Меню

У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья игровая деятельность формируется при

Формирование игровой деятельности у дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
консультация по теме

Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых дошкольников и её коррекция

Скачать:

Вложение Размер
doklad_igra.docx 24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – для ребенка это не что иное, как особое средство постижение жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений моральных установок общества, постижений реалией действительности.

Игра является основным видом деятельности дошкольника, потому что наиболее доступна ребенку этого возраста. Именно в игре он знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развивается восприятие, мышление ловкость активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются все функции речи.

У детей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в коррекционное учреждение отсутствует стойкий интерес к игрушке, они не пытаются обследовать ее при знакомстве. Игровые действия никогда не поднимаются выше уровня манипуляций с предметами. Если у детей с нарушением интеллекта и есть процессуальные действия, то они никогда не образуют логическую цепочку.

Наблюдаются неадекватное использование игрушек. Могут стучать о поверхность стола, грызть и облизывать, попытки разломать

. В программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта .А. Екжановой и Е.А. Стребелевой “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». В программе есть подраздел «Обучение игре»

Без специального коррекционного обучения игре невозможно сформировать игровые действия, а следовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познать окружающий мир, корригировать недостатки, готовятся к обучению в специальной школе.

Поэтому на 1-2 годах обучения ставятся следующие задачи:

  1. Формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре.

Обучение использованию игрушкой в соответствии с её функциональным значением.

Обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно.

  1. Обучение воспроизводить связанные между собой логически определенные действия (цепочки из 2 действий: сначала стираем, потом развешиваем и т.д.)
  2. Воспитание бережного отношения к игрушке.
  3. Обозначение словом, предложением предметов и действий.

На 3-4 годах обучения требования усложняются. К этому времени дети должны:

  1. Уметь самостоятельно сформулировать замысел игры.

Отражать в игре роль труда взрослого человека, передавать отношения между людьми.

  1. Научится действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы – заместители.
  2. Отражать знания, полученные на других занятиях.

При обучении используются методические приемы:

— показ игровых действий педагогам,

— совместное выполнение игровых действий,

— выполнение заданий по словестным инструкции.

— самостоятельное обыгрывание игрушек.

На первом году обучения, после обследования детей учитывая интеллектуальные и психические возможности детей, разбивают на 2 подгруппы: более сильную и слабую.

Дети со слабой подгруппы требуют более частое повторение действий по подражанию.

Проводятся и индивидуальные занятия.

В группе должно быть разнообразное и достаточное количество игрушек в хорошем состоянии.

Периодически менять, чтобы дети не теряли интерес к ним. Взрослый обязан реагировать на каждый случай порчи игрушки или небрежного отношения к ней.

При обучении игре обязательно надо возбудить интерес к игрушке. Научить детей обмениваться игрушками. Это достигается в специальных игровых упражнениях.

Например: Воспитатель рассаживает детей на стульчики, одному более умному ребенку вручает корзину с игрушками и предлагает раздать игрушки детям. Ребенок, чувствуя доверие взрослого, щедро раздаёт игрушки детям. Вручая он должен произнести, Валера возьми мяч, Аня возьми куклу и т.д. Убедившись, что дети наигрались предложить обменяться ими. Люда дай коляску Оксане, а Оксана даст тебе зайку. После неоднократного обмена, дети спокойно делятся или отдают игрушки.

Занятия по обучению сюжетно-ролевой игры необходимо проводить в группе в игровой комнате, здесь дети чувствуют себя непринужденно и свободно. Педагоги должны быть мягкими, эмоциональными. Без выражения эмоций таких детей невозможно привлечь к игрушке, к игре.

Мощным моментом в обучении игре у детей с ОВЗ является усвоение ими логического развития игрового сюжета. Этому способствуют два вида работы:

Первое – это наблюдение и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни, процессе режимных моментов.

Например: после того как дети вымыли руки и должны приступить к еде педагог обращает внимание, что вначале они вымыли руки, а потом садятся за стол, подготавливая ко сну заостряем внимание, что они сейчас разденутся оденут пижаму (спать в платьях нельзя), а потом лягут спать.

Второе – это выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки.

Например: взрослый произносит, давай уложим твою дочку спать. Что нужно сделать? Ребенок под руководством педагога перечисляет действия, а затем переходит к осуществлению.

Дети хорошо воспринимают эти вопросы, потому что сами являются участниками событий или наблюдали их в повседневной жизни.

Обучение игре начинается с куклы, так как кукла – подобие человека. Сначала дети учатся ее кормить, одевать, раздевать. Соединение этих трех действий дает возможность перейти к элементам сюжета в игре. Вводиться новый игровой элемент – укладывание спать, добавляется приготовление постели. Обычно дети выносят игровые действия, которым научились на занятиях , в свою свободную игровую деятельность. Но опять же при участии взрослого.

После отработки игровых действий можно приступать к обучению бытовой сюжетной игре. Введение сюжета требует от ребенка большой наблюдательности, так как в процессе игры развивается внимание к окружающему миру.. Окружающий мир у наших детей ограничен, поэтому мы проводим экскурсии в магазин, почту, парикмахерскую. Знакомим с трудом взрослых – врача, повара, прачки, няни, дворника, шофера, воспитателя. Читаем художественную литературу, проводим беседы, просматриваем кинофильмы, рассматриваем сюжетные картинки, где отражена работа людей. Для развития игровой деятельности важно, чтобы дети наблюдали за повадками животных, птиц. Для этого надо вывозить детей в зоопарк, цирк, просматривать фильмы о животных ит.д. Научившись подражать животным, дети смогут правильно обыгрывать их движения в игре. Постепенно в ходе наблюдения дети накапливают определенный опыт отношений между людьми, работу людей и на основе этого опыта легче учить детей сюжетно-ролевым играм.

Педагог большое внимание уделяет игре с машиной. Показывает, как надо играть с ней, разворачивает элементарную сюжетную цепь: на машину грузят кубики, разгружают, возят в ней различные игрушки. Организация элементарных действий служит подготовкой к строительным играм. Без специального обучения строительные игры не возможны – в противном случае она будет сведена к нагромождению кубиков и разрушению постройки. Эта игра ценна тем, что служит основой в коллективе для совместных игр.

Начиная игру, дошкольники обычно охотно соглашаются на предложенную роль, но быстро переходят к обычным действиям с игрушками. Педагог должен включиться в игру, напомнить ребенку о взятой на себя роли. Создать игровую ситуацию.

Для развития игровой деятельности у дошкольников проводятся драматизации хорошо известных сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и д.р.

Знакомить со сказкой надо живо и эмоционально, иллюстрируя ее содержание с помощью персонажей кукольного театра , фанерных изображений ит.д

Для усвоения детьми содержания сказки необходимо познакомить их с действующими лицами, дать им возможность самим осуществлять действия с куклами, выступать от лица каждого персонажа. Использование костюмов и различных атрибутов способствуют успешному проведению игр-драматизаций. Они помогают детям понять сюжет и войти в роль.

Педагог, знающий возможности каждого ребенка в своей группе, должен следить как общаются дети в ходе совместных игр. Для организации коллектива эффективным являются подвижные игры с элементами роли. Сближают детей и игры постройки. В процессе игр воспитатель регулирует взаимоотношения дошкольников, следит за тем кто малоподвижен, кто чрезмерно возбудим.

Из всего сказанного вытекает, что формирование жизненного и игрового опыта детей, развитие у них специфических игровых умений, могут продвинуть игровую деятельность у детей с ограниченными возможностями здоровья до того уровня, который обеспечит ее положительное влияние на их психическое развитие. Даже если ребенок не научится играть самостоятельно, будет нуждаться в помощи взрослого, это не будет считаться зря потраченным временем. Главное ребенок начал выходить из замкнутого мира. У него появится интерес к окружающему мир.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время большинство педагогов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для .

Представлены материалы доклада на педагогическом совете (конспект и презентация).

Выступление на семинаре для классных руководителей , в рамках республиканского семинара.

В статье рассматривается развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ОВЗ.

В статье освещается вопрос организации взаимосвязи в работе по лексической теме между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями детей.

Сказкотерапия – Проблема использования сказкотерапии изучается многими авторами. Например, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева рассматривает влияние сказкотерапии на эмоционально.

Статья по теме «Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности&quot.

Источник

Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Марина Жукова
Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование игровой деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Игра является особой формой освоения ребёнком окружающей действительности во всём многообразии норм и отношений между людьми путём их воспроизведения и моделирования. В дошкольном возрасте игровая деятельностьявляется ведущей и проходит в своем развитии следующие этапы: от ознакомительной игры через отобразительную и сюжетно-отобразительную к собственно-ролевой.

Дети дошкольного возраста с ОВЗ отличаются запаздыванием биологического созревания, психическим инфантилизмом, снижением адаптационных возможностей. В силу того, что дети с ОВЗ имеют определенные особенности онтогенеза, их игровая деятельность также отличается своеобразием. Имеются существенные различия в уровне осуществления игровой деятельности дошкольников с ОВЗ и их ровесниками в норме. У детей с ОВЗ действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций, интерес к игровым предметам оказывает кратковременным. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, не развиваются функции речи.

Недоразвитие игровой деятельности у детей с ОВЗ оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве, причинами чего являются, по замечанию О. П.Гаврилушкиной: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональными и ситуативно-деловым общением со взрослыми [4].

Основной причиной, замедляющей самостоятельное, последовательное становление игровой деятельности детей с ОВЗ, выступает недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, которое приводит к запаздыванию сроков овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым общением со взрослым в ходе ориентировочной и предметной деятельности

По данным Н. Д. Соколовой [6], средняя продолжительность игр дошкольников с ОВЗ – не более 7 минут. Игра этих детей состоит из варьирования небольшого числа игровых действий. Дети снова и снова возвращаются к ранее проигранному. При этом дети демонстрируют низкий уровень игровой активности, предпочтение более простых правил. Их действия с предметами долго остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических. Интерес детей к игрушкам, кратковременный. Без специального обучения ведущей деятельностью таких детей оказывается не игровая, а предметная. Дети не используют предметы-заместители, тем более, они не могут замещать действия с реальными предметами изображением действий или речью. У них нет не только планирующей или фиксирующей речи, но, как правило, и сопровождающей [6].

Для детей рассматриваемой категории характерны игровые действия, не имеющие какого-либо содержания, отражающего реальную жизнь. Эти дети часто играют одни, в отдельных случаях объединяясь по 2 – 3 человека,однако такое объединение бывает кратковременны: у детей тут же возникает конфликт и они начинают отнимать друг у друга игрушку.

У детей дошкольного возраста с ОВЗ преимущественно низкий статус в нормальной группе. Если они играют с нормально развивающимися детьми, то всегда выполняют только подсобные роли, и это даже в тех случаях, когда их товарищи младше на год и более. Их партнеры организуют несложную сюжетную игру, а они, по их указаниям, что-то приносят, уносят, держат. Некоторые дети полностью пассивны. В игровой комнате с множеством игрушек они не находят ничего интересного для себя и жмутся в углу или производят стереотипные, повторяющиеся причудливые движения пальцами или другими частями тела. Часто они настолько отстранены от своего окружения и других людей, что разделять «игру» и другие виды их деятельности попросту бессмысленно [6].

Крайне редко дети рассматриваемой категории сопровождают игры речью. В процессе игры они не сообщают о своих намерениях, не планируют игры, не разговаривают с игрушками и не выступают от их лица. Без специального обучения игре речь не становится органической частью их игровой деятельности и не осуществляет по отношению к ней функции планирования и регулирования.

Л. А. Амельчакова отмечает, что процесс обучения игре детей дошкольного возраста с ОВЗ невозможен без участия родителей и должен строиться с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей (единство законов развития нормального и аномального ребенка) [1].

При развитии игры дошкольников с ОВЗ дома необходимо создать такие условия, чтобы реализовать последовательно три этапа этого длительного и сложного процесса. Продолжительность каждого этапа зависит от того, насколько успешно дети овладевают его содержанием. Решение задач предыдущего этапа делает возможным переход на следующий этап, поскольку содержание его опирается на знания и умения, сформированные у детей на предыдущем этапе. Возможность перехода с одного этапа на последующий определяет педагог на основе изучения динамики развития детей и обсуждает это с родителями.

Первый этап развития игры реализуется с теми детьми, которые не имеют или почти не имеют сформированной игровой деятельности.С этими детьми осуществляются: их эмоциональное развитие; обогащение представлений о предметном и социальном окружении; формирование предметной деятельности; проведение разнообразных игр и игровых упражнений по формированию элементарного игрового опыта; углубление игрового опыта; пробуждение интереса к играм и игровому общению со взрослыми и со сверстниками; проведение игр с природным, бросовым материалом, игр с бумагой и тканью; проведение игр, направленных на сенсорное развитие детей. Это объясняется тем, что сенсорика имеет большое значение в развитии всей познавательной деятельности ребенка. Коррекционная работа в дошкольном учреждении и в условиях семьи должна быть направлена на обогащение сенсомоторного опыта детей (игры: «Одинаковые игрушки», «Кто что делает?», «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «У кого такая картинка?», «Матрешки», «Пирамидки» и т. п.).Также на данном этапе проводятся: двигательные игры; игры с предметами-орудиями («Накроем кастрюли крышками», «Чашки и ложки», «Мамин стол» и т. п.); отобразительные игры («Катаем кукол в колясках», «Кормим кукол», «Кошка и котята», «Катаем в машине зверей» и т. д.); игры с образными игрушками; конструктивные игры, закрепляющие первичные представления о цвете, форме, величине, строении объектов действительности, расположении в пространстве их элементов по отношению друг к другу, а также позволяющие использовать эти свойства в создании с помощью приемов конструктивной деятельности моделей объектов; работа по развитию интереса к театрализованным играм [8].

Рассматриваемый этап предполагает создание таких условий, как эмоциональное отношение детей с ОВЗ к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослыми, а также сформированность ориентировочной деятельности детей. Среди сюжетных игрушек особое место занимают игрушки-куклы. Родителям важно сформировать у детей эмоциональное отношение к кукле, научить воспринимать ее как заместителя человека, а затем научить детей конкретным игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать в кроватку, прогулке в коляске.

На втором этапе развития игровой деятельности детей с ОВЗ продолжается начатая на первом этапе работа, а также формируются умения, связанные с участием в сюжетных играх, происходит ознакомление с ролью в театрализованных и сюжетных подвижных играх. Дети знакомятся с играми «Дочки-матери», «Семья», «Автобус», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор». На этом этапе педагогам и родителям важно создать такое условие, как усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали закономерность развития игрового действия, состоящую в том, что одно из действий является подготовительным по отношению к другому (например, сначала нужно сварить кашу, а потом накормить ею куклу, а не наоборот) [11].

Третий этап развития игровой деятельности детей с ОВЗ направлен на дальнейшее эмоциональное и нравственное развитие, расширение представлений о предметном и социальном окружении, умственное и эстетическое развитие, обогащение игрового опыта, закрепление интереса к играм и игровому общению со взрослыми и со сверстниками, формирование умений сюжетно-ролевой игры.

Процесс ознакомления детейс социальными явлениями ведется разными методами: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов, беседы. В этот период большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников, для чего используются игры-драматизации, способствующие развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения [8].

Большое место отводится играм,отражающим труд взрослых: «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. Для их проведения требуется подготовка детей. Вначале у них формируютпредставления о каждой из профессий: проводят целенаправленные наблюдения за взаимоотношениями между людьми при выполнении своих профессиональных обязанностей. Затем обобщают впечатления детей в беседе, подготавливают соответствующие атрибуты для игры [11].

Обучение детейс ОВЗ сюжетно-ролевой игре должно включать в себя следующие этапы: целенаправленное формирование представлений детей о профессии; подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры; проведение игры, где основную роль берет на себя взрослый; развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.

Таким образом, процесс развития игры у детей дошкольного возраста с ОВЗ нужно строить с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей в соответствии с единством закономерностей развития нормального и аномального ребенка. Вместе с тем процесс обучения детейс ОВЗ игре имеет свои особенности: активное участие в нем родителей, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения. Для лучшего и быстрого усвоения и развития игр необходимо обогащать представления у детей об окружающем мире.

1. Амельчакова Л. А. Игровая деятельность дошкольников с нарушениями интеллекта. –Саяногорск: МБДОУ Детский сад № 20 «Дельфин» [Электронный ресурс] режим доступа www.uchkopilka.ru .

2. Вавилова С. С. Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста. — Пермский край, г.Березники: МБДОУ «Детский сад № 5» // [Электронный ресурс] режим доступа http://vdohnovlennye.ru .

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – 3-е изд. — М. : Педагогика, 2004.

4. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. – 3-е изд. — М. : Академия, 2002.

5.Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. – 3-е изд. — М. : Норма, 2005.

6.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М. : Гном и Д, 2001.

7. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. — № 4. – С. 40 – 44.

8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – 2-е изд. — М. : Медицина, 2003.

9. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 4. – С. 37 – 42.

10. Комарова Н. Ф. Диагностика игры детей // Школьный психолог. – 2008. — № 27. – С. 19 – 24.

11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. — 2-е изд., испр. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000.

12. Рочагова М. С. Игра — ведущий вид деятельности дошкольника [Электронный ресурс] режим доступа nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe.

13. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 3-е изд. — М. : ВЛАДОС, 2006.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд — вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Источник

Читайте также:  Оценка функционального состояния здоровья семей
Adblock
detector