Меню

Цель создание условий способствующих укреплению здоровья формированию навыков правильного питания

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
рабочая программа на тему

Пояснительная записка

Образование детей в сфере здоровья является необходимым условием выполнения требований Федерального Государственного образовательного стандарта, предъявляемого к любым образовательным учреждениям.

Питание, как фактор риска, который негативно сказывается на росте, развитии и здоровье детей, некомпетентность в области здорового питания педагогических работников, обучающихся и их родителей, отсутствие образовательных программ по формированию культуры питания у обучающихся в образовательной организации послужили обоснованием для составления данной комплексной программы.

Комплексная программа по формированию культуры здорового питания в условиях образовательной организации, представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области сохранения физического здоровья обучающихся с использованием технологии комплексного педагогического воздействия на целевые группы (классы) детей и подростков. Такое воздействие позволит сформировать полезные привычки и предпочтения, поведенческие навыки в области питания и ценностное отношение к собственному здоровью.

Скачать:

Вложение Размер
proga.docx 58.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и

ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Образование детей в сфере здоровья является необходимым условием выполнения требований Федерального Государственного образовательного стандарта, предъявляемого к любым образовательным учреждениям.

Питание, как фактор риска, который негативно сказывается на росте, развитии и здоровье детей, некомпетентность в области здорового питания педагогических работников, обучающихся и их родителей, отсутствие образовательных программ по формированию культуры питания у обучающихся в образовательной организации послужили обоснованием для составления данной комплексной программы.

Комплексная программа по формированию культуры здорового питания в условиях образовательной организации, представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области сохранения физического здоровья обучающихся с использованием технологии комплексного педагогического воздействия на целевые группы (классы) детей и подростков. Такое воздействие позволит сформировать полезные привычки и предпочтения, поведенческие навыки в области питания и ценностное отношение к собственному здоровью.

Паспорт Комплексной программы

1. Наименование Программы

Комплексная программа по формированию культуры здорового питания

2. Основание для разработки Программы

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

СанПин 2.4.5.2409-08.: «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания» (с дополнениями и изменениями № 1 в редакции СанПиН 2.3.2.2399-08);

СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.08.2006 № 30 «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях».

Письмо Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 12.04.2012. № 06 – 731 «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»

3. Разработчик Программы

Социальный педагог Жукова Е.Н.

4. Основные исполнители Программы

администрация, педагогический коллектив, медицинская сестра, работники столовой

4. Цель Программы

совершенствование системы организации питания в образовательном учреждении, способствующей формированию у обучающихся основ культуры питания, как части общей культуры здоровья

5. Основные задачи Программы

— обеспечение обучающихся питанием, соответствующем возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам

рационального и сбалансированного питания;

— формирование и развитие представлений у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

-организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания;

— расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

— формирование представлений о рациональном питании как важной составляющей здорового образа жизни, здорового стиля поведения;

— профилактика среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

— формирование чувства уважения к культуре своего народа и к культуре и традициям других народов

6. Сроки реализации Программы

1 этап — подготовительный -2015-2016гг.

2 этап — основной -2016 -2018гг.

3 этап — обобщающий — 2018-2019 гг.

7. Ожидаемые результаты реализации Программы

— Организовать правильное, сбалансированное питание обучающихся с учетом их возрастных особенностей;

— Сформировать у обучающихся представление о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

— Сформировать навыки здорового питания у обучающихся;

— Повысить уровень знаний о правильном и здоровом питании у обучающихся, педагогического состава и родителей;

— Отсутствие у обучающихся инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

— Улучшение состояния здоровья обучающихся;

— Расширение знаний об истории питания и традициях своего народа;

— Объединение всех участников образовательного процесса в их активной деятельности по формированию здорового питания, отношению к здоровью и здоровому образу жизни как ценности, формирование культуры здоровья и чувства ответственности за своё здоровье;

— Взаимосвязь деятельности образовательного учреждения, специалистов здравоохранения по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни

8. Организация контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом реализации Программы администрацией Центра

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на физическое и нервно-психическое развитие ребенка, питание занимает ведущее место. Поэтому важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья. Всякое нарушение питания, как количественное, так и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка. Очевидно, что процесс обучения в образовательной организации не должен строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребёнка и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

Социальная потребность в формировании и сбережении здоровья ребенка одна из стратегических направлений деятельности Центра «Гармония». Для ее реализации требуется взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в выборе путей, способов, средств индивидуальной и творческой деятельности. Необходимо создать условия для осуществления этой деятельности, поиска стимулов для утверждения здорового питания, расширения круга лиц, организаций, различных социальных структур, вовлеченных в позитивный процесс созидания личности, обладающей твердыми установками на сохранение здоровья, формирования и соблюдения принципов здорового образа жизни.

Новизна и отличительная особенность данной программы заключается в использовании технологии комплексного педагогического воздействия как на группы (классы) детей и подростков, так и на каждого в отдельности. Только, комплексный подход, предполагающий организацию целенаправленного воспитательного воздействия, может обеспечить формирование культуры здорового образа жизни в общем и культуры питания, в частности. Включая в образовательный процесс такую технологию формирования здорового питания, необходимо соблюдение следующих направлений:

1. Реализация воздействия в направлении трех составляющих: формирование культуры здорового питания, культуры двигательной активности и осуществление профилактической деятельности.

2. Комплексность предполагает включение в процесс реализации программы объединение усилий различных социальных институтов ( учреждения здравоохранения , образовательных учреждений, социальных партнеров).

3. Комплексное воздействие на целевую группу детей педагогов — предметников, классных руководителей, медиков, других специалистов невозможно без родителей (законных представителей ребенка).

4. П росветительская работа с детьми, их родителями (законными представителями), специалистами образовательных учреждений.

Только сочетание всех направлений работы поможет создать в Центре и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.

Программа затрагивает всех участников образовательного процесса (обучающихся 1-11 классов, родителей, педагогов) и реализовывается как в образовательной, так и в воспитательной деятельности, а также обеспечивает интегрированную последовательную работу по привитию навыков здорового образа жизни, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

  1. Цель и задачи Программы

Цель Комплексной программы по формированию культуры здорового питания — совершенствование системы организации питания в образовательном учреждении , способствующей формированию у обучающихся основ культуры питания, как части общей культуры здоровья.

Реализация Программы предполагает решение следующих задач:

— обеспечение обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам

рационального и сбалансированного питания;

— формирование и развитие представлений у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

-организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания;

— расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

— формирование представлений о рациональном питании как важной составляющей здорового образа жизни, здорового стиля поведения;

— профилактика среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

— пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории питания и традициях своего народа.

3. Ресурсы, которыми располагает общеобразовательное учреждение для эффективного решения поставленных задач: кадровые, методические, материально-технические, информационные, другие.

— локальные акты, регламентирующие деятельность образовательной организации по организации обеспечения здорового питания (положения, правила);

— методические рекомендации для исполнителей по направлениям программы;

— критерии и показатели оценки результативности реализации программы.

— наличие профессиональных кадров;

— создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов, участвующих в реализации программы.

— работа сайта по освещению организации и развитию школьного питания;

— мониторинг мероприятия по организации и развитию школьного питания;

-мероприятия по широкому информированию общественности о результатах деятельности Центра по организации и развитию школьного питания.

— в пищеблоке имеется современное оборудование;

— имеется обеденный зал на 150 посадочных мест.

  1. Сроки и этапы реализации Программы

1 этап Подготовительный -2015-2016 гг.:

— анализ состояния сформированности культуры питания;

— планирование реализации основных направлений Программы;

— создание условий реализации Программы;

— начало реализации Программы.

2 этап Основной -2016 -2018 гг.:

— поэтапная реализация Программы в соответствии с целями и задачами;

— промежуточный мониторинг результатов;

-корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.

3 этап Обобщающий — 2018-2019 гг.:

— завершение реализации Программы;

— анализ результатов и обобщение опыта.

  1. Перечень и описание программных мероприятий по совершенствованию организации питания.

Выполнение поставленных в рамках Программы задач предусматривает проведение комплекса программных мероприятий.

В систему программных мероприятий входят следующие направления:

5.1 Развитие материально-технической базы пищеблока:

— анализ состояния организации питания в Центре, выявление потребности в оборудовании пищеблока в соответствии с их назначением, площадью, проектной мощностью;

— последовательная работа по оснащению технологическим оборудованием столовой Центра;

— совершенствование дизайна школьной столовой;

— создание условий для организации питания в соответствии с санитарными и санитарно-противоэпидемиологическими (профилактическими) правилами.

5.2 Обеспечение качественного питания:

— развитие системы мониторинга состояния здоровья обучающихся, обеспечения их необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;

— организация правильного, сбалансированного питания детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;

— обеспечение доступности, безопасности и эффективности питания;

— использование разных форм и методик организации питания.

5.3 Формирование навыков здорового питания у обучающихся и их родителей:

— систематизация работы по просвещению обучающихся, родителей по вопросам здорового образа жизни, культуры питания и ответственности за свое здоровье;

— пропаганда здорового питания (проведение игр, конкурсов, лекций, акций, классных часов, КТД)

— пропаганда здорового питания на родительских собраниях.

— один раз в триместр классный час посвящать вопросам горячего питания, охране здоровья, активному образу жизни.

— проводить дни здоровой пищи, с приглашением родителей с целью проведения дегустации школьных блюд.

5.4 Повышение квалификации персонала предусматривает:

— повышение профессионального уровня специалистов в области школьного питания через систему повышения квалификации;

— участие в профессиональных смотрах и конкурсах;

— проведение бесед, классных часов, конкурсов, выставок, презентаций школьных обедов для родителей и обучающихся.

— обобщение и распространение опыта организации качественного и сбалансированного питания.

— Организовать правильное, сбалансированное питание обучающихся с учетом их возрастных особенностей;

— С формировать у обучающихся представление о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;

— Сформировать навыки здорового питания у обучающихся;

— Повысить уровень знаний о правильном и здоровом питании у обучающихся, педагогического состава и родителей;

— Отсутствие у обучающихся инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;

— Улучшение состояния здоровья обучающихся;

— Расширение знаний об истории питания и традициях своего народа;

— Объединение всех участников образовательного процесса в их активной деятельности по формированию здорового питания, отношению к здоровью и здоровому образу жизни как ценности, формирование культуры здоровья и чувства ответственности за своё здоровье;

— Взаимосвязь деятельности образовательного учреждения, специалистов здравоохранения по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни.

В перспективе организация рационального питания воспитанников позволит достичь следующих результатов:

— Рост учебного потенциала детей и подростков;

— Улучшение состояния здоровья обучающихся,

— Улучшение успеваемости обучающихся;

— Повышение общего культурного уровня обучающихся.

  1. Критерии оценки достижения результатов по каждому направлению: качественные, количественные.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов):

1. Количественные показатели:

  • степень включенности всех субъектов образовательного процесса в реализацию Программы;
  • степень оснащения пищеблока технологическим оборудованием;
  • количество авторских методических разработок по вопросам питания;
  • показатели здоровья обучающихся.

2. Качественные показатели:

  • отсутствие замечаний со стороны СЭС к качеству организации питания в Центре;
  • уровень культуры питания обучающихся;
  • степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса организацией питания;
  • педагогическое и детское творчество.
  1. План мероприятий Программы
  1. Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение

Совещание при директоре по вопросам организации и развития питания

Организационное совещание –график дежурств и обязанности дежурного педагога и обучающихся в столовой

Директор Центра, зам директора по УВ

МО по вопросам, связанными с трудностями организации культуры питания;

— профилактика инфекционных заболеваний

Руководитель методического объединения

Осуществление еженедельного контроля за работой столовой,

проведение целевых тематических проверок

Организация консультаций для классных руководителей, воспитателей

— «Культура поведения обучающихся во время приёма пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований»;

— «Формирование культуры здорового питания – залог сохранения здоровья».

Заместитель директора по ВР, специалист учреждения здравоохранения

Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития питания, внедрению новых форм обслуживания обучающихся

3.Работа по воспитанию культуры питания,

пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся

Проведение тематических мероприятий по формированию навыков культуры здорового питания

Проведение общешкольных мероприятий:

«Традиции русской Масленицы», «Здоровая семья, здоровый я», «Приятного аппетита»

Источник

Читайте также:  Чем может быть вреден кальян для здоровья

Про здоровье и витамины © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector