Меню

Цифровое образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Современная информационно-образовательная среда (ИОС) в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования является наличие информационной образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения.

Под информационно-образовательной средой понимают системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком, как субъектом образовательного процесса.

Компьютеры, интерактивные доски, коммуникационные каналы, системное и прикладное программное обеспечение, информационные и коммуникационные технологии являются технологической основой ИОС (Приложение 1, слайд 2).

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности (слайд 3).

Кроме того, эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Одним из универсальных учебных действий в рамках ФГОС основного общего образования является формирование и развитие у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (слайд 4).
Таким образом, информационные и коммуникационные технологии в обучении играют важнейшую роль и являются:

  • технологической основой информационной образовательной среды;
  • одним из важнейших средств реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта;
  • важнейшим инструментом деятельности учителя и ученика (слайд 5).

Одной из особенностей развития образования на современном этапе является необходимость постоянной перестройки системы работы в связи с глобальным нарастанием информационного поля. Сегодня информационные технологии используются везде.

Электронные и цифровые образовательные ресурсы (ЭОР и ЦОР) стали неотъемлемой частью информационно-образовательной среды современной школы, позволяя повышать эффективность обучения за счет введения элементов интерактивности и мультимедиа.
ЭОР, ЦОР – мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем (слайд 6).

Компьютер перестал быть для наших учителей лишь печатной машинкой и способом хранения информации. Большая часть педагогического коллектива уверенно владеет современной компьютерной техникой, применяет в процессе образования детей с ОВЗ (слайд 7).

Широкомасштабное использование ЭОР и ЦОР в учебном процессе детей с ОВЗ требует изменений в методике проведения учебных занятий, активного освоения и применения информационных технологий педагогами и обучающимися.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, ЭОР вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Электронные и цифровые образовательные ресурсы позволяют выполнять значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.
С ЭОР и ЦОР изменяется получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности учебной работы (слайды 8, 9).

Очень помогает в работе электронный образовательный ресурс i-школы, расположенный по адресу http://iclass.home-edu.ru, которым пользуются учителя и учащиеся нашей школы, дистанционного образования (слайд 10). Содержание образовательного ресурса – учебные предметные курсы, факультативы, дополнительное образование, консультирование по вопросам технической поддержки, которые учитель может выбирать (слайд 11).

На ресурсе одновременно могут работают учитель и ученик, взаимодействуя в ходе интерактивного урока. Ученик может выполнять задания, используя различные формы контроля, например, тестовый контроль знаний, в режиме on-line, результат можно узнать на этом же уроке.
Для подготовки к следующему уроку, проверочной работе, контролю знаний ученик может работать на ресурсе самостоятельно (слайд 12).

С появлением ЭОР появилась возможность изменять не только способы получения информации, но и использовать их при проведении интегрированных уроков учащихся нашей школы и участников проекта «Дистанционное образование».

Учителя нашей школы используют информационные технологии при проведении интегрированных уроков и мероприятий как в образовательном, так и в воспитательном процессах (слайд 13). ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в

Читайте также:  Влияние погоды здоровье человека реферат

цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанных» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
Использование на уроках математики, физики цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) – ключ к формированию творческой личности ученика (слайд 14).

Использование ЦОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, кроме того, применение ЦОР позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению учащихся с разным уровнем готовности, так как создает условия для самостоятельной учебной деятельности в индивидуальном темпе с использованием оптимальных для конкретного обучающегося способа восприятия информации.

Немаловажным положительным свойством электронных и цифровых образовательных ресурсов является возможность их применения в дистанционном обучении, которое повышает мобильность школьников, расширяет их возможности.

Таким образом, ЭОР и ЦОР выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся (слайд 15).

Существует ряд специальных аппаратных и программных разработок по применению ИКТ в обучении детей с ОВЗ.
Рабочее место ученика дистанционного образования включает в себя:

  • Компьютер
  • Программное обеспечение
  • Периферийное оборудование
    • Сканер
    • Принтер
    • Веб-камера
    • Комплект компьютерных датчиков
    • Цифровой микроскоп
  • Высокоскоростной Интернет (слайд 16).

Сейчас становится возможным получение качественных знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в том числе и дистанционных, в связи с появлением специальных технических устройств, компенсирующих двигательные и другие расстройства (нарушения зрения, слуха и др.).

специализированное компьютерное оборудование:

– специализированная клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода,
– цифровое устройство для просмотра микропрепаратов,
– компьютерный роллер (применение роллера, больших выносных кнопок)
– брайлевский портативный дисплей (для незрячих пользователей)
– принтер с рельефно-точечным шрифтом Брайля (для незрячих пользователей)
– клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка),
– применение интерактивного конструктора LEGO (слайды 17-20).

Основная форма учебной деятельности учителей ресурсного центра дистанционного образования (РЦДО) – интерактивный урок, который включает в себя различные формы обучения.

На дистанционном уроке доступны самые необходимые средства – коммуникация посредством веб-камер, обмен мгновенными текстовыми сообщениями, демонстрация презентации, передача файлов (слайд 21).

Общение в процессе дистанционного занятия также может быть организовано с помощью программы Skype в режиме on-line, что формирует новый формат дистанционного занятия. Технология дистанционного обучения через программу Skype не исключает общения учащегося с преподавателем, напротив, создаёт эффект живого общения в режиме видео.

Виртуальный урок воссоздает настоящую атмосферу обучения в классе с учителем, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

А если еще и создана Skype-группа или организована конференц-связь, то такое дистанционное занятие выходит по интерактивности на самый высокий уровень (слайд 22).

Технические возможности компьютерного оборудования позволяют детям общаться со сверстниками, получать дополнительное музыкальное и художественное образование, предпрофессиональные навыки.

ИКТ являются средством специального обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, и решают следующие задачи: компенсаторные, дидактические, коммуникативные, коррекционные, при условии соблюдения принципов природосообразности, возрастных и функциональных особенностей обучающихся с ОВЗ.

В целом, целесообразность использования ИКТ в обучении детей с ОВЗ, заключается в следующем:

  • уменьшение срока усвоения учебного материала и коррекции нарушений у ребенка;
  • повышение мотивации к обучению, за счет обучения в деятельности;
  • формирование информационной культуры у ребенка;
  • развитие ИКТ-компетентности ребенка;
  • более быстрое формирование универсальных учебных действий;
  • возможность выбора оптимального темпа прохождения материала (слайд 23).

Образование детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием специально оборудованных рабочих мест включено в комплекс системных мероприятий, ориентированных на цели образования, развития и социализации учащихся с ограниченными возможностями. Использование в обучении специализированного компьютерного оборудования, электронных образовательных ресурсов направлено на улучшение восприятия детьми-инвалидами учебного материала путем расширения дидактических возможностей за счет повышения наглядности, использования элементов интерактивности.

Современные информационные технологии представляют богатый арсенал средств не только для образования, но и воспитания. С их помощью можно успешно использовать время, проведенное ребенком возле компьютера, выявить и развить детские фантазии, помочь организовать досуг с максимальной пользой. Кроме того, хорошо организованная внеурочная деятельность позволяет углубить знания по предметам.
Каждый ребенок по-своему талантлив. Один проявляет свои таланты в учебе, другой – в различных творческих объединениях или спортивных секциях. Рано или поздно он сам, его родители, педагоги захотят, чтобы этот талант был реализован не только внутри семьи, но и замечен обществом. Родители, без сомнения, могут быть союзниками. Создавая презентации вместе с детьми, они, тем самым, обучают их.
Приобщение родителей к деятельности детей во время дистанционного обучения дает возможность семьям детей-инвалидов узнать о возможностях сети Интернет, найти единомышленников, почувствовать уверенность в собственных силах и, в конечном счете, преодолеть «комплекс беды», характерный для многих семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Читайте также:  Социология здоровья что это такое

Возможности дистанционного обучения практически безграничны, виртуальная среда действительно помогает преодолевать барьеры, главное – захотеть их преодолеть. Ведь непреодолимы только те барьеры, которые мы перед собой выдвигаем сами.

Виртуальное общение представляет собой особый мир, в котором человек может быть самим собой или кем-то другим, не боясь выражать свои эмоции, чувства, совершая самые невероятные поступки, не боясь пожалеть об этом. Поэтому для многих детей с ограниченными возможностями здоровья виртуальный общение становится едва ли не единственным инструментом, при помощи которого, чувствуя себя вполне защищёнными, могут взаимодействовать с Другими и проявлять своё «Я» (слайды 24-27).

Таким образом, учащиеся являются не пассивными «потребителями» знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний, физические же недостатки отходят на задний план. Вследствие этого включение ребенка-инвалида в виртуальное сообщество позволяет ему осознать себя как субъекта деятельности в информационном образовательном пространстве, способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию «жизненной компетентности».

Использование современной информационно-образовательной среды в процессе образования детей с ОВЗ является перспективным направлением развития образования, методов и средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слайд 28).

Источник

Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ

Дата публикации: 01.02.2020 2020-02-01

Статья просмотрена: 1991 раз

Библиографическое описание:

Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ / Е. Г. Мережко, И. Н. Томаровская, Е. А. Ефанова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67043/ (дата обращения: 08.06.2021).

В статье авторы описывают актуальность цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования при работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: ребенок, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех уровней и степеней. Благодаря внедрению в образовательный процесс информационных технологий создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса.

ЦОР — это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. [4]

ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Для образования и обучения детей, наиболее современные и эффективные ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

ЦОР — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объектыи деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. [2]

Актуальность применения ЦОР обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения и для детей с ОВЗ.

В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР:

– специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;

– «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издения;

Размещённые на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по разным предметам.

Что дают ЦОР учителю?

Глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; экономия времени на уроке; привлечение разных видов деятельности: мыслить, рассуждать, спорить;возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

Что даёт ЦОР ученику?

Способствует росту успеваемости по предмету; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Сегодня существует достаточно большой выбор цифровых образовательных ресурсов, которые доступны учителю. Среди такого разнообразия, учителю необходимо грамотно подобрать ЦОР для обучающихся с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Читайте также:  Трекер здоровья браслет давление

Рассмотрим категории детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, нарушение слуха, ЗПР, зарушение интеллектуального развития,ТНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития.

Одной из важнейших задач для детей с ОВЗ в школьный период является овладение полноценной речью. Особо распространены среди учеников нарушения письменной речи. Нарушение письма отмечается очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями.

Нарушения письменной речи выражаюся в:

Дислексии — частичное нарушение процесса чтения, характеризующееся наличием стойких повторяющихся специфических ошибок [1, с.373]. Дисграфии — частичное нарушение процессов письма, характеризующиеся наличием стойких специфических ошибок [1,c.373]. Дизорфографии — стойкое нарушение письма, связанное с недостаточной сформированностью морфологических и традиционных принципов письма, реализуемых на основании принятых в языке систем правил и исключений [1, c. 382].

Отмечаются следующие виды дисграфии:артикуляционно-акустическая; акустическая; дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая дисграфия.

Но, как правило, у детей с ОВЗ отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность нескольких операций письма.

Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников должна осуществляться на всех учебных предметах. Чтобы устранить вышеперечисленные недостатки речи, необходимо находиться в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, а также использовать современные цифровые образовательные ресурсы.

ЦОР стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письмаю

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих.

Применение ЦОР создают большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляется обучающемися свободу выбора форм и средств деятельности.

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику

  1. Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке, обязательная оценка положительных результатов даже небольшого вида деятельности).
  2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц, карт, компьютера, интерактивной доски.
  3. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам.

Включая в урок ЦОР, мы дополнительно стимулируем ребёнка преодолевать речевой дефект, акктивно формируем коммуникативные особенности обучающихся. Также цифровые образовательные ресурсы выступают в роли стимула саморазвития, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть, рассматривать, вернуться ещё раз к заданию. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления. В настоящее время существует достаточно много интерактивных игр, компьютерных программ, аудио-, видео- материала.

Нами была изучена и апробирована в коррекционном процессе следующая специализированная программа «Букварь». Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение обучающихся, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Программа «Букварь» является эффективной компьютерной программой для коррекции смешанной дисграфии. Работа с использование компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.

Таким образом, активизируется компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Приведу в пример некоторые задания данной программы: определи, на что похожа буква; выдели цветом букву среди абстрактного рисунка; собери из букв заданное слово, фразу; отгадай загадку — запиши отгадку; вставь недостающую букву в слово и т. д.

В программе использована концепция «чтение через письмо».

Она помогает ребенку научиться читать и писать. Эффективно использовать данную программу можно в период обучения грамоте.

Также используется цифровая среда МЭО, которая обеспечивает условия для организации персонифицированного обучения в соответствии с потребностями обучающихся. Обеспечивает доступность качественного образования для различных категорий учащихся, в том числе для детей с ОВЗ.

В мобильном электронном образовании занятия наполнены художественным словом, картинами художников, загадками с иллюстрированными ответами, видеороликами и многими другими видами деятельности. Система не перегружена интерактивными элементами. Система компактна, доступный интерфейс, правила взаимодействия между элементами просты и понятны для детей и педагогов [3].

В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, полноценное внедрение ЦОР, МЭО позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по всем предметам.

Источник

Adblock
detector