Междисциплинарная программа «Здоровье», разработанная авторским коллективом под руководством В.Н. Касаткина
статья ( класс) по теме
Программа «Здоровье» ориентирована на школьника, она знакомит его с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. Это попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии, многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Только знание своих собственных сильных и слабых сторон позволяет признать слабые и сильные стороны другого. Только наличие собственной шкалы ценностей может служить основанием для признания аналогичной у сверстника. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т. д. Дети учатся методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdistsiplinarnaya_programma_kasatkina.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Междисциплинарная программа «Здоровье», разработанная авторским коллективом, под руководством В.Н. Касаткина Содержание программы «Здоровье»
Раздел 1. Самопознание
Этот раздел дает школьникам базовые знания в области роста и строения организма человека. Показывает условия, в которых человеческое тело «работает» лучше всего. Самопознание дает возможность узнать о собственных чувствах и ощущениях, научиться регулировать эмоциональное состояние и определять психические и физические возможности собственного организма.
Раздел состоит из двух подразделов:
1 Знание своего тела.
2 Самопознание через ощущение, чувство и образ.
Ключевые понятия:
Знание своего тела
• Части и органы тела и их функциональное предназначение
• Состояние здоровья и болезни
• Физиологические возможности в разные периоды жизни
• Физические аспекты индивидуальности человека.
Самопознание через ощущение, чувство, образ
• основные ощущения, чувства и эмоции индивидуума
• Я-концепция и индивидуальный психологический образ
• решение собственных психологических проблем в разные периоды жизни.
Раздел 2. Я и другие
В данном разделе изучается понимание базовых принципов и практических способов общения, а также методов эффективного взаимодействия. Раздел помогает решить вопросы конструктивного взаимодействия в различных социальных группах.
Ключевые понятия:
• Базовые компоненты и правила межличностного общения и поведения
• Навыки аргументирования и принятия решения.
• Ролевые позиции.
Базовые принципы, формы и методы группового взаимодействия.
• Идентификация индивидуума в различных социальных группах.
• Формы и методы группового давления.
• Поведенческие риски в группе
Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
В разделе обсуждаются вопросы поведения, связанного с базовыми гигиеническими навыками, рациональной практикой чередования отдыха и труда. Он помогает понять взаимосвязь между средой, человеческим поведением и болезнями.
Раздел состоит из четырех подразделов.
I. Гигиена тела.
2. Гигиена полости рта.
3. Гигиена труда и отдыха.
4 Профилактика инфекционных заболеваний;
Ключевые понятия:
• Гигиена тела
• Представление о коже, волосах и ногтях
• Гигиенический и косметический уход за кожей, волосами и ногтями
• Гигиена полости рта
• Гигиена труда и отдыха
• Профилактика инфекционных заболеваний
Раздел 4. Питание и здоровье
Раздел посвящен изучению основных пищевых веществ, помогает ученикам сделать правильный выбор в питании и понять факторы, которые мешают этому выбору.
Раздел состоит из двух подразделов:
1. Питание – основа жизни
2. Гигиена питания.
Ключевые понятия:
• Питание — основа жизни
• Основные пищевые вещества, их значение для организма.
• Основные пищевые продукты и блюда, индивидуальные нормы потребления.
• Культура питания.
• Факторы риска в питании, опасные для здоровья.
• Гигиена питания
• Правила покупки, хранения продуктов питания.
• Приготовление пищи в разных условиях.
• «Загрязнители» пищи.
• Болезни, передаваемые через пищу.
Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма
Раздел помогает ученикам выработать устойчивые стереотипы поведения, направленные на уменьшение травмоопасных ситуаций на дороге, в школе, дома, на улице. Он ориентирует на выработку оптимальных стратегий и технологий поведения в предсказуемых и непредсказуемых экстремальных ситуациях.
Раздел состоит из трех подразделов:
1. Безопасное поведение на дорогах.
2. Бытовой и уличный травматизм.
3. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ключевые понятия:
• Безопасное поведение на дорогах
• Основные ситуации, приводящие к травмам на дороге.
• Навыки поведения на дороге и внутри транспортного средства.
• Персональная ответственность за свое поведение на дороге. Бытовой и уличный травматизм
• Бытовой и уличный травматизм
• Опасные факторы жилища, школы, улицы.
• Основные травмы и повреждения: ожоги, отморожения, электротравмы, острые предметы, падение с высоты, падение с велосипеда, падение на роликах, укусы животных, насекомых, змей.
• Первая помощь.
• Поведение в экстремальных ситуациях
• Модели поведения в экстремальных ситуациях.
• Анализ условий и выработка алгоритма поведения в экстремальных ситуациях.
• Практические действия в экстремальных ситуациях.
Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг
Раздел помогает учащимся быстро и точно выбрать учреждение и специалиста, оказывающих медицинские услуги; научиться адекватным формам общения со специалистами, оказывающими медицинские услуги. В разделе обсуждаются вопросы обращения с лекарственными препаратами.
Раздел состоит из двух подразделов:
1. Выбор медицинских услуг.
2. Обращение с лекарственными препаратами.
Ключевые понятия:
• Выбор медицинских услуг
• Выбор специалиста и учреждения; обращение за экстренной и плановой медицинской помощью
• Поведение в медицинских учреждениях.
• Медицинское страхование.
• Альтернативная медицина. Реклама медицинских услуг. Шарлатанство.
• Обращение с лекарственными препаратами
• Приобретение лекарственных препаратов и обращение с ними. Домашняя аптечка.
• Побочные действия лекарственных веществ. Злоупотребления лекарственными веществами.
• Первая помощь при отравлении лекарственными веществами.
Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ
Этот раздел помогает учащимся понять причины и закономерности в употреблении психоактивных веществ, пути вовлечения в этот процесс, а также выработать стереотипы поведения в ситуациях употребления психоактивных веществ.
Ключевые понятия:
• Предупреждение употребления психоактивных веществ
• «Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные (наркотики) психоактивные вещества.
• Социальная, групповая и индивидуальная психологическая, физическая зависимость.
• Способы совладания с жизненными проблемами как позитивная профилактика зависимостей
• Стандарты и нормы поведения учащихся по отношению к психоактивным веществам
• Стратегии и технологии противостояния употреблению психоактивных веществ.
• Индивидуальная ответственность за употребление психоактивных веществ.
Источник
Здоровье. Учебно-методический комплект для учителей1-11 классов/Под ред.В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной М., 2001.-435с.
Программы образования в области здоровья рекомендуемые к реализации в образовательных учреждениях
Серия: «Основы здорового образа жизни» (В данной серии — пособия для педагогов, и учащихся с 3-17 лет.)
Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В.,
Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.
Основы здорового образа жизни: Региональная образовательная программа — Саратов, Добродея, 2008.- 34 с.
В пособии представлена региональная образовательная программа для детей с 3-х до 17-ти лет. Дополненный и переработанный вариант.
Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Лысогорская М.В.
Основы здорового образа жизни: Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 классов — Саратов, Добродея, 2007.- 64 с.
В пособии рассматриваются проблемы формирования ценностного отношения к здоровью и профилактики вредных привычек. Предложенные в тетради задания позволяют в интерактивной форме организовать процесс формирования компетентности в области здоровья у учащихся 5-6 классов.
Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Лысогорская М.В.
Основы здорового образа жизни: Учебное пособие для учащихся 7 классов — Саратов, Добродея, 2007.- 64 с.
В пособии рассматриваются проблемы формирования ценностного отношения к здоровью и профилактики вредных привычек. Предложенные в задания для учащихся позволяют в интерактивной форме организовать процесс формирования компетентности в области здоровья у учащихся 7 классов. Предложены методические рекомендации для учителя по организации процесса обучения.
Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Лысогорская М.В.
Основы здорового образа жизни: Учебное пособие для учащихся 8 классов — Саратов, Добродея, 2007.- 64 с.
В пособии рассматриваются проблемы формирования ценностного отношения к здоровью и профилактики вредных привычек. Предложенные в задания для учащихся позволяют в интерактивной форме организовать процесс формирования компетентности в области здоровья у учащихся 8 классов. Предложены методические рекомендации для учителя по организации процесса обучения.
Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Лысогорская М.В.
Основы здорового образа жизни: Учебное пособие для учащихся 9 классов — Саратов, Добродея, 2007.- 64 с.
В пособии рассматриваются проблемы формирования ценностного отношения к здоровью и профилактики вредных привычек. Предложенные в задания для учащихся позволяют в интерактивной форме организовать процесс формирования компетентности в области здоровья у учащихся 9 классов. Предложены методические рекомендации для учителя по организации процесса обучения.
Серия: «Все цвета, кроме черного» ( В данной серии — пособия для педагогов, родителей и учашихся с 1-9 кл.)
Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Пособие для педагогов.- М.: Вентана-Граф, 2002.-64 с.
В пособии рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью. Раскрывается система работы с тетрадями для учащихся. Предлагаются подробные методические рекомендации, которые помогут педагогам организовать занятия с детьми.
2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Книга для родителей.- М.: Вентана-Граф, 2002.-32с
В книге для родителей рассматривается проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Раскрыта система работы с тетрадями для учащихся. Даны методические рекомендации, которые помогут родителям организовать занятия с ребенком.
3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя: Рабочая тетрадь. 2 класс.- М.: Вентана-Граф, 2002.-56 с.
4. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать других: Рабочая тетрадь. 3 класс.- М.: Вентана-Граф, 2002.-48 с.
5. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного. Учусь общаться: Рабочая тетрадь. 4 класс.- М.: Вентана-Граф, 2002.-48 с.
В перечисленные тетради включены развивающие задания и игры, расширяющие представления учащихся о своих физиологических и психологических особенностях. Выполняя эти задания, ребята научатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение и настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми.
Серия: «Разговор о правильном питании» (В данной серии — пособия для педагогов, родителей и учащихся с 1-7 класс)
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учебно-методический комплект «Разговор о правильном питании». Пособие для учителя, рабочая тетрадь для детей 6-8 лет. — Москва: Издательство «Олма-Пресс», 1999-2003.
Учебно-методический комплект «Разговор о правильном питании» является частью программы «Разговор о правильном питании» и предназначен для организации воспитательной работы, связанной с формированием основ правильного питания. В ходе занятий дети узнают о полезных продуктах, правилах гигиены, режиме. Предлагаемая форма организации работы помогает ребенку стать активным участником воспитательного процесса, активизирует его творческие способности.
2.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Учебно-методический комплект «Две недели в лагере здоровья». Пособие для учителя, рабочая тетрадь для учащихся 9-11 лет. — Москва: Издательство «Олма-Пресс», 2002.
Учебно-методический комплект является частью программы «Разговор о правильном питании» и предназначен для дальнейшей работы по формированию у младших школьников основ культуры питания. Основные задачи комплекта связаны с расширением представления младших школьников о полезных продуктах, традициях питания, правилах этикета и т.д. Разнообразные задания позволяют сформировать у школьников навыки здорового образа жизни.
7. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Учебно-методический комплект «Формула правильного питания». Пособие для учителя, рабочая тетрадь для учащихся 12-13 лет. — Москва: Издательство «Олма-Пресс», 2004.
Учебно-методический комплект является частью программы «Разговор о правильном питании» и предназначен для дальнейшей работы по формированию младших подростков основ культуры питания.
Учебно-методический комплект «Здоровье»
Здоровье. Учебно-методический комплект для учителей1-11 классов/Под ред.В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной М., 2001.-435с.
Данный комплект предназначен для учителей общеобразовательных школ. В нем приведена программа «Здоровье» для 1-11 классов, созданная коллективом врачей, психологов, педагогов. Изложены примеры проведения уроков, описаны психологические особенности преподавания тем, связанных со здоровьем. Представленная программа ориентирована на школьника. Это попытка создать единый предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Программа построена ступенчато с учетом психофизиологических особенностей каждого возраста.
В комплекте 11 пособий для педагогов и специалистов системы образования.
Источник