Тема:Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.
статья (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человечества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья.
Здоровье – это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических факторов.
Сохранение здоровья детей является самой высокой социальной и гуманитарной целью современного общества. Дети, сегодня сидящие за партой, уже в ближайшее время будут определять благосостояние страны, накапливать ее потенциал в экономической, научной и культурной сферах. Это придает актуальность проблеме сохранения здоровья молодежи и особое значение приобретает работа школы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни.
«Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся» Здоровая личность — это здоровый образ жизни, способ бытия человека в мире. Назначение школы — обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно- образовательного процесса с учётом личностных, психофизиологических, конституциональных, половых и возрастных особенностей обучающихся, экологической обстановки, в которой находится школа. Целью нашего образовательного учреждения является формирование потребности к здоровому образу жизни и механизмов стрессоустойчивого поведения школьников как основы здорового жизненно стиля, способной эффективно преодолевать жизненные трудности. Для достижения этого целевого ориентира мы создаем в школе условия, необходимые для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Для обеспечения эффективной интеграции здоровье сберегающих технологий педагогическим коллективом школы были намечены и решены ряд обязательных задач: 1. Включение проблемы заботы о здоровье учащихся и педагогов в число приоритетных задач школы. 2. Принятие ответственности каждого участника образовательного процесса за решение вопросов здоровье сбережения. 3. Обеспечение соблюдения требований СанПиНов к санитарно — гигиеническим условиям в школе и организации образовательного процесса. 4. Проведение профилактической работы. 5. Обеспечение благоприятного (педагогического и психологического) воздействия каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого процесса. 6. Обеспечение необходимого уровня грамотности школьников, их родителей и педагогов по вопросам здоровья. 7. Соблюдение принципов валеологии. Хочется заметить, что только при комплексном и взаимосвязанном решении приведённых выше задач возможно создание единого здоровье сберегающего образовательного пространства в школе и как результат этого — достижение улучшения состояния здоровья школьников. В решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей широкое участие принимают медицинские работники школы. Их работа по данному направлению строится на результатах исследования состояния здоровья детей и включает в себя: » организацию и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением противоэпидемиологических мероприятий; » диспансеризацию детей; » организацию рационального питания; » организация витаминизированного питания; » профилактику загрязнения воздуха; » просветительскую работу. Результаты исследования состояния здоровья детей свидетельствуют: 1. Регулярность проведения диспансеризации, диагностика своевременной медицинской коррекции выявленных отклонений в состоянии здоровья воспитанников, позволило в течение двух лет уменьшить количество детей состоящих на диспансерном учёте. 2. Медицинское обеспечение детей школьного возраста имеет ввиду контроль за состоянием здоровья на основе правильной организации первичной профилактики и оздоровления, иммунопрофилактики, привитие гигиенических навыков, что позволило снизить процент заболеваемости острыми инфекционными заболеваниями. 3. Сведения с определением общих показателей состояния здоровья воспитанников дают нам картину снижения структуры заболеваемости. Безусловно, на улучшение здоровье детей оказали влияние такие факторы, как рациональная организация учебного процесса, физкультурно-оздоровительной работы, полноценное питание, медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. 4. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но и условия роста и развития обучающегося. Учитывая сказанное, на основе ежемесячного учёта полноценного питания воспитанников установлено выполнение натуральных норм продуктов питания на 100 % в течение последних двух лет. 5.На основании данных о состоянии здоровья и физического развития, обучающиеся распределяются для занятий физическими упражнениями на основную и специальную медицинские группы. Учащиеся 1-4 классов посещают занятия лечебной физкультуры. Анализ комплектования медицинских групп показал увеличение специальной группы, что связано, прежде всего, с увеличением количества детей имеющих врождённую патологию. 6. Здоровье сберегающая активность педколлектива, организация досуга, спортивная двигательная активность, пропаганда здорового образа жизни, явились важнейшими факторами противостоящими вовлечению обучающихся в зависимость от курения, алкоголя, психотропных веществ. Хотя в целом, такой показатель, как динамика заболеваемости учащихся, на наш взгляд, вполне благоприятный, однако мы понимаем, что необходимо и далее координировать работу по здоровье сбережению воспитанников, ведь именно проблемы со здоровьем остаются главной причиной пропусков учащимися учебных занятий в течение года.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение школьников к проблеме сохранение своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходят все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное, так и здоровье всего общества.
Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека, и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей – важный фактор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи – первостепенная задача.
Чтобы сохранить здоровье детей необходимо сотрудничество с родителями. Проведены такие родительские собрания «Режим дня в жизни школьника», «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка. Что стоит за ним», «Причины и последствия детской агрессии». На собраниях провожу анкетирования, даю памятки, вместе с родителями анализируем ситуации.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
В начале учебного года перед собой я ставлю цель: сохранение и укрепление здоровья, поэтому я провожу целенаправленную работу с учащимися по формированию здорового образа жизни и повторение правил безопасного поведения на улице, в школе и дома.
В течение года были проведены различные классные часы, которые включали в себя беседы, викторины. Дети посещают в спортивных состязаниях. Все это направлено на укрепление и формирование духовного образа жизни.
Например, беседа «Зачем нужно быть здоровым?» ребята выводили свои правила по ЗОЖ., высказывали свое мнение, разбирали ситуации, отвечали на вопросы. Большое внимание уделяю беседам о вреде курения, как никотин влияет на растущий организм, на внимание и память ребенка, так же , проводились спортивные состязания в классе и в школе: «перестрелка», спортивные старты, игры на свежем воздухе. Все это развивает физическую активность, мышление, смекалку, воображение. Наш касс старается участвовать во всех мероприятиях и поучает призовые места. Традиционными стали спортивные соревнования по пионерболу, баскетболу, волейболу и мероприятия: «Зарница», «Тропа к генералу», «Папа, мама и я – спортивная семья» и т.д. Все это развивает физическую активность, мышление, смекалку, воображение. Многократно посещали спортивные мероприятия районного, республиканского уровня.
Ученики моего класса собственными силами создали в классе уголок здоровья. Поставили памятники о здоровом образе жизни. Регулярно обновляют свежей информацией стенку здоровья.
Здоровье – это единственная драгоценность, ради которой действительно не стоит жалеть времени и сил. Здоровый человек – это счастливый человек. Мы стараемся, чтобы это изречение как можно раньше было осознанно ребенком.
Часто организуем походы, экскурсии в природу. После таких мероприятий класс становится более сплоченным, дружным.
Каждый год едим в Дубъязскую горно-лыжную базу. Если это чисто спортивное мероприятие, а поездка Иске Казан важна в формировании духовно-нравственных качеств. После трудного учебного года ребята отдыхают на природе. И каждый год с нетерпением ждут эту поездку.
На родительских собраниях постоянно ведутся беседы по укреплению здоровья (о профилактике гриппа, ведение правильного режима дня, о пользе витаминов в зимнее время), так же повторяются правила поведения в школе и дома.
Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Поэтому в дальнейшем буду продолжать работу с обучающимися и родителями по формированию ЗОЖ.
Источник
Организация учебно – воспитательной работы по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся в рамках ГПД
Формирование ЗОЖ в ГПД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_zozh.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа № 125 Красногвардейского р-на г.Санкт-Петербурга
Организация учебно – воспитательной работы по
формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся
Подготовила: воспитатель ГПД Кукушкина А.А.
Организация учебно – воспитательной работы по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся в рамках ГПД.
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание здорового подрастающего поколения. Эта многоплановая проблема. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе и активно вовлекать учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Обучение и воспитание строится с учетом биологического возраста детей, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований, индивидуальности каждого ребенка. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Задача педагога группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. Учебно – воспитательный процесс в ГПД осуществляется в соответствии с режимом: утренняя зарядка, которую дети проводят самостоятельно, самоподготовка, прогулка на свежем воздухе, горячее питание, спортивные занятия, занятия по интересам. Немаловажное значение имеют проветренное помещение перед приходом детей, свежий воздух, чистота в группе – это среда, в которой хорошо работает, мозг, легкие при выполнении детьми домашнего задания. Кроме того, дети во время пребывания в группе продленного дня занимаются в спортивных кружках. Основными мероприятиями по воспитанию ЗОЖ в ГПД являются всевозможные подвижные игры (игры с мячом («Вышибаллы», «Штандер», со скакалкой «Рыбачок», «Горелочка по кругу», «Самые быстрые», «Охотники и лисы», «Третий лишний», «Ку – ка – ре-ку», «Платочек», «Голова дракона» и т.д), занятия, беседы, конкурсы по привитию гигиенических навыков и профилактике вредных привычек ( «Что такое ЗОЖ ?», «Здоровые зубы – здоровый ребенок», «Хорошее здоровье превыше всего», «Как отучить себя от вредных привычек», «Осанка – стройная спина», «Чистота – залог здоровья», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Расти здоровым !» и т.д.), спортивные часы, мероприятия, соревнования («В здоровом теле – здоровый дух!», «Мой весёлый звонкий мяч», «О, спорт, ты – мир!», «Весёлые старты» и т.д.), а также ежедневные прогулки и физминутки во время занятий.
Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, рассказы, сопереживая героям, любят рисовать, работать с бумагой, пластилином, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения.
Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка. Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. Важно продумывать отдых ребят, как в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников. Самое главное в работе воспитателя — это использование принципа «Не навреди». Поэтому в работе я считаю самым главным осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать нестандартные идеи
Организация учебно-воспитательной работы по укреплению ЗОЖ и укреплению здоровья в ГПД включает в себя следующие компоненты:
1 . Рациональное питание.
Особой заботой воспитателя группы продленного дня является организация питания детей. В обязанности педагога входит своевременное питание учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приема пищи, контроль за нормированием и качеством питания.
Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.
Поэтому с раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно организованное питание ребенка, являющееся залогом здоровья. У детей начальных классов повышенная потребность в двигательной активности. А пища служит основным источником энергии и строительным материалом для роста и развития организма ребенка.
2. Оптимальная двигательная активность.
Движение как форма физиологической активности, присуща практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. Двигательная активность ребенка, по мнению известного исследователя И.А. Аршавского, является фактором, увеличивающим энергетические резервы организма.
У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т.е. создается некоторый «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма.
Существует понятие биологической достаточности движений, которое необходимо для нормального развития школьника. Естественно, в зависимости от возраста их число меняется, и чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального развития.
Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.
3. Соблюдение режима дня
Регулярно повторяющаяся деятельность постепенно формирует так называемый динамический стереотип, который запечатлевается в вегетативной памяти и реализуется при возникновении соответствующих условных раздражителей.
Режим продленного дня должен благоприятствовать успешному протеканию воспитательной работы в группе продленного дня, которая имеет целью передачу воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития. Содержание, формы, методы и средства направлены на решение задачи: развивать и формировать познавательные навыки детей в группе продленного дня во время активного отдыха.
Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.
Воспитатель, организующий досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на воспитанников во внеурочное время.
4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.
Я веду систематическую работу по воспитанию самостоятельности и культуры поведения в группе продленного дня, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой. Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать. Я считаю своей задачей помочь ребенку в овладении культурой поведения. Ведь культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта лежат моральные принципы общества — гуманизм, коллективизм, дружба, ответственность за свои поступки.
В группе продленного дня, как нигде, отражается воспитанность наших учеников.
5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже самой маленькой победы.
В группе продленного дня ребята увлеченно играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные. Так, например, к спокойным играм относятся «Объяснялки», «Поле чудес», «Составь новое слово» и другие.
Огромное значение я придаю выработке навыков самостоятельности, умению мыслить нестандартно, так как самостоятельность – это особый вид деятельности.
Шалва Амонашвили пишет: «Самостоятельность — ценное личностное качество, и его нужно воспитывать, развивать и формировать, но вместе с тем его нужно закалять в огне нравственности, нацеливать детей на солидарность, на взаимную помощь».
Суть нравственной основы самостоятельности заключается в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, преодолевать затруднения, творить благо на пользу общества.
Общее развитие – опора самостоятельности. Уметь высказать своё мнение (с аргументами, рассуждениями), уметь поставить вопрос, уметь оценить старания и результаты работы товарища, уметь планировать линию своей учебно-познавательной деятельности – такова направленность в воспитании самостоятельности. Самостоятельность — это самооценка.
Девизом же работы по формированию ЗОЖ являются слова Карлейля : «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы». Следовательно, основной целью педагога должно быть формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщение детей к занятиям спорта.
Таким образом, здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в режиме ГПД — задача особой важности для воспитателя. Моя задача состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Эффективность работы группы продленного дня во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания посещать группу. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его успехов в учёбе и труде.
Источник