Меню

Цель развития социально личностного здоровья

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Лазарева
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинска – Кузнецкого.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, давать правильную самооценку собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Однако это не всегда доступно детям дошкольного возраста с ОВЗ.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, требует много труда и терпения. Основная цель педагогов дошкольных учреждений – помочь детям с ОВЗ войти в современный мир, такой сложный и динамичный.

Работа педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, по социально-личностному развитию должна проводиться систематически совместно с коррекцией имеющихся социально-эмоциональных проблем. При этом необходима индивидуализация педагогического общения персонала с воспитанниками.

Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие,в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны — нормы и правила общения с другими людьми.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость

ребёнка с ОВЗ будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести социальные навыки.

Социальные отношения у детей формируются в игре. Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Для этого в групповой комнате необходимо оформить игровые зоны, где детям должны быть предложены театрализованные, дидактические, настольные игры. В группе можно оборудовать различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.

Играя вместе, дети с ОВЗ начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.

Однако, для социального развития дошкольников, огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок с ОВЗ это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию. При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию моделирующую жизнь взрослых.

Умение управлять своими эмоциями — главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребенка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок, а особенно ребенок с ОВЗ к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет “материала” для того, чтобы научиться подобному управлению.

В процессе эмоционального становления и социализации детей с ОВЗ важная роль отводится целенаправленному систематическому сотрудничеству педагогов с родителями по обеспечению социально-эмоционального благополучия детей, как в семье, так и в дошкольном учреждении. Эта работа положительно повлияет на эмоционально-чувственную сферу дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, закрепит приобретённый ими положительный опыт взаимодействия, самовыражения и творческой саморегуляции, т. е. сделает их социально-компетентными. В свою очередь родители лучше узнают своих детей, поскольку увидят их в другой, новой для себя обстановке, что поспособствует улучшению взаимопонимания в семье и созданию такого микроклимата, в котором есть все условия для социально-эмоционального здоровья и нравственного облика маленьких граждан России.

Новогодний сценарий для детей с ограниченными возможностями здоровья (или для неподготовленных детей)Как ребята огоньки искали. (для детей 5-7 лет) Снегурочка Карлсон Дед мороз Кр. Шапочка Базилио Алиса.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Протокол заседания методического объединения воспитателей МБДОУ «Детский сад №2 «Буратино» с. Драченино» № 2 _от 11.10.2016г. Организация.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация В данной статье раскрываются особенности общения детей, которые имеют отклонения в здоровье. Рассматривается понятие общение в.

Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Вед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ ЦРР д/с №33 «Чуораанчык» Хангаласского улуса, с. Ой, РС (Я)Ивановой Татьяны Анатольевны Введение «…истоки.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.

Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта) Социально — коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из актуальных задач современного.

Социально-педагогическая деятельность ДОУ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из важнейших проблем современного отечественного образования является развитие новых подходов к социализации лиц с ограниченными возможностями.

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в ОУ. Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая.

Источник

Проект социально-личностного развития воспитанников (здоровье).
проект (старшая группа) по теме

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но пожалуй, единственной вечной ценностью оставалось «здоровье». «Как сохранить и укрепить здоровье?» — актуален этот вопрос и по сей день. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребенка.

Данный проект разработан с целью улучшения здоровья и психо-физического состояния детей, расчитан сроком на неделю с итоговым мероприятием.

Скачать:

Вложение Размер
proekt.docx 20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Срочный проект социально-личностного развития воспитанников (здоровье).

Характеристика проблемы, ее актуальность, социальная значимость.

На каждом историческом этапе развития человечества существовали разные ценности, но пожалуй, единственной вечной ценностью оставалось «здоровье». «Как сохранить и укрепить здоровье?» — актуален этот вопрос и по сей день. Особое внимание уделяется формированию и укреплению здоровья ребенка.

В последнее время большое внимание уделяется сохранению и укреплению психологического здоровья детей. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей.

Цель проекта: формирование устойчивой положительной мотивации у дошкольника к сохранению и укреплению собственного здоровья через осознание категории здоровья как вечной ценности.

  • Разработать модель интеграции работы ДОУ по здоровье-сберегающей деятельности;
  • Разработать план работы с детьми;
  • Апробировать на практике вышеназванные планы.

Исполнители основных мероприятий: воспитатели подготовительной группы ГБ ДОУ №1.

Этапы реализации проекта:

  1. Этап – информационно-аналитический
  2. Этап – организационно-внедренческий

Ресурсное обеспечение проекта.

— Программа «От рождения, до школы»;

— Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных средств ДОУ, а также силами волонтерской деятельности педагогов ДОУ;

Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные сотрудники ДОУ, воспитатели подготовительной группы.

Новизна проекта: Реализация проекта предполагает интегрирование работы ДОУ по здоровье-сберегающей деятельности через плановые мероприятия на неделю.

  • Формирование психологического здоровья дошкольника;
  • Осознание дошкольником категории здоровья как вечной ценности;
  • Формирование устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

Тематическое планирование занятий по программе «Социально-личностного развития дошкольников»

  1. Гимнастика;
  2. Упражнение «Клубочек»;
  3. Беседа для выявления знаний о ЗОЖ, знакомство с персонажами занятия (Неболейка и Нехворайка);
  4. Коллективное упражнение «Ладошки»;
  5. Релаксация под музыку.

Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.

  1. Гимнастика;
  2. Вопрос – ответ (игра с мячом для закрепления);
  3. Беседа о влиянии здоровья на настроение и наоборот;
  4. Упражнение «Солнечный зайчик»;
  5. Релаксация под музыку.
  1. Гимнастика;
  2. Беседа о негативном влиянии на здоровье страхов;
  3. Нарисуй свой страх;
  4. Двигательное упражнение «Крокодил»;
  5. Релаксация под музыку.

Понятие об осанке

  1. Гимнастика;
  2. Игра-молчанка «Делай как я»;
  3. Беседа об осанке (понятие, правильная осанка, примеры из сказок);
  4. Двигательная игра «Не урони шляпу»;
  5. Релаксация под музыку.

Понятие о привычках и их влиянии на здоровье

  1. Гимнастика;
  2. Беседа-игра «Сестрички-привычки»;
  3. Работа в индивидуальном альбоме (зачеркнуть схему красным карандашом);
  4. Релаксация под музыку

Недельный проект: 2,5 часа

Итоговое мероприятие: коллективный коллаж «Страна здоровья» (рисование аппликация).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Социально – личностное развитие ребенка»(для детей подготовительной к школе группы).

Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед.

Этапы формирования социально — личностного развития у детей 6-7 лет.

Этапы формирования социально — личностного развития у детей 6-7 лет.

План проекта по теме: «Социально –личностное развитие .

Вашему вниманию представлен проект посвященный Дню матери.

В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенк.

Источник

Социальное здоровье школьников.
статья на тему

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.

Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.

Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.

Понятие «здоровье» рассматривают как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырёх компонентов:

Социальное здоровье школьников.

Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать, барьером для возникновения девиантных форм поведения, — это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере формирования социального здоровья учащихся.

Проблема формирования социального здоровья учащихся является приоритетной и актуальной в работе образовательных учреждений.

Социальное здоровье мы понимаем как динамическую совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающую гармонию между потребностями человека и общества, являющуюся предпосылкой ориентации человека на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.

Данное направление в нашей школе реализуется через систему работы социально-психологической службы, целью которой является коррекция и развитие ребёнка, а также адаптация детей к социуму.

Основными направлениями работы социально-психологической службы являются:

· профилактика асоциального поведения учащихся;

· коррекционная работа с отклонениями в поведении учащихся;

· социальное сопровождение (патронат);

· методическая работа с педагогическим коллективом, разработка программ и рекомендаций по работе с различными категориями учащихся, социальным окружением и семьёй;

· проведение медико-социального мониторинга, составление индивидуальных социальных карт учащихся.

· работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье как средство недопущения жестокого обращения с детьми:

Перед вами краткий социальный паспорт за последние 4 года.

Мы видим, что число неполных семей учащихся не такое уж и маленькое. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. В связи с этим есть дети, которые не получают надлежащего внимания со стороны родителей. Поэтому школа считает важной задачей работу, направленную на укрепление семей учащихся, пропаганду культуры здорового образа жизни.

Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают выпускнику школы адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности. Формирование социального здоровья учащихся предполагает развитие таких качеств личности детей, которые определяют нравственную и правовую состоятельность человека и способны удержать его на правильных общественных позициях, а именно: целеустремленности (умения выбирать индивидуально-значимые и общественно-полезные цели, достигать их, неуклонно соблюдая при этом нормы общественной морали и права); самостоятельности (способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию случайных ситуаций, исходя из внутренних убеждений поступать в соответствии с общественными интересами, закрепленными в системе социальных норм); умения владеть собой (принимать и выполнять правовые и моральные обязательства, руководить собой в конфликтных ситуациях, сдерживать противоречащие общественным нормам желания, стимулировать стремления, которые направлены на достижение общественно-полезных целей); способности и готовности к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач, социальной инициативе, самовыражению и самоутверждению.

В определении уровня социального здоровья учащихся ключевым критерием служит адаптированность ребенка к условиям среды. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни социального здоровья детей: креативный уровень (дети, успешно и устойчиво адаптирующиеся к любым изменениям среды без ущерба для своего соматического, психического, духовно-нравственного здоровья; обладающие значительным личностным потенциалом, резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности); адаптивный уровень (относительно благополучные дети, которые в целом достаточно успешно адаптированы к социуму, но проявляют повышенную тревожность, уровень стрессоустойчивости недостаточно высокий, личностные компенсаторные механизмы противодействия негативным влияниям среды недостаточно развиты);дизадаптированный уровень (к нему относятся дети либо не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от внешнего воздействия. Эти дети относятся к группе риска, потенциально дезадаптированных в социуме людей).

Процесс формирования социального здоровья учащихся должен носить комплексный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на: улучшение собственного психического и физического состояния; отказ в образе жизни от поведения, наносящему вред своему здоровью и здоровью окружающих; нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью; сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление; практическое овладение здоровьесберегающими технологиями в сфере самообразования, труда и отдыха.

Одним из направлений педагогической деятельности в сфере формирования социального здоровья учащихся является работа по развитию умений несовершеннолетних преодолевать ситуации социального риска. Понятие социального риска употребляют в разных контекстах в зависимости от предмета разговора. Например, в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается такое определение: «группа социального риска — любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних»

Мы знаем, что в группе социального риска чаще оказываются дети с неблагоприятной семейной ситуацией, что не всегда связано с тяжелым материальным положением. Социальный риск имеется в семье, где дети подвергаются насилию, жестокому обращению со стороны родителей, опекунов. С социальным риском связывают алкоголизм, наркоманию, антиобщественное поведение. Основные социальные риски имеют сложную структуру, простираются от временной нетрудоспособности, заболеваний, несчастных случаев, приведших к инвалидности, до потери кормильца.

Еще один аспект процесса формирования социального здоровья школьников — создание педагогических условий для развития системы нравственных ценностей учащихся. В условиях обновления общества все большее значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. Только в процессе творческого самоутверждения может проявиться неповторимая личность, лишенная болезненного честолюбия, амбиций, способная реализовать непрерывно обновляющийся опыт социокультурного поиска, знания общечеловеческих ценностей и возможностей жизнестойкости в новых условиях. Многообразие жизненных ситуаций выявляет различные психологические стереотипы, характеры как детей, так и тех, кто участвует в выработке у них культуры ценностных ориентации. Во взаимодействии детей и взрослых крайне важна способность и навыки гибко адаптироваться к сложившимся, устоявшимся и непрерывно обновляющимся условиям жизнедеятельности. Неадекватность поведения детей и взрослых нередко рождает их взаимное сопротивление, что, в свою очередь, ведет к использованию антигуманных ценностей общения, таких, как грубость и конфликтность. В этих условиях допускается приспособленчество как с одной, так и с другой стороны. Склонность детей и подростков к общению со сверстниками толкает их при возникновении внутри- и внешкольных конфликтных ситуаций на объединение в группировки, многие из которых имеют асоциальную направленность. В них создается своеобразный эффект слияния взглядов и поведения отдельного ребенка либо с группировкой, либо с ее лидером, либо с образом «зонного героя» и т.д. Разделение группировок по зонам влияния и по приоритетам способно вызвать и вызывает проявления жестокости, воинствующего невежества.

Таким образом, в широком смысле под формированием социального здоровья несовершеннолетних следует понимать целенаправленную, сознательно регулируемую на всех уровнях общества систему практических, социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, информационно-технологических, морально-этических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.

Успешность процесса формирования социального здоровья несовершеннолетних зависит от взаимодействия государственной политики в сфере образования и социальной защиты населения, эффективности педагогической деятельности, воспитательного потенциала семьи по оказанию реальной помощи каждому ребенку и подготовки подрастающего поколения к юридической, психологической, экономической, социальной самозащите.

Целью процесса формирования социального здоровья учащихся является приобретение каждым школьником чувства личного достоинства, веры в свои силы, желания самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие в ней проблемы и трудности, а не пассивно ожидать помощи извне. Социально здоровый человек нуждается в предоставлении ему возможности для самоопределения и самоутверждения. Каждому ученику необходимо обеспечить условия для индивидуально-творческого развития личности.

Рассматривая вопрос о социальном здоровье несовершеннолетних, необходимо отметить, что именно в XX веке цивилизованное человечество разработало и приняло на международном уровне довольно большое число документов по правам ребенка, которые официально определили и зафиксировали принципиальные положения в отношении детей.

Таким образом, человечество юридически оформило свою убежденность в том, что у детей есть те же права, что и у взрослых — гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Новые принципы, заложенные в систему социальной защиты детей и провозглашенные этим документом, определили новый подход мира взрослых к миру детства, основанный на признании приоритета запросов, интересов, потребностей детей, самоценности и суверенитета детской субкультуры, прав ребенка па особую помощь и заботу, защиту от принуждения и насилия со стороны взрослых.

Важная роль в процессе формирования социального здоровья школьников принадлежит органам ученического самоуправления и детским объединениям, создаваемым в образовательных учреждениях. Благодаря самоуправлению, детские и молодежные общественные организации способствуют становлению норм демократической культуры, формированию навыков социально-позитивного общения и деятельности, способствуют развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.

Скачать:

Вложение Размер
pechat_sotsialnoe_zdorove_shkolnikov.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное здоровье школьников.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.

Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.

Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.

Понятие «здоровье» рассматривают как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырёх компонентов:

Социальное здоровье школьников.

Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать, барьером для возникновения девиантных форм поведения, — это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере формирования социального здоровья учащихся.

Проблема формирования социального здоровья учащихся является приоритетной и актуальной в работе образовательных учреждений.

Социальное здоровье мы понимаем как динамическую совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающую гармонию между потребностями человека и общества, являющуюся предпосылкой ориентации человека на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.

Данное направление в нашей школе реализуется через систему работы социально-психологической службы, целью которой является коррекция и развитие ребёнка, а также адаптация детей к социуму.

Основными направлениями работы социально-психологической службы являются:

  • профилактика асоциального поведения учащихся;
  • коррекционная работа с отклонениями в поведении учащихся;
  • социальное сопровождение (патронат);
  • охранно-защитная деятельность;
  • просветительская деятельность;
  • методическая работа с педагогическим коллективом, разработка программ и рекомендаций по работе с различными категориями учащихся, социальным окружением и семьёй;
  • проведение медико-социального мониторинга, составление индивидуальных социальных карт учащихся.
  • работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье как средство недопущения жестокого обращения с детьми:

Перед вами краткий социальный паспорт за последние 4 года.

Мы видим, что число неполных семей учащихся не такое уж и маленькое. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. В связи с этим есть дети, которые не получают надлежащего внимания со стороны родителей. Поэтому школа считает важной задачей работу, направленную на укрепление семей учащихся, пропаганду культуры здорового образа жизни.

Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают выпускнику школы адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности. Формирование социального здоровья учащихся предполагает развитие таких качеств личности детей, которые определяют нравственную и правовую состоятельность человека и способны удержать его на правильных общественных позициях, а именно: целеустремленности (умения выбирать индивидуально-значимые и общественно-полезные цели, достигать их, неуклонно соблюдая при этом нормы общественной морали и права); самостоятельности (способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию случайных ситуаций, исходя из внутренних убеждений поступать в соответствии с общественными интересами, закрепленными в системе социальных норм); умения владеть собой (принимать и выполнять правовые и моральные обязательства, руководить собой в конфликтных ситуациях, сдерживать противоречащие общественным нормам желания, стимулировать стремления, которые направлены на достижение общественно-полезных целей); способности и готовности к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач, социальной инициативе, самовыражению и самоутверждению.

В определении уровня социального здоровья учащихся ключевым критерием служит адаптированность ребенка к условиям среды. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни социального здоровья детей: креативный уровень (дети, успешно и устойчиво адаптирующиеся к любым изменениям среды без ущерба для своего соматического, психического, духовно-нравственного здоровья; обладающие значительным личностным потенциалом, резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности); адаптивный уровень (относительно благополучные дети, которые в целом достаточно успешно адаптированы к социуму, но проявляют повышенную тревожность, уровень стрессоустойчивости недостаточно высокий, личностные компенсаторные механизмы противодействия негативным влияниям среды недостаточно развиты); дизадаптированный уровень (к нему относятся дети либо не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от внешнего воздействия. Эти дети относятся к группе риска, потенциально дезадаптированных в социуме людей).

Процесс формирования социального здоровья учащихся должен носить комплексный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на: улучшение собственного психического и физического состояния; отказ в образе жизни от поведения, наносящему вред своему здоровью и здоровью окружающих; нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью; сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление; практическое овладение здоровьесберегающими технологиями в сфере самообразования, труда и отдыха.

Одним из направлений педагогической деятельности в сфере формирования социального здоровья учащихся является работа по развитию умений несовершеннолетних преодолевать ситуации социального риска. Понятие социального риска употребляют в разных контекстах в зависимости от предмета разговора. Например, в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается такое определение: «группа социального риска — любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних»

Мы знаем, что в группе социального риска чаще оказываются дети с неблагоприятной семейной ситуацией, что не всегда связано с тяжелым материальным положением. Социальный риск имеется в семье, где дети подвергаются насилию, жестокому обращению со стороны родителей, опекунов. С социальным риском связывают алкоголизм, наркоманию, антиобщественное поведение. Основные социальные риски имеют сложную структуру, простираются от временной нетрудоспособности, заболеваний, несчастных случаев, приведших к инвалидности, до потери кормильца.

Еще один аспект процесса формирования социального здоровья школьников — создание педагогических условий для развития системы нравственных ценностей учащихся. В условиях обновления общества все большее значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. Только в процессе творческого самоутверждения может проявиться неповторимая личность, лишенная болезненного честолюбия, амбиций, способная реализовать непрерывно обновляющийся опыт социокультурного поиска, знания общечеловеческих ценностей и возможностей жизнестойкости в новых условиях. Многообразие жизненных ситуаций выявляет различные психологические стереотипы, характеры как детей, так и тех, кто участвует в выработке у них культуры ценностных ориентации. Во взаимодействии детей и взрослых крайне важна способность и навыки гибко адаптироваться к сложившимся, устоявшимся и непрерывно обновляющимся условиям жизнедеятельности. Неадекватность поведения детей и взрослых нередко рождает их взаимное сопротивление, что, в свою очередь, ведет к использованию антигуманных ценностей общения, таких, как грубость и конфликтность. В этих условиях допускается приспособленчество как с одной, так и с другой стороны. Склонность детей и подростков к общению со сверстниками толкает их при возникновении внутри- и внешкольных конфликтных ситуаций на объединение в группировки, многие из которых имеют асоциальную направленность. В них создается своеобразный эффект слияния взглядов и поведения отдельного ребенка либо с группировкой, либо с ее лидером, либо с образом «зонного героя» и т.д. Разделение группировок по зонам влияния и по приоритетам способно вызвать и вызывает проявления жестокости, воинствующего невежества.

Таким образом, в широком смысле под формированием социального здоровья несовершеннолетних следует понимать целенаправленную, сознательно регулируемую на всех уровнях общества систему практических, социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, информационно-технологических, морально-этических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.

Успешность процесса формирования социального здоровья несовершеннолетних зависит от взаимодействия государственной политики в сфере образования и социальной защиты населения, эффективности педагогической деятельности, воспитательного потенциала семьи по оказанию реальной помощи каждому ребенку и подготовки подрастающего поколения к юридической, психологической, экономической, социальной самозащите.

Целью процесса формирования социального здоровья учащихся является приобретение каждым школьником чувства личного достоинства, веры в свои силы, желания самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие в ней проблемы и трудности, а не пассивно ожидать помощи извне. Социально здоровый человек нуждается в предоставлении ему возможности для самоопределения и самоутверждения. Каждому ученику необходимо обеспечить условия для индивидуально-творческого развития личности.

Рассматривая вопрос о социальном здоровье несовершеннолетних, необходимо отметить, что именно в XX веке цивилизованное человечество разработало и приняло на международном уровне довольно большое число документов по правам ребенка, которые официально определили и зафиксировали принципиальные положения в отношении детей.

Таким образом, человечество юридически оформило свою убежденность в том, что у детей есть те же права, что и у взрослых — гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Новые принципы, заложенные в систему социальной защиты детей и провозглашенные этим документом, определили новый подход мира взрослых к миру детства, основанный на признании приоритета запросов, интересов, потребностей детей, самоценности и суверенитета детской субкультуры, прав ребенка па особую помощь и заботу, защиту от принуждения и насилия со стороны взрослых.

Важная роль в процессе формирования социального здоровья школьников принадлежит органам ученического самоуправления и детским объединениям, создаваемым в образовательных учреждениях. Благодаря самоуправлению, детские и молодежные общественные организации способствуют становлению норм демократической культуры, формированию навыков социально-позитивного общения и деятельности, способствуют развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.

Источник

Читайте также:  Мини сценка ко дню здоровья
Adblock
detector