Туризм как средство формирования здорового образа жизни
Зинаида Коковина
Туризм как средство формирования здорового образа жизни
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Одной из таких форм оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста является туризм. Большая значимость простейших туристических походов для физического развития дошкольников отмечены во многих исследованиях Л. В. Карманюка, Н. И. Бочарова.
Туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект,получаемый в результате воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Кроме того, современные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Походы расширяют кругозор ребенка, формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. Именно в совместных походах возникает тот духовный контакт между родителями и детьми, о котором многие родители только мечтают. У дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение разжечь и потушить костер, разбить лагерь, приготовить еду). У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля.
Туристические походы могут быть организованы в разные времена года. В зависимости от времени года определяются цель и задачи похода. При разработке маршрута необходимо учитывать индивидуальные возможности детей. При этом учитываются естественные препятствия, преодолеваемые в пути, необходимо также предусмотреть физкультурный инвентарь, который нужно взять с собой (мячи, обручи, скакалки) и мелкий инвентарь (мешочки, флажки, платочки, который будет использоваться на остановках.
Туристическиепоходы могут включать в себя следующие составляющие:
— ходьба по грунтовой дороге,
-ходьба по «лесной тропинке»,
-перешагивание через естественные препятствия
-тренировка различных видов равновесия (на бревне, на пне, перешагивание преград)
-перелезание через бревно,прыжки: спрыгивание с предметов, перепрыгивание (лужи, ямки, канавки,
-наблюдения в природе и сбор природного материала,
-беседа о лесе с использованием художественной литературы,
-самостоятельные игры (на привале,
-выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых,
-традиционные и народные подвижные игры.
Тематика походов может быть примерно следующей: «Веселые туристы», «К Бабе Яге – на лесную поляну», «В гости к деду Морозу», «В лес за приключениями», «Путешествие по лесной тропе». В соответствии с тематикой похода подбираются традиционные народные подвижные игры, которые проводят сказочные персонажи.Например: «Баба Яга – костяная нога», «Заморожу», «Два Мороза», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике». Такие игры создают у детей особы эмоциональный настрой, закаливают и оздоравливают детский организм. В процессе походов у детей формируется картина мира, также походы способствуют гармонизации духовных и физических сил детского организма.
Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника. Тема:»Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. «»здоровье-бесценный.
Источник
Роль туризма в формировании здорового образа жизни
статья на тему
Спортивный туризм — более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это общественное движение, одной из важнейших целей которого является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом. Внутренней мотивацией движения является стремление человека к духовному общению с другими людьми, самоутверждение, естественная тяга к прекрасному миру природы.
В целях приобщения детей к природе, воспитания здорового поколения, восстановления и сохранения благоприятной экологической обстановки и жизненного баланса на Земле, необходимо разработать и реализовать национальный проект, направленный на достижение поставленных целей.
В рамках этого проекта предполагается:
- обучение навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания;
- увеличение туристско-экскурсионных походов в естественных природных условиях;
- пропаганда национального вида спорта — туризма, и одновременная антипропаганда подрывающих здоровье факторов;
- создание спортивных секций на базе туристско-краеведческих кружков.
Важнейшим показателем отношения студенческой молодежи к здоровому образу жизни является активная форма проведения досуга (активный отдых и спорт), однако доля студентов, предпочитающих ее, за последние годы сократилась с 31 % до 17 %.
Одним из наиболее эффективных и привлекательных средств восстановления, как показывает многолетняя практика, является спортивно-оздоровительный туризм. Он рассматривается как основа формирования здорового образа жизни, оздоровления населения, самое действенное средство борьбы с гиподинамией и хроническим психоэмоциональным стрессом, повышения резистентности организма к неблагоприятным факторам среды и деятельности. Феноменом этого массового самодеятельного движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Этому способствует высокая доступность, в том числе и материальная, оздоровительных видов туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории Российской Федерации для туристских мероприятий.
Среди разнообразных по видам и лечебно-оздоровительной ценности природных лечебных ресурсов ведущую рекреационную роль играет природный ландшафт, обладающий важнейшими средообразующими функциями, к которым относятся: способность растений оздоравливать приземную атмосферу благодаря поглощению растениями газовых составляющих антропогенного загрязнения и осаждению аэрозольных компонентов; высоким бактериостатическим свойствам, эмиссии летучих фитоорганических веществ и анионов, придающим атмосферному воздуху состояние чистоты, свежести; потенциальную активность атмосферного кислорода в оздоровительных процессах организма, которые в совокупности создают исключительно благоприятные условия для санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха.
Каждый турист в походе получает курс климатоландшафтотерапии. Физическая активность в лесной или лесопарковой местности предоставляет редкую возможность ему возвратиться и приблизиться к живой природе, заметить и оценить ее красоту. На прогулке в постоянно обновляющемся окружении леса, парка, сквера даже долгий путь превращается в удовольствие, остро ощущается гармония души и тела. Здесь всегда интереснее, чем в стенах спортивного зала, других закрытых спортивных сооружениях. Такие общения с природой служат мощным средством снятия нервно-психических сбоев, сопровождающих стрессовые и экстремальные ситуации, которыми, к сожалению, перенасыщена наша повседневная жизнь. В комплексе все это благоприятно действует на человека, затрагивая его и биологическую, и психическую, и социальную, и духовную сущность. Сбалансированные взаимоотношения человека с природой гарантируют здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о роли туризма в формировании ЗОЖ | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль туризма в формировании здорового образа жизни
Спортивный туризм — более широкое понятие, чем просто один из видов спорта. Это общественное движение, одной из важнейших целей которого является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом. Внутренней мотивацией движения является стремление человека к духовному общению с другими людьми, самоутверждение, естественная тяга к прекрасному миру природы.
В целях приобщения детей к природе, воспитания здорового поколения, восстановления и сохранения благоприятной экологической обстановки и жизненного баланса на Земле, необходимо разработать и реализовать национальный проект, направленный на достижение поставленных целей.
В рамках этого проекта предполагается:
- обучение навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания;
- увеличение туристско-экскурсионных походов в естественных природных условиях;
- пропаганда национального вида спорта — туризма, и одновременная антипропаганда подрывающих здоровье факторов;
- создание спортивных секций на базе туристско-краеведческих кружков.
Важнейшим показателем отношения студенческой молодежи к здоровому образу жизни является активная форма проведения досуга (активный отдых и спорт), однако доля студентов, предпочитающих ее, за последние годы сократилась с 31 % до 17 %.
Одним из наиболее эффективных и привлекательных средств восстановления, как показывает многолетняя практика, является спортивно-оздоровительный туризм. Он рассматривается как основа формирования здорового образа жизни, оздоровления населения, самое действенное средство борьбы с гиподинамией и хроническим психоэмоциональным стрессом, повышения резистентности организма к неблагоприятным факторам среды и деятельности. Феноменом этого массового самодеятельного движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Этому способствует высокая доступность, в том числе и материальная, оздоровительных видов туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории Российской Федерации для туристских мероприятий.
Среди разнообразных по видам и лечебно-оздоровительной ценности природных лечебных ресурсов ведущую рекреационную роль играет природный ландшафт, обладающий важнейшими средообразующими функциями, к которым относятся: способность растений оздоравливать приземную атмосферу благодаря поглощению растениями газовых составляющих антропогенного загрязнения и осаждению аэрозольных компонентов; высоким бактериостатическим свойствам, эмиссии летучих фитоорганических веществ и анионов, придающим атмосферному воздуху состояние чистоты, свежести; потенциальную активность атмосферного кислорода в оздоровительных процессах организма, которые в совокупности создают исключительно благоприятные условия для санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха.
Каждый турист в походе получает курс климатоландшафтотерапии. Физическая активность в лесной или лесопарковой местности предоставляет редкую возможность ему возвратиться и приблизиться к живой природе, заметить и оценить ее красоту. На прогулке в постоянно обновляющемся окружении леса, парка, сквера даже долгий путь превращается в удовольствие, остро ощущается гармония души и тела. Здесь всегда интереснее, чем в стенах спортивного зала, других закрытых спортивных сооружениях. Такие общения с природой служат мощным средством снятия нервно-психических сбоев, сопровождающих стрессовые и экстремальные ситуации, которыми, к сожалению, перенасыщена наша повседневная жизнь. В комплексе все это благоприятно действует на человека, затрагивая его и биологическую, и психическую, и социальную, и духовную сущность. Сбалансированные взаимоотношения человека с природой гарантируют здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с.
Каждый современный человек немало наслышан о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминаются мудрые изречения мыслителей древности: “Умеренно и последов.
Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыка.
доклад по своей проблеме.
Консультация для родителей.
Внеклассное мероприятие: Туризм -как основа формирования здорового образа жизни.Цель :выявить эффективность влияния туристско-краеведческой работы на формирование здорового образа жизни об.
Источник
Туризм как средство формирования зож
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Важное
- Главная
- Деятельность
- Здоровый образ жизни
- Здоровый образ жизни [Мероприятия]
Здоровый образ жизни посредством туризма
Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе школы, в воспитании подрастающего поколения. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека и является средством формированию здорового образа жизни. Туризм исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха на природе. В туристских походах обучающиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.
Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию ответственности за свои поступки, дисциплинированности, высоких нравственных качеств личности: взаимовыручка, чуткость и внимание к товарищам. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.
Всего пару десятков лет назад почти каждый подросток в нашей стране, так или иначе, занимался спортивным туризмом, а дети, говоря о туризме, подразумевали палатку, спальник и песни у костра. Слово «туризм» сегодня обычно ассоциируется с заграничными турами, о походах мы слышим все реже, а дети городов все чаще уходят не вглубь лесов, а в пучину социальных сетей, к виртуальным кострам.
У школьников и у учителей отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому. Для детей туризм — способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей он — средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие и формирование ЗОЖ.
Туризм – это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности. Ходить не вредно, вредно не ходить. Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной ходьбе. Поход воспитывает волю и терпение, готовит человека к трудностям, неудобствам. Туристические походы устраняют как минимум два из пяти выделенных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, гиподинамию и ожирения. Настоящее здоровье достигается через постепенное привыкание организма к изменениям внешней среды, то есть в закаливании. Занимаясь туризмом ученик получает специальные знания по медицине, физиологии, гигиене, необходимые для профилактики заболеваний, травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у учащегося формируется отношение к собственному здоровью, как к ценности, и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию
Активный туризм – это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и уверенность в собственных силах. Все виды активного туризма вырабатывают чувство товарищества, понимания необходимости заботиться не только своем здоровье, но и о тех, кто рядом.
Наша молодежь не имеет культуры безопасного поведения на отдыхе в лесу, на природе, нет практических навыков поведения в экстремальных условиях. Ведь турист обладает и многими другими, подчас мелкими и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Он умеет быстро развести огонь, сварить пищу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро отремонтировать одежду и обувь.
Участие в походах и экскурсиях расширяют кругозор ребят, знакомит их с природой, воспитывает любовь к родному краю. В любую погоду, находясь среди природы, постигая какие-то ее тайны, у детей развивается чувство ответственности за ее состояние, понимание необходимости бережного отношения ко всем видам и формам живой и неживой природы, возникает потребность быть активным ее защитником. А пребывание на свежем воздухе, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляет ребят.
Туризм и здоровье неотделимы. Известно выражение: «В здоровом теле — здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа — здоровое тело». Туризм помогает гармонично развивать человеческой личности этих двух здоровых начал. Сила духа может направлять разум человека в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Очень важно сегодня убедить и научить подрастающее поколение использовать свой разум для выработки сознательной философии жизни, направленной на сохранение здоровья
В целом самодеятельный туризм дает детям:
— радостные переживания (эмоциональность);
— любопытную, полезную информацию (познавательность);
Источник