Меню

Цель проект для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Проект по социализации ребёнка с ОВЗ «Мы вместе»

Разделы: Логопедия

Актуальность проблемы

Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.

Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.

Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.

Задачи проекта:

  • Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
  • Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
  • Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  • Внедрение современных образовательных технологий

Ожидаемые результаты

Участники проекта

Ожидаемый результат

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ

Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития

3. Ребёнок, педагоги Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.

Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

Показатели результативности и эффективности проекта

  • Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
  • Активность участников взаимодействия — родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
  • Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
  • Повышение показателей качества обученности ребёнка.
  • Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Описание основных мероприятий проекта

  • Подготовительный этап.
  • Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
  • Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
  • Логопедическое обследование ребенка с нарушением слуха.
  • Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением слуха.
  • Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
  • Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
  • Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
  • Прогнозирование результатов.

Разработка методов реализации проекта

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха учителем-логопедом, воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
  • Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением слуха.
  • Изменение неверного представления у детей группы по отношению к ребёнку с ОВЗ.
  • Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив слышащих сверстников.

Календарный план по реализации проекта

Направления работы

Пути реализации

Сроки

1. Сбор информации Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей Сентябрь 2. Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ Диагностика состояния речи ребёнка Сентябрь 3. Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха Составление плана работы с учётом возможностей ребенка Сентябрь 4.

Организация адаптационного периода

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей

Диагностика состояния речи ребёнка

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха

Составление плана работы с учётом возможностей ребенка Организация адаптационного периода

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками

Развитие коммуникативных навыков Организация ежедневного «Утра радостных встреч».
Цикл бесед «Добро живёт рядом»
Индивидуальные фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья»
Поощрение общения детей с Максимом.
Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга.
Поощрение вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям. В течение года 6. Формирование игровой деятельности

Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь,
Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась …девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики»
Дидактические игры «Что правильно — что неправильно»
Творческий познавательный проект «Волшебство новогодних игрушек»
Помощь в налаживании совместной игровой деятельности.
Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»;
Обучение делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам.

«Уроки по безопасности жизнедеятельности»

Краткосрочный проект (декабрь-январь)

Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других детей)

Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных.

Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях),

Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

октябрь — экскурсия в пожарную часть

Ноябрь — гостиная «День матери»

Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники

8. Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания

Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы)

Участие в акции «Покорми птиц»
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Читайте также:  Что означает душевное здоровье

Работа с родителями

Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.

Консультации:
«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с нарушенным слухом»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;
«Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка»

Литература.

  1. Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
  3. Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
  4. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Социализация детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения».
проект

1. Краткая аннотация проекта

Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними. Проект представляет собой исследовательский тип, где обоснован выбор темы, ее актуальность, определенны цель, и задачи, обоснованны теоретико-методологические основы, описаны этапы и методы, представлены положения о теоретической и практической значимости работы. Методологическую основу данного педагогического опыта составляет социальное развитие проблемного ребёнка, которое подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).

2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта

Конвенция ООН по правам ребенка в качестве исходной точки рассматривает права каждого отдельного ребенка. В Конвенции отмечается, что все дети обладают фундаментальными правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав. Такая дополнительная помощь необходима, например, детям с ОВЗ.

В последние годы значительно возросли требования общества к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы

Скачать:

Вложение Размер
Педагогический Проект «Социализация детей с ОВЗ в условиях дома ребенка» 197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты — Мансийскйй автономный округ — Югра

«Урайский специализированный Дом ребенка»

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

( ПРОЕКТ ОПРОБИРОВАН с ВОСПИТАННИКАМИ С ОВЗ НА БАЗЕ) « УРАЙСКОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОМА РЕБЕНКА »

Разработчик педагогического проекта:

Майсюк Альвина Мунеровна

Период формирования и функционирования

педагогического проекта: 1год

1. Краткая аннотация проекта

Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними. Проект представляет собой исследовательский тип, где обоснован выбор темы, ее актуальность, определенны цель, и задачи, обоснованны теоретико-методологические основы, описаны этапы и методы, представлены положения о теоретической и практической значимости работы. Методологическую основу данного педагогического опыта составляет социальное развитие проблемного ребёнка, которое подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).

2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта

Конвенция ООН по правам ребенка в качестве исходной точки рассматривает права каждого отдельного ребенка. В Конвенции отмечается, что все дети обладают фундаментальными правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав. Такая дополнительная помощь необходима, например, детям с ОВЗ.

В последние годы значительно возросли требования общества к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы перед системой дошкольного образования поставлена задача модернизации дошкольного образования как института социального развития личности ребёнка. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в рамках модернизации дошкольного образования является востребованным и нужным в педагогическом процессе. Принятие Концепции дошкольного воспитания положило начало гуманизации системы дошкольного воспитания. Создание единой системы комплексной помощи детям, имеющим нарушения, в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного образования. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений о «необучаемых детях» определили появление двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, современный уровень развития научных достижений в сфере медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет обеспечить необходимый для успешной интеграции уровень психического развития. С другой стороны, в специальных образовательных учреждениях растет доля «тяжелых» детей с комплексными нарушениями.

Однако система обучения и сопровождения детей с нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления. Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений, в связи с этим достаточно сложно выработать какие-либо единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.

Необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов.

Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имел различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере. Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. В ряду различных нарушений ранний детский аутизм (РДА) занимает особое место. У таких детей наблюдаются: трудности установления контакта, переключающееся или застревающее внимание на определённых действиях или предметах, непринятие и непонимание простых словесных инструкций, мутизм, скандированная речь. Детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать человека с аутизмом всю жизнь. При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих большая часть таких детей в итоге признаются не обучаемой и не адаптируется социально. Таким образом, актуальность представленного проекта обусловлена следующим: отсутствием специализированных групп для детей с синдромом раннего детского аутизма, для которых характерны трудности социальной адаптации, связанные с особенностями развития детей данной категории, их неумением общаться со сверстниками и взрослыми, нежеланием и неумением окружающих общаться с «особыми» детьми. К сожалению, с течением времени частота проявлений случаев аутизма имеет тенденцию к росту. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы социализации детей с ранним детским аутизмом.

Данный педагогический опыт создан для организации эффективной коррекционной работы и построении индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ. Разработка оптимального образовательного маршрута учитывает следующие аспекты:

  • психологические особенности данной категории детей;
  • структуру нарушений, составляющих сложный дефект;
  • основные принципы коррекционной педагогики.

Поэтому данный педагогический опыт востребован , вызывает интерес у педагогов и родителей. Вид проекта исследовательский ориентированный на совместную деятельность специалистов разного профиля. Данный проект внедрялся на протяжении 1 года. Систематически к нам поступают дети с ОВЗ поэтому работа по данному проекту является систематической.

3. Цель и задачи проекта

Наиболее ярким внешним проявлением отклонений у детей с ОВЗ является затруднение в социализации. Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни вызывает беспокойство, страх и агрессию . Преодоление проблем с социализацией детей возможно в результате своевременно начатой упорной коррекционно-развивающей работы. Исходя из этого, наиболее актуальным будет являться создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ.

Гипотеза исследования – проведение коррекционно-развивающей работы (в частности проекта и среды), способствует формированию функциональных навыков и социализации.

Объект исследования : социальная адаптация детей с ОВЗ, путём максимального расширения их социальных связей.

Предмет исследования : преодоление проблемы с социализацией, и постепенное вхождение ребёнка с ОВЗ в социум в результате своевременной коррекционно-развивающей работы.

Целью педагогического опыта является: создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ путём максимального расширения их социальных связей.

В соответствии с целью, нами были определены следующие задачи:

  1. Организовать предметно-развивающую среду.
  2. Формирование навыков поведения.
  3. Формировать социально-бытовые навыки.
  4. Формировать навыки игровой деятельности.
  5. Формировать познавательные функции.
  6. Формировать речевые навыки и навыки общения.
  7. Привлекать родителей к социальному партнёрству.

4. Основное содержание проекта

Социализация ребенка с ОВЗ начинается с детского дошкольного учреждения, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума, его вхождение «в большой мир».

Новизна педагогического опыта в теоретическом плане заключается в изучении социального развития детей с ОВЗ, которое предполагает формирование сотрудничества ребёнка с взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества с взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребёнка мотивационной сферы. Переход ребёнка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми.

Новизна педагогического опыта заключается в следующем:

  • создание системы взаимодействия специалистов детского сада, направленной на социализацию детей с ОВЗ;
  • разработка диагностического обследования детей, в том числе степени их социализации (выявления формы общения, характерной для каждого ребёнка: эмоционально-личностная, проявление эмоциональных реакций на окружающих, положительная реакция на сотрудничество с детьми и взрослыми);
  • разработка практического программно — методического материала по организации различных видов организационной и педагогической деятельности как условия обеспечения качества и социально-эмоционального развития детей.
  • разработка и внедрение мероприятий с семьями воспитанников, направленных на обучение родителей приёмам работы с детьми ОВЗ.

Материалы проекта могут быть использованы в практической деятельности психолога, дефектолога в работе с семьей дошкольника и коррекции личностного развития ребенка.

Из вышеизложенного становится понятно, насколько важным является проведение коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ, и насколько актуальна данная проблема.

Основные принципы и подходы в реализации проекта

  1. Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательного учреждения , то есть тесное взаимодействие семьи и ДОУ с целью развития и воспитания «особого» ребёнка.
  2. Принцип комплексности , то есть тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ: психолога, психиатра, воспитателей, дефектолога, социального педагога, логопеда, музыкального и физкультурного работника, инструктора ЛФК, медицинской сестры по массажу.
  3. Принцип единства диагностики и коррекции развития , то есть преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
  4. Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Он основан на признании самоценности личности ребёнка и создания условий для его гармонического развития.
  5. Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приёмов , что позволяет успешно осуществлять коррекцию различных нарушений в развитии детей с ОВЗ.
  6. Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала, что особо важно для развития и обучения детей с ОВЗ.
  7. Принцип оптимизации воспитательных приёмов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребёнком ОВЗ. При этом повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей.

Методологическая основа данного педагогического опыта

Исследование опирается на опыт, накопленный в отечественной дефектологии, на представление о том, что первичная дефицитарность ребенка вызывает нарушение формирования социального поведения, что препятствует его психическому развитию. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).

Социализация детей с синдромом рассмотрена в работах О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг. Особое внимание направлено прежде всего на коррекцию эмоциональной сферы, на основе чего через развитие аффективного отношения ребенка с ОВЗ к окружающему миру — формируются различные навыки, знания, умения, на основе чего стремятся достичь возможно более полного уровня социальной адаптации.

Для помощи детям с ОВЗ, большое значение имеет психологическая коррекция, основы которой разработаны К.С.Лебединской, О.Н.Никольской, В.В.Лебединским и др. Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установление контакта с ребенком, преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.

Теоретической основой является клинико-психологическая классификация О.С. Никольской, где критериями разделения становятся доступность для ребёнка тех или иных способов взаимодействия с внешней средой. В структуре коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, контрольный.

I этап — Диагностический. Цель: определить с помощью комплекса диагностических методик симптомов и причин эмоционального неблагополучия и разработка общей программы коррекции (планирование целей, задач, определение содержания, отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия других специалистов). Сбор анамнестических данных на основе анализа документации вновь поступивших детей, бесед с родителями, педагогами, анкетирования. Полученные сведения фиксируются в итоговом протоколе наблюдения за свободным поведением ребёнка .

II этап – Коррекционно-развивающий. Цель: апробировать новые формы и методы работы, направленные на социальное развитие детей с ОВЗ. Коррекционная работа по воспитанию и обучению детей включает проведение групповых и индивидуальных занятий по совершенствованию навыков поведения, формированию социальных правил взаимоотношений, формированию навыков самообслуживания, совершенствованию моторики, координации глаз и рук, формированию навыков игровой деятельности, формированию познавательных функций, формированию речевых навыков и навыков общения. Коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с учебно-тематическим планом комплексно, в тесном взаимодействии всех специалистов .

Для снятия аффективно-эмоционального напряжения применяются арттерапевтические методы: музыкотерапия, тренинг с использованием запахов, пескотерапия, арттерапия, кинезиотерапия.

III этап –– Контрольный . Цель: определить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы по социальному развитию детей с ОВЗ. Включает в себя проведение повторной диагностики, обработку и анализ полученных результатов, формулировку выводов и оценку эффективности программы. Контрольный этап предполагает определение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения. Качественные показатели отражаются в личной папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.

Все содержательные элементы заявленного опыта соотносятся с практикой и соответствуют требованиям педагогической науки.

Механизм реализации проекта представлен в таблице.

Нормативно-правовые ресурсы: Конституция РФ; Декларация ООН о правах ребёнка; Конвенция о правах ребёнка; Закон РФ «Об образовании»; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» ст.1, ст. 7, ст. 12; Региональные постановления и программы; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г.; Устав дошкольного образования; Концепция дошкольного образования РФ; Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 14.03.2000 г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Положение о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013г.);

Временные ресурсы. Данный проект носит цикличный характер, каждый цикл рассчитан на 3 месяца: возраст детей с 4 до 7 лет, их родители.

Материально — технические ресурсы:

• музыкальный зал; изостудия, кабинет психолога; сенсорная комната

• мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно — коммуникационных технологий;

• CD — DVD — диски, аудиокассеты с записями музыкального материала;

• психолого-педагогическая и методическая литература, программно — методические материалы.

Методическое обеспечение включает в себя учебные пособия по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ: Е. А. Екжанова « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; Н. В. Верещагина «Особый ребёнок в детском саду»; Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Э. Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ватерс. Работы с родителями: В.В. Ткачева «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии»;

Кадровое обеспечение. Решение поставленных задач педагогического опыта проходит в соучастии детей, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психиатр, педиатр, инструктор ЛФК, массажист, родителей (законных представителей).

Целевая аудитория: дети с ОВЗ, педагоги, специалисты, родители участников проекта.

Результаты реализации проекта доказывают, что если осуществлять работу с детьми с ОВЗ в комплексной системе специалистов, педагогов, врачей, то эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится. Внедрение проектной деятельности в работу с детьми с ОВЗ оптимизирует содержание коррекционно-образовательного процесса.

Данный педагогический опыт служит стимулом к росту профессиональной компетентности и мастерства педагогов.

7.План реализации проекта

Определение степени выраженности речевых расстройств и уровня интеллектуального развития.

1.Оценить уровень актуального развития ребенка;

2. Проанализировать весь спектр познавательных навыков, имеющихся у ребенка;

3. Составление индивидуальной программы развития.

Спонтанная ситуация, наблюдение, направленное обследование;

Установление эмоционального контакта.

1. Установить формальный контакт с ребенком;

2. Создать для ребенка «неопасность» ситуации и готовность его находиться в одном помещении с педагогом.

В течение 2- 3 недель

могут быть увеличены;

1. Организация предметно-развивающей среды и коррекционно-развивающего процесса.

1. Соответствующим образом организовать место, где будет проходить непосредственно образовательная деятельность;

2.Сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к различным видам деятельности;

3. Закрепить определенную последовательность действий по подготовке и завершению деятельности.

Применимы по отношению к детям с любым вариантом аутизма;

Формирование социально-бытовых навыков

1.Провести обследование и выявить, что ребёнок умеет делать, какие навыки находятся в процессе становления, какие причины не позволяют овладевать бытовыми навыками.

2. Научить ребёнка имитировать, выполнять инструкции, концентрировать внимание на том виде деятельности, которому его обучают.

В течение всей коррекционно-развивающей работы

Материал используется частично традиционный, но адаптированный индивидуально для каждого ребенка. Из предметных картинок исключаются изображения тех предметов, которые вызывают у ребенка страхи.

Формирование общей моторики

имитации сложных движений;

произвольной организации движений.

В течение всего обучающего процесса

С целью коррекции моторного развития проводится специально организованная деятельность.

Обучение речевым навыкам и навыкам общения.

1.Развивать у ребенка способность понимать речь.

2. Формировать его речевое мышление.

3. Попытаться восстановить или заново создать у ребенка потребность в речевой коммуникации.

4. Закреплять появившиеся речевые формы.

В течение всей коррекционно-развивающей работы.

Работа ведется параллельно с развитием понимания речи.

Программа стимулирования речи должна быть определена специфическим дефицитом и способностями ребенка, а также его коммуникативными интересами.

Развитие познавательной деятельности

Формирование представлений об окружающем мире.

Развитие всех видов восприятия.

Активизация мыслительной деятельности.

В течение всей коррекционно-развивающей работы. Работа ведется параллельно с игровой и продуктивнойдеятельностью

Познавательные функции приобретаются легче, если ребенок знает, соответствующие речевые названия, все же они могут усваиваться также и без знания слов.

Развитие игровой деятельности

Формирование игровых действий, умений: игра одиночная, игра рядом, игра с кратковременным или долговременным взаимодействием.

Виды игр: предметная, элементы сюжетно-ролевой игры, сенсорные игры, стереотипная игра.

В течение всей коррекционно-развивающей работы.

Развитие игровой деятельности формирует способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.

Коррекция проблем поведения

Научить детей адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же самую функцию поведения, что и данное проблемное поведение.

В течение всей коррекционно-развивающей работы.

Для снятия аффективно-эмоционального напряжения и мы применяем арттерапевтические методы.

Вызвать заинтересованность родителей, повысить их активность, тем самым снизить дискомфорт в семье, семейную тревожность, добиваться истинного единения детей и взрослых;

3. Способствовать контакту ребенка с родителями.

Источник

Adblock
detector