Сверхценные психологические увлечения
Одним из наиболее распространенных видов отклоняющегося поведения считаются сверхценные психологические увлечения.
Увлечением называют повышенный интерес, пристрастное эмоциональное отношение к чему-либо.
Существенными признаками сверхценных психологических увлечений (по В, Д. Менделевичу) считаются:
— глубокая и длительная сосредоточенность на объекте
увлечения;
— пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к
объекту увлечения;
— утрата чувства контроля над временем, затрачиваемым
на увлечение;
игнорирование любой иной деятельности или увлечения.
К числу сверхценных психологических увлечений относятся трудоголизм, гемблинг, фанатизм, сутяжничество и др. Остановимся на них.
Трудоголизм(работоголизм) — это бегство в работу. Для трудоголика работа является самоцелью, а не способом достижения материальных благ, престижа или чего-либо другого, что свойственно работающему человеку в норме. Трудоголик сосредоточен на интересующей его деятельности постоянно, он не в состоянии отвлечься от мыслей о работе даже на отдыхе. Базой для формирования данного вида сверхценного увлечения являются либо особенности характера, способствующие фиксации внимания и деятельности на выполнении служебных обязанностей из-за страха не справиться с ними, либо аддиктивный уход от реальности в работу.
Сверхценные психологические увлечения в виде активной и пристрастной деятельности могут наблюдаться и на поприще хобби. Например, человек может формально ходить на основную работу, добросовестно выполнять ее, но при этом эмоциональное удовлетворение он находит в другой деятельности (рыболовство, охота, коллекционирование и т. д.).
Гемблинг — сверхценное увлечение азартными играми. Это когда человек полностью посвящает себя игре (карты, рулетка, тотализатор). Игра становится самоцелью, а не средством добывания денег. У гемблинга как разновидности аддиктивного типа девиантного поведения (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских) выделяют следующие признаки:
1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, прово
димого в ситуации игры.
2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних моти
ваций игровой деятельности, постоянные мысли об игре, преоб
ладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми ком
бинациями.
3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности пре
кратить игру как после большого выигрыша, так и после посто
янных проигрышей.
4. Появление состояний психологического дискомфорта,
раздражительности, беспокойства (так называемой «сухой аб
стиненции») через короткие промежутки времени после очеред
ного участия в игре с труднопреодолимым желанием присту
пить к игре вновь («игровым драйвом»).
5. Увеличение частоты участия в игре и стремление ко все
более высокому риску.
6. Нарастание снижения способности сопротивляться со
блазну («снижение игровой толерантности») возобновить игру.
Человек, склонный уходить от реальности в мир игр, выбирает данной вид поведения в связи с неприспособленностью к обыденной жизни, которая перестает его удовлетворять и радовать. Он ищет в игре азарта и риска, бурных запредельных эмоций, которых не находит в повседневной жизни. Основой ад-диктивного поведения в виде гемблинга является феномен «жажды острых ощущений» и, как следствие, высокой степени риска в игре «на грани фола».
Разновидностью сверхценных увлечений является так называемая «Паранойя здоровья».
«Паранойя здоровья» — это увлеченность оздоровительными мероприятиями (бегом, особой гимнастикой, например, йо-говской, дыхательными упражнениями, моржеванием, обливанием ледяной водой, промыванием ноздрей соленой водой и пр.). Механизмом формирования «паранойи здоровья» является феномен «сдвига мотива на цель», когда из средства достижения здоровья оздоровительные мероприятия превращаются в самоцель, в источник единственного или доминирующего способа получения удовольствий.
Фанатизм как сверхценное увлечение — это одержимость какой-либо деятельностью, подчинение человека деятельности и растворение в ней. Фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм) и др. В слу-
чае фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ее лидера, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира (по сути идола) и осознать отклонения собственного поведения, например, уход из семьи, оставление работы.
Одним из мотивов отрыва человека от реальности и ухода в группу может быть психологические проблемы, с которыми индивид справиться самостоятельно не способен. Как правило, данный мотив основывается на психопатологических симптомах и синдромах, патологии характера или внутриличностном невротическом конфликте. Уход человека в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность.
Другим мотивом фанатичного поведения в группе может быть стремление уйти от однообразной реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или особой социальной группе — вот своеобразные адцикты.
«Синдром «философической интоксикации» встречается, как правило, у подростков при шизофрении. Предметом увлечения выступает философская, теологическая или психологическая проблематика. Пациент начинает анализировать свое собственное поведение и поведение окружающих не иначе как с точки зрения интересующих его проблем, он перестает адекватно воспринимать мир и реальность, склонен обсуждать собственные «открытия» с друзьями, записывать свои мысли, читать огромный объем соответствующей литературы.
Сверхценные идеи как разновидность психопатологических увлечений бывают следующих видов: идеи высокого происхождения, чужих родителей, эротического отношения, реформаторства и изобретательства, которые способны существенно изменять поведение человека.
В. Д. Менделевич приводит следующие примеры их проявления:
«При идеях высокого происхождения индивид, будучи убежденным в том, что фактически он происходит от знатного ро-
да, богачей, политических деятелей стремиться доказать это на практике. Он ведет себя надменно, переполнен гордостью за себя и кичится высоким происхождением. Идеи чужих родителей выдвигаются на основании искаженного болезненного восприятия и интерпретации событий («я не похож на родителей», «никогда не видела фотографий матери в состоянии беременности»). При идеях эротического содержания человек убежден, что один из окружающих (чаще начальник, известный политик, артист или человек, которому симпатизируют многие) тайно влюблен в него и иногда дает об этом знать в виде особых форм поведения, движений, жестов. Идеи реформаторства и изобретательства проявляются в убежденности сделанных индивидом больших открытий, способных изменить общество или отдельного человека и принести пользу многим».
Сутяжническая деятельность, или кверулянтство — это желание жаловаться в различные инстанции и по любому поводу.
Кверулянт — это человек с болезненным чувством справедливости, желающий «всех вывести на чистую воду», добиться правды во всем (даже в мелочах), но применяющий при этом чрезмерные, неадекватные меры.
К примеру, кверулянт способен долгие годы забрасывать письмами Кабинет Министров или Президента с сообщением о плохом освещении в его подъезде или мусоре, который несколько дней не убирался с проезжей части дороги, проходящей под его окнами. Кверулянт любые жалобы облекает в письменную форму и отправляет их в высокие инстанции с припиской, что местное начальство на них не реагирует.
К сверхценным психологическим увлечениям относятся также расстройства влечений, которые по сути есть тоже сверхценности. К ним традиционно относят: клептоманию, пироманию, дромоманию и дипсоманию.
Клептоманияхарактеризуется труднопреодолимым стремлением индивида совершать кражи. Мотивом клептомании не является приобретение каких-либо ценностей, самоценностью здесь становится сам процесс воровства и связанный с ним риск.
Пиромания, дромомания и дипсомания— это все непреодолимые влечения: в первом случае — к совершению поджогов; во втором — к бродяжничеству; в третьем — к запоям.
Навязчивые ритуалы— это разнообразные, труднопреодолимые двигательные акты, выполняемые вопреки воле и внутреннему сопротивлению индивида. Они являются своеобразной защитой от невротических симптомов (тревога, страх, беспокойство и др.). Наиболее частыми формами ритуалов при нозо-фобиях (навязчивом страхе заболеть какой-либо болезнью) являются такие ритуалы, как мытье рук, дезинфицирование посуды, ношение специальных масок, резиновых перчаток, очков; при тревоге по поводу предполагаемых несчастий — ритуал ношения сумки пряжкой внутрь или наружу, запрет наступать на трещины в асфальте. При невротических и шизофренических расстройствах ритуалы приобретают причудливую форму, например, «при выходе из дома трижды открывать и закрывать дверь, чтобы не попасть под машину», «топнуть сначала пяткой правой ноги, затем стукнуть носком левой ноги о землю для того, чтобы избежать встречи с недоброжелателем», «выйти из троллейбуса через переднюю дверь, чтобы затем не столкнуть родную мать под машину». Девиантное поведение при расстройстве влечений может проявляться специфическими двигательными привычками (патологическими привычными действиями): яктацией (раскачиванием головой или всем туловищем), онихофагией (обкусыванием или жеванием ногтей), сосанием пальца, ковырянием в носу, манерным щелчком пальцем, накручиванием волос и др.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
15. Сверхценные психологические и патологические увлечения. Трудоголизм. Гемблинг. Фанатизм. Паранойя здоровья. Синдром «философская интоксикация». Клептомания. Дромомания. Дипсомания.
Одной из наиболее распространенных форм отклоняющегося поведения вне психопатологических рамок считаются сверхценные психологические увлечения. Увлечением называют повышенный интерес к чему-либо с формированием пристрастного эмоционального отношения. При сверхценном увлечении все характеристики обычного увлечения усиливаются до гротеска, объект увлечения или деятельность становятся определяющим вектором поведения человека, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность. Существенными признаками сверхценных психологических увлечений считаются:
1) глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлечения;
2) пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения;
3) утрата чувства контроля над временем, затрачиваемым на увлечение;
4) игнорирование любой иной деятельности или увлечения.
Психологическое увлечение, в отличие от психопатологического, не выходит за границы традиционных для общества или отдельных его групп норм и правил.
При трудоголизме происходит бегство от реальности в сферу деятельности и достижений. Повышенным интересом и увлечением для человека становится его работа или иная деятельность, на поприще которой он пытается достичь совершенства. У человека-трудоголика работа становится самоцелью, а не способом достижения чего-либо. Трудоголик (работоголик) сосредоточен на интересующей его деятельности практически постоянно, он не способен отвлечься от мыслей о работе даже на отдыхе или при намеренной смене деятельности. Базой для формирования сверхценного увлечения в виде трудоголизма становятся, как правило, либо особенности характера, способствующие фиксации внимания и деятельности на выполнении служебных обязанностей из-за страха не справиться с ними, прослыть неспособным и неквалифицированным специалистом, либо аддиктивный уход от реальности, которая воспринимается как неинтересная, непривлекательная и скучная. Сверхценные психологические увлечения в виде активной и пристрастной деятельности могут включать не только профессиональную сферу, но и хобби. Например, ремонт своего автомобиля, уход за садом, рыболовство, охота, коллекционирование и т. д.).
При гемблинге человек склонен полностью посвящать себя игре, исключая любую иную деятельность. Игра становится самоцелью, а не средством достижения материального благополучия. Основа аддиктивного поведения в виде гемблинга — феномен «жажды острых ощущений» и, как следствие, высокой степени риска, когда за секунду можно потерять все, что имеешь, или приобрести «весь мир». Признаки:
1) постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры;
2) изменение круга интересов, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;
3) неспособность прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;
4) появление состояний психологического дискомфорта, раздражительности, беспокойства без игры.
Увлечение какой-либо деятельностью, достигающей крайней степени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и «растворением» индивидуальности, носит название фанатизма. Чаще фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). В общую характеристику фанатизма входит выработка человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение
внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и активной помощи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира, идола и осознать отклонения в собственном поведении, которые могут заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорировании работы и пр.
«Паранойя здоровья» — увлеченность оздоровительными мероприятиями. При этом человек в ущерб иным сферам жизнедеятельности (работе, семье) начинает активно заниматься тем или иным способом оздоровления — бегом, особой гимнастикой, дыхательными упражнениями, моржеванием, обливанием ледяной водой и пр. Механизмом формирования «паранойи здоровья» является феномен «сдвига мотива на цель», когда из средства достижения здоровья оздоровительные мероприятия превращаются в самоцель, в источник единственного или доминирующего способа получения удовольствий.
В отличие от психологических, при психопатологических сверхценных увлечениях источником повышенного интереса и пристрастного отношения становятся нетрадиционные для большинства людей предметы, явления или сферы деятельности. Например, это может быть коллекционирование собственных «козявок» или обстриженных ногтей, увлечение в виде записывания номеров проезжающих машин или подсчитывания количества окон в домах.
Синдром «философической интоксикации» встречается, как правило, у подростков при шизофрении. В качестве своеобразного увлечения выступает повышенный интерес к философской, теософской и психологической литературе с настоятельной потребностью анализировать происходящие вокруг индивида события, а также собственный внутренний мир. Он перестает адекватно воспринимать мир и реальность, пытаясь все втиснуть в схему, склонен обсуждать собственные «открытия» с друзьями, сверстниками и взрослыми, записывать свои мысли, читать огромный объем соответствующей литературы. Поведение человека с синдромом «философической интоксикации» носит навязчивый для окру жающих характер.
К расстройствам влечений, которые проявляются выраженными отклонениями в поведении, традиционно относят клептоманию, дромоманию, дипсоманию. Клептомания характеризуется труднопреодолимым стремлением индивида совершать кражи. Самоцелью становится процесс воровства и связанный с ним риск. При аддиктивной клептомания выступает эмоционально насыщенным поступком, совершение которого направлено на выведение себя из состояния безэмоциональности. При этом выбирается один из самых рискованных способов воровства, когда человек может быть застигнут за совершением кражи и ему может грозить какое-либо наказание. При психопатологической форме клептомания становится клиническим признаком и, в отличие от аддиктивной, проявляется импульсивно, ей предшествует дисфорический эпизод. Обычно клептомания входит в структуру патологических черт характера. Дромоманией называется склонность к бродяжничеству, дипсоманией — к запоям.
Источник