Что означают цвета в психологии
«Цвета — родной язык подсознания», — Карл Юнг, психоаналитик.
Реакции на цвет человека связаны с изменением моторики и сознания. Мышцы тела могут сокращаться или расслабляться в зависимости от увиденного цвета. Но все мы по-разному воспринимаем цвет в зависимости от нашего культурного воспитания, пола и возраста.
Цвет и возраст
У детей до 1 года нет цветовых предпочтений. Дети в возрасте 4 месяцев хорошо различают красный, желтый, зеленый и синий, но не дифференцируют их по оттенкам.
Считается, для детей от 4 до 10 лет излюбленными чаще всего являются красный и синий цвета . При этом, красный предпочитают дети младшего возраста.
Детям школьного возраста обычно нравятся яркие и насыщенные цвета и не нравятся нейтральные серые тона.
Цвет и пол
Цветовые предпочтения различны в зависимости от пола. Мальчикам чаще нравятся (по убыванию) синий, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый и желтый, а девочкам — синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, желтый и белый. Взрослым мужчинам нравятся синий, фиолетовый и зеленый, а взрослым женщинам — красный, оранжевый и желтый.
Цвет и вкус
Цвет может усиливать даже вкусовые ощущения и этот принцип используется в дизайне упаковки. Самыми неаппетитными являются желтый и желто-зеленый. Более сладкими кажутся продукты, упакованные в красный, оранжевый, белый и розовый.
Натуральные продукты в упаковке ненатуральных цветов имеют меньший успех у аудитории.
Упаковка сине-зеленых тонов подсознательно ассоциируется с грибковой плесенью.
Продукты синего и черновато-пурпурного цвета избегаются покупателями из-за инстинкта самосохранения, так как в природе встречаются ядовитые ягоды и фрукты такой окраски.
Красные и оранжевые соки кажутся более сладкими чем другие.
Нарушение восприятия цвета
Около 8% мужчин и всего 0,5% женщин страдают дальтонизмом. С чем связан дальтонизм? В нашем глазу находятся три вида колбочек: L-колбочки отвечают за распознавание длинных (красных) волн, M-колбочки распознают средние (зеленые) волны и S-колбочки — короткие (синие) волны. Дефекты L- и M-колбочек называются дальтонизмом красного и зеленого. Крайне редко встречаются дефекты S-колбочек. Если у человека нарушено восприятие красного цвета, то для него такой свет будет выглядеть как зеленый.
Цветовые ассоциации и характер
Для каждого цвета у нас есть негативные и позитивные ассоциации, что связано не только с физиологическими реакциями на него, но и с культурным воспитанием.
Красный цвет
Если человека поместить в комнату с обилием красного цвета, то у него может даже кратковременно повыситься давление и участиться пульс, ускориться дыхание. Кроме этого, красный цвет заставляет нас считать, что время идет быстрее, чем на самом деле.
Ассоциации с красным цветом насыщенных тонов: энергичный, сексуальный, веселый, пылкий, активный, агрессивный, жаркий, взволнованный, теплый, святой, патриотичный, сухой, воинственный, беспокойный, напряженный, греховный, ненависть, гнев, снижение прибыли, то, что сбивает с толку, страх, восстание.
Немецкие ученые определили, что красный цвет формы футбольной команды повышает шансы на победу при игре на своем поле.
Наличие красного в образе увеличивает привлекательность как мужчин, так и женщин. Женщины, которые носят красное, кажутся мужчинам более интересными и красивыми.
Считается, что люди, предпочитающие красный цвет, — страстные, с выраженными лидерскими качествами, эмоциональные, целеустремленные, склонные к экстриму.
Розовый цвет
Ассоциации с розовым цветом насыщенных тонов: волнующий, счастливый, возбуждающий, цвет любви, молодой, жизнерадостный, чувственный, девический, инфантильный, незрелый.
Пастельный розовый вызывает уже другие ассоциации: мягкий, сладкий, нежный, детский, уютный, тонкий, романтический, женственный, ласковый, интимный, слабый, хрупкий, сентиментальный.
Люди, предпочитающие розовый, часто мягкие, нежные, слабовольные и мечтательные натуры, любят комфорт, инфантильны.
Оранжевый цвет
Ассоциации с оранжевым цветом насыщенных тонов: продуктивный, вкусный, теплый, жизнерадостный, мужественный, бесстрашный, любопытный, детский, счастливый, энергичный, горячий, сочный, общительный, дружелюбный, громкий, лучистый, отзывчивый, комедийный, гордый, амбициозный, веселый, радостный, оживленный, стремительный, юный, опасный.
Оранжевый — цвет жизнерадостных и активных людей, мечтателей с развитой интуицией.
Желтый
Желтый является тонизирующим и бодрящим цветом.
Ассоциации с желтым цветом насыщенных тонов: радостный, гостеприимный, решительный, благородный, молодой, скорость, движение, Солнце, дружелюбие, энергия, интуиция, интеллект, благоприятный, безопасный, высокодуховный, здоровый, веселый, громкий, подлость, трусость, тупость, обман, предательство, ревность, зависть.
Ассоциации с желто-оранжевым цветом насыщенных тонов: предприимчивость, целеустремленность, богатство, жизнерадостность, веселье, агрессия, сила, энергия, тепло, удовольствие, здоровье, гордость, назойливость.
Желтый — цвет общительных , смелых и интеллигентных людей, которые умеют приспосабливаться. Обычно этот цвет не нравится пессимистам и замкнутым личностям.
Зеленый
Зеленые и синие тона в отличии от красных могут снизить давление и мускульное напряжение, успокоить нервы, расслабить.
Ассоциации с зеленым цветом насыщенных тонов: жизнь, польза, движение, младенчество, природа, надежда, мир, изобилие, приспособляемость, тишина, нетребовательный, миролюбивый, мягкий, не нервный, безмятежный, задумчивый, сосредоточенность, размышление, прохлада, изобилие, здоровье, сочувствие, слабый, неопытность.
Зеленый цвет текста может вызывать согласие с утверждением.
Зеленый — цвет искренних и честных людей
Фиолетовый
Ассоциации с пурпурно-фиолетовыми насыщенными тонами: ностальгия, воспоминания, сила, духовность, бесконечность, достоинство, созерцательный, мистический, ночь, консервативный, мысль, царственность, благородство, меланхолический, траур, помпезность, одиночество, отчаяние, грусть.
Ассоциации с красно-фиолетовыми насыщенными тонами: сладкий вкус, утонченный, жажда нежности, романтизм, взволнованность, страсть, творчество, уникальный, хитрый.
Фиолетовый — цвет творческих и эмоциональных людей.
Синий и голубой
Ассоциации с синими насыщенными тонами: достоинство, умеренность, спокойный, богатый, приятный, сила, робота, расслабленность, зрелость, тихий, холодный, надежный, хладнокровный, меланхолия, пустота, грусть.
Оттенки синего служат для расслабления, снятия напряжения, тревоги.
Синий — цвет духовно развитых людей, возвышенных, часто меланхоличных и скромных.
Коричневый
Ассоциации землистыми тонами: простой, богатый, теплый, дружелюбный, жизнь, мужественный, прочный, безопасный, фамильярный, грязь.
Коричневый — цвет уверенных в себе и консервативных людей.
Белый
Ассоциации с белым цветом: свет, прохлада, снег, чистота, ясность, надежность, невинность, тишина, нормальность, гармония, познание, духовность, молодость, пустота, страх, грусть, труд.
Белый цвет нравится почти всем, поэтому интерпретация его неоднозначна — он может означать и холод, и духовность, гармонию.
Серый
Ассоциации с нейтральными серыми тонами: качественный, спокойный, инерция, практичный, старый, холодный, сообразительный, здравомыслящий, бесшумный, эгоизм, депрессия, безразличие, самостоятельность, нерешительный, обман, недостаток сил.
Серый — цвет рассудительных и осторожных людей.
Черный
Ассоциации с черным цветом: столкновение, сильный, элегантный, таинственный, тяжелый, престижный, хладнокровный, неэмоциональный, благородный, отчаяние, тишина, сдержанный, негативный, уныние, ненависть, злоба, гнев.
В Западной культуре черный цвет является цветом траура, тогда как на Востоке это символ добра, благородства и опыта.
Цветовая диагностика
Макс Люшер (1923 —2017 годы) , бывший директор Института психолого-медицинской диагностики в Люцерне, — известная личность в области психологии цвета. Знаменитый «тест Люшера» используют психологи, терапевты и психиатры с 1947 года. Кстати, в 1947 году Люшеру было всего 23 года, когда он представил основные положения цветовой диагностики на всемирном конгрессе по психологии.
Проведение теста заключается в выборе человеком наиболее предпочтительного цвета из 8 карточек. После выбора карточка убирается и тестируемому предлагается выбрать из оставшихся, и так до момента, когда все карточки будут выбраны.
Карточки анализируются по системе Люшера и от порядка выбора делаются выводы о личности. Цвета в системе Люшера не простые, а наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Цвета, участвующие в тесте, выбирались из 4500 тонов и оттенков.
При письменных опросах в форме анкетирования человек может слегка приукрашивать, выбирая морально правильные с его точки зрения ответы. Но выбор цвета происходит бессознательно и это помогает выявить то, каков человек на самом деле.
Вы можете пройти цветовой тест Люшера на нашем сайте.
А еще у нас есть тест для девушек, состоящий всего из одного вопроса — Характер по цвету лака для ногтей.
Изображение в шапке — Marion Michele, Unsplash.
Источник
ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА В ДИЗАЙНЕР МЕДИЦИНСКОГО САЙТА. ИНТЕРВЬЮ С ДИЗАЙНЕРОМ В. СЕРГИЕНКО
Уже давно доказано, что цвета способны влиять на наши эмоции. Как обернуть этот факт на пользу медицинскому бизнесу – читайте в нашем материале.
Безусловно, одним из важнейших моментов в создании сайта является выбор цветовой гаммы. Различные оттенки могут по-разному воздействовать на настроение пользователей, поэтому нужно быть крайне осторожными, чтобы не отпугнуть аудиторию неправильными цветами. Сегодня мы расскажем вам, в какой гамме лучше всего оформлять медицинский ресурс, чтобы он привлекал как можно больше потенциальных пациентов.
Какие виды оттенков существуют?
Для того, чтобы разобраться с разновидностями оттенков и, в дальнейшем, правильно сочетать цвета, советуем воспользоваться цветовым кругом Исаака Ньютона.
Цвета в круге можно разбить на пять категорий:
Основные: красный, желтый, синий. Эти цвета нельзя создать путем смешивания разных оттенков.
Составные (вторичные): оранжевый, зеленый и фиолетовый. Такие цвета можно получить через смешивание двух основных оттенков.
Третичные: цвета получаются при смешивании одного основного и одного вторичного оттенка.
Дополнительные: цвета расположены друг напротив друга в цветовом круге и в сочетании составляют сильный контраст. Такие тандемы лучше всего использовать, если вы хотите выделить какой-то из элементов сайта, например, объявление об акции.
Аналогичные: оттенки “соседи” на цветовом круге. Обычно они очень хорошо смотрятся вместе и подобное сочетание вызовет приятные эмоции у посетителей вашего сайта. Ниже представлен удачный пример использования аналогичных цветов на медицинском ресурсе. Можно заметить, что благодаря такому решению сайт в целом смотрится очень гармонично.
Как пользователи воспринимают цвета?
Выбор оттенков для сайта зависит не только от их сочетаемости, но и от того, как вы позиционируете свою клинику. Подумайте о том, какие эмоции вы хотите вызывать у своей аудитории.
Так, к примеру, оранжевый цвет ассоциируется с уникальностью, дружелюбием и исключительностью. Поэтому, если вы желаете подчеркнуть быстрое развитие клиники и уникальные конкурентные преимущества – смело используйте этот оттенок.
Зеленый цвет можно часто встретить на сайтах медицинских учреждений, а все потому, что он ассоциируется со стабильностью, ростом и натуральностью. Более темные оттенки создают впечатление богатства. Желаете создать имидж процветающей и надежной клиники? Используйте зеленые оттенки в дизайне своего ресурса.
Синий цвет на сайте также будет играть вам на руку, так как он вызывает чувство безопасности, спокойствия и открытости. Согласитесь, эти важные качества стоит подчеркнуть, когда дело касается медицинского бизнеса.
Фиолетовый цвет обычно ассоциируется с королевским величием и намекает на роскошь. Так что, этот оттенок станет отличным вариантом, чтобы выделить элитность и статусность вашей клиники.
Ощущение изысканности также вызывает и черный цвет. В правильном сочетании с белым этот оттенок будет отражать стиль и элегантность. Однако следует соблюдать осторожность, потому что в качестве основного цвета черный может вызывать чувство нервозности и ассоциироваться с негативом.
Какими способами можно сочетать цвета?
Существует множество методов, которые помогают правильно подбирать нужные оттенки. Сегодня мы остановимся на трех самых популярных способах.
1. Триада (треугольник)
Пользоваться этим способом очень просто: выберите три цвета, расположенных в 120 градусов друг от друга. Один из этих оттенков может служить фоном, а два других – для контента и навигации. Такая гамма является наиболее надежной, так как в ней используется дополнение цветов, но нет резкого контраста.
2. Двойная комплиментарная система
Такой тандем цветов не легко воплотить в жизнь, но если у вас получится, ваш ресурс будет эффективно привлекать пользователей. Используйте четыре цвета: два контрастных и два дополнительных.
3. Последовательная система
Если вы хотите особенно ярко подчеркнуть определенные качества или усилить эмоции – последовательная система вам поможет. К примеру, чтобы выделить чувство стабильности и развития, используйте аналоги зеленого оттенка.
Не стоит недооценивать значение цвета на вашем сайте. Правильная гамма может вызвать высокий уровень лояльности у посетителей, в то время как плохо подобранные цвета распугают всю аудиторию. Поэтому подбирайте цвета в соответствии с имиджем клиники и не ленитесь экспериментировать.
Источник