Меню

Цели семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Принципы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка на тему

Принципы, которые отражают суть современного семейного воспитания детей с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
printsipy_semeynogo_vospitaniya.docx 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы семейного воспитания детей с ОВЗ

Формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его «культурно-исторического развития». В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт – семья. Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, на них ложится основная ответственность за его развитие. Необходимым звеном всей системы коррекционно-педагогической работы должно стать активное участие в ней семьи. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры, которые основываются на принципах семейного воспитания.

Принципы, которые отражают суть современного семейного воспитания детей с ОВЗ

  • Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.
  • Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

  • Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ребенка, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому ребенку для самореализации и самораскрытия.
  • Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностями человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
  • Принцип создания воспитывающей среды требует создания таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. В каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудность. Этот принцип также означает, что в школе в социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.
  • Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребенку ОВЗ. Любой ребенок, а с ОВЗ особенно, чутко реагирует на любовь и ласку. Эти дети остро переживают дефицит аффилиативных чувств. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него свободнее раскрываются творческие способности. Школа доброты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире.
  • Принцип полного безоценочного принятия ребенка с ОВЗ. Родителям не следует сравнивать своего ребенка с ОВЗ с нормально развивающимися детьми. У любого человека могут быть проблемы. Родители должны понять: важно то, что ребенок ЕСТЬ, а не то, какой он. Не стоит давать ребенку каких-либо унизительных оценок: «глупый», «неуклюжий», «неудачник» и т.д. Родители для ребенка — это защита, а семья — домашний очаг, где его всегда любят и принимают таким, какой он есть. Человека как личность, в том числе и ребенка, не оценивают по его росту, цвету глаз, длине рук или ног. Ребенка, как и любого другого человека, следует оценивать по его человеческим качествам. Здесь для родителей открывается огромное поле деятельности: воспитать в ребенке ЧЕЛОВЕКА.
  • Принцип формирования гармоничной личности ребенка . Формирование гармоничной личности ребенка с ОВЗ — это цель всего коррекционно-воспитательного процесса, начинающегося с момента рождения и не завершающегося к совершеннолетию. Гармоничная личность — это самодостаточная личность. Это человек, уважающий себя за подлинные достоинства (любовь к людям, порядочность, честность, умение трудиться и стремление к знаниям) и не ощущающий фрустрации из-за собственного физического недостатка.
  • Принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Ребенок с ОВЗ, особенно маленький, не всегда может выразить свои потребности с помощью слова. Родителям следует наблюдать за ребенком, стремиться понять его желания по жестам, выражению глаз, позе. Следует прислушиваться к голосу ребенка, его интонации, чтобы оценить страх или дискомфорт, которые он переживает.
  • Принцип формирования у ребенка чувства привязанности, любви к близким, уважения к старшим. Любя ребенка, взрослый обучает его любви к миру людей. Привязанность к дому, своему городу, своей стране, любовь к близким, уважение к старшим — это, ответ ребенка на любовь родителей к нему самому.
  • Принцип активного участия родителей в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Родители должны непосредственно участвовать в процессе воспитания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Только в случае крайней необходимости можно переложить свои воспитательные обязанности на другого человека (бабушку, няню, гувернантку или других лиц). Родители должны сами пережить не только трудности, возникающие у ребенка, но и радость его успехов и маленьких побед. Процесс социальной адаптации ребенка не может осуществляться без непосредственной помощи родителей. Участие в преодолении реальных проблем ребенка позволяет нормализовать психологические трудности, которые испытывают сами родители.
  • Принцип формирования родителями у ребенка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей. Навыки самообслуживания формируются в семье. Мать ребенка обучает его санитарно-гигиеническим навыкам (пользованию горшком и туалетом), умыванию, опрятному приему пищи, уборке за собой личных вещей. В любой семье каждый ее член имеет обязанности. Ребенок с ОВЗ может и должен выполнять посильную домашнюю работу. При этом важно, чтобы ребенок понимал значимость его собственного вклада в общее дело, а члены семьи по достоинству его оценивали.
  • Принцип формирования навыков нормативного поведения. Нормативное поведение — это критерий, определяющий возможности социальной адаптации ребенка. У ребенка с выраженными нарушениями развития формирование навыков нормативного поведения вызывает особые трудности. Участие семьи в этом процессе не только необходимо, но и обязательно. Для любого ребенка поведение родителей, близких, их отношения между собой есть эталон для подражания, эталон поведения. Важно, чтобы этот эталон соответствовал принятым в социуме нормам. Родителям следует помнить, что их собственное неадекватное поведение, как в зеркале, отражается в психике ребенка.
  • Принцип выбора приоритетов в развитии задатков и способностей ребенка с отклонениями в развитии. У детей с ОВЗ могут проявляться способности в любом виде искусства. Дети танцуют и поют, вышивают, лепят, делают удивительные поделки. Талант заложен природой в каждом ребенке. Важно, чтобы родители, воспитывая ребенка, создавали благоприятные условия внутри семьи для развития его задатков и способностей.

Несомненно, проживание ребенка с ОВЗ в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, и жизненных принципов. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться, как успешно будет проходить процесс его социализации, и как он сам будет относиться к себе. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к возможностям ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

» Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья».

Источник

Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие.

Воспитание в семье, где растет ребенок с ОВЗ, имеет свои особенности.

Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
seminar_osobennosti_vospitaniya_s_detmi_ovz.docx 20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка , личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы , найти помощь, понимание и сочувствие.

Воспитание в семье, где растет ребенок с ОВЗ, имеет свои особенности.

Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.

— Какие особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ можно отметить?

Существует несколько схем отношения родителя к ребёнку

с определенным дефектом.

— отрицание дефекта у ребёнка – родители не признают и не принимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают и настаивают на высокой успешности во всех видах его деятельности;

— чрезмерная защита, опёка, охрана – родители испытывают большое чувство жалости и сочувствуют своему ребёнку, которые проявляют в гиперопеке, заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать для ребёнка все возможное;

— отвержение или отречение от ребёнка – родители отрицательно относятся к ребёнку, родители чувствуют и осознают свои враждебные чувства по отношению к своему ребёнку.

— отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Родители переоценивают или же наоборот, недооценивают дефект и владеют недостаточной информацией о том, как учить ребёнка и чему его учить, как воспитывать его и как управлять его поведением. Таким образом, большинство детей с ОВЗ лишаются возможности развиваться, развивать свои способности, реализовывать свои интересы, желания и т.д.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная , целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Помощь семье в этом может оказать ДОО и специалисты, работающие и с ребенком, и с родителями.

— Какую же поддержку может оказать ДОО родителям особенного ребенка?

Алгоритм комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного учреждения подразумевает следующие действия:

— повышение компетенции психолого-педагогической стороны у всех участников комплексного сопровождения, и родителей в том числе;

— психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, с последующим определением основных направлений коррекционно-развивающей работы, а также составление индивидуальных адаптированных развивающих и коррекционных программ;

— обязательное включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ, а также информирование родителей о полученных результатах работы с детьми;

Из перечисленных пунктов, остановимся на взаимодействии с родителями, так как это является непростым процессом, в большей степени, успешность которого зависит от достижения целей воспитания, обучения и коррекции. В данном случае, взаимодействие должно рассматриваться как социальное партнерство, подразумевающее участие в воспитательно — образовательном процессе, в равных долях, как семьи, так и детского сада.

Формы работы с родителями предполагают как групповой, так и индивидуальный характер работы.

Перечислим эффективные методы работы с родителями детей с ОВЗ:

— самодиагностика отношения родителя к ребёнку с особенностями развития;

— консультирование родителей по запросу;

— знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребёнка;

— информирование родителей о результатах обследований психолого-педагогического характера, а также о результатах коррекционно-развивающей работы.

— Расширение психолого-педагогической грамотности родителей, обучение взаимодействию с особенным ребенком.

Обучение родителей происходит непосредственно на коррекционных занятиях, когда педагог занимается с ребенком в присутствии родителей.

Помимо обучения родителей, в процессе коррекционных занятий хороший эффект дают тренинги родительских умений с целью овладения различными развивающими методиками, которые легко использовать в повседневной жизни. Благодаря этому родители могут любое домашнее дело превратить в «коррекционное» занятие со своим ребенком.

Очень ценным является общение с родителями, имеющими ребенка со схожими проблемами , но старшего возраста, имеющими опыт воспитания ребенка с ОВЗ . Родители, как правило, больше доверяют информации полученной от других родителей, чем от специалистов.

Большинство детей с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью: они быстро становятся вялыми и раздражительными и не могут длительное время удерживать внимание на одном задании. Если у ребенка не получается что-либо сделать, то у него пропадает интерес, сопровождающийся иногда двигательным беспокойством, проявляющимся в суетливости, жестикуляции. У других детей с ОВЗ проявляется повышенная возбудимость, беспокойство, раздражительность, упрямство, быстрая смена настроения. При воспитании такого ребенка необходимо быть терпеливым и доброжелательность и ни в коем случае не повышать голос. Особенно это касается чрезмерно впечатлительных детей, которые болезненно реагируют на тон голоса, а настроение матери (преимущественно на ухудшение).

Для детей с ОВЗ необходимым условием воспитания является четкое соблюдение режима дня, особенно детьми с нарушением сна, нервная система которых не отдыхает, а активно работает в течение ночи, чему способствует беспокойный сон и страшные сновидения. Родителям таких детей так же рекомендуется избегать активных игр перед сном, просмотра телевизора и других раздражителей.

У многих детей с ОВЗ ограничены представления об окружающем мире, поэтому очень важно и нужно расширять кругозор ребенка, знакомить с различными предметами и приучать к различным явлениям, не перегружая его впечатлениями.

Очень важно воспитывать в ребенке активность для того, чтобы в нем не выработались такие качества как неуверенность и боязливость. Необходимо постоянно давать определенные поручения, для того, чтобы у него появился интерес к труду.

Одним из важных педагогических принципов – является воспитание уверенности в себе у ребёнка с ОВЗ. Ребёнка необходимо научить компенсировать неблагоприятные последствия заболевания или травмы. За счёт сильных сторон ребёнка можно добиться той самой компенсации, путём уравновешивания сильных и слабых сторон ребёнка.

Именно родители должны дать понять ребенку его принадлежность и показать, что болезнь — это лишь одна из сторон его личности, но у него так же есть качества и достоинства, которые необходимо развивать и не зацикливаться на проблемах и болезнях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работыРечевая коммуникация, если учесть ее виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что.

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим значение семьи в его жизни.

Влияние семьи на ребенка.

«Особенности семейного воспитания ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».

Консультация для родителей.

задачи, которые призвана решать семья: укрепление здоровья, совершенствование культурно – гигиенических навыков, развитие речи ребенка; ознакомление с миром природы, развитие отношений со взрослыми и .

Роль семь в коррекционном воспитании ребёнка.Характеристика ребёнка с нарушениями речи.Основные положени коррекционной работы с данной категорией детей при организации сотрудничества с родителями и со.

Источник

Читайте также:  Кт легких это вредно для здоровья или нет
Adblock
detector