Меню

Цель школы здоровья достигнута если

Актуальность проблемы

Урок №6

Основные цели и задачи деятельности школ здоровья.

Основные цели и задачи деятельности школ здоровья. Условия, необходимые для организации школ здоровья. Организация школ здоровья для пациентов и их окружения с болезнями органов кровообращения (артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью), хроническими обструктивными заболеваниями легких, прежде всего бронхиальной астмой и хроническим обструктивным бронхитом, ревматическими заболеваниями, сахарным диабетом, нарушениями роста эндокринной этиологии, гемофилией, ВИЧ-инфекцией, для пациентов, находящихся на хроническом диализе. Взаимодействие школы со всеми структурными подразделениями, на базе которых она работает. Взаимодействие с аналогичными школами других медицинских учреждений, обмен опытом работы с целью ее совершенствования.

Школы (клубы) для пациентов и лиц с факторами риска (син. Школы здоровья) (School of health, school of patients) — организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья.

Примечание. Школы здоровья для различных целевых групп (больные и членыих семей, лица с факторами риска и др.) организуются иногда в форме постоянно действующего интерактивного общения, например: — «коронарные клубы», «школы больных с сахарным диабетом», «школы больных с астмой», «школы

гипертоников» и пр. Школы пациентов (здоровья) предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, наличие соответствующего информационного обеспечения.

Организация Школ Здоровья

Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

Организация Школ Здоровья для пациентов в первичном звене здравоохранения

Школа Здоровья– это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.

Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

Актуальность проблемы.

Показатели здоровья населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные социально-экономические условия в нашей стране проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.

Серьезной проблемой для общества являются алкоголизм, табакокурение, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем.

Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и так далее), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.

Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут дать ощутимый социально-экономический эффект.

Цели Школ Здоровья:

1. Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.

2. Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.

3. Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.

4. Повышение качества жизни пациента и его семьи.

Задачи Школ Здоровья:

1. В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.

2. Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

4. Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.

5. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.

6. Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

7. Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

8. Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

1. Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.

2. План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.

3. В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

4. Учет работы и отчетность по работе Школ Здоровья проводятся в соответствии с формами отчетности (приложение № 5 приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г.).

Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:

· ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;

· инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;

· статистические формы регистрации и учета;

· план и график работы;

· закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.

Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении. Занятия проводились с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек). Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут).

Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной

Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.

Критерии эффективности Школ Здоровья:

1. Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.

2. Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.

1. Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.

2. Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.

Читайте также:  Система управления здоровьем человека

3. Уменьшение распространения вредных привычек.

4. Экономический эффект от снижения:

· временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;

Источник

Кочубеевская районная больница

+7 (86550) 4-04-13

+7 (86550) 4-06-91

+7 (86550) 4-01-98

+7-906-470-78-45

07.00 — 18.00

08.00 — 16.12

Школы здоровья

Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Цели Школ Здоровья:
  • Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
  • Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.
  • Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.
  • Повышение качества жизни пациента и его семьи.
Задачи Школ Здоровья:
  • В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.
  • Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
  • Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
  • Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
  • Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
  • Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
  • Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
  • Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

Кочубеевская районная больница

Система ОМС
Государственные сайты

Задайте свой вопрос

Заполните все обязательные поля

Обращение к главному врачу

Подробно опишите ситуацию и укажите контактные данные.

Оцените качество оказанной помощи

ВНИМАНИЕ! Коронавирусная инфекция!

В целях анализа качества предоставления медицинских услуг, оказываемых Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края «Кочубеевская районнная больница» , просим Вас оценить качество нашей работы.

Просим Вас с пониманием отнестись к анкетированию и внимательно ответить на задаваемые вопросы. Выберите один из вариантов ответа на каждый вопрос.

При этом не нужно указывать свое имя, Ваши личные данные нигде не прозвучат. Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.

Источник

Цель школы здоровья достигнута если

Проведен ретроспективный анализ данных (за последние 5 лет) 222 случайно отобранных амбулаторных карт больных артериальной гипертонией, состоящих на диспансерном учете в семейной поликлинике (n=54) и в ряде сельских врачебных пунктов (n=168) Республики Узбекистан. Данные анализа сопоставлены с результатами обследования больных (расспрос, осмотр, антропометрия, измерение АД, определение холестерина и др.). Опрошены врачи семейной поликлиники Ташкента и сельских врачебных пунктов ряда областей республики, проходившие 10-месячные курсы переподготовки врачей общей практики. До обучения прошли анкетирование 156 врачей, после — 119. Проведено анкетирование и обследование 236 пациентов с гипертонической болезнью, состоящих на диспансерном учете в семейной поликлинике и сельских врачебных пунктах. В дальнейшем часть из них (основная группа) прошли курс обучения в школе гипертоников, а часть (группа сравнения) не участвовали в образовательной программе. Все пациенты находились под наблюдением в течение 2 лет с последующим повторным осмотром и обследованием. Методические материалы разработаны с учетом специфики работы семейных врачей. Школы гипертоников организованы на базе Учебно-врачебного центра №3 при Ташкентской медицинской академии, расположенного в семейной поликлинике №32 Ташкента и в сельских врачебных пунктах двух областей республики. В большинстве амбулаторных карт рекомендации по немедикаментозному лечению даются в неполном объеме. Врачи в ряде случаев назначают лекарственные препараты, не рекомендованные в качестве препаратов первой линии для лечения артериальной гипертонии. После обучения число врачей, придающих значение выявлению и коррекции факторов риска, существенно повысилось. У пациентов, прошедших обучение, выявлены достоверное (р

Несмотря на улучшение диагностики и лечения артериальной гипертонии (АГ), во всем мире отмечается рост заболеваемости и смертности, обусловленной этой болезнью. Связь артериального давления (АД) с риском сердечно-сосудистых заболеваний доказана многочисленными эпидемиологическими исследованиями, проведенными в различных странах мира, в том числе и в России. Распространенность АГ выше 140/90 мм рт.ст. среди населения России достаточно высока: 31—39,2% мужчин в возрасте 18—74 лет и 37—41,1% женщин [1]. В структуре преобладает мягкая и умеренная АГ, при этом значительный рост наблюдается в 40—60 лет, что требует особого внимания к этой возрастной группе [1].

В целом полученные данные свидетельствуют о высокой распространенности АГ в российской популяции, плохой осведомленности больных о наличии у них заболевания (особенно среди мужчин), недостаточном назначении лекарственной терапии больным АГ и катастрофически низкой ее эффективности [2].

В Республике Узбекистан, как и во всех странах, АГ остается одной из актуальных проблем. Это подтверждает проведенное одномоментное эпидемиологическое исследование населения в возрасте от 20 до 79 лет в одном из районов Ташкента. Распространенность АГ в популяции составила 35,7% (28,1% среди мужчин и 40,6% среди женщин). Отмечалось достоверное увеличение распространенности АГ с возрастом: от 8,2% в возрасте 20—29 лет до 71,9% в возрасте 70 лет и более. Наиболее распространенной в обследуемой популяции независимо от пола оказалась I степень АГ — 66,2% мужчин и 60% женщин; II степень — 16,2% мужчин и 25,2% женщин; III степень — 17,6% мужчин и 14,8% женщин [3].

У людей с повышенным АД наблюдается значительно более высокий риск развития инсульта, ишемической болезни сердца (ИБС), других сердечных заболеваний и почечной недостаточности. Эффективный контроль АГ предполагает не только правильность медикаментозных назначений (подбор препарата, доза, режим приема и пр.), но и коррекцию основных факторов риска, тесно связанных с поведенческими привычками пациента [4]. Большинство лиц с АГ имеют неблагоприятные факторы риска, негативно влияющие на прогноз развития и течения заболевания. Только около 7—10% больных АГ находятся под наблюдением врача (на диспансерном наблюдении), однако и у этих больных часто сохраняются высокие уровни факторов риска, не достигается целевое АД, что неблагоприятно для прогноза [5, 6].

В многочисленных исследованиях [2, 7—9] причин неадекватного контроля АГ в реальной практике показано, что основным препятствием к повышению качества медицинской профилактической помощи является низкая приверженность пациентов к выполнению врачебных назначений. Научные исследования последних лет [5—7, 9—12] показали, что одним из основных методов, повышающих полноту и точность выполнения врачебных назначений, является обучение пациентов. Условие организации школ предусматривает наличие в лечебном учреждении обученного персонала и методического обеспечения [13]. Обучение пациентов позволяет расширить сферу влияния врача от лечения болезни к профилактике. При таком подходе медицинский контроль над заболеванием дополняется контролем факторов нездоровья, обусловленных образом жизни пациента, его привычками, особенностями поведения, влияющими на здоровье и течение заболевания [10, 11, 13].

В основе первичной и вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний лежат мероприятия, направленные на коррекцию основных факторов риска — низкой физической активности, ожирения, липидных нарушений, повышенного АД, курения [14]. Большое значение придается повышению образовательного уровня пациентов с гипертонической болезнью (ГБ) для улучшения их информированности и активного участия в лечебно-диагностическом процессе [15, 16]. При этом достижение согласия между врачом и пациентом приобретает одно из решающих значений в успешном лечении ГБ и профилактике ее осложнений, особенно на амбулаторном этапе [17—19]. Участие пациентов с ГБ в образовательной программе (обучение в школах) должно стать неотъемлемой частью мероприятий по длительной профилактике сердечно-сосудистых осложнений [14].

Читайте также:  Здоровье женщины пожилой возраст

Школа здоровья помогает каждому пациенту выделить индивидуальные приоритеты, что важно для поддержания намерений к оздоровлению поведенческих привычек. Именно школы для пациентов позволяют использовать не только информационные, но и мотивационные технологии обучения, реализовать психологические подходы к формированию мотивации на практике, обеспечить так необходимую многим больным социальную поддержку. Она является, по сути, технологией группового профилактического консультирования, успеху которого способствует доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Как правило, все превентивные меры для пациентов сопряжены с теми или иными ограничениями или усилиями (например, контролировать энергетический состав пищи или бросить курить и др.). Вместе с тем советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они даются с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых, громоздких рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий, ограничений в действиях и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы письменными рекомендациями, памятками [4].

В настоящее время уже накоплен опыт оценки эффективности школ здоровья в различных группах пациентов с АГ и в различных организационных моделях деятельности. Так, обучение пациентов, находящихся на диспансерном учете по месту жительства [5, 6], показало по сравнению с обычным наблюдением более стойкое снижение поведенческих факторов риска, обусловленных, в частности, привычками питания, двигательной активностью, курением. В результате обучения повышается приверженность пациентов к приему антигипертензивных препаратов, выполнению комплексных врачебных рекомендаций [2, 5, 6]. Обучение сопровождалось увеличением в 2 раза числа больных, достигших целевого АД, чего не отмечено при обычном динамическом наблюдении [5, 6]. В группе обученных пациентов стойко уменьшалось число случаев временной нетрудоспособности, частота госпитализаций. Позитивный эффект образовательной технологии отмечен не только относительно повышения уровня знаний и навыков самоконтроля и оздоровления поведенческих привычек, но и относительно снижения суммарного риска сердечно-сосудистых осложнений, а также частоты инфарктов миокарда и инсультов (в 2 раза). Обучение пациентов в школах здоровья экономически целесообразно, поскольку сократит затраты на лечение [7, 9]. Таким образом, апробация образовательной медицинской профилактической технологии, направленной на многофакторную профилактику АГ, убедительно продемонстрировала, с одной стороны, реалистичность ее выполнения на практике, с другой — эффективность в различных группах больных АГ. Полученные данные являются основанием для рекомендации более широкого внедрения образовательной технологии многофакторной профилактики АГ в практику здравоохранения, что позволит улучшить прогноз и качество жизни больных, снизить экономические потери общества в связи с осложнениями этого заболевания [4].

Школы здоровья как одна из медицинских профилактических услуг может служить эталоном качества профилактической медицинской помощи и быть моделью развития нового направления — оценки качества медицинской профилактической помощи, основанной на принципах реформирования здравоохранения и ориентации на оказание медицинской помощи в первичном звене здравоохранения [20].

Необходимо отметить, что в отличие от специалистов узкого профиля семейный врач имеет возможность непрерывно и длительно наблюдать за своим населением, в результате чего создаются условия для проведения первичной, вторичной и третичной профилактики ГБ, включающей обучение пациентов на уровне первичного звена здравоохранения.

Цель исследования — повысить эффективность профилактики и лечения ГБ путем обучения пациентов в школах гипертоников на уровне первичного звена здравоохранения. Для достижения цели сформулированы следующие задачи: изучить тактику ведения больных, информированность врачей общей практики о принципах профилактики и лечения, а также приверженности пациентов с ГБ к соблюдению немедикаментозных и медикаментозных рекомендаций на уровне первичного звена здравоохранения; разработать структурированную программу для обучения больных ГБ с проведением информационных вмешательств в условиях семейной поликлиники и сельских врачебных пунктов; сравнить полученные результаты приверженности пациентов к лечению, провести анализ результатов лечебных и профилактических вмешательств до и через 24 мес наблюдения.

Материал и методы

Проведен ретроспективный анализ данных (за последние 5 лет) 222 случайно отобранных амбулаторных карт больных АГ, состоящих на диспансерном учете в семейной поликлинике (n=54) и в некоторых сельских врачебных пунктах Республики Узбекистан (n=168). Данные ретроспективного анализа амбулаторных карт сопоставлены с результатами обследования больных (расспрос, осмотр, антропометрия, измерение АД, определение холестерина и др.). Опрошены врачи поликлиники Ташкента и врачебных пунктов сельских областей республики, проходившие 10-месячные курсы переподготовки врачей общей практики. Проведено анкетирование 156 врачей до обучения и 119 врачей после обучения, а также анкетирование и осмотр 236 пациентов с ГБ, состоящих на диспансерном наблюдении в поликлиниках и врачебных пунктах. В дальнейшем часть из них (основная группа; n=122) прошла курс обучения в школе гипертоников, а часть (группа сравнения; n=114) не участвовала в образовательной программе. Все пациенты находились под нашим наблюдением в течение 2 лет с последующим повторным осмотром и обследованием. В основной группе (возраст больных от 45 лет до 71 года, средний — 51,75±1,85 года; 29,5% мужчин, 70,4% женщин) распределение пациентов по стадиям заболевания было следующим: ГБ I стадии — 45 (36,8%) человек; II стадии — 62 (50,8%); III стадии — 15 (12,2%). Кризовое течение заболевания отмечалось у 40 (32,7%) больных. Группа сравнения ссотояла из 114 больных (80 (70,1%) женщин и 34 (29,8%) мужчин, в возрасте 44—75 лет, средний — 52,6±1,62 года), лечившихся по традиционной методике и не участвующих в образовательной программе. В этой группе ГБ I стадии выявлена у 41 (35,9%) человека; II стадии — у 61 (53,5%); III стадии — у 12 (10,5%) человек. Кризовое течение заболевания отмечалось у 37 (32,4%) пациентов. Группы были сопоставимы по основным клиническим и лабораторно-инструментальным показателям.

В основной группе средний риск сердечно-сосудистых осложнений имели 46 (37,7%) больных, высокий риск — 63 (51,6%) и очень высокий — 14 (11,4%, р

Обучающихся необходимо убедить вести дневник самоконтроля с оценкой и мониторингом управляемых факторов риска, результатами показателей АД и графиком приема гипотензивных препаратов. Для приобретения практических навыков по самоконтролю и оказанию самопомощи при остром повышении АД следует уделить особое внимание занятиям, на которых пациенты обучаются принципам и умениям немедикаментозного и медикаментозного лечения ГБ. Обучить методике САДМАД, подсчета пульса и другим практическим навыкам (определение избыточной массы тела, укомплектование аптечки неотложной помощи и оказание самопомощи при остром повышении АД) для адекватного контроля показателей АД. Это позволит оценить изменения показателей АД и пульса ранним утром и в течение дня несколько раз до отхода ко сну, необременительно для больного, информативно и повысит приверженность пациентов к лечению, позволяет контролировать эффективность гипотензивной терапии. САДМАД рекомендуется как обязательный метод исследования гемодинамики в амбулаторных условиях при оценке эффективности гипотензивной терапии, в диагностике ГБ, особенно у гиперчувствительных больных с высоким уровнем тревожности и депрессии, а также у пациентов без каких-либо симптомов.

Результаты и обсуждение

При ретроспективном анализе факторов риска, зарегистрированных в амбулаторных картах поликлиники (n=54) и врачебных пунктов (n=168), были получены следующие результаты. Отягощенная наследственность установлена в поликлинике в 34 (62,9%) случаях и во врачебных пунктах — в 88 (52,3%), курение — в 16 (29,6%) и 47 (27,9%) случаях, избыточная масса тела — в 18 (33,3%) и 35 (20,8%), злоупотребление алкоголем — в 9 (16,6%) и 37 (22,0), гиперхолестеринемия — в 21 (38,8%) и 43 (25,6%), гиподинамия — в 25 (46,2%) и 57 (33,9%), стресс — в 38 (70,3%) и 115 (68,4%) соответственно. Наиболее часто встречались такие факторы риска, как отягощенная наследственность, стресс, избыточная масса тела, гиподинамия.

Читайте также:  Камни амулеты для здоровья

В большинстве амбулаторных карт рекомендации по немедикаментозному лечению даются в неполном объеме. Ограничение поваренной соли рекомендуют 35 (64,8%) врачей поликлиники и 53 (31,5%) врача сельских пунктов; аутотренинг — 24 (44,4%) и 64 (38,0%); ограничение потребления жиров — 31 (57,4%) и 71 (42,2%); ограничение жидкости до 1—1,5 л/сут — 25 (46,2%) и 54 (32,1%); снижение массы тела при ожирении — 37 (68,5%) и 71 (42,2%); прекращение курения — 11 (20,3%) и 72 (42,8%); регулярную физкультуру — 37 (68,5%) и 67 (39,8%) соответственно. Сравнительный анализ ретроспективных показателей амбулаторных карт с данными устного опроса врачей и обследования этих же больных выявил достоверное расхождение (р В группе пациентов, не прошедших обучение, особая разница в оказании самопомощи до взятия под наблюдение и через 2 года наблюдения не выявлена. Навыками самостоятельного измерения АД и подсчета пульса овладели все 122 пациента, прошедших обучение. В группе сравнения эти показатели остались почти на прежнем уровне. Повторное анкетирование после обучения показало достоверное (р Все больные прекратили употреблять алкоголь (р Количество пациентов, страдающих стенокардией напряжения, как и имеющих нарушения ритма, не увеличилось.

Пациенты, прошедшие обучение, достоверно (р Рисунок 1. Применение гипотензивных препаратов длительного действия в группе пациентов, прошедших обучение в школе гипертоников. Различия между показателями до и после обучения во всех случаях достоверны (р Блокаторы АТ-1 рецепторов до обучения принимались в 5,7% случаев; через 2 года наблюдения частота назначения этих препаратов достоверно (р Снижение уровней АД, достигнутое в течение 2 лет наблюдения, характеризовалось положительной связью с обучением.

В группе больных, не прошедших обучение в школе, целевые уровни АД достигнуты только у 29 (25,8%) пациентов (р Течение ГБ сопровождалось достоверным снижением частоты гипертонических кризов и госпитализации, побочных эффектов лекарственной терапии.

В группе сравнения на фоне назначенной терапии отмечалась положительная достоверная динамика: больные стали чаще контролировать АД, улучшился подбор адекватной медикаментозной терапии, хотя информированность пациентов о наличии АГ, знания пациентов об основных факторах риска ГБ, приверженность к лечению оставались низкими, а уменьшение числа гипертонических кризов было недостоверным.

Следует отметить, что 118 (96,7%) пациентов стали самостоятельно контролировать АД по методике САДМАД и вести дневник самоконтроля, что способствовало повышению приверженности к медикаментозной терапии, улучшало взаимоотношения между врачом и пациентом.

Наиболее трудным для больных являлось осознанное выполнение на практике таких мероприятий по нормализации образа жизни, как снижение массы тела, увеличение физической активности, соблюдение принципов рационального питания, ограничение употребления поваренной соли, отказ от курения, злоупотребления алкоголем. Через 2 года 48 (39,3%) больных увеличили физическую активность, 49 (40,1%) — ограничили потребление поваренной соли. Из диетических рекомендаций для 98 (80,3%) больных легко выполнимыми были ограничение потребления животных жиров и увеличение в рационе ненасыщенных жиров. В целом эти мероприятия сопровождались снижением уровня холестерина в крови, уменьшением числа пациентов с нарушенной толерантностью к глюкозе.

Выявлена роль САДМАД в формировании приверженности к лечению. В основной группе САДМАД в количестве 10 измерений в день проводил 51 (41,8%) пациент; 6 измерений в день — 35 (28,6%); 4 измерения в день — 22 (18,0%); 2 измерения в день — 10 (8,1%). САДМАД проводилось до назначения медикаментозных препаратов и на фоне гипотензивного лечения. Выявленные особенности хроноструктуры САДМАД у больных ГБ позволило выработать тактику медикаментозных назначений конкретному пациенту с соответствующей положительной динамикой дневного профиля АД.

После достижения целевого уровня АД на фоне проводимой терапии последующие осмотры для пациентов со средним и низким риском, которые регулярно измеряют АД дома, должны планироваться с интервалом в 6 мес. Для больных с высоким и очень высоким риском, а также для пациентов, получающих только немедикаментозное лечение, и для лиц с низкой приверженностью к лечению интервалы между визитами не должны превышать 3 мес [14]. Регулярность медицинских осмотров, обеспечивающих непрерывное наблюдение, возможно обеспечить, привлекая пациентов к мероприятиям, связанным с обучением и приобретением навыков самоконтроля.

Лечение пациента с АГ проводится постоянно, у большинства больных — пожизненно, поскольку его отмена сопровождается повышением АД. При стойкой нормализации АД в течение 1 года и соблюдении мер по изменению образа жизни у пациентов с низким и средним риском возможно постепенное уменьшение количества и/или снижение доз принимаемых гипотензивных препаратов. Снижение дозы и/или уменьшение числа используемых медикаментов требует увеличения частоты визитов к врачу и проведение САДМАД дома, для того чтобы убедиться в отсутствии повторных повышений АД [14].

При анализе данных регистрации и наблюдения ЭКГ в основной группе следует отметить отсутствие какой-либо отрицательной динамики в изменениях интервала PQ, QRS, QT, которые могли бы свидетельствовать о побочных эффектах гипотензивной терапии (табл. 7). Через 2 года в основной группе наблюдалось достоверное (р Рисунок 2. Клинические исходы больных ГБ исследованных групп за 2 года наблюдения. 1 — обострения ГБ в год; 2 — стабилизация состояния; 3 — целевой уровень АД; 4 — инфаркт миокарда; 5 — мозговой инсульт; 6 — летальный исход.

Выводы

1. На уровне первичного звена здравоохранения у большинства больных ГБ факторы риска выявляются не в полном объеме; у части из них не проводится коррекция выявленных модифицируемых факторов риска; подавляющее число пациентов используют гипотензивные препараты короткими курсами, не соблюдая регулярность и длительность приема.

2. Отмечается низкая информированность врачей общей практики о принципах профилактики и лечения ГБ в амбулаторных условиях.

3. Больные ГБ недостаточно осведомлены о факторах риска (33,9%), влияющих на течение и прогноз заболевания; не владеют навыками самоконтроля (63,3%) и оказания самопомощи (75%) при остром повышении АД; наблюдается низкая приверженность (24%) пациентов к выполнению врачебных рекомендаций.

4. Антигипертензивная терапия у больных ГБ, не участвующих в образовательной программе, существенно не влияет на управляемые факторы риска и не приводит к достижению целевых уровней АД (29%).

5. Школа гипертоников является эффективной системой организации обучения пациентов и проведения комплексной терапии в поликлинике и врачебных пунктах; достоверно способствует профилактике сердечно-сосудистых осложнений, адекватному контролю САД и ДАД (96,7%).

6. САДМАД — информативный и объективный метод наблюдения больных на амбулаторном этапе, способствует формированию приверженности пациентов к гипотензивной терапии, позволяет оценить ее эффективность.

7. Пациенты, прошедшие обучение, стали самостоятельно контролировать АД по методике САДМАД и вести дневник самоконтроля, что способствовало повышению соблюдения схемы медикаментозной терапии, улучшало взаимодействие между врачом и пациентом.

8. Адекватная фармакотерапия оптимально возможна у больных, участвующих в образовательной программе; в нашем исследовании данное обучение позволяло достичь целевого уровня АД у 82,7% больных, снизить фармакологическую нагрузку на организм и тем самым уменьшить количество побочных реакций медикаментозной терапии.

Источник

Adblock
detector