Меню

Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ

Трудоустройство выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья имеют свои закономерности. По данным социологических исследований [40] в Саратовской области диплом о высшем образовании имеет каждый третий выпускник с ОВЗ, закончивший обычную среднюю школу (33%) и каждый пятый, окончивший специализированную школу-интернат или проходивший обучение на дому (соответственно 23% и 21%). Получение высшего образования не гарантирует лицам с ОВЗ трудоустройства по специальности – лишь 16,4% трудоустраиваются по профилю полученной специальности, более половины (54,1 %) вообще не работают. И все же выпускники вузов с ограниченными возможностями здоровья имеют преимущества, потому что среди выпускников учреждений среднего профессионального образования уровень безработицы еще выше – 62,6 %.

Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий.

Дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов негативно отражается на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни. Это, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления инвалидам социальной поддержки в иных формах (льготы, компенсации).

Высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации лиц с ОВЗ, выступает в качестве самостоятельного фактора инвалидизации, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях.

Негативное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья в массовом сознании, социальная разобщенность инвалидов и неинвалидов, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.

Дискомфорт ограничения жизнедеятельности людей с инвалидностью распространяется на жизнеобеспечение иных маломобильных групп населения — лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.

Целью обеспечения доступности занятости людей с ограниченными возможностями здоровья является формирование условий, обеспечивающих конкурентоспособность инвалидов на рынке труда. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— создание сети консультационных и тренинговых центров, направленных на приобретение знаний и первичного опыта работы инвалидов в условиях открытого рынка труда;

— совершенствование системы надомной занятости инвалидов с учетом программы индивидуальной реабилитации;

— создание банка данных о «лучших практиках» успешной интеграции инвалидов на открытом рынке труда с использованием механизмов государственного софинансирования для распространения этого опыта среди бизнес-сообщества и местных органов власти;

— разработка механизмов стимулирования создания интеграционных предприятий для инвалидов и иных маломобильных групп населения и неинвалидов;

— разработка нормативной документации, регламентирующей адаптацию рабочих мест для инвалидов, в том числе, условия изменения должностных обязанностей, использования гибкого графика работы, возможность неполной занятости;

— разработка механизмов профессионального дополнительного образования и переподготовки инвалидов;

— организация профессионального дополнительного образования и переподготовки инвалидов;

— обеспечение физической доступности рабочих помещений и помещений для отдыха, в том числе, доступность сантехнических помещений;

— разработка мер налогового стимулирования предприятий для трудоустройства инвалидов;

— разработка механизма льготного получения заказов организациями, использующими труд инвалидов (вне зависимости от форм собственности) на выполнение работ, оказание услуг, поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;

— содействие трудовой занятости инвалидов, в том числе путем оказания поддержки работодателей обеспечивающих рабочие места инвалидам вне зависимости от формы собственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У детей с проблемами в развитии процесс социализации и интеграции затруднен вследствие наличия отклонений, которые оказывают негативное влияние на развитие личности на протяжении всей жизни. Эти затруднения усугубляются тем, что общество не готово принять лиц с ограниченными возможностями развития в качестве своих полноценных членов.

Cоциальные отношения к инвалидам следует понимать не как раз и навсегда принятую данность, но как социальный порядок, который можно реконструировать и изменять. Между тем независимая жизнь и свободный выбор жизненных стратегий инвалидами сегодня обсуждаются лишь наиболее вовлеченными в данную проблематику кругами отдельными общественными организациями инвалидов, некоторыми университетскими преподавателями и исследователями. Критическая перспектива анализа социальной политики в отношении инвалидов привлекает внимание к жизненной активности самих людей с инвалидностью. Исследователи указывают на важную роль семьи и общественных организаций в совместной работе вузов и других субъектов образовательного процесса, когда речь идет о высшем образовании для студентов с инвалидностью. Сегодня мы наблюдаем переосмысление и пересмотр обществом и государством своего отношения к детям с проблемами в развитии, признание их права на равенство в разных областях жизни, включая образование.

Развитым и благополучным в настоящее время признается общество, которое позволяет человеку максимально реализовать свою сущность посредством выполнения социальных ролей в общении, в практической деятельности, активно использовать свой социальный опыт независимо от того, имеет этот человек какие-либо отклонения или нет. В учебном пособии рассмотрены проблемы, связанные с формированием образовательной среды в вузе, способствующие максимальной социализации и интеграции индивида в обществе в соответствии с возможностями, способностями и потребностями.

Читайте также:  Неделя здоровья для детского сада информация для родителей

ГЛОССАРИЙ

1. Адаптация – 1) процесс приспособления организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования (функционирования); 2) процесс адекватного приспособления функциональных, структурных и социальных функций к окружающей среде.

2. Адаптация профессионально-производственная – система и процесс достижения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, с приспособлением к ним инвалидов.

3. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

4. Вспомогательные средства – дополнительные подсобные орудия, предметы, приспособления, применяемые для компенсации или замещения нарушенных или утраченных функций организма.

5. Высшее профессиональное образование – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

6. Годовой учебный план («отрезки») – учебный план на год с перечислением всех видов аудиторных занятий с количеством часов на семестр, самостоятельной работы и всех контрольных мероприятий по неделям семестра.

7. Индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

8. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

9. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

10. Информатизация – 1) социально-экономический и научно-технический процесс создания необходимых условий удовлетворения информационных потребностей граждан, предприятий, организаций, учреждений, государства, всех структур общества на основе организации информационных ресурсов с использованием перспективных информационных технологий; 2) процессы разработки и внедрения новых информационных технологий в различные сферы деятельности (в частности, в инклюзивное образование и реабилитацию инвалидов).

11. Нормативный срок обучения – расчетный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования при очной форме обучения, реализуемой на базе основного общего образования.

12. Образовательная составляющая реабилитационного потенциала – возможность овладения знаниями, навыками и умениями в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Включает определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействие с факторами профессионального обучения, прогнозирование того, когда и с помощью каких методов и средств человек достигает определенного образовательного статуса.

13. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии – образовательные программы, которые разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся воспитанников.

14. Образовательный реабилитационный потенциал – возможность овладения знаниями, навыками и умением в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Включает определение совокупности медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействие с факторами профессионального обучения, прогнозирование того, когда и с помощью каких методов и средств человек достигнет определенного образовательного статуса.

15. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

16. Профессиональная ориентация – 1) совокупность мероприятий, направленных на подготовку к рациональному выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, склонности и имеющимся у него навыкам; 2) система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, а также для прогнозирования возможных мер содействия в его будущей профессии.

17. Профессиональная реабилитация инвалидов – процесс и система восстановления способностей и возможностей инвалида к трудовой деятельности.

18. Профессиональное консультирование – оказание инвалиду услуг в выборе или перемене профессии с учетом его пожеланий, склонностей и возможностей, имеющихся вакансий, перспектив трудоустройства с учетом медицинских ограничений и рекомендаций.

19. Профессиональная информация инвалида – информационное обеспечение процесса выбора профессии, позволяющее инвалиду получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в данном регионе, предоставление информации, формирующей представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, в результате чего создаются предпосылки для осознанного выбора инвалидом сферы деятельности, профессии и образа жизни.

Читайте также:  Магия для здоровья детей

20. Способность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

21. Сурдоперевод – способ межличностного общения, осуществляемый с помощью сурдопереводчика и позволяющий повысить коммуникативные возможности лиц с дефектами слуха. В системе профессионального образования сурдоперевод используется для формирования безбарьерной среды общения между слышащими и лицами с дефектами слуха.

22. Сурдотифлоперевод — Способ межличностного общения, осуществляемый с помощью сурдотифлопереводчика и позволяющий повысить коммуникативные возможности лиц с сочетанными дефектами слуха и зрения. В системе профессионального образования сурдотифлоперевод используется для формирования безбарьерной среды общения между условно здоровыми и слепоглухонемыми.

23. Технические средства реабилитации – совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять замещение анатомических и функциональных дефектов организма и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде.

24. Технология обучения – способ «перевода» знаний студента из одного состояния (среднего образования) в другое (высшее образование). Технология обучения включает полное описание процесса обучения: режим обучения; способы контроля знаний; регламентацию отдельных видов процесса.

25. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов – гарантированный перечень мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

Источник

Профессиональное обучение и трудоустройство как основа успешной социализации выпускников с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

В статье рассматриваются вопросы профессионального образования и воспитания обучающихся с ОВЗ и проблемы их трудоустройства.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное обучение и трудоустройство как основа успешной социализации выпускников с ограниченными возможностями здоровья

БПОУ «Усть-Заостровский сельскохозяйственный техникум»

Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с умственной отсталостью всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в экономике все более отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду.

Законодательство Российской Федерации предусматривает равные права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не только на образование, но и на труд.

Однако картина трудоустройства данной категории выпускников представляет собой довольно проблемную среду.

Это, прежде всего, связано с упадком производственной сферы, которая не может обеспечить выпускников рабочими местами.

Конкурентноспособность лиц с умственной отсталостью ниже в сравнении с другими категориями граждан. Часто работодатель делает свой выбор в пользу здоровых работников, руководствуясь тем, что при приеме на работу инвалида или лица с ОВЗ он вынужден нести дополнительные расходы на замену такого работника во время его лечения, учитывать его психологические особенности. При любом ухудшении конъюнктуры работодатели в первую очередь сокращают данную категорию работников.

Кроме того, одним из основных недостатков, препятствующих успешному включению лиц с умственной отсталостью в новые условия производственного труда, является слабое развитие у них таких качеств как самостоятельность при выполнении трудовых операций. Люди с умственной отсталостью не могут сразу включиться в производственный процесс, чувствуют себя неуверенно в новом коллективе и изменившихся условиях. Многие выпускники имеют слабую общую и специальную физическую подготовленность, медленно адаптируются к производственным условиям, быстрее устают, склонны к перемене профессии. Все это порождает материальные издержки, часто сопровождается психологическими травмами, депрессиями.

Получение подростками с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в общественной жизни, успешной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей профессией, зависит, как будет проходить дальнейший процесс его социализации в жизни.

Профессиональное обучение является основой подготовки студентов, выпускников адаптивных школ-интернатов к трудовой деятельности, к самостоятельной жизни в социуме.

В Усть-Заостровском сельскохозяйственном техникуме обучаются четыре группы студентов с ограниченными возможностями здоровья, подростки со слабой степенью умственной отсталости по следующим профессиям: «Слесарь по ремонту сельскохозяйстенных машин и оборудования», «Штукатур», «Овощевод». В техникуме реализуется модель инклюзивного образования без создания отдельного структурного подразделения, что предполагает организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса лиц с ОВЗ и обеспечение адаптации данной категории обучающихся к условиям и режиму учебной деятельности, создание социокультурной толерантной среды.

Для решения данных задач в учреждении создана нормативно-правовая база по организации получения образования обучающимися с ОВЗ, ведется специализированный учет данной категории подростков на этапах поступления, обучения и трудоустройства. В штат образовательного учреждения введены должности педагога-психолога, социального педагога. Все педагогические работники прошли дополнительную подготовку с целью получения знаний о психофизиологических особенностях детей с умственной отсталостью на базе ИРООО в декабре 2013 года. Обеспечена информационная открытость техникума для лиц с ОВЗ и их родителей. В вариативную часть образовательных программ профессионального обучения включены адаптационные дисциплины: «Коммуникативный практикум», «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний». План учебного процесса составлен таким образом, что большая часть рабочего времени отведена на практические занятия, учебную и производственную практику. Материально-техническая база и учебные площади дают возможность проводить практические занятия с активным вовлечением в учебный процесс каждого студента.

Важнейшим шагом к трудоустройству выпускника с ОВЗ является организация учебной и производственной практик. Учебная практика данной категории обучающихся осуществляется в лабораториях и мастерских учреждения, в теплицах и огороде. Часть обучающихся во время производственной практики также остается работать на учебных площадях. Другая часть- проходят производственную практику в сельскохозяйственных предприятиях, в частности, больший процент наших обучающихся устраиваются на практику в крестьянско-фермерские хозяйства. Обязательным условием положительного прохождения обучающимися практики является тот факт, что на протяжении всего данного процесса происходит педагогическое сопровождение подростка мастером производственного обучения и активное сотрудничество с социальными партнерами-работодателями.

В период производственной практики наряду с внутренней оценкой (мастера производственного обучения), самооценкой обучающегося производится внешняя оценка со стороны работодателя. Постоянные контакты педагогических работников с наставниками на местах позволяют вовремя увидеть проблему и совместно найти ее решение.

В рамках содействия трудоустройству выпускников по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, приказа Министерства образования Омской области от 28 августа 2015 года, приказа директора техникума был создан Центр содействия трудоустройства выпускников БПОУ «Усть-Заостровский сельскохозяйственный техникум». В состав Центра включены мастера производственного обучения, педагог-психолог, социальный педагог, заведующий учебной практикой.

Центр осуществляет следующие виды деятельности:

— мониторинг рынка труда в регионе;

— анализ прогноза трудоустройства выпускников;

— информирование студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда посредством использования страниц веб-сайта;

— разработка методических рекомендаций для выпускников по следующим направлениям: «Как найти работу», «Как составить резюме», «Как пройти собеседование»;

— сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников;

— взаимодействие с органами исполнительной власти, в том числе с органами по труду и занятости населения.

В комплексе данная деятельность позволяет результативно решать вопросы трудоустройства выпускников техникума, в частности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

« Да, эти дети не в состоянии освоить обычную школьную программу. Но они трудолюбивы и способны в совершенстве овладеть рабочим ремеслом. Из таких ребят получаются отличные швеи, овощеводы, каменщики, штукатуры, слесари» (Российская газета, 18 октября 2016 года №7103).

1. Кодекс Российской Федерации об адмиʜᴎϲтративных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями на 9 марта 2010 года)//Российская газета. 2001. — 31декабря; «Российская газета». — 2010. — 12 марта.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета. — 2009. — 21 января.

3. Котов В. Варианты поиска работы и процедуры отбора ᴨерсонала. — М, 2007.

4. Присецкая Н.И. Трудоустройство людей с инвалидностью. — М, 2009

5. Лысенко А.Е. Системный подход к решению проблем трудовой занятости инвалидов// Сборник материалов Научно-практической конференции «Социальное партнeрство государственных структур, общественных объединений и бизнес-сообщества в решении актуальных проблем трудовой занятости людей с инвалидностью в городе Москве». — М, 2008. — С. 23-26

6. Малева Т. , Васин С. , Голодец О., Бесфамильная С Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и ᴨерсᴨективы социальной политики. — М.: РОССПЭН, 1999

7. Молчанов Д.П. Трудоустройство инвалидов: интегрированный подход. — М, 2004

8. Новиков М. Четыре шага к усᴨешному Трудоустройству. — М, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшая социализация в современном мире.

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы).

О формах и методах работы по социализации детей с ОВЗ через театрализованную деятельность.

Данная памятка дает совету выпускнику с ограниченными возможностями здоровья в рамках трудоустройства.

Значение досуга и отдыха в социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Методическая разработка на тему: «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья&raquo.

Каждый человек – алмаз,который может очистить себя.В той мере, в какой он очищен,через него светит вечный свет.Стало быть, дело человека –не стараться светить,но стараться очищать себя.(То.

Источник

Adblock
detector