Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы
Дата публикации: 29.08.2019 2019-08-29
Статья просмотрена: 750 раз
Библиографическое описание:
Богданова, Е. Н. Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы / Е. Н. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62196/ (дата обращения: 08.06.2021).
В статье проанализированы нормативно-правовые акты по вопросам охраны здоровья детей. Представлены статистические данные и различные точки зрения на состояние законодательной базы и сложившихся негативных тенденций в сфере детского здравоохранения. Обозначены существующие проблемы правового регулирования охраны здоровья детей. Выявлены основные риски и негативные последствия указанных в статье проблем, предложены пути их решения.
Ключевые слова: охрана здоровья детей, здравоохранение, законодательство.
Во второй половине XX века сложившиеся в России экономические, экологические, социальные и другие кризисные ситуации в различных сферах жизни способствовали негативному воздействию на здоровье подрастающих поколений, поэтому интерес к проблемам охраны здоровья детей постоянно растет. Вопросы охраны здоровья детей законодателем определены в качестве приоритетных, включающих не только «заботу об их здоровье, но и надлежащую правовую защиту» [12]. С каждым годом в России увеличивается количество нормативных актов, направленных на реализацию организайцонно-правовых мер по охраны здоровья детей. Однако, их количественное увеличение только усиливает несогласованность и противоречивость в действующей системе законодательства, регулирующей важные практические задачи детского здравоохранения. Следовательно, актуальность исследования правовых вопросов охраны здоровья детей, обоснованна и становится объектом интересов не только представителей юридического сообщества, но и врачей, политологов, иных специалистов.
Цель исследованиясостоит в выявлении проблем, связанных с правовой основой охраны здоровья детей, правовым регулированием и правоприменением в сфере детского здравоохранения РФ.
Для достижения поставленной цели исследования проведён аналитический обзор международных правовых документов, действующего федерального законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих охрану здоровья детей. Выявлены основные проблемы правового регулирования и правоприменения в сфере охраны здоровья детей. Изучены методологические подходы решения выявленных проблем. В процессе исследования использовался формально-юридический метод при анализе действующего международного и национального законодательства РФ. Формально-логический метод позволил обратиться к уже существующим методологическим подходам и логическим законам при выявлении тех или иных правовых пробелов, коллизий норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей. Использованные в процессе исследования различные отчеты и аналитические показатели, вызвали необходимость применения статистического метода. Кроме того, увеличение смертности, снижение рождаемости, дефицит бюджетного финансирования детского здравоохранения — всё это не только результат использования возможностей статистики, но и существенный правовой аспект, который также определяет актуальность данного исследования.
Законодательное регулирование детского здравоохранения в Российской Федерации строится и развивается на основе общепризнанных международных норм, в числе которых следует выделить Всеобщую декларацию прав человека, согласно ст. 25 «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» [12]; Декларацию прав ребенка «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту до и после рождения» [12]; Конвенцию о правах ребёнка, которая определяет, что «государства — участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья» [12] и т. д. Однако на основании проведённого аналитического обзора международно-нормативных документов можно резюмировать следующее. Имплементация в России международно-правовых норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей, является проблемной и слаборазвитой областью теории и практики национального права. Во-первых, до сих пор остается неразрешённым вопрос о соотношении, национального законодательства с международными нормами. С одной стороны, в ч.4 ст.15 Конституции РФ указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [12]. С другой стороны, вынесенное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П г, а так же последующие изменения в национальном законодательстве, коснувшиеся расширения полномочий Конституционного Суда, определили нормы национального права приоритетными [1, с.126–128]. Во-вторых, сложную правовую проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп детей, проживающих на территории РФ. Для представителей восточной диаспоры с мусульманской религией, других конфессий и религий, определённые положения международных нормативных документов — продукт западной цивилизации, неприемлемы и спорны [4, с.186]. По данной проблеме целесообразно обратиться к исследованиям А. Е. Черкасовой, которая в своей работе «Институциональное взаимодействие медицины и религии» отмечает «оказание медицинской помощи без учета религиозно-культурных особенностей индивидуума, может привести к крайне негативным последствиям» [8, с.45]. Однако, духовная составляющая человеческой личности в современном здравоохранении РФ выходит за границы компетенции медицины.
Современное российское законодательство по охране здоровья детей представляет собой многоуровневую и многогранную структуру федеральных и региональных законодательных, нормативно-правовых и отраслевых актов, затрагивающее различные сферы общественных отношений. Несмотря на плодотворную деятельность законодателей по вопросам детского здравоохранения, в последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей во всех возрастных группах. По официальным статистическим данным Федеральной службы государственной статистики за 2017–2018 год 35 % детей в России рождаются с врожденными заболеваниями, 12 % детей в России рождаются не доношенными, число детей инвалидов в стране составляет более 500 000 (2 %). Около 50 % детей рожденных в России, имеют психологические отклонения. К моменту окончания школы 2,5 % выпускников остаются полностью здоровыми, соответственно 97,5 % имеют проблемы со здоровьем, а 70 % из них имеют хронические заболевания. На январь 2018 г. раком болеют примерно 20 00 детей до 17 лет, причем 60 % приходится на малышей от 0 до 4 лет. В 2017–2018 учебном году в Российских школах, на уроках физкультуры умерло 211 учеников, в основном из за проблем с сердцем [12].
В России одновременно реализуются Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и Приоритетный национальный проект «Здоровье», на финансирование которых выделяются значительные средства из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. При этом, как свидетельствует проведенное исследование Н. В. Рехтиной и Н. Н. Калмыкова, статус и процедуры реализации этих программ в нормативных правовых актах не определены, в результате мероприятия данных программ зачастую дублируются [2]. Следовательно, выполнение не связанных, а где-то и противоречивых между собой программ приводит к их низкой результативности и бесконтрольным программным расходам на здравоохранение, что не способствует эффективному решению правовых проблем охраны здоровья детей.
О необходимости совершенствования законодательной базы по вопросам правового регулирования детского здравоохранения в своём исследовании затрагивает и председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья детей Т. В. Яковлева, утверждая, что врачи бьют тревогу — разработка государственных образовательных стандартов ведётся без надлежащего медицинского сопровождения [10]. Е. А. Певцова и С. А. Усатов по данной проблеме отмечают, что «несогласованность вводимых локальных изменений в образовательный процесс со всей организационно-образовательной системой, ведет к их ключевому противоречию. Кроме того, зачастую, из-за отсутствия профессиональной и грамотной педагогической экспертизы, с учётом мнения медицинских специалистов те идеи, которые ставит законодатель в сфере образования, не только порой не достигают намеченной цели, но и негативно отражаются на состоянии здоровья детей» [6]. В этой связи высказывание директора НИИ возрастной физиологии Российской академии образования М. М. Безруких весьма актуально: «главный вопрос не только в том, соответствует ли нагрузка на детей нормативу, но и соответствует ли сам норматив возможностям здоровья современного ребенка» [12]. Таким образом, на основании выше изложенных точек зрения и проведенного анализа таких нормативных актов как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания», стала очевидной необходимость выработки и законодательного закрепления норм, определяющих правомочие представителей сферы здравоохранения быть включёнными в состав экспертов для проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания детского населения России.
Общественные отношения в сфере охраны здоровья ребёнка регламентированы различными отраслями права. Однако, рассмотрение правовых вопросов охраны здоровья детей в различных отраслях правовой системы, не только не повлияло на интеграцию действующих нормативно-правовых актов при решении проблем детского здравоохранения, а усилило их противоречивость в слишком большой и слишком сложной правовой системе здравоохранения РФ. В значительной степени общественные отношения в сфере охраны здоровья детей урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, который наряду с общими нормами регулирования труда устанавливает особенности регулирования труда несовершеннолетних. Так, в соответствии с разъяснениями Минздрава РФ Письма от 16.05.2017 N 15–2/3036225–9596, «лица, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к работе только по результатам медицинского осмотра и только в оптимальных или допустимых условиях труда» [12]. В связи с этим необходимо указать на то обстоятельство, что на практике далеко не все работодатели стремятся официально нанимать несовершеннолетних работников, т. к. работодатель при этом несёт дополнительные материальные расходы, в том числе на проведение медицинских осмотров. Следовательно, в силу сложившихся рыночных отношений, работодателю выгоднее не официально принимать на работу несовершеннолетнего, тем самым пренебрегая правилами охраны здоровья детей. При решении данной проблемы представляется справедливым согласиться с предложением В. Алистархова «чтобы заинтересовать потенциальных работодателей в официальном приеме несовершеннолетних на работу, необходимо законодательно освободить работодателя от обязанности нести хотя бы расходы на медицинские осмотры несовершеннолетних и закрепить для таких работников прохождение их на бесплатной основе в государственных медицинских учреждениях» [7].
Также стоит отметить, что не оставляет без внимания проблемы правового регулирования охрана здоровья детей и отрасль гражданского права. В частности это выражается в том, что в современном здравоохранении сложилась устойчивая тенденция развития платных медицинских услуг. По оценке экспертов, крупнейшими сегментами рынка частной медицины в России являются стоматология — 60 %, гинекология — 20 %, диагностика — 10 %, косметология — 6 % [5, с.262–264]. С одной стороны — это способствует возможности получения медицинских услуг, не доступных в рамках программ обязательного медицинского страхования, с другой стороны, во-первых, на практике, сфера коммерческой медицины не доступна для детей из малоимущих или многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, анализ судебной практики показал, «нездоровое» стремление коммерческой медицины гнаться не за качеством предоставляемых медицинских услуг, а за количеством пациентов, что негативно отражается на развитии детского здравоохранения.
Подводя итог проведённому исследованию вопросов правового регулирования охраны здоровья детей, необходимо отметить то, что на сегодняшний день современное российское законодательство по вопросам детского здравоохранения в значительной степени носит дискретный характер, в большинстве случаев состоит из не связанных между собой нормативных актов, следовательно, негативные тенденций низкой эффективности государственных мер, в сфере правового регулирования детского здравоохранения, позволяют утверждать о необходимости её модернизации. Кроме того, целесообразно, прислушаться в этом плане к мнению известного правоведа А. Тадеева, который считает, что действующее российское законодательство в сфере здравоохранения с огромным числом нормативно-правовых актов уже содержит развитую систему правовых мер по охране здоровья детей. Следовательно, совершенствование действующего законодательства детского здравоохранения, должно быть не изобретением новых правовых механизмов и принятием новых законов, а повышение эффективности применения уже имеющихся правовых норм, т. е. улучшения правоприменительной практики [9]. Таким образом, сущность выше изложенного сводится к тому, что в сфере правового регулирования детского здравоохранения назрела острая необходимость в совершенствовании «Концепции проекта Федерального закона «Об охране здоровья детей”», с учётом имеющихся проблем правоприменительной практики. Ранее, в рамках исследовательской работы «Научные основы государственной политики в области охраны здоровья детей», на соискание учёной степени доктора медицинских наук, Е. Ю. Лапиным уже был разработан и научно обоснован проект Федерального закона «Об охране здоровья детей» [3, с.53], однако как показали проведённые исследования, данная научная концепция так и осталась на уровне проектной разработки.
Источник
Т. Богина — Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие
Описание книги «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие»
Описание и краткое содержание «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие» читать бесплатно онлайн.
Пособие посвящено медико-гигиеническим основам охраны здоровья и требованиям к условиям прибывания детей в дошкольном учреждении.
Пособие адресовано педагогическому коллективу и медицинскому персоналу дошкольных образовательных учреждений.
Татьяна Леонидовна Богина
Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие
В последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. В данном пособии разные стороны воспитания и обучения ребенка во взаимосвязи рассматриваются прежде всего с точки зрения возможности реализации здоровьесберегающих методов обучения, формирования у дошкольников устойчивой работоспособности и предупреждения утомления в процессе жизнедеятельности. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении предусматривает не только реализацию всех разделов педагогической работы – обучение, организацию отдыха, самостоятельные и коллективные игры, разные формы двигательной деятельности детей, – но и осуществление в тесном контакте воспитателя с медицинским персоналом целенаправленной деятельности, обеспечивающей условия для формирования здоровья дошкольников. Наряду с другими разделами в программе «Истоки» представлены данные по охране и укреплению здоровья детей, совершенствованию их физического развития, а также указания по использованию комплекса педагогических технологий, способствующих амплификации детской деятельности. Важно, чтобы за период пребывания в дошкольном учреждении ребенок окреп, вырос, успешно овладел разнообразными навыками, умениями, знаниями и способностью к восприятию и обучению.
Современный детский сад существенно изменился. Появились новые проекты зданий, изменилась их внутренняя планировка. Многие здания дошкольных учреждений строятся с бассейнами, с двумя залами – для музыкальных и для гимнастических занятий; увеличилась площадь помещений игровых и спальных комнат (ВСН – 49—86. – М., 1988). Произошли изменения и в содержании работы дошкольных учреждений: в них появились специалисты по разным дисциплинам – инструктор по плаванию, воспитатель по физической культуре, педагоги, занимающиеся с детьми дополнительно изодеятельностью, иностранным языком, танцами и др. Больше внимания со стороны коллектива педагогов и медицинских работников стало уделяться организации двигательной активности детей, укреплению их здоровья, в частности, с использованием современных медицинских комплексов оборудования; а также формированию навыков самостоятельности, развитию личностных качеств и высших психических функций, обеспечивающих продуктивную деятельность детей, успешность в обучении и развитии способностей.
Для эффективного решения многообразных задач программы воспитания, в том числе и базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки», прежде всего необходима повседневная забота всего коллектива сотрудников дошкольного учреждения о здоровье, физическом и психическом благополучии ребенка. Современные дошкольные учреждения отличаются определенным разнообразием условий пребывания детей, уровнем и содержанием воспитательно-образовательного процесса, графиком работы (дневное пребывание детей, кратковременное, круглосуточное и др.). Кроме того, дошкольные учреждения используют различные программы воспитания и обучения детей, разработанные в последние годы. Анализ содержания некоторых программ показал, что чаще всего они различаются между собой формой организации обучения детей, условиями, обеспечивающими их двигательную активность, видами реализуемых оздоровительно-закаливающих мероприятий.
Базисная программа развития ребенка-дошкольника (2002 г.), разработанная коллективом сотрудников центра «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л. А. Парамоновой, отвечает современным требованиям и стандартам образования и развития детей. Наряду с другими разделами в программе «Истоки» представлен материал, содержащий данные по охране и укреплению здоровья детей, совершенствованию их физического развития и предусматривающий использование комплекса педагогических технологий, способствующих амплификации детского развития. В настоящее время опубликован ряд методических пособий и монографий, подготовленных сотрудниками Центра, которые должны обеспечить совершенствование системы образования и развития дошкольников в процессе реализации базисной программы.
В данном пособии приводятся сведения о гигиене организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении и требованиях к условиям их пребывания в детском сообществе. Особое внимание уделено осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с учетом его психофизического развития и состояния здоровья. Таким образом, кардинальной задачей предлагаемого материала является рассмотрение наиболее актуальных на сегодняшний день проблем повседневной жизни детей в дошкольном образовательном учреждении.
Автор выражает благодарность С. И. Козловой и Е. И. Мироненко – заведующей и методисту ДОУ №523 ОУО ЮЗАО (экспериментальная площадка), на базе которого проводились исследования по реализации и оценке эффективности реабилитационно-оздоровительной работы с ослабленными детьми, изучалась работоспособность детей при умственных и физических нагрузках, осуществлялся мониторинг их физической подготовленности в течение учебного года, анкетный опрос родителей, психолого-педагогические наблюдения.
Состояние здоровья детей в дошкольных учреждениях
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие в свою очередь обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Последние характеризуются, в частности, особенностями морфофункционального и психологического развития ребенка. Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. По данным НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ, здоровье детей базируется на четырех основных критериях:
– уровень физиологических систем организма;
– уровень физического развития и его гармоничность;
– степень сопротивляемости организма воздействию вредных факторов;
– отсутствие заболеваний в момент обследования.
Процесс развития детского организма – это процесс качественных и количественных изменений, которые приводят к новому, более высокому уровню организации всех физиологических систем организма. Он включает в себя три основных взаимосвязанных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.
Организм ребенка отличается от организма взрослого человека рядом особенностей:
– незавершенностью морфофункционального развития всех физиологических систем;
– непрерывностью процессов роста, развития и дифференцировки органов и тканей;
– меньшей устойчивостью к воздействию факторов внешней среды;
– высокой степенью реактивности организма на внешнее воздействие;
– неравномерностью процесса роста и развития в разные возрастные периоды;
– гетерохронностью (разные сроки) созревания различных функциональных систем, органов и тканей.
Перечисленные особенности детского организма определяют в жизни ребенка возрастные периоды, считающиеся критическими, узловыми. Это первый год жизни, 3—4 года, 6—7 лет. В эти периоды жизни организм ребенка наиболее чувствителен и уязвим, так как особенно резко реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные воздействия среды (М.В. Антропова, Н.В. Дубровинская, Л. К. Семенова, Д. А. Фарбер и др.).
Некоторые ученые считают, что здоровье человека в целом на 50% определяется его образом жизни, который в свою очередь включает три категории:
– качество жизни, характеризующееся степенью комфорта и удовлетворения потребностей;
– уровень жизни, сочетание удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей;
– стиль жизни, который зависит от поведенческих особенностей индивидуума.
В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей начиная с дошкольного возраста (О. О. Филиппова). В то же время условия жизни в современном обществе, особенно в больших городах, стали значительно менее комфортными. Это обусловлено многими причинами – прежде всего оборотной стороной научно-технического развития, урбанизацией населенных пунктов, ухудшением экологии, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства и др. Все это не может не сказываться отрицательно на состоянии здоровья взрослых и детей. Исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза (В. Р. Кучма, М.И. Степанова). Особенно высокая заболеваемость детей, нередко переходящая в хронические болезни, наблюдается в дошкольных учреждениях, расположенных вблизи промышленных зон, – там она в 1,5—2 раза выше, чем в районах с относительно чистой воздушной средой; у сельских дошкольников заболеваемость, как правило, в 2—2,5 раза ниже, чем у городских.
Источник