Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе
Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02
Статья просмотрена: 1092 раза
Библиографическое описание:
Дымова, А. В. Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе / А. В. Дымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35954/ (дата обращения: 08.06.2021).
Abstract: Psychological culture of personality is the result of the development, training and education of the individual in the information society since childhood. Therefore, in the context of its consideration included the mental and psychological health of a person, as well as the psychological formation of identity in the information society, which, subject to certain conditions, provide in its unity, cooperation and interdependence sustainable health of the individual in the information society and create conditions for the education of psychological culture.
Keywords: mental health, psychological cultures, psychological literacy, information society.
Психическое здоровье — это комплексный многоаспектный феномен, включающий в себя психологическое, педагогическое, социальное, медицинское и другие аспекты. Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году. Основу психического здоровья составляет психологическая культура человека на всех этапах его жизни.
Современное общество под влиянием деятельности психологической службы стала рассматривать как приоритетную проблему психологического здоровья в информационном обществе и искать пути её решения. Если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья — развитие личностной индивидуальности общества.
В настоящее время становится всё более актуальным и очевидным тот факт, что психологическая культура и психическое здоровье личности в информационном обществе, не может остаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры в информационном обществе. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие психологической культуры в информационном обществе. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие психологического здоровья, создают условия, при которых ребёнок уже с момента рождения попадает в «зону риска» [7 с.109].
Уровень психологической культуры личности в информационном обществе можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развитии» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важнейших задач психологов — поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения психологической культуры. И начинать, надо с детства, в котором «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Б. Быков) [1].
Психологическая культура личности в информационном обществе является частью общей культуры. Крупнейшие отечественные психологи, философы, культурологи, педагоги (Бердяев Н. А., Бахтин М. М., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лосев А. Ф., Лихачев Д. С., Ушинский К. Д. и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека, утверждали, что «психика человека имеет культурно–исторический характер», что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя её.
Следует сказать, что к настоящему времени социологами и психологами проведено значительное число эмпирических исследований, затрагивающих отдельные аспекты влияния информатизации на личность, причём количество накопленного эмпирического материала возрастает год от года (Королева, 2004; Карпова Д. Н., 2013; Белинская 2013).
Психология вносит в общую культуру понимание уникальности психологической культуры в современном обществе, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке (Климов Е. А.) [4с.183]. Способность человека к сопереживанию, переживанию, сочувствовать, содействовать, поступать великодушно составляют основу психологической культуры и психического здоровья личности в информационном обществе.
Психологическая культура в информационном обществе не только проявляется во взаимодействии общества, но и служит регулятором этого взаимодействия, она предполагает реализацию психологических знаний в обществе с гуманистических позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережливого отношения к чувству личного достоинства, как своего, так и другого человека [4]. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (реклама, средства массовой информации, пиар, различные предсказатели, мошенники и др.)
Психологическая культура личности является результатом психического здоровья личности, а также обучения и воспитания растущего поколения в информационном обществе.
- Введение в систему общего среднего образования психологии как учебного предмета // Московский и Омский эксперимент «Психология и школа», 2008, № 2.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.
- Забродин Ю. М., Попова М. В. Психология в школе. — М., 2009
- Климов Е. А. введение в психологию труда. — М., 2014
- Лотман Ю. М. Воспитание души. — СПб, 2011
- Семикин В. В. Психологическая культура в образовании. — СПб, 2008
- Челпанов Г. И. Психология. Философия. Образование. — М.; Воронеж 2004
Источник
Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека………………….4
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ковровская государственная технологическая академия имени В. А. Дегтярёва».
Кафедра общей психологии и акмеологии.
по дисциплине клиническая психология
на тему: ”Психология здоровья как психологическая культура человека “.
Руководитель: кандидат биологических наук
Исполнитель: студентка группы Пх – 109
- Понятие «психологическое здоровье»………………………………4
- Понимание психологической культуры человека………………….5
- Психология здоровья…………………………………………………7
Глава II. Подходы различных культур к пониманию психологического здоровья ………………………………………………………………………….10
- Представления о здоровье в различных культурах…………..……10
- Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья человека………………………………………………………………11
Глава III. Психологическая культура и психическое здоровье человека…….15
Задания для самостоятельной работы. по дисциплине «Психология .
. машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) 12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, . Наблюдать, изучать жизнь микробов 14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. 156. Художественно описывать, .
Понятие “здоровье” характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире.
На уровне житейских суждений здоровье обычно воспринимается как недостижимый идеал или как простая сумма среднестатистических норм, которую гораздо легче отыскать в учебниках, чем в повседневной жизни.
По сути, все выше сказанное можно отнести и к пониманию понятия психологического здоровья.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психологическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами. 1
Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, а так же становление психологического здоровья приоритетным в структуре психологической культуры человека, выступает на первый план современных исследования в психологии, например, в исследованиях Я.Л. Коломинского и Л. С. Колмогорова.
Цель данной работы – рассмотреть психологию здоровья, как показатель психологической культуры человека.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд последовательных задач:
- Изучить понятия «психологическое здоровье», особенности психологии здоровья, понятие «психологическая культура»;
Рассмотреть подходы различных культур к пониманию психологического здоровья;
Изучить взаимосвязь психологической культуры т психологического здоровья.
Глава I. Особенности психологии здоровья, понятия «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека.
- Понятие «психологическое здоровье».
Как уже было сказано выше, понятие “здоровье” характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире.
Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки – психиатрии (изучены основные тенденции и особенности протекания и лечения психических болезней – шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, психопатий и др.) и невропатологии (психические расстройства при различных неврозах и других патологических нарушениях функционирования нервной системы),которая считала и продолжает рассматривать их как «духовные приложения» к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира.
Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического .
. условий, которые обнаруживают особенность психической деятельности человека в болезненных состояниях. При выборе методики экспериментально психологического исследования играют роль следующие обстоятельства. . функцию человека; биоритмы ее психической активности; психическое и психосексуальное развитие; личность и здоровье; сознательное и несознательное в норме; психическое здоровье; психологию .
Итак, «Психологическое здоровье» — это состояние человека, которому свойственно душевное благополучие, уравновешенность, соответствие субъективных образов и переживаний значению жизненных событий. 2
Психологическое здоровье является важной составляющей общего здоровья человека. Выделяются следующие составляющие психологического здоровья: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям, и так далее.
Но приведенное в «Словаре конфликтолога» понятие не является в достаточной степени исчерпывающим. Следует заметить, что длительное время проблема здоровья оставалась “падчерицей” психологической науки. Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были направлены на изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья. 3
Так же, хотелось бы заметить тот факт, что введенный И.В.Дубровиной термин «психологическое здоровье «, только наметил его разделение на категории 4 : «психическое здоровье « по сути имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; «психологическое здоровье « характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Термин «психологическое здоровье человека фиксирует два категориальных словосочетания: психология человека и психология здоровья; фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научнопрактической дисциплины.
- Понимание психологической культуры человека.
На взаимосвязь показателей психологического здоровья и психологической культуры личности указывает всё большее количество современных исследователей данных феноменов. Данная связь присутствует в описании сущностных характеристик понятий, их функциональных особенностей, а также выделенных структурных компонентах и направлениях коррекции.
Становление психологической культуры человека, понимаемой как уровень самопознания и саморегуляции человека в различных сферах жизнедеятельности и рассматриваемой в качестве показателя успешности процессов социализации и индивидуализации, является актуальной задачей формирования личности в контексте инновационной стратегии организации образования. Всё чаще приобщение к психологической культуре рассматривается как «важное условие сохранение и укрепления психологического здоровья» как ребёнка, так и взрослого.
Тема: «психология здоровья и болезни. Психология лечебного взаимодействия »
. программ. Выделяют три вида здоровья: физическое, психологическое и социальное. Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к . определение здоровья, сформулированное ВОЗ. Таким образом, перспективными направлениями психологии здоровья являются изучение механизмов здоровья, развитие диагностики здоровья (определение уровней здоровья) и .
Формирование психологической культуры на любом этапе онтогенеза связано с овладением теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности, освоения способов регуляции поведения и действования, которые могут быть направлены двусторонне — на себя и на других людей. Всё чаще в качестве основной цели психологического образования выступает формирование психологической культуры личности.
Так же следует заметить, что психически здоровое общество – это то общество, которое благоприятствует наиболее полному развитию и реализации человеческих потенций. Психически здоровое общество основано на демократическом управлении и представлениях о том, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, заниматься интересным делом и нуждаются в поддержке и одобрении. Формирование такого общества непосредственно связано с развитием психологической культуры населения.
Психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции 5 .
Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения.
Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности.
Исторически сложилось так, что психология здоровья претендует на условную новизну, в отличие от психологии болезней, которая оформилась как одно из прикладных направлений психологической науки – клиническая психология. Последняя сосредоточена на изучении психических факторов происхождения и течения болезней, влияния заболеваний на личность, психологических аспектов лечебного воздействия.
Итак, психология здоровья — во-первых, раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья (здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, психологические аспекты общественного здоровья; акцент делается на профилактике, ориентированной на модели здоровья; во-вторых, отрасль психологии, изучающая связи психических аспектов поведения со здоровьем и болезнью. Эта область психологии изучает роль поведения в сохранении здоровья и обретении болезни. 6
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических .
. управлять телом направляя жизнь человека.Над здоровьем души человек должен заботиться больше чем над здоровьем организма. Вершиной античной психологии стал трактат Аристотеля ”о душе . динамичный фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности человека. .
Система представлений о соотношении нормального и аномального является основанием для квалификации состояния здоровья. Психология здоровья как особое направление в науке демонстрирует неослабевающий исследовательский и практический интерес к этой теме, дающей выход на возможности поддержания и восстановления душевного благополучия человека. Проблема нормы являлась и продолжает оставаться одним из самых актуальных, интригующих и сложных вопросов психологической науки. Эволюция данной проблемы непосредственно связана с пониманием психической нормы как нормы развития, расширением области исследований природы психического и изменениями в понятийном строе психологии человека.
Интересен взгляд Ведехиной С. А. по ее мнению психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития 7 – является самостоятельным научным направлением, в рамках которого подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на возникновение болезни.
По мнению Ведехиной здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие выполнения человеком своих задач и целей, своей индивидуальной миссии. И по этому, ориентируясь на некоторые факторы психологии здоровья, можно представить, что психологическое здоровье есть предпосылка физического здоровья, т. е. психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.
Несмотря на то что проблемы психического здоровья активно изучались отечественными психологами, психология здоровья как отдельная область знаний больше распространена за рубежом, где активнее внедряется в практику медицинских учреждений.
Психологию здоровья можно определить в узком и широком смысле 8 .
В узком смысле психология здоровья – это частная психологическая дисциплина, которая занимается:
1) профилактикой и охраной здоровья;
2) предотвращением болезней;
3) выявлением форм поведения, повышающих риск заболевания.
В широком смысле психология здоровья занимается:
1) профилактикой и охраной здоровья;
2) предотвращением и лечением болезней;
3) выявлением форм поведения, повышающих риск заболевания;
4) выявлением причин болезней;
Глава II. Взаимосвязь психологии здоровья и психологической культуры
- Представления о здоровье в различных культурах.
Культура играет важную роль в появлении, распространении и лечении болезней. Хотя конечная цель предотвращения и лечения болезней и сохранения здоровья везде одна и та же, в разных культурах по-разному представляют себе «здоровье» и «зрелость». Культурные различия существуют и в восприятии проблем и в стратегии их решения. Культурные традиции влияют на сам процесс лечения, представления и понимание проблемы терапевтом и пациентом 9 .
Особенности психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье
. Глава 1. Психические состояния человека. Особенности психологических состояний дошкольников, живущих в неполной семье. 1.1Определение и свойства психических состояний. Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний. В психических состояниях проявляется степень уравновешенности .
Люди в Древнем Китае и Древней Греции считали, что здоровье – это не только отсутствие негативного состояния, но и присутствие позитивного начала. Во многих азиатских культурах неотъемлемой частью здоровья считается состояние гармонии с природой в течение жизни и при выполнении различных социальных ролей. Через баланс с окружающим миром достигается некое позитивное состояние – синергия человека и природы, — которое и называется здоровьем. Точка зрения на здоровье, которая предполагает не только отсутствие негативного состояния, но и присутствие положительного качества, распространена сегодня во многих культурах мира.
В наши дни в Соединенных Штатах баланс с природой также рассматривается как положительный аспект, который включается в понятие «здоровье». В последние 20 лет мы наблюдаем постепенный отход от определения здоровья как отсутствия болезни. Американцы все больше убеждаются в том, что правильный образ жизни помогает не только избежать болезни, но и достичь положительного состояния. В современной психологии для обозначения такого положительного состояния используется понятие – выносливость.
Следует заметить, что культура может влиять на здоровье различными путями. Культура влияет на отношение к здравоохранению и лечению, представления о причинах здоровья и болезни, доступность здравоохранения, поведение, связанное с обращением за медицинской помощью, и на многие другие аспекты здоровья и болезни 10 .
- Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья человека.
Хотелось бы заметить, что в современной западной культуре наряду с эталонами локального и преходящего значения существуют устойчивые, выдержавшие испытание временем и укоренившиеся в различающихся социокультурных условиях “эталоны здоровья”, которые затрагивают первоосновы и фундаментальные проблемы человеческого существования и потому претендуют на универсальность.
Согласно данной концепции, различные представления о здоровье и здоровой личности, фигурирующие как в научной литературе, так и в обыденном сознании, предполагают устойчивый образец (своего рода “первообраз”), или “эталонное основание”, т. е. самую общую схему, в соответствии с которой эти представления структурируются 11 . Весьма вероятно, что указанные “первообразы” имеют древнее социокультурное происхождение и выступают в качестве распространенных социокультурных эталонов здоровья.
Возможны два направления в исследовании социокультурных эталонов. 12 Первое позволяет проникнуть в глубинные пласты человеческой психики и культуры, к наиболее глубоким уровням социокультурной детерминации здоровья и рассмотреть универсалии как индивидуального, так и коллективного опыта оздоровления. Предметом исследования в данном случае становятся те архетипы, которые определяют исконные представления человека о собственном благополучии, целостности и совершенстве, а также универсальные мотивы, вариативно проявляющиеся в различных формах оздоровительной практики — от приношения петуха в жертву Асклепию до ритуалов современной медицины. Образно говоря, перед исследователем стоит задача постичь общечеловеческую “мифологию здоровья и болезни”.
Психологическая культура человека
. и отношений с другими людьми. Главные элементы психологической культуры человека: познание себя и другого человека. Андре Моруа писал «Люди так любят слушать, . мира». Способы изучения: Опыт Искусство Иррациональная психология Научная психология Практическая психология Отрасли психологии Общая психология- раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, .
Второе исследовательское направление не выявляет “узловые точки”, скрытые детерминанты и первоистоки, но скорее помогает прояснить общий культурный контекст, установить смысловые взаимосвязи и обозреть то дискурсивное поле, в котором формируются конкретные воззрения и модели. Исследуются уже сформировавшиеся типы дискурсивных практик, наиболее распространенные способы концептуализации, герменевтические традиции и т. д.
С точки зрения Васильевой О. и Филатова Ф., феноменология здоровья охватывает и архетипическое, и диспозитивное измерение. В анализе выявляются как универсальные, архетипические образы, мотив и идеи, относящиеся к проблематике здоровья, болезни, исцеления, так и конкретные констелляции — концептуальные конструкты, понимание которых требует прояснения формирующего их социального контекста. Эти две плоскости анализа располагаются как бы перпендикулярно по отношению друг к другу и являются взаимодополняющими. Важно учитывать оба направления и использовать в исследовании обе стратегии анализа: “углубление”, или обращение к социокультурным универсалиям, и “расширение”, или прояснение контекста. Словом, социокультурный эталон может быть непосредственно соотнесен с такими гипотетическими конструктами, как архетип и диспозитив здоровья.
В основе любого устоявшегося социокультурного эталона здоровья можно обнаружить более или менее четкую дефиницию, которая отражает самое общее понимание природы и специфики этого предмета познания. В дефинициях здоровья лаконично отражается своеобразие тех систем знания и культурного опыта, которые формируют определенные концепции и модели здорового, полноценного существования. Очевидно, что характер конкретного определения здоровья всегда зависит от более фундаментальных представлений о человеке, природе и космосе (миропорядке), которые сложились в ходе развития данной культуры. Выявление и анализ таких определений и созданных на их основе концепций позволяют осмыслить проблему здоровья как универсальный феномен человеческой культуры, значение которого остается непреходящим в любую культурно-историческую эпоху.
Дефиниция представляет собой предельно обобщенное определение, в котором концентрируется самая общая идея и которое, как правило, обнаруживается в философской, медицинской или психологической литературе.
Концепция разворачивает и детализирует исходное определение, соотнося его с другими категориями и реалиями опыта, более четко обозначая предметную область и упорядочивая относящиеся к этой области знания. Концепция здоровья далеко не всегда научно обоснована и часто присутствует в той или иной системе интерпретаций неявно, в виде разрозненных постулатов и положений, которые могут быть путем содержательного анализа выведены из различных текстов. Поэтому можно лишь с определенной долей условности говорить, например, об “античной концепции здоровья”. Что же касается эталона здоровья, то этот сложный социокультурный феномен проявляется двояко. С одной стороны, можно рассматривать эталоны формально, как относительно устойчивые формирующие матрицы, определяющие структуру нашего знания о здоровье и включающие набор константных характеристик. Как сказано выше, это упрощенные схемы, в соответствии с которыми формируются житейские понятия и социальные представления о здоровье, характерные для данной культуры.
Психология саморегуляции(11-14)
. деятельности; обучить приемам самостоятельного формирования позитивных психоэмоциональных состояний. Заинтересованный в поддержании здоровья человек должен иметь в запасе некоторое число методов и техник. Причем этот . о том, что забота о здоровье (физическом и психическом) должна быть составной частью образа жизни. При ухудшении своего самочувствия человек может использовать различные методы, .
Основная социокультурная и дискурсивная функция эталона здоровья заключается в структурировании научных и социальных представлений о здоровье. Социальные стереотипы (феномены обыденного сознания) и научные воззрения всегда помещены в определенную “культурную рамку”, которой определяется их структурное своеобразие.
В структуре социокультурного эталона здоровья могут быть выделены следующие компоненты:
- Наиболее общее представление о феномене здоровья (как правило, лаконично выраженное в дефиниции);
- Эталонный образ здоровой личности, предполагающий набор устойчивых личностных характеристик;
- Устоявшиеся представления об основных условиях и принципах здорового существования; информация о путях или способах оздоровления личности, отражающая культурно-исторический опыт различных сообществ.
Кроме того, любому социокультурному эталону здоровья соответствует определенный тип интерпретации болезни.
Глава III. Психологическая культура и психическое здоровье человека
В каждой психологической культуре общности людей видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом.
Социокультурные факторы могут оказать и искажающие влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых – механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом. Так, у китайцев юго-восточной Азии (чаще у мужчин) встречается синдром Коро: резкое нарастание страха, ведущее к панике, в связи с ощущением, что половые органы как бы втягиваются в брюшную полость, полное же втягивание ведет к смерти. Такие субъективные ощущения – следствие определенных убеждений, рожденных культурой: если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь – Инь больше Ян, то это отрицательно влияет на мужские особенности тела.
Отношение к психическим болезням связано с традициями психиатрии, влиянием на психиатрию всех других наук о человеке. Например, в китайской психиатрии до недавнего времени были распространены трактовки психических болезней как имеющих органическую или физиологическую природу. Это обусловлено влиянием традиционных представлений о психофизиологической природе человека как основывающейся на взаимодействии потоков энергии внутри организма. Состояние потоков энергии и особенности их взаимодействия с энергией внешнего мира определяют психическое здоровье или нездоровье. При этом социально-психологические причины заболеваний, например депрессии, недооценивались. Менее глубокие психические расстройства (неврозы, ситуативные и острые реактивные состояния) также культурально обусловлены. Так, обследование жителей пяти азиатских стран (Индонезия, Китай, Таиланд, Тайвань, Япония) выявило значимые различия в характере проявления отдельных симптомов (тревожность, раздражительность, депрессивность, страхи, головные боли, боли в груди и др.) для одних и тех же психических расстройств.
Психология 69
. проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда; медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы .
Отсутствие соответствующей психологической культуры может быть причиной того, что люди не осознают связи между испытываемым стрессом и ощущаемым соматическим расстройством. Представители западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств. На любую психотерапевтическую и психологическую помощь, потребность в которой может испытывать человек, оказывает большое и многообразное влияние культурная среда. Определенные направления психологической помощи можно рассматривать как процесс преодоления рассогласования между индивидом и требованиями культуры, в которую индивид погружен.
В культуре каждого этноса есть определенные действа, выполняющие психопрофилактические функции. Многие праздничные ритуалы имеют психопрофилактическое и психогигиеническое значение. Средства массовой информации модифицируют психологическую культуру, как личности, так и этноса, например, дополняя ее научными представлениями. Актуальное состояние психологической культуры характеризуется не только соотношением научных и обыденных представлений о психике, но и многими специальными факторами, состоянием общества в целом. Предпочитаемый тип психотерапевтического и психогигиенического воздействия находится в тесной связи с уровнем социальной организации общности.
Так, психологическая культура Беларуси недавнего времени могла характеризоваться, в частности, распространившимся в последнее время эстрадным целительством: теле- и радиосеансы психотерапии, встречами массовой аудитории с экстрасенсами, магами, колдунами и прочими лицами, использующими суггестивные методы. Широкое распространение различных магических действий и манипуляций, экзотических воздействий и процедур было вызвано не только социально-политической напряженностью в обществе (без сомнения усиливающей стрессовые изменения психики у многих людей), но и низкой культурой использования услуг квалифицированных специалистов. В известной мере, спрос на такого рода услуги тормозится и ограниченным предложением. Удельный вес специалистов в области психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии в Республике Беларусия очень невысок, по сравнению с высокоразвитыми странами.
Развитую систему взглядов на психологическую культуру сохранения здоровья содержат астрологические учения, предписывающие нормы, ценности и конкретные правила, которых должен придерживаться человек в поведении, деятельности, самосовершенствовании. В них далеко не все достаточно убедительно, есть значительные различия в подходах, противоречия между отдельными школами, но, тем не менее, среди прочих астрологическое направление выделяется наибольшей целостностью и стройностью взглядов, что неудивительно, если учитывать возраст этих учений.
Преобразование психологической культуры в широком временном масштабе характеризуется увеличением количества психогигиенических и психокоррекционных воздействий, осуществляемых индивидуально, отходом от коллективных форм вхождения в состояния релаксации, в измененные состояния сознания и состояния, приводящие к оздоровительным изменениям в психике. Технология психологического воздействия становится все более независимой от религиозных.
Психологическое здоровье является важной составляющей общего здоровья человека.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психологическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами. 13
Становление психологической культуры человека, понимаемой как уровень самопознания и саморегуляции человека в различных сферах жизнедеятельности и рассматриваемой в качестве показателя успешности процессов социализации и индивидуализации, является актуальной задачей формирования личности в контексте инновационной стратегии организации образования. Всё чаще приобщение к психологической культуре рассматривается как «важное условие сохранение и укрепления психологического здоровья» как ребёнка, так и взрослого.
Психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции 14 .
Психология здоровья — во-первых, раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья (здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, психологические аспекты общественного здоровья; акцент делается на профилактике, ориентированной на модели здоровья; во-вторых, отрасль психологии, изучающая связи психических аспектов поведения со здоровьем и болезнью. Эта область психологии изучает роль поведения в сохранении здоровья и обретении болезни.
Множество факторов влияют на здоровье и развитие заболеваний. Это не только окружающая среда, диета, привычки (курение, потребление алкоголя) и доступность медицинской помощи, но и культурные факторы. Понимание роли, которую играет культура в развитии физических и психических заболеваний, приблизит нас к открытию методов предотвращения заболеваний в будущем. По мере того как исследования выявляют возможные негативные последствия культурных тенденций, мы приходим к пониманию роли культуры в сохранении здоровья и разработке подходов к лечению людей из разных культур.
Культура играет важную роль в появлении, распространении и лечении болезней. Хотя конечная цель предотвращения и лечения болезней и сохранения здоровья везде одна и та же, в разных культурах по-разному представляют себе «здоровье» и «зрелость». Культурные различия существуют и в восприятии проблем и в стратегии их решения. Культурные традиции влияют на сам процесс лечения, представления и понимание проблемы терапевтом и пациентом 15 .
Признание роли культуры для сохранения здоровья означает, что мы должны изменить методы лечения болезней и пути предоставления медицинской помощи. Для разработки эффективных стратегий лечения необходимо принимать во внимание понятия о здоровье и болезни, принятые в разных культурах. Основанные на культурных традициях методы и стратегии лечения болезней жизненно необходимы для улучшения систем здравоохранения.
Отсутствие соответствующей психологической культуры может быть причиной того, что люди не осознают связи между испытываемым стрессом и ощущаемым соматическим расстройством.
В культуре каждого этноса есть определенные действа, выполняющие психопрофилактические функции. Многие праздничные ритуалы имеют психопрофилактическое и психогигиеническое значение.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога /http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/%C7%C4%CE%D0%CE%C2%DC%C5+%CF%D1%C8%D5%C8%D7%C5%D1%CA%CE%C5.
- Васильева О., Филатов Ф. Психология здоровья человека / .
- Демина Л.Д. , Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / http://sbiblio.com/biblio/archive/demina_psihicheskoe/default.aspx.
- Колмогорова Л. С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования / .
- Колмогорова Л. С. Возрастные возможности особенности становления психологической культуры учащихся /http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/%CA%EE%EB%EC%EE%E3%EE%F0%EE%E2%E0_%CB_%D1_2_2001.htm.
- Коломинский Я. Л. Психологическая культура или психологическая цивилизация /http://charko.narod.ru/tekst/alm4/kol.html.
- Мацумото Д. Психология и культура / http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/09.php.
1 .
2 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога / http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/%C7%C4%CE%D0%CE%C2%DC%C5+%CF%D1%C8%D5%C8%D7%C5%D1%CA%CE%C5
3 Васильева О., Филатов Ф. Психология здоровья человека /
5Васильева О., Филатов Ф. Психология здоровья человека /
7 Ведехина С. А. Клиническая психология / http://www.likebook.ru/books/view/5120/
8Ведехина С. А. Клиническая психология / http://www.likebook.ru/books/view/5120/
9 Мацумото д. Психология и культура / http://www.Gumer.Info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/09.Php
10Мацумото д. Психология и культура / http://www.Gumer.Info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/09.Php
11 Васильева О., Филатов Ф. Психология здоровья человека /
12 Демина Л.Д. , Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / http://sbiblio.com/biblio/archive/demina_psihicheskoe/default.aspx.
14Васильева О., Филатов Ф. Психология здоровья человека /
15 Мацумото д. Психология и культура / http://www.Gumer.Info/bibliotek_Buks/Psihol/Mats/09.Php
Примеры похожих учебных работ
Психологические основы профессионального развития личности
. интегральные характеристики личности профессионала являются психологической основой, необходимой, . модель) в самосознании (человека доминирует тенденция к подчинению . резким снижением показателей здоровья (невротизация, возникновение психосоматических .
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
. психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности — это совокупность индивидуальных психологических особенностей личности, .
ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
. работы по психологии, психологии личности и социальной психологии изучают конкретные научно-практические методики психологических исследований. Далее . записей, тезисов и конспектов, 4 овладение культурой умственного труда и достаточным уровнем .
Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности .
. культуры личности, формирование эстетической культуры личности, формирование физической культуры личности Содержание воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека . возможностями здоровья .
Психологическое здоровье семьи. Критерии психологического здоровья семьи
. Психологическое здоровье семьи. Критерии психологического здоровья семьи. Повторение пройденного включит в себя повторение основных понятий в психологии . 9. На смену культуре бездетности с жестким . о том, что люди, которые действительно любят .
Психология личности 6
. самой личности. Экстраверт – прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит .
Источник