Меню

Труд полезен для здоровья ребенка

Роль труда в воспитании ребенка
материал на тему

В данной главе родители смогут узнать о значении труда в нравственном воспитании ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
rol_truda_v_vospitanii_rebenka.docx 19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Роль труда в воспитании ребенка

Трудовое воспитание детей является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Своевременное привлечение ребенка к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка, необходимо:

  1. Систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т.д.);
  2. Давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;
  3. Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;
  4. Давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиться, чтобы они старательно их выполняли;
  5. Предъявлять единые и постоянные требования к труду ребенка;
  6. Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;
  7. Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;
  8. Помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;
  9. На ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;
  10. Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;
  11. Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы, так как это снимает утомление и способствует концентрации внимания;
  12. Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать в игру;
  13. Никогда не использовать труд как средство наказания.

Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения. Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.

Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старшими». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитывать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно; ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабушки; вместе труд спорится лучше и т.д. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действия, показывая приемы работы.

В процессе труда у ребенка формируется способность проявлять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти интересное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в его дельнейшей самостоятельной жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книга для ребенка – это могучее средство воспитания : она способствует развитию у детей любви к нашей Родине, к родной природе, приверженности к труду.

В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це.

Актуализация роли мужчины в воспитании ребенка. > Поддержать интерес отца к общению со своим ребенком.> Показать значимость.

На родительском собрании ведется анализ взаимоотношений ребенка и отца, его роли в воспитании ребенка.Представляются типы отцов . Предлагается интервью детей о своем отце и рисунки «Мой папа-самый луч.

О роли отца в воспитании ребенка.

Эта краткая информация поможет родителям понять о роли труда в воспитании своего ребенка.

В процессе трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, а также удовлетворение от достигнутых резльтатов. Важно научить детей не только индивидуальной работе, н также привить им навыки вза.

Источник

Статья по теме «Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста»
статья на тему

В статье рассматриваются некоторые аспекты трудового воспитания детей,описаны виды детского труда,формы организации,задачи и условия трудовой деятельности ребенка.Затронут вопрос разнообразия профессий,уважительного отношения к любой работе.А так же затронута тема важности овладения умениями и навыками трудовой деятельности воспитанников детского дома.

Скачать:

Вложение Размер
statya_vsya.docx 19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста.

Интерес к труду, трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства. Великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах уделяли большое внимание трудовому воспитанию детей и часто затрагивали данную тему.

«Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов», — считал А. С. Макаренко.

В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытывающий радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности — несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства- первостепенная задача педагогики»

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд способствует развитию внимания, мышления, сообразительности, умения планировать свою работу. Так же дети познают мир социальных отношений между людьми, получают знания о профессиях, об орудиях труда, приобретают навыки работы с ними.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, целеустремленностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить . Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. Именно поэтому тема трудового воспитания детей всегда будет оставаться актуальной.

Выделяются следующие виды детского труда:

— самообслуживание (удовлетворение повседневных личных потребностей)

Обучая детей навыкам самообслуживания, необходимо поощрять стремление малышей к самостоятельности, способствовать развитию инициативы. Воспитатель обязательно должен обращать внимание, как ребенок выполняет действие (завязывает шнурки, складывает вещи в шкаф и т.д ), это необходимо для того, чтобы у ребенка не проявлялась небрежность, неряшливость.

— хозяйственно-бытовой труд (уборка группы, комнаты, участка)

Любой труд ребенка следует поощрять, это способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых. Следует воспитывать у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке.

Воспитывая любовь к труду, необходимо вызвать у детей желание работать в уголке природы, на участке.

— ручной труд (подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек)

Такой труд имеет большое воспитательное значение, так как приучает детей бережно относиться к игрушкам, книжкам, пособиям.

Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:

— поручения (индивидуальные или совместные)

При организации труда детей необходимо решать следующие задачи:

— воспитывать привычку к постоянной занятости

— формировать положительное отношение к труду

— воспитывать бережное отношение к результатам труда

— приучать экономно расходовать материалы

— обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, учитывая их интересы и склонности

— формировать трудовые умения и навыки

Важно соблюдать определенные условия:

— необходимо учитывать возраст, физические возможности, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребенка

— четко и грамотно показывать приемы работы

— воспитывать уважение к людям различных профессий

— уточнять значение труда в жизни людей

— приобщать детей к труду на прогулке

* Индивидуальный труд-это поручение отдельному ребенку.

* Труд рядом-трудятся вместе, но каждый выполняет свое дело.

* Коллективный труд-поручается общее дело, каждый выполняет свое действие с общим предметом.

Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека, начинает подражать им в игре, в реальной жизни, делая попытки мыть, стирать и т.д.

Воспитатель должен убедиться, что дети правильно понимают, что такое работа, что значит трудиться. Можно провести занятие в виде беседы на тему «Как живется в стране бездельников?». Воспитатель вводит детей в воображаемую ситуацию и предлагает рассказать, что можно увидеть в стране бездельников. Дополнить беседу полезно рассматриванием картинок и последующей их группировкой. На одних картинках изображены результаты безделья, на других — результаты труда людей (груда немытой посуды и аккуратно разложенная в шкафу чистая посуда; перекошенный забор и ровный, выкрашенный краской и др.). Можно предложить детям самим сделать выводы, что хорошо и что плохо, обосновать высказанное мнение.

На следующем занятии разговор можно продолжить, но главный акцент сделать уже на необходимости труда.

В повседневной жизни необходимо обращать внимание детей на пользу, которую приносит труд всех сотрудников детского дома (вкусный обед, чистая одежда, расчищенная от снега дорожка)

Полезно посвятить несколько бесед теме о происхождении профессии: когда и почему появились на Земле разные профессии; было ли такое время, когда профессий не было;

какие профессии появились раньше всего; появляются ли новые и почему; почему люди выбирают для себя ту или другую профессию; что нужно делать, если хочешь стать портным, машинистом, ученым, и др.

Можно провести дидактическую игру «Где какая нужна профессия». Цель игры — формирование представлений о соответствии профессии, потребности в ней.

Важно обратить внимание детей на качественную характеристику труда. Трудиться можно по-разному. Можно работать хорошо, добросовестно, творчески. Этот труд радует всех окружающих. О таких людях говорят: «Мастер своего дела, у него золотые; руки, ему можно доверить серьезное дело, он не подведет, он всегда все делает хорошо». Если человек с детства привык любое дело выполнять добросовестно, то он будет слышать о себе такие слова и когда станет взрослым. Но порой люди работают плохо, лениво. Например, строитель поленился, плохо сделал крышу в доме, пошел дождь, и вода залила потолок в доме. Портной шил пальто, и ему «не захотелось» пришивать пуговицы.

Нельзя пропускать любую возможность и для того, чтобы подчеркнуть творческое, любовное отношение человека к своему труду («Посмотри на эту вазу и попробуй рассказать о человеке, который ее расписал. Как ты думаешь, он хороший художник, он любит свою работу? Почему ты так думаешь?»). Если ребенок затрудняется, необходимо помочь ему, обращая внимание малыша на эстетическую сторону, на тщательность выполненного рисунка. Постепенно ребенок привыкает видеть за предметом человека, изготовившего его, учится смотреть на себя как на взрослого и привыкает к объективности оценки деятельности человека независимо от его возраста.

Трудовая деятельность одна из важных видов деятельности ребенка, которая дает ему возможность адаптироваться к миру взрослых, к окружающему миру в целом.

При освоении трудовой деятельности обогащается социальный опыт ребенка, что особенно важно для воспитанников детских домов. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений, знаний ребенок приобретает чувство уверенности, уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых, вне стен детского дома. Труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формирует умение прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека.

Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. -М.,1983

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. -М.,1998

Комарова Т.С, Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду.-М.,2006.

Куцакова Л.В Трудовое воспитание в детском саду. -М.,2016

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. М.А.Васильевой.- М.,1984

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, вып.

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет.

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.

Одна из главных задач физического воспитания — оздоровление ребенка.Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому ра.

Игра является жизненной потребностью и средством всестороннего развития ребёнка. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с ок.

Источник

Читайте также:  Польза грязей для здоровья
Adblock
detector