Опыт работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей
Епураш Ольга
Опыт работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка-это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма-вот главная цель сотрудников детского сада №20»Щелкунчик». Наш детский сад работает над этой проблемой с момента открытия. Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. Из года в год мы организуем оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуем. Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год. Система работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия: Утренняя гимнастика (ежедневно в течение года)
-Гимнастика после сна (ежедневно в течение года)
-Воздушные ванны (перед сном, после сна)
-Физкультурные занятия(3 раза в неделю)
-Проветривание (перед сном и после)
-Пальчиковая гимнастика(3 раза в неделю)
-Полоскание горла (ежедневно)
-Витаминизация: соки, напитки, сиропы (ежедневно)
-Закаливание солнцем, водой (в летний период)
-Профилактика плоскостопия (ежедневно)
-Профилактика осанки детей (ежедневно)
-Подвижные игры (ежедневно)
-Работа с родителями по профилактике заболеваний в течение года. Для полноценного физического развития детейи удовлетворения их потребления в движении в ДОУ созданы следующие условия:
-Зал, оснащенный спортивным комплексом и спортивным инвентарем;
-спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
-имеется музыкальный зал;
-функционирует кабинет медицинского работника.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, врачом, инструктором физкультуры, музыкальным руководителем. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах.
-консультации для воспитателей:»Особенности проведения гимнастики после дневного сна»,»Физическая готовность детей к школе»
-выступления на педсоветах:»Охрана жизни и здоровья детей»,»Итоги оздоровительной работы»
-планирование медико- педагогических совещаний:»Эффективность физкультурно-оздоровительной работы», «Итоги оздоровительной работы».
В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды занятий,среди которых преобладают:
-сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
-занятия-тренировки основных видов движений;
-общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Инструктор по физической культуре помогает воспитателям, подбирает упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей.Основными из них являются:
-подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики,
для организации игр между занятиями;
-оборудование физкультурного уголка;
-организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
-оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Для обеспечения здоровья,разумеется важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата.
В детском саду оздоровительныммероприятиям отводится одно из главных мест:
-воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
-рациональное, сбалансированное питание;
-оптимальная двигательная активность, физическая культура;
-закаливание-адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
-профилактическая работа
-здоровье сберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.
Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать значение здорового образа жизни, осознать особенности функционирования организма, обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей, взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни, усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья, как правильно вести себя в обществе.
Исходя из принципа «здоровый ребенок-успешный ребёнок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитания детей. Вырастить здорового ребёнка- вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов.
Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.
Консультация для воспитателей «Новые формы работы по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 муниципального образования Тимашевский район «Новые формы.
Нетрадиционные формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». При выборе нетрадиционных форм необходимо учитывать задачи, содержание,.
План по самообразованию «Современные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья в ДОУ» на 2017–2018 гг Актуальность темы: внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную.
Проект по укреплению и сохранению здоровья детей «В мире здоровья» Проект «В мире здоровья» Здоровье человека- это самое важное, что есть у нас в жизни. И его надо беречь заботиться и укреплять с самого.
Консультация «Работа по укреплению здоровья детей. Физминутки» Работа по укреплению здоровья детей. В соответствии с главными требованиями современного стандарта дошкольного образования (ФГОС) вся педагогическая.
Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение.
Советы родителям по охране жизни и здоровья детей Посмотрите внимательно на свою квартиру, двор,в котором играют дети, с точки зрения безопасности для их здоровья. Укрепите качели, отремонтируйте.
Тематический проект по охране жизни и здоровья детей Тематический проект по ОБЖ Срок реализации проекта: краткосрочный Вид проекта: познавательно – игровой. Цель проекта: создание условий.
Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников (Слайд 2, 3) В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.
Источник
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников
Мария Морозова
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников
Одной из важнейших социальных проблем современности является сохранение и укрепление здоровья детей. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования (слайд 2)
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы образование и воспитание детей не наносило ущерба здоровью воспитанников. Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья (слайд 3). В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В дошкольных учреждениях педагоги пытаются заложить ребенку представление о здоровье. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению его безопасности. В процессе практической деятельности ребенок должен обрести знания основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности.Необходимо дать ребенку элементарные знания: когда и зачем надо умываться, чистить зубы, полоскать рот, после каждого загрязнения мыть руки? Когда и зачем делать зарядку, сколько необходимо пребывать на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой? Все эти навыки ребенок должен развивать на основе собственного опыта, закреплять их на практике. Это составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье. Педагог детского сада не должен допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей. Он должен способствовать его повышению через физкультурно — оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.
Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении (слайд 3)
Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.
Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гар-моничное развитие личности и возможность ее самореализации (слайд 4)
Критериями оценки здоровья служат (слайд 5)
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашей группе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы стараемся научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, испуг, смех). Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать стойкую привычку к спорту, физической культуре, зарядке.
В современном мире такие понятия как «формирование здорового и без-опасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в воспитательно — образовательный процесс, начиная с ДОУ.
Необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, чтобы получение образования воспитанниками происходило без ущерба для здоровья, чтобы забота о своём здоровье стала потребностью каждого воспитанника (слайд 6)
Цель здоровьесберегающих технологий:
1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей детского сада и валеологическому просвещению родителей.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании (слайд 8)
Медико-профилактических технологии направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Компоненты этой группы технологий (слайд 9)
Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. В образовательном процессе должно быть распределение нагрузки на занятия с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья детей. Каждый ребенок должен получать оптимальную нагрузку с учетом своей подготовленности, группы здоровья.
Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием, так как обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья, предупреждение многих заболеваний. Научить ребенка отличать «хорошую, полезную» еду от «вредной» для здоровья, вот задача педагога.
Здоровьесберегающая среда (физкультурные пособия, спортивные комплексы, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.
Следующий фактор здорового образа жизни — закаливание.Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Закаливающие процедуры обеспечивают низкую заболеваемость детей до-школьного возраста.К таким мероприятиям можно отнести: мытье рук в течении дня прохладной водой, полоскание рта после приема пищи водой комнатной температуры, и др.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (профилактические) (слайд 10)
Цель педагога здесь – построить образовательную деятельность оздорови-тельной направленности.
Поставленные цели и задачи мы успешно в группе реализуем на практике:
Динамические паузы и физминутки проводим во время занятий, 2-5 мин. по мере утомляемости детей. Туда включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.В работе использую разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.
Физкультминутки и динамические паузы помогают быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Систе-матическое использование приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного за-нятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры. Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.
Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатле-ниями.
Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части занятий, перед сном). Для этого использую спокойную классическую музыку, звуки природы.
Например, в игре «Ковер-самолет». Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивают; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, леса, поля, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем. Для выдоха из длительной (более 10 мин.) глубокой релаксации и возвращения в состояние «здесь и сейчас», лежа на спине, выполнить последовательно упражнения, каждое из которых занимает около 30 сек.
Пальчиковая гимнастика проводится с детьми ежедневно в любое удобное время, а так же во время занятий. Пальчиковая гимнастика, является дей-ственным способом речевого развития, активного развития памяти и мышления, координации движений. Благодаря пальчиковой гимнастике руки детей становятся сильными и ловкими. Дети быстрее успокаиваются после перенесенных волнений. Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, она полезна для гигиены и профилактики нарушения зрения.
Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
Стретчинг – это комплекс упражнений, направленный на развитие гибко-сти и растяжки. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Проводятся в физкультурном, музыкальном залах, либо в групповой комнате. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.
Применение таких технологий развивает дружеские взаимоотношения, коллективизм.
Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоро-вья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохране-нию и укреплению своего здоровья. Дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал. Дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что их ждут разные виды деятельности.
Большую роль отводим технологиям обучению здоровому образу жизни, которые включают в себя (слайд 12)
Воспитание у дошкольника потребности в здоровомобразе жизни осу-ществляется по следующим направлениям:
•создание условий для формирования навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
•привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
•обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
•формирование элементарных представлений об окружающей среде;
•формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
•развитие представлений о строении собственного тела, назначение орга-нов;
•формирование представлений о том, что полезно и что вредно для орга-низма;
•выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определять свои состояния и ощущения
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
Коррекционные технологии включают в себя (слайд 14)
Арттерапия — терапия изобразительным творчеством.
Сказкотерапия (психологический метод, предполагающий развитие самосознания через психологическую сказку). Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Технологии музыкального воздействия. Применяются в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Используются в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Психогимнастика
Упражнение «Из семени в цветок»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Педагог предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко: сжаться в комочек, спрятать голову, закрыть ее руками.
Я буду цветоводом. Цветовод очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит детей по голове, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Дети поднимаются.)
У него раскрываются листочки. (Дети свешивают руки с головы и тянут их вверх.)
Растет стебелёк. (Дети вытягиваются.) Появляются веточки с бутонами. (Дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты.) Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (Дети резко разжимают кулаки) И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам.
Технологии валеологического просвещения родителей (слайд 13)
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладам жизни семьи. Поэтому необходимо вести пропаганду среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
•ознакомить родителей с факторами, влияющими на здоровье детей, с условиями, созданными для охраны здоровья детей в группе.
•Повышение педагогической культуры родителей.
•Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
•Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
•Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через консульта-ции, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены; родительское собрание; папки-передвижки; совместные спортивные праздники, дни здоровья, памятки.
Комплексное использование технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей.
Данные технологии имеют оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.
Данные технологии помогают гармонизации психоэмоционального состояния, учат детей понимать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и чувствовать свое тело.
Выполнение таких упражнений очень нравятся детям, так как все они со-держат элементы игры.
Решая задачи здоровьесбережения,мы опираемся на принцип единства взаимодействия:
Родитель – ребенок – педагог.
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями (спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов.
1. Коврики из пробок, пуговиц, веревки с узелками во время ходьбы по ним происходит массаж стоп, укрепление связочно-мышечного аппарата, что является профилактикой плоскостопия у детей.
2. Султанчики, вертушки, ленточки
3. Массажеры самодельные, применяем для массажа ладоней, т. к. на них находятся проекционные точки, массируя которые можно опосредствен-ным путем воздействовать на внутренние органы.
Укрепление здоровья ребенка – это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь. Если мы, с раннего детства приучим ребенка к активному образу жизни, правильному распорядку дня, привьем полезные привычки, причем будем делать это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста –то можем быть уверены: мы позаботились о дополнительном бонусе для ребенка – здоровье. А этот бонус, несомненно, поможет добиться больших успехов в любой сфере жизни. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
Свою консультацию хочется, закончить словами В. А.Сухомлинского:
«Я не боюсь ещё и ещёраз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлински
Список используемой литературы:
1. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.— Волгоград: Учитель,2008.
2. Крылова Н. И. Здоровье-сберегающее пространство в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2008 .
3. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.— Волгоград: Учитель, 2009 .
4. Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа.— Волгоград: Учитель, 2007 .
5. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в дет-ском саду. –Волгоград: Учитель, 2009 .
6. Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье. — М. : Школьная Пресса, 2008. 7. Белая К. Ю.Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. — М. : Т. Ц. Сфера, 2005. 8. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010. 9. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровье-сберегающая система ДОУ.— Волгоград: Учитель, 2009 .
7. Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. – М. : Методист, 2007.
Источник