Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Ирина Бурховецкая
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Гимнастика и физические упражнения
должны прочно войти в повседневность
каждого, кому дороги работоспособность,
здоровье, полноценная и радостная жизнь.
Дошкольный возраст наиболее важный период, в процессе которого формируется личность человека.
Статистика в отношении состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что количество полностью здоровых детей снижается. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Практически 90% дошкольников имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, слабость мышц брюшного пресса, не оптимальность соотношения статических и динамических движений. Невротические проявления наблюдаются у 20-30% детей старшего дошкольного возраста.
Что такое здоровье сберегающие технологии?
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья в детском саду.
Цель здоровье сберегающих технологий в детском саду — это высокий уровень здоровья ребёнка, получение знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
У нас в детском саду была разработана «технология здоровье сбережения»,задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья ребят при помощи доступных средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение накапливания знаний о ЗОЖ.
3. Взаимодействие семьи, педагогов и самих детей в целях укрепления их здоровья.
Виды здоровье сберегающих технологий
Виды здоровье сберегающих технологий мы осуществляем в таких формах, как — медико-профилактическая деятельность.
— мониторинг здоровья детей и разработка рекомендаций по укреплению детского здоровья;
— организация и контроль физического развития, закаливания, питания детей;
— профилактических заболеваний (например, полоскание горла противовоспалительными травами);
— обеспечение здоровье сберегающей среды.
Полностью вся деятельность по физическому воспитанию детей в детском учреждении осуществляется с учётом их физических способностей
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей.
Задачами этой деятельности является —
— профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
— развитие физических качеств;
— оздоровление средствами закаливания;
— контроль двигательной активности.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется учителем по физической культуре на физкультурных занятиях, а также воспитателями в форме динамических пауз, физкультминуток, и др. ;
Основными технологиями обеспечения социально-психологического благополучия ребенка является – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения с другими детьми и взрослыми в детском саду, хорошее настроение наиболее важно для их здоровья.
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов.
На повышение уровня здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь режим жизни ребёнка в детском саду, внимательное отношение к нему воспитателей, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого подопечного.
Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными воспитателями ребенка являются его родители. Настроение ребенка, а в следствие и состояние его здоровья, прежде всего, зависит от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют взрослые здоровью ребенка.
В целях взаимодействия с родителями по формированию здоровогообраза жизни у детей мы проводим различные мероприятия: спортивные праздники, родительские собрания, консультации, беседы.
Здоровье сберегающие образовательные технологии.
Этот вид деятельности направлен на воспитание культуры здоровья, детей, целью которой является осознанное отношение ребенка к жизни и здоровью, умений беречь его.
Проведение занятий с воспитанниками о соблюдении режима дня, о значении соблюдения гигиены и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления позволяют детьми приобретать навыки культуры и здорового образа жизни.
Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении
В нашем детском саду каждый день во всех возрастных группах проводятся несколько форм физического воспитания детей.
Особое внимание уделяется проведению различных закаливающих процедур,при обязательном соблюдении главные принципов закаливания:
Проводится закаливание только при условии, что ребёнок здоров.
Нельзя проводить закаливание, когда ребёнок испытывает отрицательные эмоции, например, страх, плачет или чем-то обеспокоен.
Также обязателен учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Интенсивность закаливающих процедур увеличиваем последовательно и постепенно.
Закаливание проводится не от случая к случаю.
Для наибольшей эффективности закаливания мы обеспечиваем:
-гигиенические процедуры — полоскание рта после каждого приёма пищи;
-правильно подбираем одежду для детей;
— жесткое соблюдению режима прогулок в разные времена года.
— организацию теплового и воздушного режима в помещении;
Прогулка – это одно из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни. Для наибольшего эффекта от прогулок, мы меняем последовательность видов деятельности, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. В холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка — это время, когда дети могут в наибольшей степени реализовать свои двигательные потребности.
Подвижная игра направлена на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, позволяет развивать познавательный интерес, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности.
Ещёмы используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, метание, упражнения на полосе препятствий, прыжки.
Особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем саду придаётся развитию движений и физической культуры на занятиях по физкультуре. И конечно,в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
— детей младших групп учат ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;
— детей средних групп — развивать физические качества, прежде всего, выносливость и силу;
— детей старших групп – развивать потребность в движении, двигательные способности и самостоятельность.
Важным компонентом укрепления здоровья детского организма является утренняя гимнастика.
Выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует выделению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с гимнастики. Зарядка постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, усиливает кровообращение, укрепляет дыхание.
Сопровождающая движения музыка создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему детей.
Утренняя гимнастика проводится до завтрака, в течение 10–12 минут в помещении или на воздухе (в зависимости от погоды). В течение утренней гимнастики форточки должны быть открытыми, а дети занимаются в физкультурной форме и босиком.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах, обязательно проводится двигательная разминка, целью которой является предотвращение утомления детей, снятие эмоционального напряжения во время занятий.
Игровые упражнения, используемые в разминке, знакомы детям, просты по содержанию, не длительны по времени (не более 10-12 минут, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
С целью предупреждения утомления на занятиях в детском саду проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию внимания и памяти.
Физкультминутки проводят воспитатели во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. Длительность их составляет 3-5 минут.
Каждый день проводится гимнастика после дневного сна, которая направлена на улучшение настроения детей, поднятие мышечного тонуса, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут.
Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего действия.Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.
Пробежки по массажным дорожкам сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1,5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.
Дыхательная гимнастика — от правильного дыхания во многом зависит здоровье ребенка, его умственная и физическая деятельность.
Детям дошкольного возраста необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях.
Стимуляция БАТ. Точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, трахеи, гортани, бронхов и других органов.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
«Мы за здоровый образ жизни» Путин в. в. :»Здоровый образ жизни — это личный пример каждого». Что нужно для здорового образа жизни? 1. Рациональный режим дня. 2. Правильное.
Неделя здоровья в детском саду (фотоотчет) Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти повседневность каждого, кому дороги работоспособность, здоровье, полноценная и радостная.
Источник
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе
наталья немкова
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе.
Существует множество определений понятия «здоровье». Воспользуемся нормативным определением, данным Всемирной организацией здравоохранения, согласно которому здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
На сегодняшний день встает вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: «Кто должен вести данную работу?» Ответ неоднозначный. Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов: воспитателей, инструкторов по физкультуре, на логопедов, музыкальных работников и других работников дошкольных учреждений.
Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс.
Здоровьесберегающие технологии — это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Применение здоровьесберегающих технологий актуально в случаях:
• гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т. п.);
• детских стрессов (нервных расстройств вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
• тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка информации).
Классификация здоровьесберегающих технологий определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• валеологическое просвещение детей и родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:
1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
1. Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:
1)Подвижные и спортивные игры. Проводятся воспитателями и руководителем физического воспитания как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
2) Релаксация.
Проводится в любом подходящем помещении. Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы, шум прибоя, ручья, пение птиц).
3) Гимнастика пальчиковая.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
• способствует овладению навыками мелкой моторики;
• помогает развивать речь;
• повышает работоспособность головного мозга;
• развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
• развивает тактильную чувствительность;
По большей части пальчиковая гимнастика – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий.
4) Гимнастика для глаз.
Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников. Ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
5) Гимнастика дыхательная.
В различных формах физкультурно– оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
6) Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным коврикам, по соляной дорожке, «следикам» и т. д.
7) Игры с песком и водой умиротворяющее действуют на детей. Такие игры имеют большие развивающие возможности, оказывают успокаивающее и расслабляющее действие. В нашей группе есть уголок песка и воды. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т. д.
8) Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.).
Они создают благоприятную атмосферу; снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:
1) Физкультурное занятие.
2) Утренняя гимнастика.
3) Гимнастика после сна, или иначе ее называют бодрящая гимнастика.
4) Массаж и самомассаж.
Можно использовать оборудование, например, мячики «Су джок».
Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.
5) Точечный самомассаж.
6) Занятия из серии «Азбука здоровья». К ним стоит отнести закаливающие мероприятия, путем обливаний охлажденной водой.
7) Активный отдых.
8) Спортивные развлечения, праздники.
9) День здоровья.
10) Проблемно-игровые (игротреннинги и / или игротерапия) и игры различного характера:
• игры, направленные на улучшение общего психологического самочувствия;
• игры, направленные на коррекцию страхов;
• игры направленные на коррекцию агрессии;
• игры, направленные на расслабление, снятие напряжения;
• коммуникативные игры и т. п.
3. Коррекционные технологии. К ним относятся:
1) Технологии музыкального воздействия
2) Артикуляционная гимнастика.
6) Фонетическая ритмика.
Принцины здоровьесберегающих технологий:
— принцип «Не навреди!»;
— принцип сознательности и активности;
— непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— систематичности и последовательности;
— принцип доступности и индивидуальности;
— всестороннего и гармонического развития личности;
— системного чередования нагрузок и отдыха;
— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.
А теперь к практическим аспектам.
Формы занятий, двигательная деятельность:
— с использованием профилактических методик;
— с применением функциональной музыки;
— с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
— через оздоровительные мероприятия;
— создания здоровьесберегающей среды.
Главное условие при этом – доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес – занятия физкультурой для него в радость, и не принципиально где и в какой форме будут проводиться эти занятия. Необходимо чтобы все упражнения выполнялись на позитивной ноте – «Учите, играя».
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существует правила — кирпичики, из которых строится здоровье:
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте большое внимание на питание!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
• Желайте себе и окружающим только добро!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.
Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Здоровьесберегающая технология это — система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ В наши дни, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной и обсуждается достаточно широко. Перед детским садом.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе МКДОУ Введение Болен – лечись, а здоров – берегись (русская пословица) Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе.
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе Цель: Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе. Задачи: Формирование элементарных представлений.
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС до Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 общеразвивающего вида села Аскино муниципального района Аскинский.
Самопрезентация «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно — образовательном процессе» Видео Уже 17 лет я работаю воспитателем МБОУ «СОШ №4» ДО №8 «Малыш», г. Прохладного, Кабардино-Балкарской республики. И сегодня я представляю.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.
Здоровьесберегающие технологии, используемые для речевого развития дошкольников «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им,.
Источник