СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ — учебник
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Федеральной бюджетное учреждение науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий
управления рисками здоровью населения»
Н.А. Лебедева-Несевря, С.С. Гордеева
Допущено методическим советом Пермского государственного национального исследовательского университета
в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социология» (квалификация «дипломированный специалист» и «магистр»)
Лебедева-Несевря Н.А. Социология здоровья: учеб. пособие для Н55 студ. вузов / Н.А. Лебедева-Несевря, С.С. Гордеева; Перм. гос. нац.
иссл. ун-т. – Пермь, 2011. – 238 с.
В учебном пособии излагаются основные подходы, концепции и теории, отражающие социальные аспекты здоровья человека. Рассматриваются проблемы социальной детерминированности здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях, отношения к здоровью человека и общества. Раскрываются особенности функционирования здравоохранения как части социальной сферы общества и медицины как социального института.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социология» (квалификация «дипломированный специалист» и «магистр»), а также для читателей, специализирующихся в области социального знания или интересующихся социальной теорией. Может быть полезно студентам и преподавателям, специализирующимся в области социальной гигиены, социальной эпидемиологии и организации здравоохранения.
УДК 316+614(470) ББК 60.56
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского государственного национального исследовательского университета
Рецензенты: зав. каф. общественного здоровья и здравоохранения, проф., д-р мед. наук Т.М. Лебедева (ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава); зав. каф. физической культуры, проф., д-р соц. наук В.Д. Паначев (Пермский национальный исследовательский политехнический университет); кол. рецензент: кафедра социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета.
Гордеева С.С., 2011
2
Тема 1. Здоровье какмеждисциплинарная категория
Подходы копределениюпонятия «здоровье».
Индивидуальное иобщественное здоровье.
Тема 2. Социальныеаспекты здоровья.
Здоровье какмедико-социальная, социально-экономическая
Сущность социологического подхода к анализу здоровья.
Становление и развитиесоциологического
изученияздоровьязарубежом ив России.
Тема 3. Социологияздоровьякакотраслевая
Объект и предмет социологии здоровья.
Институционализация социологии здоровья.
Тема 4. Многофакторная обусловленностьздоровья.
Многофакторная модель обусловленности здоровья:
Классификация и структурафакторов,
Понятиесочетанности воздействия факторов
Тема 5. Социальные детерминанты здоровья.
Проблема социальной обусловленности здоровья:
основныенаправления социологического изучения.
Социальные факторы, формирующиездоровьенаселения:
Модельвлияниясоциальных факторов на здоровье.
Тема 6. Образжизни издоровьечеловека.
Понятие«здоровый образ жизни».
Компонентыздорового образа жизни.
Физическая культура какфактор
Тема 7. Отношение кздоровьюиндивида иобщества.
Отношение кздоровьюна различныхуровнях
Субъективная оценка здоровья
Самосохранительное поведение индивида:
Особенности самосохранительного поведения
Тема 8. Здравоохранение какчасть социальнойсферыобщества.
осуществляющих функцииохраны иподдержания здоровья.
всфересемьи, образования, труда.
Тема 9. Медицина каксоциальный институт.
Основные измерения медицины
как социального института.
как социального института.
Тема 10. Управлениездоровьем населения.
Сохранение здоровья населения какглобальная
2. Профилактика заболеваний иформирование
государственной политикиРоссийской Федерации.
3. Региональные аспекты сохранения
Рекомендуемый список литературы.
Развитие человеческого потенциала, как необходимое условие прогресса современного общества, декларируемое на самом высоком уровне власти в качестве абсолютного национального приоритета России на ближайшее десятилетие, предполагает, в первую очередь, обеспечение возможностей развития и удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Высокий уровень и качество жизни, гарантированные образование и занятость, правовая
и личная безопасность, социальная защищенность обусловливают наращивание человеческого капитала. Однако важнейшим фактором, детерминирующим достижение заявленных стратегических целей, является здоровье населения. Именно комплексные продуманные действия на всех уровнях управления, ориентированные на сохранение и укрепление индивидуального, и следовательно, общественного здоровья на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи, способны внести наибольший вклад в обеспечение устойчивого социальноэкономического развития нашей страны.
Вопросы управления здоровьем изучают медицинская, биологическая, философская, управленческая и другие науки. Роль социологии в осмыслении проблем сохранения и укрепления здоровья нации заключается в комплексной характеристике здоровья как глобальной социальной ценности, исследовании отношения к здоровью на различных уровнях – от индивидуального до социетального, выявлении
и обсуждении проблем, связанных со здоровьесохранными стратегиями, реализуемыми социальными группами, критическом анализе государственной политики в сфере здоровья. Социологическая интерпретация данных о состоянии здоровья населения, факторах, его детерминирующих, а также прогнозирование показателей здоровья в зависимости от социально-экономических процессов, реализуемой политики – одна из важнейших актуальных задач современной социальной науки.
Курс «Социология здоровья» является новым для российского образовательного пространства, кроме того, социальные аспекты здоровья не так часто выступают предметом научного исследования в нашей стране, что обусловливает недостаточность учебно-методического обеспечения дисциплины. Предлагаемое учебное пособие призвано отчасти восполнить пробел в освещении социальных проблем здоровья, здравоохранения и медицины, социальных процессов и явлений, связанныхсиндивидуальными общественным здоровьем.
Материал учебного пособия включает 10 тем. Логика изложения строится от освещения общих проблем здоровья человека, исторического экскурса в научное изучение общественного здоровья к характеристике особенностей специфических социальных институтов, реализующих функцию сохранения и укрепления здоровья населения. Значительное внимание авторов сконцентрировано на проблемах социальной обусловленности здоровья (темы 5, 6 «Социальные детерминанты здоровья» и «Образ жизни и здоровье человека»).
Каждая тема внутренне структурирована на отдельные вопросы. Определенную помощь в освоении материала могут оказать основные понятия тем, приведенные вначале. Наиболее важные тезисы, понятия и определения выделяются в тексте курсивом. В конце каждого вопроса темы приводится небольшое резюме, обобщающее основные положения и проблемы, рассмотренные в тексте.
Принципиальное изменение образовательного процесса, обусловленное интенсивным развитием информационного пространства, связанное с сокращением аудиторной нагрузки, заменой пассивного слушания лекций значительным объемом внеаудиторной самостоятельной работы, детерминировало необходимость включения в пособие материала, направленного на повышение эффективности самостоятельной работы студентов. В конце каждой темы приводятся вопросы и упражнения для самопроверки, способствующие не только успешной оценке степени усвоенности материала, но и развитию творческого мышления. Ряд упражнений требует обращения к ресурсам сети Интернет, ссылки на которые также предлагаются после каждой темы.
Текст пособия оснащен значительным количеством сносок на используемую и цитируемую литературу. Авторы сочли необходимым как можно более полно охарактеризовать источниковую базу пособия, поскольку это поможет читателю лучше ориентироваться в дискурсивном поле социологии здоровья, обеспечит возможности самостоятельной дополнительной проработки интересующих проблем. Кроме того, фамилии иностранных ученых приводятся в оригинальном написании, что связано с частым отсутствием общепринятой транскрипции фамилий авторов на русский язык (например, фамилия французского врача Guerin в отечественных источниках пишется и как «Герен», и как «Гуерин»). Это также призвано облегчить поиск и самостоятельную работу с источниками.
Определить качество освоения материала пособия помогут тестовые задания, структурированные в соответствии с тематической логикой изложения текста. По каждой теме предлагается 8 тестовых вопросов с четырьмя вариантами ответов, из которых только один является правильным. Кроме того, читателю предлагается перечень контрольных вопросов по теме, сформулированных в традиционной форме. Данный перечень может служить основой для разработки материалов аттестации студентов по курсу «Социология здоровья».
Настоящее учебное пособие – это введение в проблему, общетеоретическая база, концептуальная основа современной социологии здоровья. Многие проблемы, затронутые в книге, не получили должного развития, что связано с ограничениями, обусловленными ее форматом. Читатель имеет возможность, воспользовавшись предлагаемым списком литературы, продолжить исследование вопросов здоровья в контексте социологического подхода самостоятельно.
ТЕМА 1. ЗДОРОВЬЕ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАТЕГОРИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Вопросы для рассмотрения
1. Концепция биосоциальной природы человека – отправная точка в изучении здоровья.
2. Подходы к определению понятия здоровья. Индивидуальное
и общественное здоровье.
3. История научного изучения здоровья.
Основные понятия: здоровье человека; концептуальная модель здоровья; индивидуальное здоровье; общественное здоровье.
1. Концепция биосоциальной природы человека – отправная точка в изучении здоровья
Успешное развитие как социальных, так и естественных наук на современном этапе предполагает опору на методологию междисциплинарных связей, принятие интегральной концепции человека, ориентацию на синтетический подход к исследованию его природы. Сегодня наука исходит из базисного тезиса о дуальной природе человека, сочетании и единстве в детерминации его развития биологических и социальных характеристик.
Вопрос о соотношении биологических и социальных факторов при формировании личности в течение долгого времени служил ареной ожесточенных научных споров, причем, как правило, принималась позиция максимумов в оценке этого соотношения. Так, маркси- стско-ленинское учение о человеке имело в качестве основного тезис: «человек – это социальное существо, и поэтому его развитие всецело определяется социумом, который «лепит с помощью методов воспитания необходимую и удобную для него человеческую личность» 1 . Другой, противоположной, но сосуществующей, была традиция выраженного биологизаторства человека, т.е. рассмотрение
1 См. об этом: Батуев А.С., Соколова Л.В. О соотношении биологического
и социального в человеке // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 81-92.
его как некой уникальной биотехнической машины. Сторонники этого подхода ссылаются на данные современной социобиологии, усиленно развивающейся с 1975 г., когда ее основоположник E. Wilson опубликовал книгу «Социобиология. Новый синтез» 1 . Согласно социобиологии большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, а более специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Wilson выделяет взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, непотизм (семейственность), что в данном случае означает приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию с помощью отработанных эволюцией способов и механизмов и др. 2
Указанные подходы являются предтечей формирования современных представлений о биосоциальной природе человека. Сегодня правомерной представляется точка зрения, согласно которой человек – это, прежде всего, системное целое; только в этой целостности проявляется его уникальность, и, став существом социальным, он во всех своих проявлениях не лишился присущей ему биологической индивидуальности. Преобразование биологического под воздействием социальных факторов отнюдь не ведет к исчезновению природного начала в человеке. Человек является продуктом биологической эволюции и потому сохраняет в себе и в своей социальной организации общебиологические характеристики, но в ходе эволюционного развития предков человека сформировались уникальные человеческие черты, по которым человек качественно отличается от других живых существ, даже от других высших приматов 3 .
Человек – это субъект культурно-социально-исторической деятельности, представляющий собой единство биологической и социальной природы. При этом под термином «биосоциальное» необхо-
1 Edward O. Wilson . Sociobiology: The New Synthesis. Belknap Press, 1975.
2 См. об этом: Философия: учебное пособие для высшихучебных заведений (изд. 6- е, перераб. идоп.) / ред. В.П. Кохановский. Ростовн/Д: Феникс, 2003. С. 206-213.
3 Олескин А. В. Биополитика. Политический потенциал современной биологии. М.: Научный мир. 2007.
Источник
СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ — учебник
ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ
Вопросы для рассмотрения
1. Здоровье как медико-социальная, социально-экономическая и социально-политическая категория.
2. Сущность социологического подхода к анализу здоровья.
3. Становление и развитие социологического изучения здоровья за рубежом и в России.
Основные понятия: социальная гигиена; социальная медицина; социология здоровья; социальное здоровье; социальные детерминанты здоровья; социальный градиент здоровья.
1. Здоровье как медико-социальная, социально-экономическая
è социально-политическая категория
Здоровье представляет собой сложный многомерный феномен , имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия 1 .
Интегративная сущность здоровья и междисциплинарный статус данной категории как предмета научного исследования позволяет говорить о здоровье в контексте медицины, биологии, философии, антропологии, психологии, экономики, педагогики и пр. Здоровье современного человека рассматривается в различных аспектах: медицинском, психофизиологическом, медико-биологическом, экономическом, обществен- но-политическом, культурологическом, морально-эстетическом и др. Науки, изучающие здоровье, взаимно связаны и обусловлены. Именно поэтому анализ собственно социологической интерпретации здоровья следует предварить описанием медико-социальных, социально-эконо- мических и социально-политических аспектов проблемы.
1 Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Социальные аспекты здоровья изучаются в рамках ряда направлений профилактической медицины – социальной гигиены, социальной эпидемиологии, социальной медицины. Провести однозначные границы в сферах интересов и предметной области указанных дисциплин в отношении социальных проблем здоровья достаточно сложно. Так, социальная гигиена , определяемая как наука об общественном здоровье населения и здравоохранении, о социальных проблемах медицины, концентрирует свое внимание на изучении закономерностей влияния социально-экономических условий, факторов и образа жизни людей на здоровье населения, а также его отдельных групп 1 . Социальная медицина призвана изучать закономерности влияния социальных факторов на здоровье человеческих коллективов и определять пути его сохранения и укрепления 2 . В фокусе соци-
альной эпидемиологии (эпидемиологии общественного здоровья) на-
ходятся закономерности здоровья во времени, в пространстве, среди различных групп населения в связи с воздействием условий и образа жизни, факторов внешней среды с целью разработки мер медикосоциального и организационного характера, направленных на улучшение показателей общественного здоровья. Социальная эпидемиология определяется как исследование влияния социальных факторов на заболеваемость и смертность 3 .
Можно выделить следующие общие для всех областей медицинской науки, обращающихся к социальным аспектам здоровья, черты:
1. в предметной сфере: концентрация на социально детерминированных (условия жизни, образ жизни) факторах, влияющих на состояние здоровья человека на индивидуальном и популяционном уровне;
2. в методах исследования: опора на статистический метод (применяются методы экспертных оценок, эксперимента и моделирования и др.);
1 Краткая медицинская энциклопедия: в 3 т. / Б.В. Петровский. М.: Советская энциклопедия, 1989.
2 Черносвитов Е.В. Социальная медицина: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
3 Власов В.В. Эпидемиология: учеб. пособие для вузов. М.: ГэотарМед, 2004.
3. в области прикладных задач: разработка мер по охране и укреплению общественного здоровья, совершенствование системы ме- дико-профилактических мероприятий.
Таким образом, сущность здоровья как медико-социальной категории сводится к его социальной обусловленности, предполагающей, что на здоровье человека, как на индивидуальном, так и на популяционном уровне, влияют факторы социальной природы (в первую очередь – условия и образ жизни), снижение негативного воздействия которых возможно за счет эффективной системы медикопрофилактических мероприятий.
Эмпирической базой для анализа социальной обусловленности здоровья в рамках медицинской науки служат результаты медикосоциальных исследований , направленных на изучение влияния одного или нескольких социальных факторов (например, табакокурения, злоупотребления алкоголем, небезопасного секса, или шире – образа жизни, социально-экономических условий на территории проживания) на один или несколько результативных признаков (например, заболеваемость населения, смертность, инвалидность, или уже – младенческая смертность, нарушения зрения у детей, репродуктивный потенциал юношей допризывного возраста и т.п.). Отличительной чертой медико-социальных исследований является опора на объективные данные о состоянии здоровья («ответы со стороны здоровья») населения в целом или отдельной социальной группы, получаемые в ходе клинических исследований или путем обобщения статистической информации (статистики заболеваемости населения, статистики инвалидности населения, статистики физического здоровья населения, статистики здравоохранения и пр.).
Различие медико-социального и социологического подхода к анализу здоровья заключается в следующем: «в медицине объектом является жизнедеятельность человека и коллектива людей в контексте нормы и патологии, во взаимодействии с окружающей природной и социальной средой. В социологии объектом выступает бытие человека и коллектива людей во всем многообразии конкретных
проявлений. Объектом социологии здоровья становится многообразие реальных проявлений бытия индивида и коллективов людей, обеспечивающее поддержание и воспроизводство их здоровья 1 ».
Здоровье может рассматриваться как социально-экономическая категория. При анализе общественного здоровья это будет означать, что здоровье населения зависит от экономического состояния общества и, в свою очередь, влияет на это состояние, а также служит индикатором социально-экономической ситуации 2 . Здоровье граждан выступает одним из важнейших экономических ресурсов развития страны, региона, территории. Качество населения (человеческий капитал), характеризуемое, в частности, показателями общественного здоровья, является главным двигателем и ограничителем развития любой экономики. Сущность индивидуального здоровья как соци- ально-экономической категории проявляется в том, что любая потеря здоровья приводит к неизбежным расходам на его восстановление и экономическим потерям, обусловленным снижением возможностей осуществления общественно полезной деятельности. Здоровье является экономически-детерминированной категорией – оно зависит от уровня материального благосостояния индивида, семьи, государства, управляется с помощью экономических инструментов (например, управление здоровьем работников на уровне предприятия может осуществляться с помощью комплекса экономических мер, стимулов, заставляющих работника вести здоровый образ жизни, заниматься оздоровлением 3 ).
Начиная с 1960-х гг. в структуре экономических дисциплин формируется, институционализируется субдисцплина «экономика здоровья» , призванная определить механизмы и способы эффективного поддержания здоровья с точки зрения конечного результата
1 Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. М.: Центр, 2002. С. 51.
2 Общественное здоровье и экономика / Отв. ред. Б.Б. Прохоров М.: МАКС Пресс. 2007.
3 Например, многие зарубежные и некоторые отечественные компании практикуют выплату вознаграждений работникам за отказ от курения (в виде ежемесячных или ежеквартальных премий).
(потенциала здоровья) в условиях ограниченных природных, человеческих и других ресурсов. Основная цель экономики здоровья как науки состоит в оценке ресурсов здоровья и предложении наиболее эффективных путей их сохранения и преумножения 1 .
Факт того, что здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, значимым ресурсом для обеспечения стабильности государства, а уровень качества жизни и состояния здоровья населения позволяет судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы 2 , определяет социально-политический аспект анализаздоровья.
На сегодняшний день обеспечение здоровья нации является актуальной темой политического дискурса как в России, так и за рубежом. В частности, три из восьми целей развития тысячелетия, продекларированные Организацией Объединенных Наций в сентябре 2000 г. в «Декларации тысячелетия», касаются здоровья населения – сокращение детской смертности, улучшение охраны материнского здоровья и борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и прочими заболеваниями 3 . В качестве стратегических целей развития нашей страны озвучивается рост рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни людей, развитие материальнотехнической базы здравоохранения, медицинского прогресса, качества медицинских услуг. В частности, в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г. Президент РФ В.В. Пу-
1 Киселева Л.С. Экономика труда и экономика здоровья: различия и взаимосвязи // Материалы II международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития научной мысли», 31 января – 7 февраля 2011 г., г. Одесса. Украина. URL:
http://www.icp-ua.com/ru/ekonomika-truda-i-ekonomika-zdorovya-razlichiya-i-vzaimosvyazi (датаобращения: 08.02.2011).
2 Гальцев С.С. Здоровый образ жизни: социально-политический аспект // Официальный сайт Комитета по здравоохранению администрации г. Астрахань. URL:
http://www.komzdrav.org/content/zdorov_obr_zhizni/ (дата обращения: 17.04.2011).
3 См. об этом: Восемь целей тысячелетия // Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». № 179-180, 22 ноября-5 декабря 2004.
URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0179/barom01.php\ (дата обращения: 14.03.2011).
тин, заявив, что «будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей», акцентировал внимание на необходимости создания условий для того, «чтобы люди имели возможность и сами стремились поддерживать своё здоровье за счёт профилактики заболеваний, занятий физической культурой и спортом» 1 .
В качестве социально-политической категории следует рассматривать скорее общественное, а не индивидуальное здоровье, поскольку социальная политика как система мероприятий, реализуемых органами государственной власти и управления, а также органами местного самоуправления, направлена на улучшение качества и уровня жизни в первую очередь больших социальных групп, населения в целом.
Таким образом, здоровье, имея статус междисциплинарной категории, является предметом изучения многих научных дисциплин.
Социальная природа здоровья представляет собой пограничную территорию науки, попадая в фокус анализа профилактической медицины, экономики и политологии. Социальная гигиена, социальная эпидемиология, экономика здоровья, социальная политика, выступая смежными по отношению к социологии науками, обогащают ее теорию и методологию, помогают полнее раскрыть социологический подход к анализу здоровья.
2. Сущность социологического подхода к анализу здоровья
Специфику социологического подхода к изучению здоровья следует понимать через обращение к предметному полю социологии. Отправным положением является то, что социология – это наука, вопервых, о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов; вовторых, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи
и взаимодействия между многообразными общностями, между лич-
1 Выступление В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/
02/159528.shtml (дата обращения: 05.02.2011).
ностью и общностями; в-третьих, о закономерностях социальных действий 1 . Исходя из этого внимание социолога применительно
к здоровью должно быть сконцентрировано на:
− социально-обусловленных факторах, определяющих физическое и психическое здоровье индивида, социальной группы, общества вцелом; самосохранительном поведении издоровомобразе жизни;
− отношении к здоровью человека и общества; здоровье как социальной ценности; образах здоровья, характерных для культур различных обществ;
− общих и специфических социальных условиях, т.е. макро- и микросредеформированияиндивидуальногоиобщественногоздоровья;
− взаимосвязях и взаимодействии человека с социальной средой по поводу здоровья;
− связи социальной стратификации и здоровья населения, тенденциях социальных неравенств в здоровье;
− болезни как состоянии, препятствующем реализации психической, физиологической, репродуктивной и социальной жизнедеятельности индивида;
− социальном здоровье как показателе социального благополучия индивида, мере адаптированности и социальной активности индивида в обществе;
− здравоохранении как социальной системе и социальном институте.
С позиций социологического подхода здоровье – это социальный феномен, понять и определить который «невозможно в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек, в отрыве от различных сфер проявлений его жизнедеятельности, вне связи с целями и назначениями человека 2 ». Критерии здоровья устанавливаются исходя из норм, ценностей конкретного общества, зависят от уровня его со- циально-экономического и социокультурного развития. Отсюда логичным представляется определение социологии здоровья и болезни
1 Руденко Р.И. Практикум по социологии: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИ-
ТИ-ДАНА, 1999. С. 308.
2 Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1988. С. 77.
(Sociology of Health and Illness), принятое в зарубежной социологии,
как науки о взаимодействии между обществом и здоровьем, объектом которой выступает прямое и обратное влияние социальной жизни на заболеваемость и смертность 1 .
В современном социологическом дискурсе существует ряд категорий, концептов, отражающих сущность социологического подхода кздоровью. К числу наиболее изученных относится категория «соци-
альные детерминанты здоровья» («социальные факторы здоровья», «факторы, формирующие здоровье»). Под социальной детерминантой понимается фактор или элемент, обусловливающие то или иное явление и имеющие социальную природу. Применительно к здоровью это будет означать, что оно зависит, определяется комплексом социальных факторов, явлений, процессов, институтов и пр.; совместное действие данных детерминант порождает тот или иной уровень, состояние здоровья индивида, социальной группы, общества вцелом.
Всемирная организация здравоохранения определяет социальные детерминанты здоровья как «условия, в которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют, включая системы здравоохранения». Эти условия (обстоятельства) формируются под воздействием распределения денег, власти и ресурсов на глобальном, национальном и местном уровне, на которые, в свою очередь, оказывает воздействие проводимая политика 2 . Данное определение фокусирует наше внимание, в первую очередь, на макросоциальных детерминантах здоровья, т.е. некоторых объективных социальных условиях жизнедеятельности группы или общества, влияющих, опосредующих состояние здоровья. Однако следует отметить, что социальные детерминанты здоровья могут проявляться и на микроуровне в виде социально-психологического климата в семье, индивидуального поведения (самосохранительного или саморазрушительного) и т.п.
В связи с чем, социальные детерминанты здоровья – это все условия, порождаемые совместной деятельностью людей как членов
1 Timmermans, Stefan & Steven Haas . Towards a sociology of disease. Sociology of
Health and Illness. 2008. Vol. 30, No. 5. P. 659-676.
2 Социальные детерминанты здоровья // Официальный сайт Всемирной органи-
зации здравоохранения // URL: http://www.who.int/social_determinants/ru/index.html (дата обращения: 20.04.2011).
общества и оказывающие влияние на состояние здоровья отдельного индивида, группы или общества в целом. Они могут проявляться на макро-, мезо- и микросоциальном уровне.
С категорией «социальная детерминанта здоровья» тесно связано такое понятие, как «социальный фактор риска ухудшения здоровья» .
В рамках позитивистской методологии риск трактуется как объективный и познаваемый факт и связывается с категориями «вероятность», «опасность», «вред». В русле данного подхода лежат такие дефиниции риска, как «продукт вероятности возникновения опасности и серьезности (масштаба) ее последствий 1 » и «сочетание вероятности некого события и его последствий, носящих негативный характер 2 ». Отсюда, социальные факторы риска следует понимать как социально детерминированные условия, увеличивающие вероятность или реальность наступления неблагоприятного события (в нашем случае – ухудшения индивидуального или общественного здоровья).
Социальные различия в состоянии здоровья населения внутри стран и между странами, предотвратимые неравенства в состоянии здоровья между группами называют социальным градиентом здоровья. Данное понятие отражает, по сути, то, что состояние здоровья человека зависит от принадлежности к определенному социальному слою, социальной группе.
Одной из центральной категорий в рамках социологического изучения здоровья является понятие «отношение к здоровью» , определяемое как «сложившаяся, на основе имеющихся у индивида знаний, оценка собственного здоровья, осознание его значимости, а также действия, направленные на изменение состояния здоровья» 3 . «Отношение к здо-
1 Bradbury J. The Policy Implications of Different Concepts of Risk // Science,
Technology & Human Values. 1984. Vol. 14. No 4. P. 382.
2 ГОСТ Р 51897-2002. Менеджмент риска. Термины и определения (принят постановлением Госстандарта РФ от 30 мая 2002 г. № 223-ст). URL: http://sklad-
zakonov.narod.ru/gost/Gr51897-2002.htm (дата обращения: 20.04.2011).
3 Журавлева И.В. Отношение к здоровью как социокультурный феномен: автореф. дис. . д-ра социол. наук: 22.00.04; Рос. акад. наук, Ин-т социологии. М., 2005 // Сайт Всероссийского Форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». URL:
http://www.forum3000.ru/departaments/social/zhuravleva/1/glava_1.html (дата обращения: 16.01.2011).
ровью» может быть рассмотрено на уровне общества и на уровне группы. Структура данного понятия включает в себя, во-первых, оценку состояния здоровья, во-вторых, восприятие здоровья, как ценности, в-третьих, деятельность посохранению здоровья.
При совместном анализе категорий «социальные детерминанты здоровья» и «отношение к здоровью» необходимо обратиться к по-
нятию «поведение в отношении здоровья (health behavior)» , под ко-
торым понимается система взаимосвязанных действий, активность индивида или социальной общности, оказывающая или способная оказать влияние на их здоровье. Вариативность поведения в отношении здоровья определяет существование таких понятий, как «самосохранительное (самосохранное) поведение», «здоровьесберегающее поведение», «рискогенное поведение» «аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение» и пр. S. Kasl и S. Cobb 1 выделяют три модификации поведения в отношении здоровья: а) профилактическое, превентивное поведение в отношении здоровья ( «preventive health behavior»), включающее активность индивида или группы, направленную на сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения заболеваний; б) поведение заболевшего («illness behavior»), реализуемое индивидом, субъективно ощущающим, воспринимающим себя больным ; в) поведение в роли больного («sick-role behavior»), представляющее собой социально санкционированную девиацию больного человека.
Следует рассмотреть такое важное для социологического анализа здоровья понятии, как «здоровый образ жизни» . Образ жизни – это понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Категория «образ жизни» охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая рассматривается в единстве с условиями жизни, определяющими её. Образ жизни показывает, как организована повседневная жизнедеятельность индивида, группы или общества в пространстве и во вре-
1 Kasl S., and Cobb S. Health Behavior, Illness Behavior, and Sick Role Behavior // Archives of Environmental Health. 1966. Vol. 12. P. 246-266.
Источник