Здоровье человека предмет комплексного междисциплинарного исследования
В настоящее время здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия.
Просмотр содержимого документа
«Здоровье человека предмет комплексного междисциплинарного исследования»
КОМПЛЕКСНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Характерные особенности, выявляющие современное понимание проблематики здоровья
1. Междисциплинарный статус проблемы. В настоящее время здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия.
Анализ сущностных признаков здоровья говорит, что всё их разнообразие может быть распределено в соответствии с рядом концептуальных моделей определения понятия здоровья:
а) Медицинская модель здоровья. Предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней и их симптомов.
б) Биомедицинская модель здоровья. Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчёркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.
в) Биосоциальная модель здоровья . В понятие здоровье включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придаётся приоритетное значение.
г) Ценностно-социальная модель здоровья . Здоровье является ценностью для человека, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ « Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов»
2. Целостность. Большинство специалистов сходится в том, что здоровье не может быть сведено к простой сумме нормативных показателей. Оно представляет собой системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности. Когда понятие здоровья используется в психологическом контексте, то подразумевается определённый уровень интегрированности личности (Юнг, Олпорт, Гроф) или способность к интеграции (ассимиляции) жизненного опыта (К.Роджерс). Интегративные процессы здоровой психики традиционно противопоставляются дезинтеграции и расщеплённости, характерной для психопатологии. Такой подход базируется на тезисе: целостность предмета должна соответствовать целостность его научного видения.
3. Признание глобальности проблемы. Длительное время здоровье трактовалось как проблема индивидуально-личностного бытия, имеющая значение, главным образом для выживания и развития отдельного индивида. В настоящее время здоровье всё больше осмысливается как значимый феномен собственно социального бытия, как структурообразующий фактор социальности. Пытаются исследовать здоровье в его объективной всеобщности, в пространстве социальной эволюции, в отношении к сообществу как субъекту исторического действия на определённом этапе становления. Иными словами, здоровье приобретает значение сложного и глобального социокультурного явления. Поэтому допустимо говорить не только об отдельных технологиях оздоровления, но и о единой «политике здоровья».
4. Фокусировка на социокультурном аспекте проблемы. Комплексное исследование проблемы здоровья требует всестороннего анализа того социокультурного контекста, в котором проблематика здоровья приобретает специфическое социально обусловленное значение. Исследуется влияние культурных ценностей и стереотипов на здоровье и душевное благополучие представителей отдельных культур; определяется роль культурных установок или позиций психотерапевта и пациента в психотерапевтическом процессе. Высказываются идеи об общей переоценке культурных ценностей и о построении особой идеологии, способствующей оздоровлению целых сообществ. Исследовать социокультурные измерения здоровья — это значит исследовать процессы, факторы и детерминанты здоровья, специфичные для отдельных культур и сообществ.
Наиболее распространённые альтернативные подходы к исследованию феномена здоровья
1. Нормоцентрический подход. Здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения, в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида. Это некий оптимальный уровень функционирования организма и психики.
2. Феноменологический подход. Проблемы здоровья и болезни трактуются как фундаментальные аспекты или вариации индивидуального, неповторимого способа бытия в мире, они включаются в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в её контексте. Процедуры исследования в данном случае не формализованные, а сводятся к феноменологическому описанию, основанному на глубинном понимании и эмпатии.
3. Холистический подход. Здоровье понимается как обретаемая человеком в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость (Олпорт), интеграцию жизненного опыта (Роджерс) и примирение, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования или интрапсихических полярностей (Юнг). Естественно-научные принципы анализа дополняются гуманитарными, что обеспечивает целостное видение проблемы.
4. Кросс-культурный подход. Здоровье – это социо-культурная переменная, его характеристики относительны и детерминированы специфическими социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира. Проведённые в рамках данного подхода экспериментальные исследования показали, например, что некоторые нарушения психического здоровья, характерные для европейца, всецело обусловлены специфическими особенностями западной цивилизации, присущим ей духом соперничества и индивидуализма. Поэтому они практически не встречаются, например, у папуасов или эскимосов.
5 . Дискурсивный подход. Дискурсивная модель – это сложившаяся в ходе культурно-исторического развития определённых сообществ устойчивая система общих правил, принципов и способов интерпретации (объяснения и описания) какого-либо феномена или группы феноменов, предполагающая использование специализированного языка описания. Любое представление о здоровье может быть исследовано как продукт определённого дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной и психической реальности.
6 . Аксиологический подход. Здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определённое положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, также как и их переоценка, кризис, рассматривается в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него. Аксиологический подход был предложен Платоном, который здоровое состояние души поместил в иерархию основных человеческих и божественных благ. В настоящее время появляется всё больше работ, посвящённых осмыслению здоровья как основополагающей ценности культуры, и как ценностной ориентации, определяющей социальное и психическое бытие конкретной личности.
7 . Интегративный подход. Любые объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого бытия.
Обобщая мнения специалистов относительно феномена здоровья можно сформулировать ряд а ксиоматических положений (« аксиомы здоровья »):
1. В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье – идеал.
2. Каждый человек здоров условно. Ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым.
3. Каждый человек может быть здоров в определённых условиях (климат, пища, условия труда и т.д.). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВЫХ ЭТАЛОНОВ ЗДОРОВЬЯ
В структуре любого социо-культурного эталона здоровья выделяются следующие компоненты:
- наиболее общее представление о феномене здоровья;
- эталонный образ здоровой личности, предполагающий набор устойчивых личностных характеристик;
- устоявшееся представление об основных условиях и принципах здорового существования;
- информация о путях или способах оздоровления личности, отражающая культурно-исторический опыт различных сообществ.
Кроме того, любому социокультурному эталону здоровья соответствует определённый тип интерпретации болезни .
Наиболее часто выделяется три самых распространённых эталона здоровья: античный эталон, адаптационный эталон и антропоцентрический эталон.
Характеристики социокультурных эталонов здоровья
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭТАЛОНОВ
Внутренняя согласованность. Оптимальное соотношение элементов человеческой природы.
Характеристики здоровой личности
Приспособленность индивида к окружающей среде
Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности
1. Приспособленность к природному окружению.
1. Стремление к самоактуализации, творческая спонтанность.
3.Господство разума над страстями
2. Соответствие социальным нормам (нормальность).
3. Способность поддерживать оптимальный уровень функционирования (стрессоустойчивость).
4. Гармоничная включённость в сообщество людей
3. Духовная автономия.
Основные условия и принципы оздоровления
1. Очистительный ритуал
2.Всесторонняя социализация личности.
1. Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормативами).
3.«Жизнь согласно природе»
1. Творческое самораскрытие.
2. Единение с природой (жизнь в согласии с собственной биологической природой и в гармонии с природным окружением).
3. Гимнастика и музыка
2.Развие, личностный рост.
3.Примирение биологического и социального начал в человеке
4. Философия и «работа над собой»
3. Гуманизация межличностных отношений.
4. Оздоровление общества.
3. Духовные практики самосовершенствования (медитация, аскеза и т.д.).
4. Мистический путь освобождения .
В целом, ни один из эталонов не может дать полной картины здоровой личности. Ни внутренняя согласованность (античный эталон), ни социальная адаптация (адаптационный эталон), ни самореализация (антропоцентрический эталон) сами по себе в отдельности не могут служить основной характеристикой психического здоровья. Феномен здоровья всегда редуцируется и искажается в различных проекциях (естественно-научных, гуманитарных, философских). Здоровье как целостный феномен представляет собой явление более высокого порядка и большей сложности, нежели его отдельные всегда ограниченные (редуктивные) интерпретации). Поэтому те «проекции» здоровья, которые мы находим в плоскостях различных научных концепций и социальных представлений, часто противоречат друг другу. Один и тот же человек в различных системах интерпретации его поведения предстаёт, то как здоровый или нормальный индивидуум, то как больной, неуравновешенный, склонный к психопатологии . Социально адаптированный и приспособленный человек может восприниматься как здоровый, если мы рассматриваем его в свете адаптационной модели. Однако стоит рассмотреть его внутриличностный план и сферу внутриличностного конфликта, как мы находим этого же человека неуравновешенным, смятённым и дисгармоничным. Например, древнегреческий философ Диоген, живший, по преданию, в бочке и постоянно эпатировавший жителей Афин, может рассматриваться нами как образец асоциального образа жизни и дезадаптации, тогда как античному сознанию он, подобно любому другому подлинному философу, представлялся носителем душевного здоровья, ибо был свободен и невозмутим, жил в согласии с самим собой и собственной природой. То есть, рассматривая различные эталоны здоровья и созданные на их основе модели, нам следует помнить, что это лишь проекции, отражающие отдельные аспекты более сложного многомерного явления.
Сопоставление признаков наук о здоровье человека
Определяющие признаки науки
Основные направления науки
Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение, предупреждение
Основная концепция, доктрина
Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности человека и среды его обитания
Человек и его заболевания
Человек, подверженный заболеваниям
Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека
Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания
Человек и его здоровье, здоровый образ жизни
Среда обитания и условия жизнедеятельности человека
Практически здоровый человек
Болезни человека, причины и механизмы их развития, диагностика, лечение и профилактика заболеваний
Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ
Здоровые условия жизнедеятельности человека и оптимальные характеристики среды его обитания
Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения
Здоровье человека и его резервы, их оценка, развитие, укрепление функциональных возможностей
Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья характеристик среды и условий жизнедеятельности
Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения, коррекции их отклонений от нормы
Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения
Укрепление здоровья через формирование здорового образа жизни
ОБРАЗ ЖИЗНИ В ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ
с о с т о и т из
З Д О Р О В Ь Е
з а в и с и т от
ОБРАЗ ЖИЗНИ НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЯ МЕДИЦИНА
На ОЖ можно влиять Преподаватель не может на это влиять
ВИДЫ ГИПОКИНЕЗИИ И ПРИЧИНЫ ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Классификационный признак – причина
и мотивация гипокинезии
Влияние генетических факторов, наличие моторной «дебильности», аномалии развития
Привыкание к малоподвижному образу жизни, наличие сниженной двигательной инициативности, бытовой комфорт, пренебрежение ФК
Ограничение объёма движений вследствие производственной необходимости. Заболевания опорно-двигательного аппарата; болезни и травмы, требующие длительного постельного режима.
Неправильная организация учебно-воспитательного процесса: перегрузка учебными занятиями, игнорирование физического воспитания, отсутствие свободного времени.
Неблагоприятные климатические и географические условия, ограничивающие двигательную активность
Моделирование сниженной двигательной активности для проведения медико-биологических исследований.
Основные последствия гиподинамии
на организменном уровне
- атрофия тканей с уменьшением функциональных резервов (по закону «свёртывания функций за ненадобностью»);
- «водителем ритма» организма становится не естественная активность человека, а доминирующий (самый слабый, больной) морфофункциональный очаг, патологически изменённая система;
- перестраивается весь обмен веществ: минеральный, жировой, белковый, углеводный, водный;
- изменения в иммунологических свойствах организма и терморегуляции
Основные последствия гиподинамии на социально-психологическом уровне
- выключает конечное звено стрессовой реакции – движение . Это ведёт к перенапряжению ЦНС, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведёт к переходу стресса в дистресс ;
- ухудшение внешних социально привлекательных физических качеств приводит к расстройствам вэмоциональной сфере . Устойчивая утрата равновесия в эмоциональной сфере, снижение самообладания значительно изменяют и стиль поведения человека, делая его часто непредсказуемым ;
- длительные аффективные переживания могут стать причиной патологического развития личности , её дезинтеграции. Могут включаться механизмы психологической защиты нравственно не приемлемые в обществе (обман, унижение других, пользование служебным, семейным положением, криминализация, аутизм и др.);
- дефекты в нравственной сфере, неправильный выбор ценностных ориентаций приводит к доминированию негативных черт характера (зависть, трусость, педантизм, обидчивость, настороженность, эгоцентризм и др.) и снижает психическую компоненту здоровья.
Источник