Творчество: здоровье или болезнь?
Выше мы рассмотрели различные психологические концепции, психотерапевтические подходы и духовные практики, в которых нашел отражение 3-й социокультурный эталон здоровья (“антропоцентрический” эталон). В свете этого эталона здоровье выступает как необходимое условие раскрытия заложенного в человеке духовного потенциала (другой вопрос — как понимается этот потенциал).
Мы обошли стороной один из наиболее сложных, и в то же время принципиально важных вопросов, затрагивающих самую суть антропоцентрического подхода к проблемам здоровья и болезни. Этот вопрос может быть сформулирован так: является ли способность к творчеству выражением здорового начала человеческой природы или же творчество есть феноменальное порождение страдающей, больной души, поразительная компенсация психотравм и ран, нанесенных человеку жизнью? Как рассматривать творческий порыв, это чудо, возникающее из ничто, из безусловной свободы: как просветленное созидание или как темную разрушительную стихию, которой тесно в любых рамках, в частности в границах личности? Что это, стремление к беспредельному, демоническая сила, всегда угрожающая жизненному комфорту и душевному благополучию или строгая, четкая и продуманная организация всей жизни ради воплощения высшего замысла? Об этом размышлял Стефан Цвейг в своей работе “Борьба с демоном” [194].
В книге С. Цвейга мы находим два прямо противоположных образца творческого удела:
творческий путь, сопряженный с постоянным саморазрушением, приводящий к бездне и обрывающийся гибелью творца (Гельдерлин, Клейст и Ницше);
творческое созидание, предполагающее постоянное самообуздание, дисциплину ума, власть над обуревающими страстями и порывами творящего духа (Леонардо да Винчи, Гёте).
Эти два типа творческой самореализации различаются по характеру отношения к той “демонической стихии”, которая охватывает душу подлинного творца и гонит его за пределы его ограниченного Я в беспредельность. Эту силу, которую Цвейг определил как “демоническую”, мы называем “гениальностью”. В ней заключено не только величие духа, но и опасность, угроза личностной целостности. Она приводит к величайшим творческим достижениям, экстазу и самозабвению в творческом порыве, но в то же время может обернуться умопомешательством или самоубийством. “Страстное самопожертвование вплоть до растворения в стихии” и “страстное самосохранение во имя самосозидания” — таковы, согласно Цвейгу, “две формы борьбы с демоном”, которые сулят великие духовные победы, но при этом по-разному соотносятся с психическим здоровьем личности. Если жизнь Гёте представляется автору стратегически обдуманным завоеванием мира и сама является завершенным и отточенным творением, то трагические судьбы Гельдерлина и Ницше скорее напоминают дерзкую и отчаянную схватку с губительной стихией, сулящую не только посмертное величие, но и помрачение ума.
В западной культуре таким “антидемоническим” натурам, как Леонардо и Гёте словно противостоят мятежные и мятущиеся гении Микеланжело, Свифта, Ван Гога, Стриндберга, Достоевского, Кафки, чьи биографии дают богатый материал для клинического исследования. Сопоставляя эти два типа творческого самораскрытия, трудно избежать соблазна противопоставить их друг другу как “нормальный” и “патологический” типы или как “здоровое” и “больное” творчество. Очевидно, что в данном случае имеет место та фундаментальная поляризация духовной жизни, из которой рождаются “норма и патология”, “созидание и деструкция”. Однако необходимо воздержаться от однозначных (клинических или этических) оценок, довольствуясь осознанием изначальной сложности предмета. Очевидно лишь, что творчество и духовное самоопределение личности связано с душевным здоровьем сложной неоднозначной связью. Видимо, творчество возникает там, где проходит едва ощутимая граница между здоровьем и болезнью, сохранить шаткое равновесие на этой грани — одна из наиболее трудных задач неординарной творческой личности.
Подводя итоги проделанного анализа, можно заключить, что антропоцентрический эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности. Основными принципами и критериями здорового существования в свете этого эталона следует признать свободное творческое самовыражение, развитие (личностный рост), интеграцию опыта и духовное самоопределение.
Источник
Творчество: здоровье или болезнь?
Выше мы рассмотрели различные психологические концепции, психотерапевтические подходы и духовные практики, в которых нашел отражение 3-й социокультурный эталон здоровья (“антропоцентрический” эталон). В свете этого эталона здоровье выступает как необходимое условие раскрытия заложенного в человеке духовного потенциала (другой вопрос — как понимается этот потенциал).
Мы обошли стороной один из наиболее сложных, и в то же время принципиально важных вопросов, затрагивающих самую суть антропоцентрического подхода к проблемам здоровья и болезни. Этот вопрос может быть сформулирован так: является ли способность к творчеству выражением здорового начала человеческой природы или же творчество есть феноменальное порождение страдающей, больной души, поразительная компенсация психотравм и ран, нанесенных человеку жизнью? Как рассматривать творческий порыв, это чудо, возникающее из ничто, из безусловной свободы: как просветленное созидание или как темную разрушительную стихию, которой тесно в любых рамках, в частности в границах личности? Что это, стремление к беспредельному, демоническая сила, всегда угрожающая жизненному комфорту и душевному благополучию или строгая, четкая и продуманная организация всей жизни ради воплощения высшего замысла? Об этом размышлял Стефан Цвейг в своей работе “Борьба с демоном” [194].
В книге С. Цвейга мы находим два прямо противоположных образца творческого удела:
творческий путь, сопряженный с постоянным саморазрушением, приводящий к бездне и обрывающийся гибелью творца (Гельдерлин, Клейст и Ницше);
творческое созидание, предполагающее постоянное самообуздание, дисциплину ума, власть над обуревающими страстями и порывами творящего духа (Леонардо да Винчи, Гёте).
Эти два типа творческой самореализации различаются по характеру отношения к той “демонической стихии”, которая охватывает душу подлинного творца и гонит его за пределы его ограниченного Я в беспредельность. Эту силу, которую Цвейг определил как “демоническую”, мы называем “гениальностью”. В ней заключено не только величие духа, но и опасность, угроза личностной целостности. Она приводит к величайшим творческим достижениям, экстазу и самозабвению в творческом порыве, но в то же время может обернуться умопомешательством или самоубийством. “Страстное самопожертвование вплоть до растворения в стихии” и “страстное самосохранение во имя самосозидания” — таковы, согласно Цвейгу, “две формы борьбы с демоном”, которые сулят великие духовные победы, но при этом по-разному соотносятся с психическим здоровьем личности. Если жизнь Гёте представляется автору стратегически обдуманным завоеванием мира и сама является завершенным и отточенным творением, то трагические судьбы Гельдерлина и Ницше скорее напоминают дерзкую и отчаянную схватку с губительной стихией, сулящую не только посмертное величие, но и помрачение ума.
В западной культуре таким “антидемоническим” натурам, как Леонардо и Гёте словно противостоят мятежные и мятущиеся гении Микеланжело, Свифта, Ван Гога, Стриндберга, Достоевского, Кафки, чьи биографии дают богатый материал для клинического исследования. Сопоставляя эти два типа творческого самораскрытия, трудно избежать соблазна противопоставить их друг другу как “нормальный” и “патологический” типы или как “здоровое” и “больное” творчество. Очевидно, что в данном случае имеет место та фундаментальная поляризация духовной жизни, из которой рождаются “норма и патология”, “созидание и деструкция”. Однако необходимо воздержаться от однозначных (клинических или этических) оценок, довольствуясь осознанием изначальной сложности предмета. Очевидно лишь, что творчество и духовное самоопределение личности связано с душевным здоровьем сложной неоднозначной связью. Видимо, творчество возникает там, где проходит едва ощутимая граница между здоровьем и болезнью, сохранить шаткое равновесие на этой грани — одна из наиболее трудных задач неординарной творческой личности.
Подводя итоги проделанного анализа, можно заключить, что антропоцентрический эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности. Основными принципами и критериями здорового существования в свете этого эталона следует признать свободное творческое самовыражение, развитие (личностный рост), интеграцию опыта и духовное самоопределение.
Источник
Творчество и здоровье
Творчество и здоровье
Возможно, вам покажется маловажным упоминать о влиянии творчества на здоровье. Разве кому-либо прописывали хобби как лекарство от заболевания или профилактическое средство? Но согласно научным данным творческое самовыражение вызывает релаксацию, которая противодействует стрессу.
К сожалению, творчество не поощряется в современном обществе. С самого детства нам внушают, что наука, математика и бизнес значительно ценнее, чем искусство, музыка, театр и литературный труд. Кажется, в нашем обществе забыли, что творчество – это не забава. Оно полезно для здоровья. Постарайтесь понять, что, говоря о творческом самовыражении, я употребляю слово «творчество» в самом широком смысле. Я не ограничиваю творчество исключительно искусством. Зачастую творческое начало проявляется в живописи, танце, игре на музыкальном инструменте, в поэзии. Но творчеством можно заниматься и наклеивая картинки, фотографии и вырезки в альбом, делая аранжировку цветов, фотографируя, занимаясь садоводством, декорируя интерьеры, посылая заметки в блоги, занимаясь вязанием, крутя обруч, напевая в душе или генерируя конструктивные идеи. Можно выразить себя, сочинив безупречное электронное письмо, составив расписание для воскресной школы, приготовив изысканное блюдо, составляя плей-листы у себя на iPod, танцуя сальсу или придумывая различные новые бренды для продукции. Можно творчески проводить семинары, стать дизайнером украшений или печь вкуснейшие маленькие кексы.
Чем бы вы ни занимались, тренировка «творческих мышц» не менее важна, чем тренировка мускулов.
Уже давно установлено наличие связи между творчеством и здоровьем. Так что любое творческое проявление в жизни полезно для физиологии мозга и тела. При творчестве высвобождаются эндорфины, прочие связанные с хорошим самочувствием нейротрансмиттеры, уменьшается депрессия и тревога, улучшается иммунная функция, ослабевает физическая боль, активизируется парасимпатическая нервная система, а следовательно, снижается частота пульса, артериальное давление, замедляется дыхание, снижается уровень кортизола.
Когда мы погружаемся в творческий процесс, то задействуем подсознание, и это помогает нам исцелиться и стремиться вперед. Самовыражение в творчестве связано с функцией правого полушария мозга. Оно тренирует его и таким образом воздействует не только на тело, но и на эмоциональное состояние, усиливая ощущение счастья. Мы еще дополнительно поговорим о том, что счастливые люди чаще бывают здоровыми.
Польза для здоровья от творчества – это улучшение сна, укрепление здоровья, более редкое обращение к врачам, отказ от медикаментов, уменьшение проблем со зрением. Творчество ослабляет симптомы недомогания, повышает качество жизни у людей, больных раком. Оно усиливает положительные эмоции, устраняет плохое самочувствие, помогает прояснять экзистенциальные и духовные вопросы. Кроме прочего, снижает риск развития болезни Альцгеймера, ослабляет тревогу, повышает настроение, усиливает социальную активность, повышает самооценку.
Польза творчества для здоровья невероятно велика – вот как сильно творческое начало сказывается на нас! Творчество влияет на работу, взаимоотношения, сексуальность, духовность, психическое здоровье. Как учит психотерапевт, специалист в области искусства Марти Ханд, творческое самовыражение способствует социальному миру благодаря состраданию, терпимости, доброте, гармонии, расширению возможностей и росту личности, сотрудничеству, уважению и исцелению. В результате творческого самовыражения могут проявляться такие неожиданные положительные последствия, как повышение способности производить потомство (фертильности).
При творчестве жизнь может служить потенциальным источником физиологической релаксации, а при подавлении творческого начала – источником стресса. Одна из моих пациенток годами сочиняла роман просто мысленно: из-за сильной занятости на работе он оставался незаписанным. Каждый день она испытывала стресс, что вот однажды умрет, а так и не напишет своей книги. Так что творчество целебно только тогда, когда вы сможете найти для него время. Не забывайте выражать свое творческое начало индивидуально, собственным способом.
В душе каждого из нас звучит песня, которую нам хотелось бы пропеть, как только представится возможность. Справедливый вопрос задает поэтесса Мэри Оливер: «Скажите, что вы собираетесь сделать со своей безудержной и бесценной жизнью?»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 3. Творчество и долголетие
Глава 3. Творчество и долголетие Всерьез задуматься о творчестве и долголетии и о связи между ними меня заставил пример двух людей, во многом похожих друг на друга, — Пабло Казальса[9] и Альберта Швейцера.[10] Обоим было за восемьдесят, когда я впервые познакомился с ними.
Творчество
Творчество Большая память и речь предопределили построение гипотез и творчества, используемые для этого программы прогнозирования и планирования изначально заложены в любом ФА алгоритма Разума. Даже у животных.Творчество представляет собой процесс создания моделей,
Здоровье
Здоровье Нельзя закончить главу о человеке, не коснувшись темы здоровья. Болезни — это враг не меньший, чем голод или унижение. Побороть его, пожалуй, еще труднее… Человек обречен болеть, вопрос лишь в том — сколько, и можно ли уменьшить. По нашим исследованиям причин для
§ 23.7. Творчество. Дети
§ 23.7. Творчество. Дети Это аспект раскрытия нашего личного потенциала и все то, что мы оставляем после себя.К аспекту «Творчество» относится наше воображение, которое поставляет нам идеи для нашей деятельности. Тренируйте свое воображение, почаще мечтайте, размышляйте
Изобразительное творчество при шизофрении[7]
Изобразительное творчество при шизофрении[7] Э. Кречмер говорил, что, если мы хотим полностью познать внутреннюю жизнь при шизофрении, то нам следует изучать истории жизни не крестьян, но поэтов и королей, страдающих этой болезнью. Также и К. Ясперс(38) считает, что особенно
Что такое творчество?
Что такое творчество? Главные темы этой книги — удовольствие и творчество. Обе тесно связаны друг с другом, поскольку удовольствие обеспечивает мотивацией и энергией творческий процесс, который, в свою очередь, усиливает удовольствие и радость жизни. Жизнь с
Творчество и самоосознание
Творчество и самоосознание Творческое слияние противоположных аспектов личности не может быть результатом сознательного усилия. Кестлер подчеркивал, что акт творчества является функцией бессознательного. Я бы тоже хотел обратить особое внимание на этот факт. Сознание
Здоровье позвоночника — здоровье сосудов
Здоровье позвоночника — здоровье сосудов Человек, прежде чем стал человеком, передвигался в горизонтальном положении, и именно для горизонтального положения был создан природой его позвоночник. Человек принял вертикальное положение, а позвоночник не успел
Здоровье духа — здоровье сердца и сосудов
Здоровье духа — здоровье сердца и сосудов Я был слаб духом, и таким бы и остался, если бы не мои болезни. Именно мои болезни понудили меня заняться моим здоровьем — физическим и духовным. И уже с 9 лет я начал закалять свой дух, и первой моей победой на этом пути стала
Глава 9 Творчество
Глава 9 Творчество Норман Казинс вовсе не случайно включил в свою книгу «Анатомия болезни» главу под названием «Творчество и долголетие». Казинс рассматривал связь между творчеством и несомненной жизненной энергией на примерах виолончелиста Пабло
АЛКОГОЛЬ И ТВОРЧЕСТВО Бескрылая окрылённость
АЛКОГОЛЬ И ТВОРЧЕСТВО Бескрылая окрылённость Вызывается свидетель – лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук: «Когда ты во зле – ты творить не можешь. Алкоголь, наркотик – это зло. А смысл творчества – это добро. Я не знаю музыкантов, которые что-то стоящее написали под кайфом. Это
Здоровье духа — здоровье сердца и сосудов
Здоровье духа — здоровье сердца и сосудов Я был слаб духом, и таким бы и остался, если бы не мои болезни. Именно мои болезни понудили меня заняться моим здоровьем — физическим и духовным. И уже с девяти лет я начал закалять свой дух, и первой моей победой на этом пути стала
Установка на творчество
Установка на творчество Чтобы успешно продвигаться по пути любви, каждый человек должен культивировать в себе творческую установку. Это позитивная установка, динамически меняющееся состояние ума, которое получает свою силу из осознания цели и смысла жизни. Такую
Творчество
Творчество Что освещает мой творческий огонь? Кто или что является моей музой?Четко ли я понимаю, к чему стремится моя душа в творчестве?Что помогает мне творить свободно?Какие творческие проекты меня вдохновляют? Осуществляю ли я их регулярно?В каких творческих проектах
Источник