Меню

У истоков здоровья стоите

Эссе «У истоков здоровья»

«У истоков здоровья»

«Здоровье – это драгоценность,

и, при том, единственная, ради

которой стоит не жалеть

времени, сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

В жизни человека есть уникальный период, свободный от груза насущных потребностей и проблем; период свободной творческой работы над собой. Этот период мы называем детством, а эту работу – игрой, которую ребёнок очень любит и выполняет её с огромным удовольствием без всякого принуждения со стороны взрослых.

Именно об этой возрастной особенности ребёнка необходимо постоянно помнить и эффективно её использовать воспитателями при решении любой задач воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, среди которых здоровьесбережение – наиважнейшая.

Почему же самые современные здоровьесберегающие технологии не приносят, порой, ожидаемого положительного результата? Почему же, повзрослев, бывший воспитанник детского сада не усвоил основ здорового образа жизни и правил собственной безопасной жизнедеятельности? Наверное, и потому, что в решении этой важной задачи взрослые, родители и воспитатели, не оценили в своё время и не в полной мере использовали игру как возможность пожить ребёнку той жизнью, которая предстоит ему через много лет. А такую возможность даёт ребёнку только игра, как «машина времени» переносящая детей в будущее, в мир взрослых и помогающая понять и усвоить на будущее очень многое, в том числе и основы сбережения своего здоровья, основы здорового образа жизни.

К большому сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Существует поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Поэтому воспитание здорового ребенка, нашего будущего, было и остается сегодня актуальной проблемой для всех, кто занимается воспитанием детей.

Что же такое «здоровье»?

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье», среди которых для воспитателей детских садов наиболее приемлемо следующее: «Здоровье – это физическое, духовное, умственное и социальное благополучие». Достигается это (как цель), безусловно, совместными усилиями медицинских работников, родителей, психологов и, конечно, педагогами. Именно педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, стоящие у истоков здоровья малышей, обладают знаниями и опытом работы для создания благоприятных условий в решении сохранения и укрепления здоровья детей. А этими благоприятными условиями являются соответствующая поставленной задаче развивающая среда, игра как главный метод в работе с дошкольниками, доброе и умное сердце воспитателя, который понимает что здоровье – одна из главных ценностей в жизни.

Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, побывать в роли олимпийца и врача, в роли богатыря и доброго волшебника. И все эти возможности даёт игра: подвижная и сюжетная, театрализованная и спортивная, дидактическая и развивающая, игра-эксперимент и игра-фантазия.

Спросите у детей, кто из них хочет болеть? Никто! Ни один ребёнок не хочет быть слабым и больным. Значит, необходимо в доступной, самой интересной для детей форме — игровой деятельности — помочь ребенку понять, что «Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам» (восточная мудрость). Задача же педагогов — научить детей покорять эту вершину. А это значит, что мысли и деятельность воспитателя, должны быть направлены на благополучное, радостное проживание периода детства каждым ребёнком, то есть проявлять постоянную заботу (жаль, что это слово стало всё реже использоваться в лексиконе педагогов!), о его психическом и физическом здоровье, которое возможно развивать и укреплять только в атмосфере радости, и которая, в свою очередь, возникает именно в процессе игровой деятельности.

Только в этом случае «драгоценный сосуд» — ребёнок не останется «наполовину пуст» и не даст трещины; только тогда его бесценное содержимое – лучшие качества человеческой личности – станут надежным фундаментом будущей взрослой полноценной и достойной звания Человек жизни сегодняшнего ребенка.

Каждому, кто решает посвятить свою жизнь воспитанию детей, необходимо помнить: всё то, что есть в твоей душе и сердце, обязательно отзовётся в ребёнке. Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. И это не высокие слова, это правда жизни, доказанная всей историей существования разных систем воспитания ребёнка от античности до наших дней.

Источник

Эссе «У истоков здоровья»

«У истоков здоровья»

Читайте также:  Здоровье давление у подростков

«Здоровье – это драгоценность,

и, при том, единственная, ради

которой стоит не жалеть

времени, сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

В жизни человека есть уникальный период, свободный от груза насущных потребностей и проблем; период свободной творческой работы над собой. Этот период мы называем детством, а эту работу – игрой, которую ребёнок очень любит и выполняет её с огромным удовольствием без всякого принуждения со стороны взрослых.

Именно об этой возрастной особенности ребёнка необходимо постоянно помнить и эффективно её использовать воспитателями при решении любой задач воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, среди которых здоровьесбережение – наиважнейшая.

Почему же самые современные здоровьесберегающие технологии не приносят, порой, ожидаемого положительного результата? Почему же, повзрослев, бывший воспитанник детского сада не усвоил основ здорового образа жизни и правил собственной безопасной жизнедеятельности? Наверное, и потому, что в решении этой важной задачи взрослые, родители и воспитатели, не оценили в своё время и не в полной мере использовали игру как возможность пожить ребёнку той жизнью, которая предстоит ему через много лет. А такую возможность даёт ребёнку только игра, как «машина времени» переносящая детей в будущее, в мир взрослых и помогающая понять и усвоить на будущее очень многое, в том числе и основы сбережения своего здоровья, основы здорового образа жизни.

К большому сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Существует поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Поэтому воспитание здорового ребенка, нашего будущего, было и остается сегодня актуальной проблемой для всех, кто занимается воспитанием детей.

Что же такое «здоровье»?

К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье», среди которых для воспитателей детских садов наиболее приемлемо следующее: «Здоровье – это физическое, духовное, умственное и социальное благополучие». Достигается это (как цель), безусловно, совместными усилиями медицинских работников, родителей, психологов и, конечно, педагогами. Именно педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, стоящие у истоков здоровья малышей, обладают знаниями и опытом работы для создания благоприятных условий в решении сохранения и укрепления здоровья детей. А этими благоприятными условиями являются соответствующая поставленной задаче развивающая среда, игра как главный метод в работе с дошкольниками, доброе и умное сердце воспитателя, который понимает что здоровье – одна из главных ценностей в жизни.

Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, побывать в роли олимпийца и врача, в роли богатыря и доброго волшебника. И все эти возможности даёт игра: подвижная и сюжетная, театрализованная и спортивная, дидактическая и развивающая, игра-эксперимент и игра-фантазия.

Спросите у детей, кто из них хочет болеть? Никто! Ни один ребёнок не хочет быть слабым и больным. Значит, необходимо в доступной, самой интересной для детей форме — игровой деятельности — помочь ребенку понять, что «Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам» (восточная мудрость). Задача же педагогов — научить детей покорять эту вершину. А это значит, что мысли и деятельность воспитателя, должны быть направлены на благополучное, радостное проживание периода детства каждым ребёнком, то есть проявлять постоянную заботу (жаль, что это слово стало всё реже использоваться в лексиконе педагогов!), о его психическом и физическом здоровье, которое возможно развивать и укреплять только в атмосфере радости, и которая, в свою очередь, возникает именно в процессе игровой деятельности.

Только в этом случае «драгоценный сосуд» — ребёнок не останется «наполовину пуст» и не даст трещины; только тогда его бесценное содержимое – лучшие качества человеческой личности – станут надежным фундаментом будущей взрослой полноценной и достойной звания Человек жизни сегодняшнего ребенка.

Каждому, кто решает посвятить свою жизнь воспитанию детей, необходимо помнить: всё то, что есть в твоей душе и сердце, обязательно отзовётся в ребёнке. Человек оставляет себя, прежде всего, в человеке. И это не высокие слова, это правда жизни, доказанная всей историей существования разных систем воспитания ребёнка от античности до наших дней.

Источник

У истоков здоровья стоите

У ИСТОКОВ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье — дар бесценный, который дается вместе с жизнью. Но если рассматривать жизнь как возможность ублажения тела, тогда здоровье быстро пошатнется. Тело имеет громадные внутренние возможности саморазвития и самосовершенствования. И это делает его совершеннейшим инструментом познания мира. Когда человек живет в режиме исследования, поиска, оно совершенствуется и сохраняет потенциал здоровья. Но если человек (а значит, и его тело) живет по инерции, избегает творчества, гасит в себе поисковую активность, то неиспользуемые функции атрофируются. И перед болезнями открывается калитка. Поэтому одними из важнейших элементов самопомощи становятся раскрытие личного творческого потенциала, стремление к поиску всегда и во всем.

Читайте также:  Мировая практика страхования здоровья

Для восстановления растраченного здоровья, прежде всего, необходимо ответить на два насущных вопроса:

1. Что определяет уровень вашего здоровья, какова его зависимость от поисковой активности?

2. Как использовать скрытые возможности тела для поддержания здоровья и обретения высокого жизненного тонуса?

Современная концепция психики подсказывает, что за сложностью структур сознания и подсознания стоит общее начало. Пока исследователи не могут до него добраться. Однако определенные закономерности выявить можно.

Если действиями человека управляют вожделение, ярость, гнев, похоть, жадность, ненависть или другое отрицательное чувство, то негатив эмоций не принесет духовных дивидендов. Но если в действиях и поступках человек руководствуется искренним стремлением облегчить чье-то состояние, помочь в преодолении жизненных препятствий и его действия приносят радость, удача к нему обязательно придет. Здоровье — это жизнь, не омраченная болезнями. Вряд ли счастье здоровья наполнит человека, чья душа опалена гневом, завистью или похотью.

Какая связь между внутренней гармонией и здоровьем? Прямая. Недобрый, язвительный человек в любой момент потенциально готов пережить приступ холецистита. Есть такое определение — «желчный человек». Оно соответствует физиологической реальности. Избыток желчи вызывает волну дурного настроения. А последнее провоцирует застой желчи, ухудшение самочувствия и повышенную раздражительность. Спираль негатива раскручивается виток за витком…

Наблюдения ученых и житейский опыт показывают, что тот, кто живет с радостью в сердце, болеет гораздо реже. У него происходит повышенная выработка эндорфинов — внутреннего эликсира счастья. Искренняя радость — это один из ключей, который открывает глубинные «истоки здоровья».

Источник

Статья на тему «Истоки здоровья»

специалист в области арт-терапии

В нашей стране здоровье человека является общественным богатством, поэтому проблемы народного здравоохранения занимают видное место. «Хорошее здоровье, правильное физическое развитие- одно из важнейших условий всестороннего развития личности». Мероприятия по охране и укреплению здоровья населения нашей страны-важная составная часть повышения народного благосостояния. В практику здравоохранения внедряются новые эффективные методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

Здоровье-понятие многогранное. Быть здоровым-это значит жить полноценной жизнью, приносить пользу обществу, бороться и трудиться, общаться с природой и любить, получая от всего этого удовольствие и радость. В здоровом организме все процессы находятся в состоянии равновесия и тесно связаны с окружающей средой. Если оно нарушается, человек заболевает. Здоровье в человеке присутствует «молча». «Здоровье-как воздух, когда оно есть, его не замечаешь». В организме человека в зависимости от различных условий окружающей среды наступают те или иные физиологические изменения, иногда ведущие к появлению заболеваний. Они возникают вследствие нарушения нормальной деятельности клеток в системе организма. Каждая живая клетка нашего организма представляет собой миниатюрный, но очень сложный мир. В организме содержится около 2000 различных ферментов, обеспечивающих жизненные функции. Недостаток или, наоборот, излишек даже одного из них может вызвать серьёзные недуги. Заболевание у человека развивается постепенно. Организм продолжает работать с той же точностью, будто и не было никаких помех. И только потом, спустя месяцы, годы, когда резервы естественной защиты оказываются исчерпанными, болезнь разрастается и уже даёт о себе знать. И только тогда человек спохватывается и бежит к врачу, но уже с опозданием.

Великий физиолог И.П.Павлов подчёркивал, что человеческий организм представляет собой единое целое и находится в неразрывной связи с окружающей его средой. Объединяет все органы человека центральная нервная система. Наукой доказано, что в возникновении и развитии болезней ведущую роль играет нарушение нервной системы. Каждому человеку важно уметь управлять своими эмоциями, стараться чередовать отрицательные переживания с положительными. Не позволять отрицательно окрашенным переживаниям надолго захватывать себя. Доказано, что, когда человек испытывает радостные эмоции, жизненные процессы в организме происходят более интенсивно. Дыхание становится глубоким, пульс ровным и наполненным, на щеках выступает румянец, уменьшается чувство утомления. Стрессовые ситуации выводят человека из равновесия, влекут за собой ухудшение самочувствия и снижение работоспособности. Для предупреждения утомления, усталости важно просто соблюдать самые элементарные правила режима труда и отдыха. Начинать и заканчивать работу необходимо в определённое время. На протяжении дня необходимо по возможности изменять ход деятельности и разумно распределять задания по времени-самые сложные и трудные выполнять в первой половине дня, когда сохраняется более высокая работоспособность. Своевременный отдых-эффективное средство предупреждения утомления. Сущность рационального отдыха- не сон или лежание, а активность.

Читайте также:  Брусничный морс для здоровья

В молодости редко кто думает о болезнях. Людям кажется, что запас сил и здоровья поистине неисчерпаем. Причин, сокращающих жизнь человека, множество. Это, в первую очередь, заболевания, различные виды травматизма, некоторые вредные привычки. Отрицательное действие этих привычек мы ощущаем не сразу. Здоровый организм постоянно борется с воздействием вредных факторов, но в конце концов оказывается, что он исчерпал свои резервы, износился. Научить людей с детства беречь своё здоровье и здоровье — других-это наша главная задача.

Хочется отметить, что состояние здоровья людей в большей степени зависит от факторов природы. Об этом люди знали уже давно. На человека влияет погода, вода, климат, почва, рельеф местности и, наряду с этим, социальные и экологические факторы. Здоровье и окружающая среда- эта связь отмечалась как медиками, так и социологами на протяжении всей истории человечества. Проблема адаптации человека к различным внешним условиям представляет одну из важнейших современных проблем. Способность организма перестраивать свои физиологические функции в соответствии с изменениями внешней среды обеспечивает сложнейший комплекс механизмов, адаптации, который включает в себя компенсаторные и иммунные процессы. Адаптация человека зависит от физической тренированности организма. Когда здоровый, но нетренированный человек приезжает с севера на юг, его акклиматизация продолжается, как правило, до 10 дней. Переносятся новые климатические условия в первые дни довольно трудно. Может появиться слабость, головокружение, боли в суставах. Если человек тренирован, период акклиматизации обычно проходит за 3-4 дня и без болезненных явлений. Это объясняется тем, что регулярные тренировки, положительно сказываясь на функции сердца, сосудов, лёгких, мышц, создают одновременно благоприятные условия для механизмов адаптации, то есть человек почти не замечает изменения окружающей среды.

Одним из самых источников здоровья и долголетия являются физические упражнения, физическая активность. Спортивные упражнения, ежедневная производственная гимнастика. Любые виды прогулок и работа на свежем воздухе создают активный отдых. Прогулки принесут пользу в том случае, если будут совершаться в любую погоду и при правильном дыхании. Дыхательная система тесно связана в своей функциональной деятельности с работой сердца. Правильно дышать- это значит дышать глубоко, так как при поверхностном дыхании атмосферный воздух не полностью доходит до лёгочных пузырьков-альвеол. При этом человек дышит не всем лёгким, а шестой или даже седьмой частью его. В результате при неправильном дыхании могут снизиться окислительные процессы, возникает нарушение обмена веществ, начинаются заболевания дыхательного аппарата и сердца. Физические упражнения увеличивают жизненную ёмкость лёгких, укрепляют двигательный аппарат, равномерным становится ритм дыхательных движений, что увеличивает вентиляцию лёгких и поглощение кислорода. Каждый человек должен находиться в движении, по мере своего возраста и сил выполнять ту или иную физическую нагрузку. Как говорил французский поэт Альфред де Мюссе: «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не поможет заменить физические упражнения!»

Питание человека-одно из важных условий здорового человека. Пища нужна не только для компенсации энергетических затрат, но и для физического развития. В нашем теле каждый орган выполняет свою определённую работу, которая связана с затратой энергии. Источником же её является пища. Чем больше напряжённо работает человек, тем больше он затрачивает энергии, а, следовательно, тем выше его потребность в питательных веществах. Количество энергии, затраченной организмом, выражают в единицах измерения тепла-калориях. Калорийность рациона может считаться полноценной лишь при гармоническом соотношении в пищевом рационе белков, жиров и углеводов. Питание должно быть рациональным. При этом не следует всегда стремиться к очистке их от некоторых сопутствующих веществ, многие из которых полезные для организма. Важным моментом является режим питания. Питание считается нормальным, если у взрослого человека наблюдается постоянство веса, сохраняется здоровье, а у ребёнка и подростка-правильный рост и развитие организма. Недостаточное питание ведёт к истощению организма, нарушению его функций, потере в весе; избыточное, наоборот, приводит к накоплению лишнего жира и к нарушению нормальных функций организма-ожирению.

Кто не хочет быть здоровым, сильным, красивым? Пожалуй, не найдётся такого человека, который не стремился бы к долгой жизни. Вместе с тем ещё немало людей сознательно или несознательно преждевременно разрушают свой организм из-за преступно-халатного отношения к своему здоровью, будучи в плену дурных привычек. Здоровье-неизолированное понятие, оно тесно связано с бытом, условиями труда и жизненным укладом человека. Хорошее настроение, богатство эстетических и интеллектуальных запросов и их полное удовлетворение сохраняют здоровье. Постоянным спутником человека должны быть физическая культура, спорт, туризм. Это лучшие союзники в борьбе с болезнями.

Источник

Adblock
detector