Меню

Трудности ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Дата публикации: 01.07.2020 2020-07-01

Статья просмотрена: 427 раз

Библиографическое описание:

Темиршина, Г. Р. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Г. Р. Темиршина, А. З. Минахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72237/ (дата обращения: 09.06.2021).

Ключевые слова: инклюзивное образование, учащиеся, дети с ОВЗ, школа.

Одной из важных социально-экономических и демографических проблем нынешнего российского поколения считается включение детей с ОВЗ и инвалидностью в социум. Развитие, а так же формирование социальных возможностей детей с ОВЗ, их активное участие в жизни социума могли бы способствовать последующему развитию страны и стабильному функционированию.

На сегодняшний день учреждения образования могут стать той образовательной средой, где дети с ОВЗ имеют возможность и средства для самовыражения, а, следовательно, приобретения социального опыта. Многие исследователи отмечают, что возможности образования не только по обучению детей с ОВЗ, но и по их социальной интеграции и адаптации достаточно велики.

Проблемы, которые ждут детей с ограниченными возможностями за школьной скамьей — обширны, они не редко испытывают трудности в социальных контактах и адаптации. Причинами этих проблем могут быть разные источники: родители, педагоги, сверстники.

Дети с ограниченными возможностями — это дети с различными психическими или физическими нарушениями общего развития, которые не позволяют им вести нормальную жизнь. С точки зрения современного общества наличие того или иного недостатка не считается поводом для неправильного развития.

Нарушения у данных детей вызваны проблемами при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные, сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрата [1].

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами адекватного их возможностям и потребностям образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Согласно основной классификации дети с ограниченными возможностями здоровья подразделяются на следующие категории:

1) дети с нарушениями слуха;

2) дети с нарушениями зрения;

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети со смешанными специфическими расстройствами психомоторного развития (ранее — ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с сочетанными, множественными нарушениями (сочетание 2-х, 3-х и более нарушений) [4].

В настоящее время одним из главных направлений деятельности образовательных и социальных организаций являются проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонением в развитии. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в отсутствии понимания со стороны взрослого сообщества. Несмотря на наличие специфических особенностей, у детей с ОВЗ есть возможность личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

В исследовании было 2 выборки: дети без ОВЗ (21 человек) и дети с ОВЗ (16 человек) (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату, ЗПР), учащиеся 9–11 классов.

В качестве эмпирических методов исследования были использованы следующие методы и методики: многофакторный личностный опросник FPI [2], анкета для выявления уровня развития коммуникативных навыков учащихся [3].

В ходе анализа результатов анкеты для выявления уровня коммуникативных навыков учащихся можно сделать следующие выводы:

На вопросы определения степени ответственности за качество выполнения общего задания (вопросы № 8, 11, 13, 14) 73 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (11 человек) ответили «является всегда» или «является часто», а среди остальных детей этот показатель ниже (18 человек, 56 %).

На вопросы определения взаимодействия участников группы (вопросы № 3, 4, 5, 15, 16) положительно ответили 60 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (9 человек), а у обычных детей 19 человек (59 %).

Испытывают психологический комфорт (вопрос № 1а, 1б, 6) 66 % детей с ограниченными возможностями здоровья (10 человек), среди обычных детей 78 % (25 человек) отметили позитивное самочувствие.

Включенность в совместную работу группы (вопрос № 2, 9, 10, 12) среди учащихся составило 62 % (20 человек), а среди детей с ограниченными возможностями здоровья 53 % (8 человек).

Таким образом, мы можем отметить, что дети с ОВЗ имеют высокую степень ответственности, чуть выше, чем у обычных детей. Чувствуют комфорт и включенность в совместную деятельность чуть больше половины детей с ОВЗ, в отличии от обычных детей, у которых показатели выше.

По результатам тестирования по опроснику FPI можно выявить следующие отличия психического состояния и свойств детей.

Первое отличие по шкале невротичность обычные дети набрали 6 баллов (средний уровень), а дети с ОВЗ набрали 7 баллов (высокий уровень). Это означает что обычные дети спокойные, непринужденные, активные. А детям с ОВЗ с высокими оценками по шкале «невротичность» характерна высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью.

Второе отличие по шкале общительность обычные дети набрали 8 баллов, а дети с ОВЗ 7 баллов и то, и другое относится к высокому уровню. Что же характерно для этого уровня? Высокие оценки позволяют говорить, что такие лица общительны, имеют много близких друзей. Прекрасно себя чувствуют на людях, ищут общества, с удовольствием принимают участие в групповых мероприятиях, любят отдыхать и работать в коллективе.

Следующее отличие по шкале уравновешенность. Дети с ОВЗ набрали 6 баллов (средний уровень), обычные дети 8 (высокий уровень) баллов. Это свидетельствует о том, что высокие оценки по показателю «уравновешенность» (обычные дети) показывает об отсутствии внутренней напряженности, готовности следовать нормам и требованиям, свободе от конфликтов, удовлетворенности собой и своими успехами. Низкие оценки по показателю «уравновешенность» (дети с ОВЗ) указывают на состояние дезадаптации, тревожности.

Читайте также:  Вред здоровью человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды

По шкале застенчивость баллы тоже отличаются. Обычные дети набрали 5 баллов (средний уровень), дети с ОВЗ- 7 баллов (высокий уровень). Высокий уровень выражает присутствие неуверенности, скованности, тревожности, результатом чего являются трудности в социальных контактах. Такие люди от любых перемен ждут только неприятностей, избегают рискованных ситуаций, всего боятся, неожиданные события встречают с беспокойством. При решении необходимых вопросов или чрезмерно колеблются, или подолгу оттягивают и не приступают к его выполнению. Избегают больших компаний, предпочитают узкий круг старых, проверенных друзей. Лица, набравшие средние оценки по фактору «застенчивость», решения принимают быстро и немедленно. Они смелы, решительны, не теряются при столкновении с незнакомыми вещами и обстоятельствами, предпринимают шаги к их осуществлению. В коллективе держатся свободно. Средний же уровень (обычные дети) относится к людям, которые в целом уверенны в себе и обладают хорошо развитыми навыками поведения в обществе, довольно общительны.

По шкале открытость разница между группами 2 балла. Обычные дети набрали 8 баллов дети с ОВЗ — 10 баллов. Эта шкала позволяет характеризовать уровень самокритичности и отношение к социальному окружению, оценить достоверность результатов и в определенной мере корректировать заключение. Если испытуемый набирает по данной шкале от 8 до 10 баллов, то этот результат подтверждает о его адекватной реакции, готовности отвечать с минимальными субъективными искажениями.

По шкале экстраверсия — интроверсия обычные дети набрали 9 баллов дети с ОВЗ — 6 баллов.

Обычные дети с высоким уровнем по этой шкале — стремятся к лидерству, общественному признанию, не испытывают затруднений в общении. Они придают большое значение социальному успеху.

Дети с ОВЗ набравшие средние оценки легко теряют душевное равновесие, нервничают, они с уважением относятся к правам других. Признают право каждого на собственную точку зрения.

По шкале маскулинность — фемининность у обычных детей 8 баллов, детей с ОВЗ 7 баллов. Разница между группами не большая обе группы относятся к высокому уровню. Интересы таких людей практичны. Они стараются избегать сложных, запутанных ситуаций.

По остальным шкалам баллы совпадают.

Шкала спонтанная агрессивность. Дети с ОВЗ набрали средние оценки, как и обычные дети, что свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными требованиями, уступчивости, сдержанности, осторожности поведения. Перемен не любят, к новому относятся осторожно, с предубеждением. Так же и дети без ОВЗ набрали средние оценки в данной шкале.

Дети с ОВЗ показали низкие оценки по шкале депрессивность , они отражают естественную жизнерадостность, энергичность и предприимчивость. Анкетируемые этой группы отличаются уверенностью в своих силах, богатством, гибкостью и многосторонностью психики, непринужденностью в межличностных отношениях, успешностью в выполнении различных видов деятельности, требующих активности, энтузиазма и решительности. Но нехватка контроля над своими импульсами и отсутствие скованности могут привести к невыполнению обещаний, беспечности, непоследовательности, что приводит к обидам и потере доверия со стороны друзей.

Шкала раздражительность. Дети с ОВЗ, как и обычные дети набрали 6 баллов (средний уровень). Им характерны такие черты, как добросовестность, чувство ответственности, стойкость моральных принципов. В своем поведении они строго соблюдают этические стандарты, руководствуются чувством долга, всегда стремятся к выполнению социальных требований.

Шкала реактивная агрессивность. Группы набрали 5 баллов. Средний уровень оценок свидетельствуют о повышенной идентификации с социальными нормами, зависимости, скромности, уступчивости, узости круга интересов. Дети с низкими баллами робки, скованны, малоактивны.

Шкала эмоциональная лабильность. По 6 баллов у каждой группы. Средние оценки могут характеризовать хорошее умение владеть собой. Им свойственны такие качества как отсутствие внутренней напряженности, свобода от конфликтов, удовлетворенность собой и своими успехами, а также готовность следовать нормам и требованиям.

Аким образом, дети с ОВЗ и инвалидностью испытывают ряд проблем: высокую тревожность, возбудимость с быстрой истощаемостью исходя из результатов методики FPI по шкале невротичность; дезадаптация — подтверждается результатами подученными по шкале уравновешенность; неуверенность, скованность, трудности в социальных контактах, избегают рискованных ситуаций, испытывают детям сложно принимать самостоятельные решения без помощи других, легко теряют душевное состояние по шкале экстраверсия-интроверсия.

Источник

Дети с ОВЗ: опыт, проблемы и перспективы работы

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.

Читайте также:  Как здоровье ренаты литвиновой

Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.

Внедрение инклюзивного образования в ОУ выявляет ряд проблем.

Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями в одном классе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».

Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. В ОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

К сожалению многие ОУ с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных классов, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды.

Ещё одной проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычном классе ОУ. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ОУ. Со стороны родителей « особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за обучение и воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, педагогов и специалистов ОУ.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в классе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ОУ.

Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Шальнева О.В. — учитель начальных классов

Дети с ОВЗ: опыт, проблемы и перспективы работы

Дети — все одинаково имеют право на счастливую жизнь, а образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех. Современному обществу требуется уже не столько педагог-исполнитель, сколько педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать. Высокий профессионализм необходимо сочетать с активным педагогическим поиском. Именно активный поиск заставляет выделить идею всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Школам необходимо изыскивать пути успешного обучения всех детей, включая детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения или недостатки. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка)

Читайте также:  Здоровье учителей младших классов

Пытаясь определить место школы в общей системе образования, в основу образовательной Программы школы был положен принцип «От «ученик должен» к «ученик может». Это Принцип признания педагогами индивидуальных особенностей учащихся, и готовность школы создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех без исключения детей. Необходимо было время, чтобы понять и принять принципы инклюзии. Основной задачей педагогического коллектива школы является обеспечение разностороннего развития личности каждого ученика, создание благоприятных условий для всех участников образовательного процесса. Сначала возникают серьёзные опасения, что не все обычные дети и их родители готовы принять в своё окружение инвалидов. Поэтому сначала проводится большая предварительная подготовительная работа с коллективом учителей, проводятся педсоветы, на которых рассматриваются вопросы обучения детей с особыми образовательными потребностями. С родителями учащихся всех классов проводятся родительские собрания, в повестке которых включаются вопросы инклюзии и помощи детям-инвалидам. Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребёнка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность, не говоря о милосердии.

Учителя – предметники должны пересмотреть свои программы и планы обучения, скорректировав их для данного контингента учащихся, адаптировать некоторые темы для лучшего усвоения и восприятия.

Классные руководители должны работать в тесном контакте с родителями учащихся, постоянно на родительских собраниях проводить беседы об особенностях развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП с привлечением психолога, знакомить с законами РФ о социальных гарантиях и реализации прав граждан на образование. Ребята с ограничениями здоровья работают в режиме полного дня, после уроков занимаются в ГПД, где воспитатели помогают делать домашние задания, проводят различные мероприятия.

Дети-инвалиды, обучающиеся в обычной школе, сталкиваются с проблемой неприятия их здоровыми детьми. Это связано с тем, что налицо явные двигательные нарушения, которые вызывают непонимание даже боязнь у здоровых ребят. Необходима кропотливая разъяснительная работа со здоровыми детьми школы, а также их родителями, пропаганда дружбы, поддержки и помощи детям – инвалидам. Это важно как для здорового контингента детей школы, так и для детей с особыми потребностями.

Есть трудности у учителей, работающих с детьми с ОВЗ. Работа с такими детьми требует огромной эмоциональной отдачи, терпения, понимания сложности диагноза этих детей.

Практика показывает, развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Желательно, чтобы была поддержка со стороны Министерства образования, городского и районного Управления по образованию, методических центров, профессиональных центров повышения квалификации, центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации. Чем больше партнеров у ОУ, тем более успешным будет ученик. Сейчас с успехом апробируется модель Детский сад — Школа. Эта модель позволяет осуществить на практике системный подход к включению детей с особенностями в развитии в социум, позволяет осуществить преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для особых «детей».

В процессе создания инклюзивного пространства в стенах школ ничего невозможного нет. Главное, чтобы этого захотели учителя. С развитием интегративных процессов в школе, с появлением в ней «особых» детей вообще меняется отношение к проблеме людей с ограниченными возможностями здоровья. А это важный шаг к изменениям в обществе в целом, где все равные среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Система образования должна предоставлять реальные возможности каждому человеку получить необходимые знания, умения и навыки. Принцип равноправия между людьми, независимо от их функциональных (умственных и физических) способностей — правильная позиция демократического общества. В основе равных прав заложено признание уникальности каждого человека, незыблемость человеческого достоинства, вера в развитие личности. Гуманизация образовательного пространства, защита детства в целом предоставляет возможность каждому ученику учиться по индивидуальному плану, но вместе со всеми.

Ответственность за здоровье и воспитание ребенка лежит не только на семье, но и на обществе и государстве. Когда каждый ребенок с проблемами здоровья или с ограниченными возможностями будет иметь возможность стать полноценным гражданином своей страны,- только тогда мы сможем утверждать, что мы – цивилизованные люди, и что наше общество имеет будущее.

Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

Лазарева Т.А., учитель начальных классов

Источник

Adblock
detector