«Воспитание трудовых навыков у детей с ОВЗ»
Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_2018-2019.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание трудовых навыков у детей с ОВЗ
Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
— Развитие и совершенствование трудовых навыков.
— Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и др.).
-Формирование нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
— Воспитание аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое дело до конца.
Формирование трудовых умений и навыков через практические задания при условии, что они посильны ребенку, в нашей группе у каждого есть свои обязанности, кто-то протирает пыль, кто-то моет пол, а кто-то проверяет шкафы. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие сделанного.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе.
Ребенок с нарушениями интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результате их труда, происходит развитие зрительно – двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируется трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду. Дети каждое утро убирают свою кровать, спальню, территорию интерната. А также сами без напоминаний делают классные дела.
В интернате при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирования умений и навыков по их обеспечению. В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдения режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. В процессе труда по самообслуживанию дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Большое значение придается общественно – полезному труду . Для повышения интереса детей с ОВЗ в процессе воспитания необходимо, что бы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали. Что результаты их деятельности имеют практическое и общественное значение. Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья (беседа с детьми о обязанностях в интернате), умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий интерната, формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой. Бытовой труд занимают в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела – не перечислить как их много. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться, и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание.
Дети, проживая в условиях интерната, обучаются трудовым навыкам и умениям. Они выполняют обязанности дежурного по графику, который был составлен по согласию детей. Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их так, чтобы следующий воспитанник не имел претензий. При этом воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает как правильно надо сделать. Дети ОВЗ, приобретают навыки и умения. которые им пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. Выполнения большей части трудовых поручений, воспитывают у детей умение действовать сообща, в коллективе.
Ознакомление с трудом взрослых связанно с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях, встречах. Дети знакомятся с такими профессиями как повар, строитель, портной и т.д. у ребят формируется представление о деятельности представителей разных профессий, скалывается интерес к ним.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.
Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от образовательных, воспитательных и профориентационных задач, содержания, и характера изучаемого материала, особенностей воспитанников и уровня их трудовой подготовленности.
Наиболее распространенные характерные методы трудового воспитания:
Объяснение – для сообщения правил поведения и последовательность выполнения различных рудовых приемов и операций.
Инструктаж – применяется для сообщения правил по ТБ перед практическими занятиями. Инструктаж проводится непосредственно перед началом работы.
Индивидуальные задания – применяются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях воспитанников их склонностях и способностях.
Профориентационая беседа – Изучение воспитанниками более глубоких сведений способствует осмыслению воспитанниками знаний о труде, мире труда и людях трудовых профессий.
Просмотр художественных фильмов и телевизионных передач — важная форма работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению. Важен не только подбор и содержание фильмов, а их последующее совместное, общее обсуждение. Процесс обсуждения помогает правильно понимать содержание и идейный смысл увиденного.
Социально-значимые акции – с общественно-значимым смыслом, где воспитанники могут проявить свое личное отношение к труду. Такая форма может увлечь воспитанников общим делом, идеей, дает возможность показать свои трудовые умения и навыки другим людям.
В работе воспитателя групп младшего школьного возраста можно использовать ролевые игры при знакомстве с профессиями. Но профессий очень много и поэтому необходимо освещать и другие профессии и говорить о их значимости и профессиональных качествах, которые необходимы при овладении этих профессий. Для более старших воспитанников использовать игры-практикумы, экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий (хотя бы которые работают в интернате – повар, медицинская сестра, воспитатель, уборщик помещений и др.).
Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что в работе с воспитанниками с ОВЗ важны группы методов:
*Приучение +Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).
* Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).
Можно использовать пошаговую технику по формированию трудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья:
Шаг 1: «Сделать неприятное — приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Им даются новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки — это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что от них требуется. В работу можно включить конкурсы «На самую лучшую заправленную кровать», «Самый чисты пол, окно и т.д.»
Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.
Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.
Шаг 4: «Система поощрений» — аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.
Источник
Трудовое воспитание детей с ОВЗ
консультация
Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
- Развитие и совершенствование трудовых навыков.
- Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и др.).
- Формирование нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
- Воспитание аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое дело до конца.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
- Осознание целей и задач труда.
- Воспитание мотивов трудовой деятельности.
- Формирование трудовых умений и навыков через практические задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
39839-trudovoe-vospitanie-detej-s-ovz-iz-opyta-raboty.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трудовое воспитание детей с ОВЗ»
Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
- Развитие и совершенствование трудовых навыков.
- Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и др.).
- Формирование нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
- Воспитание аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое дело до конца.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
- Осознание целей и задач труда.
- Воспитание мотивов трудовой деятельности.
- Формирование трудовых умений и навыков через практические задания.
В практике воспитательной работы в основном применяются три основные формы организации трудовой деятельности:
Индивидуальная — для тех воспитанников, которые слабо владеют трудовыми операциями и наоборот.
Групповая – занятия в кружках и творческих мастерских, занятия по интересам.
Веду работу с группой и в соответствии с возможностями индивидуально с каждым ребенком. Это уход за комнатными растениями, учит бережно относиться к комнатным растениям, создавать уют в своей комнате. Знать названия растений и в какой среде они любят расти. Практикум по заправке постели детьми для того, чтобы дети усвоили заправку постели.
Культура одежды включает и умение ухаживать за ней. Нельзя носить не глаженными и в пятнах на некоторых местах. нужно тщательно следить за пуговицами, чтобы они всегда были прочно и аккуратно пришиты.
По воскресеньям индивидуально с каждым ребенком проводится закрепление навыков глажки личных вещей. Обязательно инструктировать ребенка о технике безопасности при работе с утюгом. Обратить внимание на типы тканей. На температурный режим утюга.
И что делать при поломке утюга. Ни в коем случае не налаживать утюг самому. Практикум по уходу за обувью проводится ежедневно. Умение пользоваться ребенком маленьким правилом – удалить грязь, высушить, намазать кремом, полировать тряпочкой. В месяц один раз проводится ремонт книг. Дети учатся правильно хранить книги. Помещать их подальше от солнечного света. Дети учатся работать не только внутри школы, но и во дворе школы, когда позволяет погода, где дети учатся поддерживать чистоту в своём дворе. Правильно держать инвентарь и не ленится, убирать инвентарь после работы.
В свободное время дети с удовольствием занимаются изготовлением поделок, развивают свою фантазию, воображение, мелкую моторику. Воспитывается любовь к красоте, к уюту. Создают красоту своими руками. Развитие навыков по уходу за волосами проходит с ежедневными пробами и ошибками. Девочки пробуют на себе разные причёски. Ухаживают за своими волосами. Влажные уборки в классной и спальной комнатах проводится ежедневно. Для сформирования у учащихся понятия о сухой и влажной уборке помещений. Правила и последовательность выполнения.
Фронтальная – выставки и конкурсы. Принимали участие в областном конкурсе поделок к 70 лет Победы, где заняли третье место поделкой «Ветка яблони».
Выставка ко дню матери. Здесь каждый ребенок делал подарок для своей мамы.
Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от образовательных, воспитательных и профориентационных задач, содержания, и характера изучаемого материала, особенностей воспитанников и уровня их трудовой подготовленности.
Наиболее распространенные характерные методы трудового воспитания:
Объяснение – для сообщения правил поведения и последовательность выполнения различных рудовых приемов и операций. Здесь видно, что Валера сам объясняет порядок работы в форме оригами. Этим видом мы занимаемся давно, учились от простого оригами, а сейчас занимаемся модульным оригами. Ребята хорошо владеют этой формой работы. Часто оформляются выставки, проводили «Мастер класс».
Инструктаж – применяется для сообщения правил по ТБ перед практическими занятиями. Инструктаж проводится непосредственно перед началом работы.
Индивидуальные задания – применяются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях воспитанников их склонностях и способностях..
Профориентационая беседа – один из распространенных методов. Она должна всегда быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение воспитанниками более глубоких сведений способствует осмыслению воспитанниками знаний о труде, мире труда и людях трудовых профессий. Всегда должна проходить красной нитью зависимость между получаемыми знаниями в школе трудовыми навыками и успешной работой по профессии в будущем. Проводили занятия о профессиях, анкетирование. Ребята знают, что профессию нужно будет выбирать по их социальному статусу.
Социально-значимые акции – с общественно-значимым смыслом, где воспитанники могут проявить свое личное отношение к труду. Такая форма может увлечь воспитанников общим делом, идеей, дает возможность показать свои трудовые умения и навыки другим людям. Часто проводятся акции на тему: «Чистый берег», «Чистый луг», «Чистый двор».
Ребята хорошо работают на уборке территории, умеют работать парами, группами. Правильно ориентироваться и находить фронт работы. Организованно и ответственно дежурят по школе, в столовой, работают на пришкольном участке.
Неделя труда – это активная форма работы, которая включает в себя: тематические воспитательские часы, выставки поделок и творческих работ. Творчеству ребят нет границ. Работая по программе на тему: «Формирование трудовых умений и навыков на занятиях по ручному труду» ребята научились многому. Начинали от простого и постепенно переходили к сложному. Постоянно оформляются тематические выставки работ детей.
Хотелось бы обратить внимание на группы методов:
*Приучение +Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).
* Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).
*Метод «Парадоксальная инструкция»:
*Педагогический приём «Ведение дневника добрых дел» (группы)
*Метод постановки перспективы (нацеливаем на будущее)
Пошаговая техника по формированию трудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья:
Не труд, а праздник
Попробуй, и ты сможешь!
Шаг 1: «Сделать неприятное — приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. В работу можно включить конкурсы «На самую лучшую заправленную кровать», «Самый чисты пол, окно и т.д.»
Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.
Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.
Шаг 4: «Система поощрений» — аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.
Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Общественно-социальное значение труда детей с ОВЗ связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.
Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.
Источник