Меню

Ценностно социальная модель здоровья это

МБОУ гимназия №3

Пролетарск Ростовская область

Основные уровни, модели и критерии здоровья

Понятие здоровья можно рассматривать в трех уровнях:

  1. Общественный уровень — характеризует состояние здоровья большого контингента населения, например города, страны или всего народонаселения Земли.
  2. Групповой уровень — обусловлен спецификой жизнедеятельности людей, составляющих семью или коллектив, т. е. людей, объединенных профессиональной принадлежностью или условиями совместного проживания.
  3. Индивидуальный уровень — на этом уровне человек рассматривается как индивидуум, этот уровень определяется генетическими особенностями данного человека, образом жизни и т. п.

Каждый из рассмотренных уровней здоровья тесно связан с двумя остальными.

По современным представлениям здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20-25 % — от наследственности, на 20-25 % — от действия факторов окружающей среды (включая профессиональную среду) и лишь на 5-10 % от уровня развития здравоохранения. Эти цифры очень приблизительны и недостаточно обоснованы, они базируются на экспертных оценках. На наш взгляд, роль наследственности следовало бы увеличить за счет роли образа жизни, поскольку известно, что при благоприятной генетической базе порой даже очень нездоровый образ жизни долго не приводит к серьезным заболеваниям. На бытовом уровне человеку свойственно придавать преувеличенное значение медицине и лекарствам, возлагая ответственность за свое здоровье на медицину, и недооценивать значение своих вредных привычек и образа жизни. В то же время следует иметь в виду, что человек сам отвечает за свое здоровье, медицина лишь иногда способна исправить ошибки человека в отношении к своему здоровью.

В последние десятилетия, особенно на постсоветском пространстве, в послеперестроечный период общее настроение людей таково, что им свойственно преувеличивать значение экологического неблагополучия как причины болезней. Причиной этого является изменение отношения к экологической информации, значительно большая открытость и прозрачность в данной сфере. Огромную роль сыграла в этом вопросе чернобыльская катастрофа, повлиявшая на сознание миллионов людей. Все это демонстрирует роль психологического фактора в формировании отношения к данной проблеме; разумное, взвешенное отношение к возможным причинам своих болезней у людей встречается далеко не всегда.

Возвращаясь к определению ВОЗ, следует еще раз обратить внимание, что в преамбуле устава ВОЗ здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие заболеваний или патологических состояний. Это определение, как уже говорилось, имеет несколько идеализированный характер и описывает состояние, которого следует стремиться достигнуть. Оно не предоставляет ни критериев, ни методов оценки здоровья. В то же время можно выделить ряд признаков, характеризующих состояние здоровья.

Можно сказать, что если человек здоров, то выполняются следующие условия:

  1. Основные функции организма на различных уровнях организации (целостный организм, органный, тканевой, клеточный, субклеточный) характеризуются динамическим равновесием в пределах статистических норм, выявленных в результате соответствующих медико-биологических исследований.
  2. Поддерживается динамическое равновесие организма и его функций в конкретных условиях внешней среды.
  3. Человек полностью социально адаптирован, способен к выполнению своих социальных функций и развитию.
  4. Организм способен приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, способен поддерживать гомеостаз и обеспечивать разностороннюю деятельность.
  5. Признаки болезни или болезненного состояния отсутствуют.
  6. Имеет место физическое и психологическое благополучие человека.

Помимо этих важных данных, необходимо сказать о так называемых различных концептуальных моделях здоровья (Хижняк М. И., Нагорная А. М., 1995). В каждой концептуальной модели понятие здоровья наполняется новым содержанием.

Рассмотрим и прокомментируем эти модели:

  1. Медицинская, или функциональная модель здоровья. Эта модель находится на вооружении у практической медицины. Здоровьем в данном случае считается отсутствие болезни, выявляемой объективными методами. Врач в результате медицинского осмотра и инструментального обследования либо ставит диагноз (указывает название болезни), либо делает заключение, что пациент «практически здоров» (т. е. не наблюдается явных признаков какой-либо болезни). Инициатором для взаимодействия врача и пациента, как правило, является сам пациент, предъявляющий те или иные жалобы. Очень часто, несмотря на наличие большого количества жалоб, врач не находит болезненных изменений в организме. В таком случае пациент часто обращается к другому врачу. Хорошо известно, что несмотря на убежденность врачей в отсутствии заболевания и разъяснение этого пациентам, некоторые пациенты не чувствуют себя лучше
    Наоборот, многие люди, явно страдающие хроническими заболеваниями, часто не обращаются к врачу, пока симптомы не слишком их беспокоят. Иными словами, не следует забывать, что здоровье — это еще и то, что человек чувствует (насколько здоровым он сам себя ощущает). Отсюда становятся понятными ограничения функциональной модели здоровья.
  2. Биологическая модель здоровья — основана на представлении о том, что здоровым считается человеческий индивид, у которого не выявлено отклонений от определенного биологического показателя (нормы). Нужно отметить, что большинство биологических и иных наук практически стоят на службе у медицины, и их достижения быстро внедряются для лучшего понимания сути заболеваний и разработки способов их раннего выявления и эффективного лечения. Сегодня существует огромное количество инвазивных и неинвазивных методов исследований, позволяющих довольно точно определить степень повреждения различных органов и систем, характер нарушений обмена веществ, накопления в организме токсических компонентов и т. д. Современная молекулярная генетика позволяет с абсолютной точностью указать наличие в организме дефектных генов или каких-то вариантов генов и генных констелляций (сочетаний), имеющих отношение к определенным видам заболеваний. В самом грубом варианте у больного берут какие-то анализы и сопоставляют их результаты с нормативными показателями, в самом тонком и изощренном — результаты детального изучения органов и систем больного (в том числе на молекулярном уровне) сопоставляются со всей имеющейся мировой информацией о том или ином заболевании, его признаками и характеристиками, причем часто с привлечением консультаций лучших специалистов, например по Интернету, в он-лайновом режиме. К недостаткам такой модели относятся сложность в установлении норм биологического здоровья (порой неясно, где кончается норма и начинается патология) и недостаток наших знаний о многих заболеваниях, несмотря на весь прогресс медицины. Нетрудно видеть также, что эта модель — самая затратная и дорогостоящая при ее практической реализации.
  3. Биосоциальная модель здоровья — рассматривает комплекс биологических и социальных признаков здоровья в их единстве, причем социальным признакам придается первостепенное значение. При этом имеется в виду, что человека нельзя рассматривать только как биологический объект. Человек — существо социальное, характеризующееся интеграцией в обществе, связями с другими людьми, социальными функциями и т. д. С этих позиций особенно важным становится психическое здоровье человека, его психологическая устойчивость, поведение человека как элемент его социальной интеграции. В настоящее время имеется ряд международно-признанных инструментов (опросников, шкал, тестов), позволяющих оценить социальный и психологический аспект здоровья человека.
  4. Ценностная модель здоровья — предусматривает оценку значимости здоровья для человека и общества. Преобладание тех или иных ценностей влияет на процесс принятия решений в обществе и семье. Например, если семья рассматривает здоровье как ведущую ценность, то в этой семье, очевидно, много внимания будет уделяться здоровому образу жизни, здоровому питанию, будут систематически тратиться определенные средства на оздоровление
    В обществе же, в котором преобладают другие ценности, люди, как правило, предпочитают не задумываться о состоянии здоровья до тех пор, пока не потребуется срочное медицинское вмешательство. Здесь мы вновь сталкиваемся с психологическим аспектом восприятия ценностей высокого порядка.
  5. Интегральная модель здоровья — по идее она должна включать всю сумму факторов: медицинских, биологических, социальных, личностных и т. д. По сути, это больше философская, чем практическая модель. Тем не менее, возможно, будут разработаны критерии, которые позволят объединить очень большое число параметров, отражающих все возможные измерения здоровья, и интегрировать их в единую модель, имеющую в том числе и некую числовую оценку.
    На этом мы вплотную подходим к проблеме измерения (оценки уровня) здоровья. Несмотря на всю сложность и неоднозначность самого понятия здоровья, на самом деле существует множество подходов и приемов, позволяющих его измерить и выразить количественно. Последнее имеет большое значение для наблюдения за динамикой здоровья, оценки его связи с изменениями качества окружающей среды, что интересует нас в первую очередь.
Читайте также:  Расчет выходного пособия при увольнении по состоянию здоровья

Copyright © 2015 МБОУ гимназия №3 Пролетарск Ростовская область

Источник

Концептуальные модели определения понятия здоровья

Завершая анализ сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, отметим, что все их многообразие может быть распределено в соответствии с рядом концептуальных моделей определения понятия здоровья.

Медицинская модель здоровья. Она предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней, их симптомов.

Биомедицинская модель здоровья. Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.

Биосоциальная модель здоровья. В понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придается приоритетное значение.

Ценностно-социальная модель здоровья. Здоровье — ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ.

Обращаем внимание на одно принципиальное обстоятельство. В определении понятия здоровья одни авторы трактуют его как состояние, другие как динамический процесс, а третьи вообще обходят этот вопрос стороной. Здоровье рассматривается как состояние в более ранних определениях этого понятия.

В последние десятилетия отечественные и зарубежные ученые все чаще склоняются к тому, что здоровье есть динамический процесс. Поэтому уместно сделать следующие пояснения, связанные с психологией. Все психические явления процессуальны по своей сути. Нет психического вне процесса. Психология, как говорил еще И. М. Сеченов, должна вывести все стороны психической деятельности из понятия о процессе. Категория состояния, как известно, была введена в психологию Н. Д. Левитовым («О психических состояниях человека», 1964). Ей, по мысли автора, предназначена роль «заполнения разрыва» между психическими процессами и свойствами личности — glavsovet.ru. Автор понимает под состоянием целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, в которой отражается все своеобразие протекания психических процессов. Вне психических процессов, правильно подчеркивает Левитов, нет и не может быть никаких психических состояний. В отличие от психических процессов состояния характеризуются большей целостностью и устойчивостью.

Возвращаясь к феномену здоровья, мы полагаем, что более правильную позицию занимают те авторы, которые не пытаются, интерпретируя его, абсолютизировать причастность к нему либо только категории состояния, либо процесса. Так, например, поступает академик В. П. Казначеев, согласно которому здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Все права защищены / 2008-2021 © glavsovet.ru / All rights reserved

Дети, подростки, взрослые — психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру

Источник

Социологический анализ концептуальных моделей социального здоровья индивида

Социологическое исследование концептуальных моделей социального здоровья выступает важной стороной изучения социального потенциала человека и системы формирования, сохранения и отслеживания социального здоровья в современном обществе. Автор анализирует модели социального здоровья в социологическом знании. Сделан вывод о необходимости дальнейшего научного и прикладного изучения данного феномена.

Ключевые слова: Cоциологический анализ, социальное здоровье, биосоциальная модель, средовая модель, ценностно-социальная модель, функциональная модель

Проблема данного теоретического анализа заключается в отсутствии единства концептуальных моделей к определению понятия «социальное здоровье», что, в свою очередь, ведет к проблемной ситуации отсутствия системы формирования, сохранения и отслеживания социального здоровья в современном социуме. Явным показателем этого является то, что практически все цели и задачи приоритетного национального проекта «Здоровье» направлены на решение проблем, касающихся, как правило, только физического здоровья населения без учета его психосоциальной стороны. Вместе с тем формирование истинно здоровой личности невозможно без учета социальной составляющей этого феномена [1]. Кроме того, понятие «социальное здоровье» неоднозначно, оно имеет междисциплинарный характер исследования, и сами представления о социальном здоровье, и отношение к нему варьируются в разных социальных стратах, культурах и на разных исторических этапах развития общества. Более того, при попытках дать его научное обоснование, объект изучения «расплывается», диапазон его трактовок расширяется, обыденные представления людей также варьируют. При этом отмечается низкий уровень понимания сущности и значимости социального здоровья как среди молодого, так и среди населения старшего возраста. Что представляет собой социально здоровый человек? Это человек, который достаточно комфортно ощущает себя в любых социально-экономических условиях, либо тот, который безболезненно проходит процесс социализации и с легкостью адаптируется к различным неблагоприятным условиям окружающей среды? Конечно, противоречивый характер феномена «социальное здоровье» и противоречия в его интерпретации, на наш взгляд, вполне понятны и объяснимы по той очевидной причине, что априорно сам по себе термин «здоровье» имеет биомедицинскую, экономическую, психологическую, духовную, профессиональную, социальную и другие составляющие в зависимости от научного интереса исследователя.
В свете всего сказанного мы хотим предпринять попытку осмысления моделей социального здоровья посредством социологического дискурса.
Свой анализ начнем с холистической модели здоровья, представленной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Мы полагаем, что определение, данное здоровью ВОЗ, столь значительно, что само по себе вполне заслуживает называться моделью. Так, здоровье в целом определяется ВОЗ совокупным состоянием физического, психического и социального благополучия, как его составляющих сторон. Кроме того, в Конституции ВОЗ прописано, что высокий уровень физического, психического и социального здоровья является фундаментальным правом человека [2]. По нашему мнению, привлекательность ВОЗовской модели социального благополучия заключается в том, что в ней в достаточно отчетливой форме здоровье представлено не просто как «здоровье от болезни», а как здоровье для активной полноценной жизнедеятельности, всестороннего развития и свободной самореализации каждого индивида. Согласно Г.Б. Степановой, здоровье в совокупности всех его сторон, развитие и самореализация представляются взаимоопределяющими, взаимосвязанными и взаимодействующими социальными явлениями жизни каждого человека [3].
Сегодня в интерпретацию феномена «социальное здоровье» вкладывается весьма широкий смысл: оно должно включать такие специфически социальные формы поведения человека, которые дают возможность улучшить и в целом сделать жизнь человека более благополучной, достичь высокой степени самовыражения и самореализации в социуме. В этом случае индивид, имея возможность для самореализации, будет обладать очень высоким уровнем социального благополучия (социального здоровья). Одним словом, в соответствии с бихевиористской моделью, индивидуумы рассматриваются как социальные существа, чье здоровье находится под воздействием их социальных интеракций и общественного поведения.
Кроме того, немаловажное значение имеет также умение строить свои взаимоотношения с другими людьми, уверенность в себе, комфортный социально-психологический климат. Профессиональные успехи и интересная работа могут оказывать значительное воздействие на уровень социального здоровья, поскольку приносящая внутреннее удовлетворение работа дает возможность для самореализации, укрепляет чувство собственного достоинства, обеспечивает социальные гарантии. Весьма важным социально-психологическим фактором является осознание необходимости управлять собственной жизнью, сохранение положительного мировосприятия, взглядов на жизнь и укрепление здоровья. Таким образом, признание социальных факторов, на наш взгляд, существенно изменило и расширило трактовку категории здоровья и анализ различных его моделей, выведя здоровье за рамки клинических (медицинских) критериев.
Зарубежные ученые М. Довелл и С. Ньювелл указывают на меньшую изученность категории социального здоровья по сравнению с физической и психической категориями здоровья. Но, невзирая этот факт, тем не менее, социальное здоровье может быть как индивидуальное, так и общественное [4]. Социальное здоровье общества зависит, в первую очередь, от социально-экономических, социокультурных факторов. Российский ученый Д.Д. Венедиктов под социальным здоровьем общества понимает своеобразный индикатор жизнеспособности общества как социального организма и возможности его роста и социально-экономического развития, а также поддержание экологического равновесия с окружающей природной и социальной средой [5]. Т.Б. Соколова говорит о необходимости двухуровнего анализа феномена «социальное здоровье»: с позиций конкретного общества (степень, в которой индивид вовлечен в социальные отношения) и отдельного индивида (удовлетворенность этими отношениями) [6].
Социальное здоровье индивида оно измеряется уровнем его благополучия в той или иной социальной структуре (образовательные, жилищно-бытовые, производственные, медицинские условия), а также качеством его взаимоотношений с окружающими, уверенностью в себе, степенью доверия. Интересно отметить, что изначально определение здоровья, данное ВОЗ, воспринялось как слишком утопичное, трехсторонняя модель здоровья (и социальная его сторона, в частности) в такой интерпретации не поддавалась объективным эмпирическим измерениям. Но в семидесятые годы в США стали появляться исследования, в частности, RAND (Эксперимент по страхованию здоровья), в которых изучались методы измерения всех трех составляющих сторон здоровья, опирающиеся на определение, принятое ВОЗ. Так, к примеру, физическое здоровье идентифицируется с понятием функционального статуса органов и систем организма, а также определяется через понятие способности человека к различного рода активности. Измерения психического здоровья основополагаются на аффективных состояниях, положительном самоощущении и уровне самоконтроля психической сферы. Социальное здоровье измеряется степенью вовлеченности индивида в общественную жизнь и качеством его межличностных взаимодействий.
В российских социологических (социально-философских) работах социальное здоровье человека рассматривается в контексте взаимодействия личности и социума. Так, выделяя признаки нормального адекватного взаимодействия общества и личности, Т. Б. Сергеева подчеркивает, что в современном гуманитарном знании все больше укрепляется мнение о нарушении человеческого гомеостаза социогенными факторами. И в этом взаимодействии организм человека показывает себя не таким уж автономным в социальной среде, как это считалось ранее. Автор дает свою трактовку понятия социального здоровья человека, отмечая его сущностный момент (наличие социальных контактов) и важнейший признак (организация гармоничного взаимодействия личности с социумом) [7]. Раскрывая понятие «гармоничное взаимодействие личности и общества», Т. Б. Сергеева делает акцент на такой его особенности, как устойчивость и нормальное состояние общества и личности. Самыми значительными факторами устойчивого взаимодействия автор считает семью, школу, религию.
Согласно П.И. Калью, многообразие определений дефиниции «здоровье» может быть распределено в соответствии с рядом концептуальных моделей здоровья [8], основными среди которых являются:
− Медицинская модель здоровья, которая предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. В соответствии с этой моделью здоровьем считается отсутствие болезней, их симптомов. К сожалению, в рамках этой модели преобладает установка на медицинскую диагностику и лечение заболеваний, а не на превентивные мероприятия, направленные на укрепление здоровья в целом. В данной модели также основной акцент делается на симптоматические проявления, которые отодвигают на второй план причины психосоматического, психосоциального характера, которые всегда лежат в основе болезни.
− Биомедицинская модель, рассматривающая здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. В этой модели внимание фокусируется на природно-биологической сущности человека, превалирующее значение отдается биологическим закономерностям в социальной жизнедеятельности человека и в его здоровье. В рамках данной модели в последнее время дифференцируются понятия нарушение, болезнь и здоровье. Нарушение представляет собой такое состояние организма, при котором дезорганизованы его структуры или функции. Болезнь – это некое субъективно-личностное переживание такого нарушения. Само здоровье (согласно Вуду) виртуально неопределенно и является скорее понятием относительным, чем абсолютным.
Надо заметить, что обе описанные модели стали критиковаться за свою ограниченность и специфически узкую ориентацию на патологию, болезнь. Здоровым индивид является до той поры, пока у него не появляются отклонения от нормы, или пока он не испытывает психосоциального беспокойства, страха, связанного с болезненными ощущениями. В таких моделях снижается роль профилактической медицины, а также игнорируются социально-экономические и сугубо социальные факторы.
Следующие две модели, о которых в данной статье речь пойдет далее, представляют для нас наибольший интерес по причине превалирования социальных факторов над биологическими.
− Биосоциальная модель, в контексте которой понятие «здоровье» наряду с биологическими, включает еще и социальные факторы. Т.е. биосоциальные факторы рассматриваются в гармоничном единстве, но при этом приоритетными являются социальные факторы. Мы считаем необходимым заметить, что данную модель в зарубежной научной литературе принято называть «средовой моделью». В рамках данной модели представление о социальном здоровье основано на понятии адаптации к стрессовым воздействиям общественной среды. В нашем понимании, основы такой модели лежат в концепции природы стресса Ганса Селье [9]. Если организм человека хорошо адаптируется к психической, социальной и всякой другой среде, то вполне закономерно уменьшаются отрицательные последствия стрессовых воздействий. Множество распространенных заболеваний объясняются социальной дезадаптацией.
Согласно средовой модели социальное здоровье – это способность индивида поддерживать баланс со средой, обеспечивающий относительную свободу и в то же время накладывает некоторые ограничения при взаимодействии человека с его окружением. Позитивное социальное здоровье при такой модели – это способность, возможность и желание индивида решать поставленные задачи, осуществлять продуктивную деятельность и репродуктивные функции в определенной среде в конкретный период жизнедеятельности [10].
К сказанному необходимо добавить, что в рамках биосоциальной модели, как показал нам анализ зарубежной научной литературы, можно выделить модель так называемого, «позитивного состояния» социального здоровья (social wellness), в которой здоровье определяется через усилия, способность и возможность преодоления болезни, наличие определенного резерва здоровья как сумма всех его составляющих. Социальное здоровье – внутренне ощущение комфорта, удовлетворенности жизнедеятельностью в социуме, которое может как присутствовать у отдельно взятого индивида, так и отсутствовать. Согласно данной модели, социальное здоровье человека идентифицируется как оптимальное соответствие индивида общественно полноценной и продуктивной креативной жизни и деятельности [11]. Характерно, что позитивное состояние социального здоровья включает достижение высокой степени социального функционирования, оптимистический взгляд на будущее и собственный потенциал индивида, а также «взаимодействие тела, разума и духа в жизнедеятельности целостного индивида» [12].
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что модель позитивного состояния социального здоровья предполагает также персональную ответственность в противостоянии нарушению и заболеваниям, (болезням, имеющим социальное происхождение в том числе, к коим относятся и алкоголизм, и наркомания). Медицина, конечно, может включаться в этот процесс, но при этом стоит отметить, что каждый индивид помогает себе сам. Надо сказать, что научный интерес к такому подходу в США повысился после опубликования ряда исследований, в которых транслировалась взаимосвязь между практикой здорового образа жизни, социальными интеракциями и непосредственно социальным здоровьем.
− Ценностно-социальная модель, для которой здоровье – это социальная ценность, представляющая собой важную предпосылку для полноценной жизнедеятельности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей, участия в экономической, научной, культурной и других сферах деятельности. Кстати, заметим, что именно данной модели в значительной степени соответствует определение здоровья ВОЗ, выбравшей это определение намеренно, поскольку оно характеризует идеальное состояние здоровья индивида и выступает неким социальным ориентиром, к которому нужно стремиться каждому из нас.
Функциональную модель социального здоровья мы можем отнести также к разновидности ценностно-социальной модели, поскольку в ней здоровье трактуется в качестве необходимого условия для чего-то социально значимого. Т. Парсонс определяет здоровье через оптимальные возможности человека эффективно исполнять социальные роли, цели и задачи, во имя которых он социализировался [13]. Акцентируя внимание на успешности выполнения конкретным человеком своих собственных функций и ролей, структурный функционализм тем самым подчеркивает социальность здоровья.
Мы полагаем, что применение ценностно-социальной модели в системе современного здравоохранения и образования может в значительной мере способствовать становлению необходимых для жизни социально-ценностных, мировоззренческих и нравственных качеств человека, формирующих не только его психическое, социальное, но и физическое здоровье.
Дальнейшее теоретическое осмысление и практическое изучение социального здоровья как социального феномена, безусловно, позволит выделить и описать его новые модели. Практика модельного подхода является наиболее значимой и одновременно сложной для анализа социальных явлений в гуманитарной сфере (и социальное здоровье не является исключением) [14, 15]. Тем не менее, проведенный нами социологический анализ концептуальных моделей социального здоровья человека позволяет сделать вывод, что «социальное здоровье» – общественный феномен и продукт человеческого развития, который непосредственно связан с многочисленными социальными и культурными условиями. Очевидна необходимость совершенствования категориально-понятийного аппарата, поиск и обоснование интегральных критериев социального здоровья человека и методов социологического изучения данного феномена в рамках рассмотренных моделей.

Читайте также:  Микроэлемент селен для здоровья

Источник

Adblock
detector