чтобы соответствовать уровню психофизического развития школьников.
Второй этап. Продумываем пояснительную записку
Пояснительная записка — обязательный элемент, входящий в учебный план. Опишите в ней, как будет осуществляться учебный план для детей с ОВЗ. Приведите аргументы в пользу выбранных учебных предметов и дополнительных коррекционных занятий. Разъясните, каким образом в расписании учитываются особенности учеников. И еще включите в документ график работы школы.
Третий этап. Составляем обязательную часть учебного плана
Помните, что требования Федерального государственного образовательного стандарта должны быть учтены при составлении обязательной части учебного плана.
В первом варианте АООП предметы и задачи обучения совпадают с ФГОС НОО. Значит, обязательная часть учебного плана будет одинаковой и для ООП, и для АООП начального общего образования.
А во второй вариант АООП входят математика, информатика, окружающий мир, филология, обществознание, основы религиозных культур и светской этики, технология, искусство, физическая культура.
Для ребят с небольшим недоразвитием речи, вызванным нарушениями слуха, сформируйте отделение I. В этом случае обучение будет длиться как обычно — 4 года.
Дополнительный 1-й класс поможет еще на год увеличить срок обучения детей. Но при выборе этого варианта важно учитывать региональные особенности подготовки позднооглохших и слабослышащих детей к учебе.
По нормам начального общего образования за четыре класса обучения максимальное количество занятий не должно превышать 3039 часов. За пять классов — 3821, а за шесть — 4603.
В случае, если дети проходят программу по третьему и четвертому вариантам АООП, времени на обучение им отводится больше, чем школьникам, у которых отсутствуют какие-либо ограничения возможностей здоровья.
Четвертый этап. Составляем расписание формируемой части учебного плана
Формируемая часть учебного плана позволяет подстроиться под индивидуальные особенности детей. Какие возможности открывает формируемая часть?
- больше времени на учебные предметы обязательной части;
- дополнительные занятия, которые были бы актуальны для детей;
- внеурочная деятельность.
Пятый этап. Формируем план внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность делится на две части:
- максимум пять часов в неделю — осуществление непосредственно внеурочной деятельности;
- минимум пять часов в неделю — коррекционно-развивающая деятельность.
Как подсчитать часы внеурочной деятельности?
Количество часов внеурочной деятельности в неделю = количество часов коррекционно-развивающей области + направления внеурочной деятельности.
Составьте план внеурочной деятельности с учетом коррекционных занятий, ориентируясь на ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Шестой этап. Составляем план коррекционных занятий
Как уже упоминали, коррекционно-развивающие занятия должны проводиться не менее пяти часов в неделю. Это обязательный элемент при составлении учебного плана для учеников с ОВЗ.
Коррекционные занятия для первого варианта АООП
Для всех категорий, кроме 6.1, школа вправе решить, какие коррекционные занятия внести в учебный план. При этом нужно учитывать особенности развития учеников, в том числе физические, а также рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации и абилитации (если в школе обучаются дети-инвалиды), примерные АООП и требования Федерального государственного образовательного стандарта для учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционные занятия для второго варианта АООП
Для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так же как и в случае со вторым вариантом АООП, важно интегрировать коррекционные курсы, которые регламентированы ФГОС НОО.
На заседании психолого-педагогического консилиума, организованного в школе, важно внимательно изучить со специалистами заключение психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, и определить нюансы детей с ограниченными возможностями.
Источник
Индивидуальный учебный план учащегося с ОВЗ
специалист в области арт-терапии
Индивидуальный образовательный план
I. Общие сведения
Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя):
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Инструктор ЛФК и т.д.
Заключение и рекомендации ОПМПК
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год)
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр и т.п.)
формирование основ российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
Режим пребывания ребенка в ОУ
Количество дней, количество уроков в день, начало и завершение учебного дня, кол-во часов индивидуальных/фронтальных занятий, итого учебных часов в неделю (с учетом требований СанПин и актуального состояния ребенка)
II. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по решению ПМПк)
Основное направление деятельности
Конкретные задачи на период
Режим и формы работы
Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста)
Повышение уровня учебной мотивации, формирование коммуникативных навыков
Формирование ключевых компетенций, повышение уровня самостоятельности при выполнении учебной работы, отсутствие нарушений устава школы, правонарушений
Наблюдение за адаптацией и эффективностью учебной деятельности: просматривается положительная динамика в направлении повышения сопротивляемости стрессу, формирования адекватной самооценки.
Социализация, педагогическое сопровождение
1.формирование навыков личностного общения,
2. адаптация в социуме класса,
3.устранение проблем межличностного общения
еженедельно, личные беседы, анкетирование
формирование социальной компетентности
Стабилизация психологического состояния ребенка
Повышение уровня учебной мотивации, формирование коммуникативных навыков
Формирование ключевых компетенций, повышение уровня самостоятельности при выполнении учебной работы, отсутствие нарушений устава школы, правонарушений
Наблюдение за адаптацией и эффективностью учебной деятельности: просматривается положительная динамика в направлении повышения сопротивляемости стрессу, формирования адекватной самооценки.
III Освоение образовательной программы:
Требования стандарта: планируемые предметныерезультаты на текущий период обучения
Конкретные задачи для ребенка на период
Формы организации УД (Фронтальные, подгрупповые, индивид. занятия и т.д.)
(в терминологии наличия компетентности)
Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности (от стандартных – тест, устный опрос, контрольная работа и т.д. до творческих — портфолио, карта успеха, профиль умений и др.)
(в соответствии с календарно-тематическим планированием)
Развивать познавательную сферу учащегося; дать математические знания как средство развития мышления, памяти, воображения, восприятия; корректировать личностное развитие обучающегося, его чувства, эмоции, творческие способности
Совершенствование вычислительных навыков, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение математических знаний в разных сферах и ситуациях его использования;
освоение знаний о математики, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать математические факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с калькулятором, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Фронтальные, индивидуальные занятия
Тест, контрольная работа
Русский язык (в соответствии с календарно-тематическим планированием)
В результате изучения русского языка учащийся должен знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
формирование орфографических и пунктуационных навыков;
изучение системы русского языка и функционирования ее в речи;
изучение теоретических понятий, овладение знаниями и умениями аналитического характера;
развитие языкового и эстетического идеала;
овладение нормами литературного языка и обогащение словарного запаса, грамматического строя речи учащихся;
развитие логического мышления;
формирование умения анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.); выразительно читать тексты: определять и соблюдать основной тон высказывания, соблюдать паузы, правильно выделять слово в предложении логическим ударением; озаглавливать текст, составлять простой план готового текста; подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной формах с сохранением стиля речи самостоятельно строить высказывание (повествование, описание).
Фронтальные, индивидуальные занятия
Сформированы языковая, коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая компетенции учащихся.
Тест, контрольная работа
В результате изучения литературы учащийся должен знать: авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия;
должен уметь выразительно читать эпические произведения; использовать различные формы пересказа;
отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении;
уметь определять особенности композиции
Развить у школьника интерес к чтению, любовь к литературе; совершенствовать навыки выразительного чтения; сформировать умения анализа с целью углубления
восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых
произведений; использовать изучение литературы для повышения речевой культуры
учащегося; расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных
жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Фронтальные, индивидуальные занятия
Сформированы языковая, коммуникативная, культуроведческая компетенции учащегося.
Тест, устный опрос, письменные работы
Расширение представлений об историческом прошлом русского народа, формирование целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народах, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Освоить обучающимися комплекс знаний об истории России как субъекта всеобщей истории.
Ознакомить обучающихся с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины.
Формировать доступные исторические представления и понятия.
Познакомить с историческими личностями, повлиявшими на ход истории. Корректировать недостатки познавательной деятельности и развитие речи.
Фронтальные, индивидуальные занятия
Сформированы языковая, коммуникативная, культуроведческая компетенции учащегося.
Тест, устный опрос, письменные работы
Расширение общих представлений детей с нарушением интеллекта об окружающем мире, получение минимума знаний о живой природе: растениях, грибах, бактериях, строении, органах, биологических особенностях растений.
Сообщить обучающимся знания о растениях, их основных группах, строении, органах, бактериях и грибах.
Формировать представление о растениях, группах растений, органах, использовании растений человеком.
Обучить умению различать растения по их органам. Воспитывать бережное отношение к природе. Корректировать и развивать память, мышление, восприятие при проведении практических работ, пересказе.
Фронтальные, индивидуальные занятия
Сформированы языковая, коммуникативная, культуроведческая компетенции учащегося.
Тест, устный опрос, письменные работы
Расширить представление об окружающем мире, получить знания о географическом положении России, населении и промышленности страны, об особенностях природы и хозяйства, климате и природных зонах
Познакомить с физической картой России, геграфическим положением нашей страны, границами, природными зонами, научить ориентироваться накарте Расширить пространственные представления обучающихся. Корректировать и развивать память, мышление, восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе и человеку, как части природы.
Фронтальные, индивидуальные занятия
Сформированы языковая, коммуникативная, культуроведческая компетенции учащегося.
Тест, устный опрос, письменные работы
IV. Формирование социальной компетентности:
Конкретные задачи на период
Формы оценки достижений
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении школьных правил
Помочь ребёнку научиться соблюдать школьные правила
Формирование гигиенических навыков
Объяснить необходимость соблюдения гигиенических правил
Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке, во внеурочное время)
Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе
Классные часы, внеклассные мероприятия
Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников
Сформировать социально приемлемое поведение в группе сверстников
Сформировать навыки самостоятельно принимать решения
Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность
Сформировать умения планировать свою деятельность, контролировать своё поведение
Источник