ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Направление I. «Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Направление I. «Здоровье» (спортивно-оздоровительное)
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
— Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
— Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, поликлиникой с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
— психическое и физическое здоровье,
— традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
— культура сохранения собственного здоровья,
— ответственность за здоровье других людей,
— гармония души и тела, режим дня и здоровье,
— воля и её значение в сохранении здоровья,
— самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:
— спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
— встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами;
— походы выходного дня, дни здоровья;
— спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
— беседы и дискуссии на различные темы;
— тематические консультации для родителей;
— обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Источник
Воспитательная программа «Школа здоровья»
материал на тему
В эту программу нужно будет добавить сведения о вашем классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_zdorovya.docx | 496.54 КБ |
Предварительный просмотр:
В.А. Сухомлинский писал:
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
1 класс (2014 — 2015 уч. год)
Основания для разработки программы
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребёнка
Отдел образования, образовательная система школы, родители
Учащиеся 1 «Б» класса, классный руководитель, родители, учителя-предметники (музыка, физическая культура), школьная медсестра.
Программа по воспитательной работе называется «Школа здоровья»: учитель — ученик — родители.
Именно в этом союзе возможно осуществление всех воспитательных задач.
Программа направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.
Предполагаемые результаты реализации программы
Улучшение социально — психологического климата в классном коллективе.
Активное участие родителей в жизни класса.
Рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях.
С табильность показателей физического психического здоровья детей.
Активизация интереса учащихся к занятиям физической культуры.
Высокий уровень сплочённости детского коллектива.
Способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
Связи, устанавливаемые для реализации программы.
Внутренние: классный руководитель, социальный педагог, школьный библиотекарь.
Внешние: библиотека, спортивные секции, кружки.
Автоматизм навыков личной гигиены.
Снижение уровня заболеваемости.
Повышение качества обученности.
Осуществляется классным руководителем. В основу программы положена коллективная творческая деятельность детей, родителей, педагога.
Система организации контроля над исполнением программы
Контроль над исполнением программы осуществляется зам. директора по воспитательной работе, специалистом отдела образования.
В настоящее время проблема воспитания здорового поколения приобретает всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Поэтому основным стержневым направлением воспитательной деятельности, на мой взгляд, является стимулирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей. Это поднимает воспитательный процесс до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая позволяет определить воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, и его воспитанников.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Ухудшение здоровья школьников обусловлено ухудшением социально-экономической и экологической обстановкой, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят возле телевизора, за компьютером, ведут малоподвижный образ жизни. Кроме того, было выявлено, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о ЗОЖ. Анализ анкет показал, что дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и ЗОЖ, потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья, готовность к этим действиям, расширять знания о кукольном театре и большое желание готовить и показывать кукольные спектакли.
Эти результаты явились поводом к созданию программы работы классного руководителя по реализации данных запросов детей. Предлагаемая программа «Школа здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика.
Концептуальные идеи программы.
— создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;
— формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
— использование полученных знаний в повседневной жизни;
— создание условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребёнка,
— пропаганда здорового образа жизни.
В основу программы положены принципы формирования ЗОЖ:
— принцип актуальности призван обеспечить учащихся наиболее важной и своевременной гигиенической информацией;
— принцип доступности предлагает оптимальный для усвоения объём информации, переход от простого к сложному;
— в соответствии с принципом положительного ориентирования уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье;
— принцип активного обучения и воспитания способствует устойчивому закреплению знаний и навыков по ЗОЖ;
— принцип иллюстративности предполагает сочетание изложения информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие;
— принцип последовательности предусматривает поэтапное изучение основных блоков и их логическую преемственность;
— принцип системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления;
— принцип стимулирования сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся, этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
Чтобы реализовать цели программы, определены следующие задачи:
— создать элементарное представление об основных понятиях ЗОЖ;
— создать условия для воспитания потребности в ЗОЖ;
— добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
— обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся;
— способствовать творческому самовыражению учащихся.
— учащиеся 1 класса;
Предлагаемый результат реализации программы.
Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперёд.
— стабильность показателей физического психического здоровья детей;
— активизация интереса учащихся к занятиям физической культуры;
— высокий уровень сплочённости детского коллектива;
— активное участие родителей в делах класса;
— способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
— автоматизм навыков личной гигиены;
— снижение уровня заболеваемости;
— повышение качества обученности;
Направления воспитательной работы:
Цель: развитие познавательной активности.
— формирование потребности в самообразовании;
— развитие умений и навыков в учебной деятельности;
— развитие самостоятельности мышления.
— олимпиады по предметам;
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: — приобщение детей к здоровому образу жизни;
— обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и с табакокурением.
Цель: развитие творческой активности.
Задачи: — развитие индивидуальных способностей;
— развитие творческого воображения.
Работа с родителями.
Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, воспитании и развитии в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи.
Формы работы с родителями:
— открытые уроки и мероприятия;
— проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.
- Проведение классных родительских собраний (один раз в четверть):
сентябрь «Вот и стали мы на год взрослее»
октябрь «Секреты здоровья ребёнка»
декабрь «Можно и нельзя в нашей семье»
февраль «Телевизор и компьютер в жизни семьи»
март «Эмоции положительные и отрицательные»
май «Итоговое родительское собрание»
- Проведение индивидуальных бесед с родителями (еженедельно):
а) эмоциональные проблемы учащихся;
б) консультации психолога по запросам родителей;
в) консультации учителей-предметников.
- Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса.
- Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания учащихся (еженедельно).
- Участие родителей в жизни класса.
Источник
Программа воспитательной работы по формированию ЗОЖ «Здоровячек»
учебно-методический материал на тему
Программа по ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zozh.docx | 63.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
с.Малый Толкай Похвистневского района Самарской области
Программа воспитательной работы
по формированию ЗОЖ «Здоровячек»
Современное состояние здоровья всех детей, а тем более c ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни (ЗОЖ) вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека.
У наших детей стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие органического поражение коры головного мозга. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций, нарушение познавательных процессов. Страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства обучающихся воспитанников наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребёнка. Несомненно, что раннее нарушения в центральной нервной системе вызывает нарушения в эмоционально – волевой сфере и влияет на характер ребёнка. Эти дети не защищены от негативного влияния в окружающей среде.
В своей педагогической деятельности мы столкнулись с проблемой здоровья у детей с умственной отсталостью, их неприятием здорового образа жизни (в том числе развитие санитарно-гигиенических навыков, питания и т.д.). Это связано с рядом причин:
- почти все воспитанники имеют негативное прошлое, что предполагает отсутствия примера здорового образа жизни. Подавляющее большинство детей – из неблагополучных семей. Их родители ведут асоциальный образ жизни: употребляют алкоголь, не работают и не заботятся о своем здоровье. Многие дети начинают рано курить, с младшего школьного возраста начинают употреблять алкоголь, ПАВ.
- нежелание и неумения заниматься спортом;
- неумение планировать и контролировать свое свободное время.
Воспитательная программа составлена для формирования у младших школьников навыков ЗОЖ. Нормативно-правовой и документальной базой программы являются:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015;
Концепция ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.
1. Формировать мотивацию и ответственность за сохранение собственного здоровья, обеспечивать ЗОЖ путем создания в группе среды, благоприятной для укрепления здоровья.
2.Организовывать многообразную и разностороннюю деятельность детей по формированию физически здоровой личности.
3.Разработать целостную систему здоровьесбережения и ее применение в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участников воспитательного процесса.
Предполагаемый результат: достижение социальной компетентности воспитанника с ОВЗ в деле сохранения и укрепления здоровья:
- обладание основными гигиеническими навыками (уход за кожей лица, рук, ног, волосами; правила выбора гигиенических средств ухода за телом);
- знание болезней кожи, связанных с нарушением правил гигиены;
- знание основных органов человека (сердце, легкие, желудок, позвоночник, кожа, голова — глаза, нос, уши, рот);
- понимание опасности приема лекарственных препаратов;
- знание правил безопасного поведения на улице и дома;
- знание правил поведения на природе, при контактах с животными;
- умение правильно вызвать службы 01,02,03,04.
Личностными результатами программы является формирование следующих жизненных компетенций:
- Овладение ребёнком с ОВЗ основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
- Формирование умения следить за своим физическим состоянием.
- Формирование умения отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Стремления к максимально возможной для данного ребёнка физической независимости.
5. Овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни.
6. Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
Программой предусмотрены следующие направления:
2. Здоровье и ребёнок
3. Ребёнок и другие люди
4. Ребёнок и окружающий мир
5. Эмоциональное благополучие ребенка
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Программа адресована специалистам и воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ в условиях коррекционного учреждения. В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся, воспитанников.
Источник