Меню

Цель психологии профессионального здоровья

Психология профессионального здоровья: обзор концепций 339

Исаев А.А.
магистр, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет
e-mail: andybodalisaev@gmail.com

Никифоров Г.С.
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологического обеспечения профессиональной деятельности, колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: professional.psychology@spbu.ru

Родионова Е.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: e.rodionova@spbu.ru

Аннотация

Психология профессионального здоровья — направление, которое становится все более популярным и востребованным сегодня в самых различных сферах. Актуальность тематики статьи обусловлена, прежде всего, высокой частотой встречаемости проблем психологии здоровья в современных исследованиях, а также большим количеством запросов организаций, заинтересованных в улучшении качества работы персонала и здоровье сотрудников. В своей статье мы остановимся на наиболее важных концепциях этого направления, принимая во внимание как отечественных авторов, так и зарубежных. Для нас особый интерес представляет концепция В. Н. Мясищева, который назвал свою позицию в исследовании личности, как био-психо-социальное единство. Ученый определил три уровня рассмотрения понятия «здоровье»: биологический, психологический, социальный. Нами обобщены основные концепции профессионального здоровья и некоторые тесно связанные с этой областью концепции. В поле зрения попали как отечественные теории понятия, так и разработки зарубежных авторов.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Психология профессионального здоровья — направление, которое становится все более популярным и востребованным сегодня в самых различных сферах. В своей статье мы остановимся на наиболее важных концепциях этого направления, принимая во внимание как отечественных авторов, так и зарубежных.

Источник

Программа «Психология профессионального здоровья» для специалитета АПП ЮФУ

специалист в области арт-терапии

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Директор Академии психологии и педагогики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ»

37.03.01 «Психология служебной деятельности»

Квалификация (степень) выпускника

Кафедра психологии управления и акмеологии

Курс _4_ Семестр _7_

Форма обучения Очная

Программа разработана: Правдина Лида Ромуальдовна, доцент кафедры психологии управления и акмеологии, канд.пс.н.

Рецензент: Васильева Ольга Семеновна, профессор кафедры общей психологии ЮФУ, к.биол.н.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

Учебно-методического совета Кафедры психологии управления

Академии психологии и педагогики и акмеологии

от 02.09. 2014 г. № 1 от 02.09. 2014 г. № 1

кафедры психологии управления и акмеологии

от 02. 09. 2014 г. №_____1__

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины –изучение специфики влияния профессиональной деятельности на ресурсы физического, психологического, социального здоровья специалиста; выявление основных направлений формирования профессионального здоровья; ознакомление с основными методами психологической профилактики профессиональных заболеваний.

Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит дисциплина:

В практической деятельности:

— осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава с целью формирования морально-психологической готовности к деятельности в повседневных и экстремальных условиях;

— анализ характеристик психических процессов, психических свойств и состояний человека, их проявлений в различных видах служебной деятельности личного состава, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества;

— предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, психическом развитии сотрудников, военнослужащих и иных лиц, рисков асоциального поведения, профессиональных рисков, профессиональной деформации;

— формирование установок в отношении здорового образа жизни, гармоничного развития, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления профессиональных и жизненных трудностей;

— разработка моделей диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбор адекватных форм, методов и программ коррекционных мероприятий, программ психологической помощи сотрудникам, военнослужащим и иным лицам;

В научно-исследовательской деятельности:

— участие в проведении прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, в работе научных конференций и семинаров;

— психологическое сопровождение инноваций;

В организационно-управленческой деятельности:

— организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

— эргономическое обеспечение организации рабочих мест;

— совершенствование методического инструментария психологической службы;

— распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в

В специальной деятельности:

— специальная деятельность: задачи специальной деятельности определяются образовательной организацией совместно с заказчиком кадров (работодателем) с учетом специфики будущей служебной деятельности специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «Психология профессионального здоровья» относится к вариативной части профессионального цикла подготовки специалиста. Программа курса ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности психолога –деятельности по обеспечению психологического здоровья, личностных адаптационных ресурсов для повышения эффективности деятельности, ее надежности и работоспособности работников организации.

Читайте также:  Плакаты по пропаганде здоровья

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и готовности, формируемые предшествующими дисциплинами ( « Общая психология », « Психология личности », «Психология труда », «Психофизиология»):

— нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности; сущность профессионально-нравственной деформации и пути е ѐ предупреждения и преодоления; этические и нравственные основы формирования антикоррупционного поведения; основные нормы и функции служебного этикета;

— психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;

— основные механизмы, технологии психологического воздействия на разных этапах развития индивида и личности, процедуры оказания психологической помощи индивидам, группам и сообществам;

— психологическую структуру личности, особенности проявления психических процессов, состояний, свойств, взаимодействия сотрудников (военнослужащих) в различных ситуациях профессиональной деятельности;

— использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;

— осуществлять профилактические мероприятия, способствующие повышению стрессоустойчивости сотрудников (военнослужащих);

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной дисциплиной.

Данную учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное освоение дисциплин «Психологии управления», «Видеотренинг профессионально-психологического роста», «Организационная психология», и др.

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

Общекультурные компетенции (ОК):

Способность понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);:

профессиональные задачи психолога в сфере обеспечения психологического здоровья;

— типовые задачи психодиагностики в области профессиональногоздоровья.

Уметь:ставить задачи и разрабатывать программы в области психологического оздоровления для конкретных служебгных подразделений;

Владеть: навыками подбора психодиагностических методик для решения типовых задач в области обеспечения профессионального здоровья.

Способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

основные приемы психологической саморегуляции;

— основные стратегии и приемы первой психологической помощи;

— проводить мероприятия по регуляции эмоционального состояния в малых группах;

Владеть навыками формирования мотивации к ЗОЖ.

Профессиональные компетенции (ПК):

Способность осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, в том числе в экстремальных условиях (ПК-1);

— основные профессиональные риски и профессиональные стрессы служебной деятельности;

— основные принципы построения организационных оздоровительных программ;

— проводить просьтейшие антистрессовые мероприятия;

— проектировать организационные оздоровительные программы;

— основными технологиями стрессменеджмента;

— основными технологиями профилактики посттравматических расстройств.

Способность описывать структуру деятельности профессионала в рамках определ ѐ нной сферы (психологический портрет профессионала), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности (ПК-3);

Знать: стандартные процедуры проведения психодиагностического обследования.

Уметь: проводить диагностическую процедуру в соответствии с этическими и методическими правилами.

Владеть: навыками постановки диагноза, подготовки психодиагностического заключения и выдачи результатов.

Способность реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп (ПК-12);

— основные направления личностного роста профессионала;

— значение морально-нравственных качеств профессионала и его профессиональной самоидентификации.

— проводить тренинги личностного роста для специалистов служебной деятельности;

организовывать систематические оздоровительные мероприятия в различных сферах служебной деятельности.

— навыками психологической диагностики уровня развития (проявления) психических характеристик индивида.

4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Содержание модулей дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Модуль 1. Основные предметные области психологии профессионального здоровья

Психология профессионального здоровья как новое научно-практическое направление современной психологии. Организационные стресс-факторы и факторы риска возникновения и развития профессиональных заболеваний. Концепция психологического обеспечения профессионального здоровья. Нравственность специалиста и жизненное самоопределение в контексте профессионального здоровья. Нарушения профессионального здоровья: профессиональное выгорание и офисный синдром, синдром хронической усталости, деформации личности и др..

Модуль 2. Методы развития профессионального здоровья

Надежность и безопасность профессиональной деятельности; взаимосвязь работы, семьи и личной жизни. Культура профессионального здоровья и психологические средства его обеспечения. Организационные программы укрепления профессионального здоровья

4.2. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 час.).

Источник

Проблема психологического здоровья профессионала

Автор: СЫРЕНКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Проблема психологического здоровья профессионала

Ю.А. Сыренкова, педагог-психолог

ОГБПОУ «Колледж индустрии питания торговли и сферы услуг», г. Томск

В настоящее время проблема профессионального здоровья приобретает особую актуальность, особенно в отношении тех людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях. Результаты многочисленных исследований позволяют говорить о том, что в настоящее время трудовая деятельность предъявляет повышенные требования, как к физическому, так и к психическому здоровью профессионала. Для эффективности необходимо увеличение производительности труда и повышение его надежности, так же обеспечение оптимального уровня затрат, достижение высоких результатов без потери здоровья. Практическая значимость состоит в том, что на сегодняшний день проблема профессионального здоровья стоит очень остро. От этого зависит работоспособность и качество работы. Важно хорошее психическое и физическое здоровье для эффективного осуществления профессиональной деятельности, но в тоже время практически ничего не делается для его сохранения и поддержания.

Читайте также:  Как выбрать стол для школьника здоровье

Проблема профессионального здоровья в психологии труда

Можно сказать, что первые признаки проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников, занятых в промышленной сфере, относятся к началу XX в. и связаны, прежде всего, с оформлением движения за научную организацию труда (НОТ), одним из основоположников которого был американский инженер Ф. Тейлор. Известно, что в своих работах он исходил из концепции «экономического человека», рассматривая рабочего не более как обособленную единицу, элемент производственного процесса. Социальная природа, психическое и физическое благополучие индивида его не интересовали. Но вот у его соратника Ф. Джилбрета, по праву считающегося одним из вождей движения за тучную организацию труда, уже просматривается достаточно четко выраженная ориентация на «человеческий фактор». Он видит смысл НОТ в том, чтобы каждый занимался тем делом, которое больше всего соответствует его физическим и психическим способностям (Джилбрет Ф. Азбука научной организации труда. — М.; Л., 1925). При этом основным вопросом научной организации труда он считал человека, его отношение к работе, разумное обращение с ним. Каждый должен испытывать радость труда, ибо последнее — главный успех НОТ. А первым условием радости труда и его продуктивности Джилбрет называет здоровье рабочих. Чтобы рабочие были здоровы, необходимо целесообразное устройство их рабочего места и расположение инструментов, но главное, рабочему надо обеспечить необходимый отдых, уменьшить воздействие на него всякого утомления. Джилбрет выступил инициатором проведения Дня борьбы с утомлением, впервые организованного в Америке (впоследствии он ежегодно проводился в декабре). Он настаивал на привлечении психологов для разрешения проблем персонала в производстве. Нельзя недооценивать, подчеркивает Джилбрет, значение психологического фактора для решения одной из великих, по его выражению, задач: предотвращения несчастных случаев на производстве, обеспечении безопасности труда рабочих.

Выбор будущей профессии, определение своего места в жизни — одно из самых главных решений, которое приходится принимать человеку. Выбор профессии в наше время рассматривается как основа жизненного самоутверждения человека в обществе. В лице человека, не занятого своим делом, не нашедшего себя в труде, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб терпит и сама личность вследствие неудовлетворенности, сознания неспособности внести в работу элемент творчества. Гармоничное развитие личности обязательно предполагает правильное профессиональное самоопределение.

За выбором профессии, естественно, следует этап профессиональной подготовки, в процессе которой человек, потенциально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельности, должен овладеть необходимой совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков. Несовершенство профессиональной подготовки, просчеты, допущенные на этом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия для здоровья. Человек, поставленный перед фактом своей профессиональной неполноценности, ущербности, тяжело переживает такое положение. Если эта ситуация окажется трудно поправимой и достаточно устойчивой во времени, то ее разрушительное влияние обязательно скажется в той или иной форме на соматическом и психическом здоровье работника. Следующим за этапом становления профессионала идет этап профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе профессиональной среды. После завершения образования каждому субъекту профессиональной деятельности предстоит пройти этап первичной адаптации, под которым понимается первоначальное (после специальной подготовки) вхождение в профессиональную деятельность. Среди факторов, влияющих на особенности прохождения адаптационного процесса, можно отметить следующие:

Возраст. Молодые люди лучше адаптируются к условиям деятельности, профессиональным задачам; с возрастом накапливается опыт социальной адаптации, что находит выражение в поведении работников, в их способности проявлять гибкость, идти на компромисс, избегать категоричных суждений.

Пол. У женщин преобладает ориентация на социальную адаптацию, у мужчин на адаптацию к содержанию профессиональной деятельности.

Индивидуальные особенности: тип нервной системы (особенно по характеристике подвижности и инертности); мотивация; самостоятельность; склонность к сотрудничеству; адекватная самооценка (своих личностных качеств и профессиональных возможностей); самоконтроль; эмоциональная устойчивость; степень тревожности.

Стресс в профессиональной деятельности играет не последнюю роль в сохранении психологического здоровья. Психологический (эмоциональный, второсигнальный) стресс — это та разновидность стрессовых состояний, которые в значительной части следует отнести к области отрицательных и положительных чувств и эмоций [7, 463]. Видов и форм проявления психологического стресса бесконечно много, так как они связаны с личностными качествами человека, его прошлым опытом, особенностями воспитания и образования и т. д. Обычно, профессиональный стресс связывают с таким видом психической напряженности, который возникает у человека в условиях деятельности, связанных с большими умственными перегрузками, с необходимостью быстрого отыскания решений, помехами, неудачами, реальной опасностью, повышенной ответственностью за выполняемую работу и т. д. В настоящее время существует немало профессий, для которых стресс если и не хроническое явление, то, во всяком случае, вероятность его возникновения весьма велика. Профессиональная деятельность человека может осложняться воздействием стрессоров разной природы, такими как: организация и содержание трудовой деятельности (условия труда, неудобные часы работы, трудность выполняемой деятельности, повешенная ответственность и т.д.); профессиональная карьера (проблема статуса, перспектива сокращения, недостаток необходимых профессиональных знаний и умений, переход на другую работу); оплата труда; взаимоотношения на работе; внеорганизационные источники стресса ( проблемы в семье; жизненные кризисы; финансовые проблемы; конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией ).

Читайте также:  Цитаты про здоровье родителей

Все вышеперечисленные факторы, несомненно, негативно влияют на становление профессионала, вследствие чего итогом может являться профессиональное выгорание работника.

Профессиональное (эмоциональное выгорание) – синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры [10, 105]. Выгорание как феномен попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, врачей, но также и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках, которые «горят», но не «сгорают» полностью на работе.

Специфическая симптоматика выгорания первоначально была обнаружена исследователями у лиц помогающих профессий: социальных и медицинских работников, работников благотворительных организаций, администраторов и обслуживающего персонала, учителей, преподавателей. Позже список профессий, связанных с опасностью «выгорания», был дополнен адвокатами, полицейскими, тюремщиками, политиками, торговым персоналом, менеджерами среднего и высшего звена. Таким образом, «из платы за сочувствие» (Маслач К., 1986) синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников «коммуникативных» профессий, т. е. профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения. В процессе «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение (исчерпание ресурсов), появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, а иногда и собственной (персональной) жизни. Таким образом, феномен «выгорания» представляет собой сложную, многоуровневую симптоматику «душевных потерь» вследствие продолжительного рабочего напряжения в ситуациях делового общения с другими людьми. Последствия данных потерь — психическое (субъективное), а в некоторых случаях и физическое неблагополучие, снижение или утрата трудовой активности и работоспособности, уменьшение персонального и социально-психологического пространства.

В наше время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Современный труд может оказывать на человека как положительное, так и негативное воздействие. Последнее может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т. д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и в крайних случаях их проявления — профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность. Велик научный и практический интерес к синдрому выгорания и обусловлен он тем, что этот синдром — непосредственное проявление всёвозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

1. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. — СПб.: Вестник, — 2001. — 154 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, — 2001. — 511 с.

3. Денисов В.Н. Социальная политика в охране здоровья населения. — Новосибирск: Наука, — 2000. — 126 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, — 2000. — 512 с.

5. Крутько В.Н. Подходы к «Общей теории здоровья» // Физиология человека. — М.: Наука, — 2002. — 243 с.

6. Никифорова Г.С. Психология здоровья. Учебник для Вузов. СПб.. Питер,

2006. — 607 с: ил. — (Серия Учебник для вузов).

7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Издательский дом Академия; Высшая школа, — 2001. — 360 с.

8. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, — 2000. — 168 с.

9. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002. — 230 с.

Источник

Adblock
detector