Меню

Туризм как средство сохранения здоровья дошкольника

проект «Туристический поход как форма приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
проект (старшая группа)

Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_bogdanova_olga_aleksandrovna.docx 18.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Туристический поход как форма приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

В современном мире ритм жизни ребенка в детском саду достаточно высок, но не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. Возникает необходимость создания такой формы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Поставленную задачу может решить организация туристической деятельности в ДОУ.

Работа по включению средств туризма в систему работы ДОУ осуществляется при тесном взаимодействии всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, методической службы детского сада, а также родителей.

Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные, выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью. Опыт работы показал, что у ребенка выявляются более высокие физические данные, если семья ведет здоровый образ жизни.

Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.

Таким образом, одной из инновационных методик, которую следует использовать в работе, является образовательный туризм. Актуальность выбранной темы обусловлена проблемной ситуацией, характеризующейся необходимостью введения детского туризма в физическое воспитание дошкольника, как эффективного способа оздоровления, воспитания и познания.

Цель моего проекта: Совершенствование системы работы ДОУ по физкультурно-оздоровительному направлению в условиях активизации двигательной активности дошкольников средствами туризма.

1.Создать условия по организации детской туристической деятельности с дошкольниками;

2.Продолжать формировать у дошкольников начальные представления о здоровом образе жизни;

3.Воспитывать у педагогов и родителей потребность в здоровом образе жизни, осознанном отношении к своему здоровью и здоровью ребенка;

4.Развивать навыки безопасного поведения в походах, повышая экологическую культуру педагогов, родителей и детей.

Механизмы реализации проекта:

1.Совместно с педагогами сбор и изучение методической и педагогической литературы по организации туристической деятельности в ДОУ;

2.В рамках сотрудничества, привлечь к работе в данном направлении родителей в создании альбомов о природе, туризме, совместных походах;

3.Работа с детьми: беседы, наблюдения, квесты, подвижные игры, прослушивание походных песен, ситуативный разговор о туризме с использованием иллюстраций и фотографий, проведение туристических походов, экскурсий и прогулок.

1.Создать условия по организации детской туристической деятельности с дошкольниками (разработать методические рекомендации по туристскому ориентированию, подобраны игры, разработать консультации);

2.У дошкольников сформировать начальные представления о здоровом образе жизни;

3.У педагогов и родителей воспитать потребность в здоровом образе жизни, осознанном отношении к своему здоровью и здоровью ребенка;

4.Развить навыки безопасного поведения в походах, повышена экологическая культура педагогов, родителей и детей.

Я рассчитываю, что предложенный мной проект поможет совершенствовать профессиональное мастерство педагогов дошкольных организаций и обеспечить готовность педагогов к инновационной деятельности. А самое главное это то, каким мы хотим видеть ребенка на дошкольном этапе развития: здоровым, активным и любознательным.

1.Васильева Н.А. Проектная деятельность в детском саду: метод.– Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200 с.

2.Васильева Н.А. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016. – 108 с.

3.Косолапова, Т.А. Педагогические технологии в воспитании дошкольников: простейший туризм / Т. Косолапова // сб. III Международных педагогических чтений «Традиции и новации образовательной системы». – Чебоксары, 2013. – С. 381-384.

4.Цветкова Т.В. журнал «Воспитатель ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2016.-128с.

Источник

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
учебно-методический материал на тему

В настоящее время развитие образовательного детского туризма приобретает особую актуальность.

Скачать:

Вложение Размер
detskiy_turizm_v_dou.docx 21.13 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым

поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях

физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен

осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала 19 века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начал путешествия. Летом 1920 года было проведено одно из первых дальних школьных путешествий, организованное учителем А.А. Коленкиным из сельской школы Тамбовской губернии, которое продолжалось целое лето. В настоящее время развитие образовательного детского туризма приобретает особую актуальность.

Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у детей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов. Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни. Кроме того, детский оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм — важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Организация детского туризма в детском саду несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, расширяет кругозор и обогащает духовную жизнь детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, дети учатся коллективизму не на словах, а на деле. Туристические прогулки имеют оздоровительный эффект. Нагрузка, в виде циклических упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли, выносливость, ответственность, настойчивость, упорство. Связано это с укреплением сердечно — сосудистой и дыхательной систем, повышением работы мышц, нормализацией массы тела. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья. Этот вид деятельности хорошо воспринимается педагогами, родителями, общедоступен и понятен детям, даёт возможность заниматься детским туризмом в любое время года, он не требует больших финансовых средств.

В нашем образовательном учреждении большое внимание уделяется физическому, психическому здоровью детей, как одному из условий сохранения и укрепления общего здоровья воспитанников. Нами были исследованы факторы, влияющие на психическое, физическое здоровье ребенка и одним из которых является непонимание родителями важности социализации ребенка в ДОУ и в обществе. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми — все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Так как наш детский сад находится в сосновом лесу, этот факт позволяет полноценно использовать методы и технологии оздоровления и полноценного развития наших воспитанников.

Содержательные цели детского туризма:

— Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей к занятиям туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

— Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.

— Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышает интерес к нему, стимулирует подготовку к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, что и делает его интересным.

В работе используем разные виды деятельности:

  • прогулки;
  • образовательный терренкур;
  • экскурсии;
  • походы;
  • путешествия;
  • туристические соревнования.

Образовательный терренкур — прогулки по территории детского сада, содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.

Прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Уже первые прогулки-разведки показывают положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие.

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

— переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

— наблюдение в природе и сбор природного материала;

— выполнение имитационных движений;

— комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе туристических препятствий;

  • выполнение дыхательной гимнастики;

— подвижные игры (на привале).

Чтобы разнообразить педагогическую деятельность, в сосновом массиве проводим праздники, соревнования, тематические развлечения.

Главное отличие обычных прогулок от терренкур — прогулок и туристских прогулок заключается в целенаправленном познавательном развитии, развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей. При наполнении туристического похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность мероприятия. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях не только формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, но и повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Ярким событием становятся совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного края, его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Совместная творческая работа детей и родителей после походов (изготовление рисунков, аппликаций, поделок ), способствует укреплению внутрисемейных отношений.

Для обеспечения эффективности данной образовательной работы в нашем ДОУ разрабатывается перспективный годовой план по работе с родителями, что позволит им принимать активное участие в организованных прогулках-походах. Подобная работа способствует изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.
Результатом использования инновационной методики – детский туризм, является значительное снижение случаев простудных заболеваний и уменьшение числа часто болеющих детей, создание условий подготовки ребенка к школе, к успешному преодолению нагрузок, меньшей утомляемости, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туризм (фр. Tourismeот – tourпрогулка, поездка) – путешествие по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами.Если трактовать дан.

В последнее время результаты медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, увеличении числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе.

Целью проекта «Инновационные технологии здоровьесбережения детей в условиях детского сада» является укрепление физического и психического здоровья детей и гармоничного развития личности к.

Значение детского туризма для детей в ДОУ.

Презентация «Инновационные технологии оздоровления детей&quot.

Статья будет полезна молодым специалистам,воспитателям детского сада при организации прогулок с детьми.

Источник

Читайте также:  Польза косточек граната для здоровья
Adblock
detector