Твоё здоровье зависит от тебя!
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Целью урока является обобщение знаний о внутреннем сторении человеческого организма, слаженной работе всех систем внутренних органов, создание условий для понимания учащимися необходимости здорового образа жизни и соблюдении соответствующих правил.
Формирование ценности собственного здоровья, стремления к здоровому образу жизни и её проявлений в личностных качествах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: учитель начальных классов Ходячева Л.В
Тема урока: обобщение по разделу «Твоё здоровье зависит от тебя!».
Цель урока: обобщение знаний о внутреннем строении человеческого организма, слаженной работе всех систем внутренних органов, понимании необходимости здорового образа жизни и соблюдении соответствующих правил.
- Систематизировать и обобщить знания об организме человека.
- Развивать интерес к познанию собственного организма.
- Воспитывать интерес к предмету, ценностное отношение к собственному здоровью и стремление к здоровому образу жизни.
II. Актуализация знаний.
Игра «Я назову, а ты – покажи».
Учитель называет органы внешнего строения человека (нос, глаза, уши, рот, руки и т.д.), а дети их показывают. Затем называет один из внутренних органов, например, сердце.
– Почему вы не смогли показать этот орган, а только примерно место, где он находится? ( Мы могли показать органы внешнего строения человека. А «сердце» — это внутренний орган, он находится внутри человеческого организма).
— Таким образом, какие органы составляют организм человека?
(Внешние и внутренние.
III. Постановка учебной задачи.
— Когда мы начинали изучать раздел «Мы и наше здоровье», я давала задание сочинить рассказ, сказку или стихотворение, соответствующую теме раздела. Это задание выполнялось по желанию. Послушайте, какую сказку сочинила ученица. Постарайтесь запомнить, какие органы человеческого организма
упоминаются в сказке, и подумайте над вопросом «Почему описанная история хорошо закончилась?»
Однажды поспорили между собой внутренние органы, кто же из них важнее.
— Я, — заявил желудок, — потому что я принимаю пищу!
— Нет, я, — возразил язык, — я ощущаю пищу на вкус!
— А без нас не было бы движения!- закричали мышцы.
— Нет, — возразили лёгкие, — мы забираем из воздуха кислород, который нужен всем!
— А если бы не я, то кровь не могла бы разносить кислород, — сказало сердце.
И пока они спорили, девочка болела.
Тут в спор вмешался мозг:
— Если вы не перестанете ссориться, то девочка может умереть!
Все задумались и решили больше не ссориться. И девочка быстро поправилась.
— Почему же эта сказка хорошо закончилась? ( Потому что герои сказки решили не ссориться, жить дружно, они должны работать совместно.)
— Попробуйте сформулировать цель урока. ( Обобщить знания о строении и жизнедеятельности организма человека.)
— А для чего нам необходимы эти знания? ( Для сохранения и укрепления своего здоровья.)
IV. Обобщение детьми полученных знаний (работа по теме урока).
( На интерактивной доске появляется кластер, в центре которого схема организма человека. По ходу урока, ячейки кластера заполняются учащимися.)
— Перед тем, как прослушать сказку, вам было дано задание, запомнить, какие органы человеческого организма в ней упоминались. Перечислите их. ( Ответы детей.)
— А может ли каждый из этих органов работать отдельно: лёгкие поставлять в организм кислород, желудок переваривать пищу и т.д.? ( Нет, каждый из них входит в определённую систему органов человека.)
— В какие системы входят перечисленные вами органы? ( Дети отвечают, кластер дополняется названиями систем органов человека.)
Работа в группах. Учитель предлагает 6 карточек с названием систем внутренних органов, представители групп выбирают себе по одной карточке.
- Нервная система
- Опорно-двигательная система
- Дыхательная система
- Кровеносная система
- Пищеварительная система
- Органы чувств.
— Каждая группа должна вспомнить изученный материал по выбранной системе органов и в ходе работы ответить на вопросы:
- Какие органы составляют данную систему?
- Каково значение данной системы в жизнедеятельности человеческого организма?
- Как устроена и работает данная система?
Презентация работы групп ( По ходу презентации кластер дополняется названиями органов, входящих в определённую систему .)
— Когда вы формулировали цели этого урока, то пришли к выводу, что знания о строении и жизнедеятельности организма человека нам необходимы для сохранения и укрепления своего здоровья. Для этого необходимо соблюдать правила здорового образа жизни.
— Сейчас несколько учеников представят вам свои творческие работы. По ходу их выступлений мы сформулируем основные правила здорового образа жизни, чтобы в дальнейшем их выполнять.
В одной стране жило-было Здоровье. Все жители этой страны – люди, звери, птицы и даже насекомые были здоровы и жили очень-очень долго, а профессии «врач» у них не было.
Каждое утро, просыпаясь, Здоровье открывало окна настежь, чтобы сделать зарядку на свежем воздухе.
Но одним ясным днём в город приехал хмурый человек. Странный человек обратился к Здоровью:
— Извините, пожалуйста. Скажите, как мне стать здоровым?
— Чтобы стать здоровым, надо делать зарядку, чистить зубы, мыть руки перед едой, гулять на свежем воздухе.
Жила-была девочка Надя. Она была очень красивая, но капризная. Каждый день мама говорила дочке, чтобы она чистила зубы, умывалась, делала зарядку и больше гуляла на свежем воздухе, а не играла в компьютер. Но Надя не хотела этого делать.
Как-то раз девочка уснула, и вот, что ей приснилось…
Надя оказалась в организме человека (но она этого не испугалась, потому что когда-то смотрела мультфильм о строении организма человека).
Надя увидела лёгкие и подошла поближе. Она спросила:
— Зачем Вы нужны в организме?
— Если бы нас не было, человек не мог бы дышать.
— А какую работу Вы выполняете?
— Ты вдыхаешь носом воздух. Он проходит через трахею и бронхи, а уже потом попадает в лёгкие. В нас постоянно движется кровь, которая берёт из воздуха кислород, а отдаёт частицы углекислого газа, которые образуются при работе всех органов человека. Чтобы мы были чистыми, надо дышать свежим воздухом, и ни в коем случае нельзя курить! – сказали лёгкие.
— Я поняла. Я буду выполнять эти правила. Спасибо!
И тут Надя проснулась.
За завтраком Надя сказала маме:
— Теперь я буду выполнять правила здорового образа жизни!
Нет ничего на свете!
Вот снегом умывается
Наш старый, добрый Йети.
Вы знаете, что свинки —
Но моются в грязи?
Для них большая лужа –
Как нам мочалка в душе,
Или же ванна с пеной –
Отрада для души!
Жила-была Витаминка. Но жила она не одна, а со своими подружками в коробке в аптеке.
Однажды в аптеку пришёл какой-то человек. Он купил коробочку с разноцветными гремящими бусинками. Это были Витаминка и её подруги.
Человек принёс их к себе домой. Там он открыл коробочку, достал нашу Витаминку и проглотил её. Она покатилась по глотке. Это было, как «Американские горки»! Затем она скатилась в желудок и там растаяла.
А самое главное – она выполнила своё предназначение: отдала всё хорошее и полезное, что у неё было этому человеку!
Жил-был мальчик Игорь. По утрам он долг спал. На завтрак он ел чипсы и запивал их Кока-колой. На уроках сидел, изогнув спину, постоянно зевал, учителя слушал плохо. Когда уроки заканчивались, он шёл домой и волочил за собой портфель. Придя домой, ложился на диван. А потом, не помыв рук, ел хлеб с сыром всухомятку и смотрел мультики.
И вот однажды он серьёзно заболел.
Мама и бабушка испугались не на шутку и вызвали врача. Врач осмотрел Игоря. Доктор сказал, что нужно соблюдать режим дня, делать зарядку и есть полезную пищу.
Игорь стал выполнять рекомендации врача. Через некоторое время он записался в спортивную секцию и сделался сильным и здоровым.
После прослушивания выступлений учащиеся формулируют основные правила здорового образа жизни. На доске появляется памятка с «Правилами здорового образа жизни», которая впоследствии ксерокопируется и раздаётся каждому ученику в классе.
Правила здорового образа жизни
- Соблюдай чистоту!
- Правильно питайся!
- Сочетай труд и отдых!
- Больше двигайся!
- Соблюдай режим дня!
- Не заводи вредных привычек!
— Подведёт итог нашему разговору о здоровом образе жизни ученица, прочитав своё стихотворение.
Как хорошо здоровым быть,
И можно на коньках ходить,
И можно поиграть с мячом,
И вместе с другом, и втроем!
Но, чтоб тебе здоровым быть,
По правилам придётся жить:
Зарядку делать по утрам,
Гулять, играть полезно нам,
Купаться, спать и закаляться,
А также правильно питаться!
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (тест).
На интерактивной доске демонстрируется тест , который выполняется детьми самостоятельно. Затем тест повторяется (неправильные ответы исчезают с экрана). Учащиеся проверяют правильность выполненного ими задания.
VI. Рефлексия деятельности.
– Какую задачу ставили сегодня на уроке?
– Удалось ли её решить?
– Как вы думаете, для чего вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
– Что ещё вы хотели бы узнать о строении и работе человеческого организма?
– Что особенно понравилось на уроке? Что вызвало затруднение?
— Если урок был для тебя полезным или понравился тебе, подними зелёную карточку. Если затрудняешься ответить – жёлтую. Если было не интересно или урок показался тебе скучным, покажи красную карточку.
– Поблагодарим друг друга аплодисментами.
VII. Домашнее задание.
- Оформи памятку «Правила здорового образа жизни», сделай её красивой.
- Попроси взрослых в семье помочь тебе вести здоровый образ жизни. Постарайтесь вместе соблюдать правила сохранения здоровья.
- Попробуй сочинить новые произведения на тему «Мы и наше здоровье» (по желанию).
Источник
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ»
Внеклассное занятие «Твое здоровье зависит от тебя»
Цель: сформировать у учащихся понятие о том, что их здоровье в большей степени зависит от их собственного поведения и действий.
Сегодня мы с вами поговорим о способах достижения красоты и здоровья. Один из способов быть счастливым, считают американцы, — проявлять физическую активность. Пока не совсем понятно почему, но любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик И. П. Павлов называл это чувство «мышечной радостью». По мнению некоторых учёных, при физических усилиях в мозгу вырабатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории. Для этого годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танцы — всё, что доступно.
1. Если хочешь быть высоким.
(Эти рекомендации в основном для мальчиков.) Считается, что высокий рост — один из признаков настоящего, красивого мужчины, поэтому и неудивительно, что большинство подростков хотят быть именно такими. Послушайте, что советуют физиологи.
Окончательные размеры тела взрослого человека в значительной степени предопределены генетически. Вместе с тем некоторые люди не достигают в процессе индивидуального развития того роста, которого они могли бы достичь, и причины этого окончательно не выяснены.
Но дело можно поправить. Известно, что трубчатые кости (например, бедренная, большеберцовая, кости предплечья и др.), длина которых определяет общую длину тела, растут на концах (последние называют эпифизами). Если с помощью специальных занятий стимулировать ростовые процессы, происходящие в эпифизах, то общий рост человека может быть заметно изменён, т.е. увеличен.
К таким занятиям относятся упражнения на растяжение, свободный вис на перекладине и т. д.
Под влиянием веса тела происходит растяжение связок, расширение межпозвонковых промежутков, раздражение нервных окончаний в эпифизах, что стимулирует процессы роста. Достаточно уделять этим упражнениям 30-40 мин в течение суток. Однако заметим, что заниматься придётся не один день, а, возможно, несколько лет, и, причём ежедневно. Силу воли надо иметь немалую!
Полезным является и следующее упражнение: встать лицом к стене, носки вместе, и вытягиваться вверх как можно дальше. На месте, которого достигнут пальцы вытянутых рук, следует сделать отметку, и при повторении упражнения каждый раз стремиться превзойти её.
Если такими упражнениями начать заниматься до окончания периода полового созревания (а оно заканчивается в 16-18 лет), рост порою может быть увеличен на 10-12 см.
2. Ищите себе хобби.
Напряжённый ритм жизни, обилие проблем — всё это приводит к тому, что желание отдохнуть может возникнуть и в середине недели. Как это сделать?
Одни предпочитают прилечь и поспать. Другие смотрят телевизор. Третьи погружаются в газеты или книгу. А кто-то берётся за телефон. Но настоящий отдых приносит лишь переключение на другой, приятный вид деятельности. Поэтому ищите себе для отдохновения занятие по душе — увлечение, хобби. Называйте его, как хотите, главное — чтобы, придя домой, с увлечением заняться делом, интересным и приятным для вас.
Итак, найдите себе хобби, оно будет лечить вас, даст настоящий, полноценный отдых. И спать при этом будете лучше, и сил прибавится, и жизнь станет интереснее. Вы будете не отключаться, а переключаться.
3. Берегите кожу смолоду.
Молодых людей и девушек нередко волнует вопрос: что делать, если на лице появились прыщи? Связано ли это с едой?
Врачи подметили, что после праздников у некоторых людей появляются прыщики.
Вы сами понимаете, что такая закономерность не случайна. Переедание во всех случаях вредно. Но какие же именно продукты отражаются на коже? Каждый человек имеет своих собственных «врагов», которых не переносит или плохо переносит именно его организм. Но замечено, что злоупотребление копчёностями и шоколадом не проходит безнаказанно для людей и с жирной, и с сухой кожей.
Пироги, торты, пирожные, булочки и всевозможные сласти тоже не способствуют мраморной гладкости, белизне и чистоте нашей кожи. Иногда прыщики на лице вызывают яйца.
Так что понаблюдайте за собой, и вы заметите, какие продукты вам к «лицу», а какие — нет.
МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА СПАСЁТ КРАСОТУ
А теперь поговорим о самом приятном — о красоте. Красота — это свидетельство здоровья.
Многие знают, что кожа лица будет красивой и здоровой, если делать различные маски. Их существует очень много, есть один уникальный, простой и чрезвычайно полезный способ очищать и одновременно питать кожу лица. Минеральная вода -вот как называется это средство.
Известно, что минеральная вода помогает при заболеваниях печени, почек. Но «Ессентуки» и «Боржоми» прекрасно действуют и на кожу лица. В ней много микроэлементов, много солей, которые делают кожу более здоровой, более живой.
Кто хочет на долгие годы оставаться красивым — умывайтесь каждое утро прохладной минеральной водой. Уже через 2 недели вы заметите, что кожа начнёт молодеть и на ней появится приятный румянец.
ЭТИ ВРЕДНЫЕ КАЛОРИИ
Вам хочется похудеть? Но не хочется обрекать себя на строжайшую диету? И вы не доверяете сомнительным средствам для похудения, которые рекламируют на каждом шагу?
Но для того, чтобы сбавить вес, вовсе не обязательно голодать. Если вам хочется сбросить всего несколько лишних килограммов, достаточно просто помнить, сколько калорий содержат наши самые любимые блюда.
Кто из нас не любит жареную картошку? Так вот — тарелка жареной картошки содержит 548 калорий, тарелка спагетти без соуса — 248 калорий, а те же спагетти с соусом и тёртым сыром -433 калории, тарелка отварного риса без соуса — 238 калорий, в кусочке яблочного пирога — 453 калории, чашка чая с двумя ломтиками кекса — 276 калорий, 25 г сыра — 90 калорий, маленькая бутылочка пива — 125 калорий, стаканчик натурального йогурта без сахара — 90 калорий, яблоко — 72 калории. А для похудения необходимо, чтобы дневной рацион не превышал. 1000 с небольшим калорий.
Вот и решите для себя: стоит ли увлекаться жареной картошкой и пирогами?
Кто из нас в течение дня, проголодавшись, не закусывает на ходу или на бегу первым, что попадётся под руку или продаётся на ближайшем углу? Булочкой, пирожком, орешками, шоколад-
Часто спрашивают: «Как закаляться, чтобы не простудиться?» Кому-то уже удалось в этом деле добиться результата — они перестали бояться холода и забыли о простудах. Но многие, несмотря на закаливание, снова заболевали и, естественно, закаливаться прекращали.
Есть один простой способ закаливания. Он безопасен и доступен. Дело в том, что есть части тела, закаливая которые можно укрепить весь организм. Это, прежде всего наши стопы, ноги. Начните с них. Надо хотя бы на несколько секунд выскакивать босиком на улицу или балкон. Буквально на несколько секунд. И сразу после этого надевать шерстяные носки, даже специально подогретые для этого заранее. Через несколько дней вы почувствуете, что холод начинает вам нравиться, становится приятным, а простудных заболеваний нет и в помине.
Как жить, чтобы не стареть? Как сохранить молодость? Известно, что старение — процесс не только физиологический. Есть молодые старики, а иного человека и в восемьдесят лет язык не повернётся назвать старым.
Вот какие простые советы дают французские психологи всем, кто не хочет прощаться с молодостью.
Итак, что же надо делать? Мало есть, пить побольше воды, заниматься спортом, дышать свежим воздухом, как можно больше ходить, много спать, просыпаться с улыбкой, почаще смеяться, любить жизнь, ежедневно удивляться.
А что делать не нужно? Употреблять спиртное, курить, переедать, дуться на окружающих, страшиться нового.
Вот и все советы.
Учитель. Я надеюсь, что у вас появилась потребность бережно относиться к своему здоровью. Из всего сказанного сегодня попробуйте сформулировать главные цели сохранения своего здоровья. Это и будет вашим домашним заданием.
коррекционно — развивающего занятия.
Тема: «От чего зависит наше здоровье?»
Тема: «От чего зависит наше здоровье?»
Цель: Формирование навыка здорового образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни.
Организация эмоционального поведения детей.
Развитие способностей регуляции эмоционального состояния.
Обучение анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.
Коррекция страхов и агрессивных проявлений.
Таблица «Колесо здоровья»
Цветные сигнальные карточки на каждого ребёнка.
Демонстрационные картинки «Эмоции»
Карточки с правилами
3 стакана с водой: мутной, простой, с золотинками.
Два цветка (здоровый и больной)
Посмотрите на эти два цветка. Какой вам больше нравится? Что можно сказать про каждый цветок? Один здоровый, сильный, большой. Другой хилый, слабый, маленький, больной.
Также как эти два цветка, люди тоже бывают здоровые и нездоровые.
Тема нашего занятия : «Здоровье»
Как вы думаете? От чего зависит ваше здоровье?
Обобщение знаний детей о здоровье.
У меня на доске изображено колесо, которое разделено на несколько секторов. Это колесо называется «Колесо здоровья». Оно вам знакомо.
Мы сейчас вместе вспомним, что необходимо каждому человеку для здоровья.
Дети называют составные части «Колеса здоровья»
— Сколько дней человек может прожить без воды? (3-5)
-Сколько воды должен выпивать человек ежедневно? (2,5)
-Всё живое на земле произошло из воды. Как растение без воды засыхает, так и человек без воды умрёт.
-Надо обязательно пить чистую родниковую воду. Но только ни в коем случае не из -под крана.
-Кислород необходим каждой клеточке нашего организма.
-Без кислорода клетки мозга погибают моментально.
Упражнение: Задержка дыхания. Кто дольше сможет не дышать?
— Назовите, какие вы знаете виды продуктов.
— Что вы любите кушать больше всего?
-Какие продукты полезные?
-Из всех продуктов, которые мы кушаем, наш организм выбирает
белки, жиры, углеводы, минеральные вещества.
Это ваша энергия. Это ваш рост. Кушать надо в определённое время.
Промежуток между приёмами пищи должен быть не больше 4 часов.
-А чтобы кушать в одно и тоже время, для этого надо соблюдать что?
-Распорядок дня. В одно и тоже время ложиться спать, вставать, умываться, кушать, идти в школу, отдыхать.
-Ложиться спать нужно не позднее 10 часов.
-Спать долго вредно.
-Всё живое на земле состоит из маленьких клеточек.
Клеточки всё время делятся, при этом выделяют энергию, которую нужно обязательно тратить. Представьте себе шахтёров, которые добывают уголь, а его никто не тратит. Уголь лежит в вагонах. Все вагоны заполнены. Уже не куда класть. А люди мёрзнут в своих домах.
Так же и ваши клеточки вырабатывают энергию, которую необходимо использовать. Тогда легко движется кровь по сосудам, быстро несёт кислород ко всем органам. Они работают так, как положено и человек здоров. А дети ещё при этом хорошо растут.
Какие движения вы любите? (Бегать, ходить, плавать, упражнения, кататься на лыжах и т.д.)
3. Изучение нового.
— Душевное состояние (настроение, эмоции)
У нас остался ещё один сектор в колесе здоровья.
Вернёмся к нашему слабому, больному цветку. Как вы думаете. Почему он стал таким?
-Его забывали поливать.
-Его роняли. (Обижали.)
-Рядом с ним нет других цветов (он одинокий)
-На него никто не обращает внимания.
-Что вы думаете об этом цветке, когда на него посмотрите?
-Его никто не любит.
-Как чувствует себя такой цветок?
Учёные биологи доказали, что у растения, как и у человека, есть душа, которая очень хорошо чувствует боль, добро, зло.
— Здоровье зависит от душевного состояния.
Как вы понимаете это выражение?
Душевное состояние – это ваше настроение, ваши мысли, ваши чувства – ваши эмоции.
Какое бывает настроение? (весёлое, грустное, злое, радостное, печальное)
Практическое упражнение с водой.
Когда вы чувствуете себя хорошо, у вас всё получается, вы всем довольны, всех любите, то настроение ваше похоже на чистую родниковую воду.
(Примеры из жизни)
— Когда в вашу голову приходят прекрасные идеи. Вы радуетесь успеху. Вы счастливы. Настроение ваше похоже на сверкающую, на солнце воду в весёлом ручейке.
( У вас было такое настроение?)
— Когда мысли грустные неприятные, когда вам плохо, обидно. Мысли похожи на грязную, мутную воду.
(А такое настроение было?)
Какая вам вода больше понравилась?
Поиграем с сигнальными карточками.
Блестящая, белая, чёрная.
Я буду называть различные мысли.
Если мысль вам нравиться, то вы поднимаете белую карточку.
Если мысль вам очень нравиться — блестящую.
Если мысль плохая – поднимаете чёрную карточку.
— Всё будет хорошо.
— Я не умею плавать.
— Я боюсь, что меня накажут.
— У меня получится.
— Со мной никто не дружит.
— Я не могу решить задачу.
— Я отлично справился с контрольной работой.
— У меня есть верный друг.
— Меня похвалит мама.
Тоже с картинками.
Как справиться с плохим настроением?
-У вас было плохое настроение?
— О чём вы думали?
— Как вы выходили из такого состояния?
— Нужно ли ждать, когда пройдёт плохое настроение?
— Что нужно делать, чтобы оно прошло?
Правила на карточках:
(Дети выбирают наугад карточку и читают. Затем вешают на доску)
— Подумаю о хорошем, и будет хорошо.
— Поговорю с кем-нибудь.
— Позвоню по телефону.
— Поиграю в подвижные игры.
— Умоюсь, смою плохие чувства.
— Пометаю дротики в мишень.
— Придумаю сказку про себя с хорошим концом.
Какое правило понравилось больше всех?
Работа в тетрадях
Откройте свои тетради. ( В тетрадях наклейки)
Что вы можете сказать сейчас о своём настроении.
Заполните своё «колесо здоровья»
В последний сектор можно написать: душевное состояние, настроение или эмоции.
Закрасьте каждый сектор разным цветом.( это можно сделать в свободное время)
Запишите три любых правила: как справиться с плохим настроением.
Источник