Игра по станциям «Тропа здоровья»
материал
игра по станциям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_stantsiyam.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО Колушкинская специальная школа интернат.
Игра по станциям «Тропа здоровья».
Подготовили: Автомонова С.А.
«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье»
Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодежи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности.
Состояние здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: состояние окружающей среды, генетика, избыточное и несбалансированное питание, широкое распространение вредных привычек, эмоционально-психические нагрузки с резко пониженной физической активностью.
Здоровый образ жизни является основой профилактики и укрепления здоровья детей и подростков.
Актуальность существующих проблем по охране жизни и здоровья детей вызвало необходимость включить в работу с детьми активные формы и методы формирования навыков здорового образа жизни.
Игра по станциям – это не только командная игра, а интересная, активная форма работы, которая помогает детям укрепить свое здоровье, развить физическую активность, научить детей взаимодействовать в одной команде.
Игра по станциям включает в себя различные организованные этапы, (пункты), маршрутные листы, тем самым развивает в детях познавательный интерес, расширяет кругозор, умение действовать сообща, принимать решения, а также обеспечивает длительное пребывание детей на воздухе и приобщает к здоровому образу жизни. Мероприятие проводится на территории дворовой площадки.
Возраст участников: 11-15 лет.
Цель данного мероприятия: вовлечение детей в игровую деятельность, создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей и подростков.
— развивать познавательный интерес;
— научить детей работать в команде;
— обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;
— содействовать формированию активной жизненной позиции.
— формирование навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;
— умение работать в одной команде;
— развитие познавательного интереса, расширение кругозора;
— развитие творческого потенциала личности, выявление способностей и возможностей каждого ребенка.
Форма проведения: игра по станциям.
Методы реализации: станции с испытаниями, которые включают в себя различные задания на развитие воображения, творчества, смекалки, быстроты реакции и мн.др.
Каждая команда получает маршрутный лист, на котором указан путь прохождения станций. При прибытие на местоположение станции команда получает задание. Участникам нужно быстро и четко выполнить его. Если задание выполнено, человек ответственный за свою станцию, приклеивает смайлик на маршрутный лист. Игра продолжается до тех пор, пока команды не пройдут все станции.
Варианты станций и заданий:
1 станция «Загадки о здоровье»
Задание: Участники отгадывают загадки, вписывая ответы на листок.
2 станция «Фруктовый микс»
Задание: Команда за пять минут должна найти как можно больше ягод, фруктов и овощей.
3 станция «Еда, я люблю тебя»
Задание: Участникам игры необходимо составить список полезных и неполезных продуктов и заполнить таблицу. После этого, каждая команда составляет меню из полезных продуктов.
4станция «Вопрос на засыпку»
Задание: Участники отвечают на вопросы, отгадывают название ягод, овощей и фруктов.
5станция «Связанные одной нитью»
Задание: Нужно веревкой, на конце которой привязана ложка, сшить всех членов команды. Можно продевать нить в петельки, через ремешки и т.д. Насколько хватит выдумки.
Задание: Каждый из участников команды должен прыгнуть на скакалке 20 раз. Та команда, которая закончила первой получает 5 баллов.
7станция «Режимные моменты»
Задание: назвать основные режимные моменты.
8станция «Народная медицина»
Задание: назвать растение, которое помогает при той или иной болезни.
Необходимые условия для проведения игры по станциям:
Заранее выбрать и подготовить детей, которые будут ответственные за свою станцию. Ответственный должен предоставить командам задания, следить за их выполнением. При правильном выполнении задания приклеить «смайлик» на маршрутный лист.
Для проведения игры необходимо подготовить реквизит:
- дипломы;
- грамоты;
- гуашь;
- кисточки;
- фломастеры;
- магнитофон,
- «маршрутный лист» для двух команд
- карточки с заданиями,
- смайлики (14 шт.),
- клей.
Ведущий 1: Как только поутру встаём,
Мы начинаем жить!
Неплохо вспомнить бы о том
Как нужно всем дружить!
Когда научимся любить
Беречь, прощать, ценить!
Мы выберем себе свой путь
Чтоб дальше снова жить!
Дорога жизни и любви,
Дорога счастья и судьбы!
Какой ты выбираешь свой путь
Решать тебе, мой милый друг!
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас на игре по станциям «Властелин здоровья»! Сегодня, Вам, дорогие друзья, предстоит пройти свой путь по «Тропе Здоровья», где вы научитесь работать в одной команде, принимать решения, сотрудничать и помогать друг другу.
Ведущий 1: Команды придумали уже свое название, выбрали командира и готовы приступить к самым интересным и веселым испытаниям!
Условия прохождения игры по станциям:
Каждая команда получает маршрутный лист, на котором указан путь прохождения станций. При прибытие на местоположение станции команда получает задание. Участникам нужно быстро и четко выполнить его. Если задание выполнено жюри приклеивают смайлик на маршрутный лист. Игра продолжается до тех пор, пока команды не пройдут все станции.
1 станция «Загадки о здоровье»
( Участники отгадывают загадки, вписывая ответы на листок)
1. На земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
2. Горшочек умён,
Семь дырочек в нём.
3.На красных холмах
Тридцать белых коней
Друг другу навстречу
Ряды их сойдутся,
И смирными станут
4.В одной комнатушке
Одни всё кусают,
5.При необычном каком-то явлении
Его открываем мы от удивления.
6.Дом, где наш язык живёт,
Называем все мы .
7.Просят беленькие зубки:
8.Не любитель он молчать.
Даже может заскучать,
Если держат за зубами.
Кто же он, скажите сами?
9. Первым пробовать привык
10.На ночь два оконца
А с восходом солнца
2 станция «Фруктовый микс»
Команда за пять минут должна найти как можно больше названий ягод, фруктов и овощей.
Ответы: морковь, помидор, огурец, тыква, лук, капуста, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, виноград, слива, арбуз, кукуруза, перец, гранат, груша, картофель, свёкла, ананас, вишня, дыня, черешня, клубника, банан, манго
3 станция «Еда, я люблю тебя»
( Участникам игры необходимо составить список полезных и неполезных продуктов и заполнить таблицу. После этого, каждая команда составляет меню из полезных продуктов)
Источник
«Тропинки здоровья»
план-конспект занятия по зож на тему
В данной работе представлены разработки занятий по программе «Тропинки здоровья». Программа предназначена для учащихся начальной школы и направлена на формирование здорового образа жизни младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiy_tropinki_zdorovya.docx | 40.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Шатунова Елена Юрьевна
г. Казань Республика Татарстан
В данной работе представлены разработки занятий по программе «Тропинки здоровья». Программа предназначена для учащихся начальной школы и направлена на формирование здорового образа жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье, выработки поведенческих навыков, охраняющих жизнь и здоровье детей.
Занятия составлены в форме игры-путешествия. Останавливаясь по пути, дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления. Вводная часть занятия содержит игры-разминки, позволяющие снять напряжение, переключиться с одной темы на другую, восстановить хорошее рабочее состояние. В качестве разминки предлагаются имитационные упражнения, энергизаторы и активаторы, упражнения на развитие координации движений.
Основная часть включает в себя познавательный материал о здоровье и здоровом образе жизни, комплекс физических упражнений, дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику, психологические и двигательные игры.
В конце каждого занятия проводится рефлексия. Дети оценивают свое самочувствие с помощью значков: «солнышко» — очень хорошее, «солнышко-тучка» — хорошее, «тучка» — не очень хорошее.
Тема: «Наше питание. Правильное питание – залог здоровья»
— познакомить учащихся с содержанием питательных веществ в пищевых продуктах и их энергетической ценностью, с режимом питания;
— раскрыть значение знаний о правильном питании как залоге здоровья;
— создать проект правильного питания.
Оборудование: рисунки корзин для продуктов, плакаты и изображением витаминов, индивидуальные карточки с изображением продуктов питания, ватманы, фломастеры, таблицы с заданиям.
Введение в тему.
Стихотворение М. Карима «Мой кот» читает ученик в одежде Доктора Айболита.
Мой серенький кот
Совсем не растет.
И даже усы не растут.
Попробуй-ка, вырасти тут!
С утра этот кот конфеты сосет,
Грызет шоколад он потом,
Не быть настоящим котом.
— Почему же не растет кот?
— Что же он должен есть?
— А человек? Найдем спрятанные слова и закрасим клеточки с этими словами.
Ответ: суп, каша, масло, сыр, хлеб, торт.
— А что еще можно есть человеку? ( ответы детей )
— Мы с вами назвали очень много продуктов питания. А как вы думаете, все ли они полезны нашему организму?
— Назовите продукты питания, которые, по вашему мнению, полезны нашему организму.
( дети по очереди называют продукты питания, учитель записывает их на доске)
— Как вы думаете, на какие группы можно поделить эти продукты питания?
а) животного происхождения;
б) растительного происхождения;
в) речного или морского происхождения
( учитель рядом с названным продуктом питания прикрепляет соответствующую картинку: с изображением животного, растения, рыбы )
— А в каких из них наш организм нуждается больше всего? ( во всех ).
В настоящее время при оценке продуктов выделены продукты носители – «пустых» калорий. Они обладают значительной калорийностью, но практически не имеют ценных составных компонентов. У сахара, кондитерских изделий – нулевые показатели содержания витаминов, кроме железа. Как показали результаты исследований, пряности добавляют в пищу не только для вкуса. Гвоздика, чеснок, лук и душица, например, убивают микроорганизмы, включая Салмонелы и стафилококки, а жгучий красный перец уничтожает до 75% микробов.
В курином яйце содержится 12 витаминов. Оно хороший источник активного витамина А. Только рыбьему жиру яйца уступают по содержанию витамина Д. Белки и жиры яйца сваренного вкрутую, усваиваются на 95%. В яичном белке содержатся жизненно важные для человека незаменимые аминокислоты. Витамин Д нужен и взрослым, и детям. Сливочное масло, печень, яйца, сливки – продукты, содержащие витамин Д.
Чипсами и хот-догами наесться нельзя, а лишь на время заглушить чувство голода. Если постоянно питаться продуктами быстрого приготовления, можно заработать дефицит в организме многих необходимых для жизнедеятельности компонентов, заболевание желудочного тракта, нарушение обмена веществ. В чипсах мало белка, к тому же по своему составу он неполноценен. В сосисках и гамбургерах много консервантов.
Питание не должно быть быстрым. В течении дня человек хотя бы раз обязан съесть горячую полноценную пищу, включив в нее продукты зернового, лесного и речного происхождения. Для «перекуса» можно использовать фрукты, булочку или печенье с молоком, орехи, кисломолочные продукты, йогурт, сырок, творог.
По мнению врачей – педиаторов большое значение для умственного и физического развития детей имеет не только полноценный завтрак, но и время его приема. В ходе исследований ученые установили, что ребята, которые завтракают в школе, имеют показатели гораздо выше, чем те, кто совсем не завтракают.
Вывод: школьные завтраки и обеды – защищают от полипов и гастритов, и повышают умственные способности детей. Полезные продукты снабжают организм энергией, чтобы можно было двигаться, играть, заниматься, помогают организму расти, питают его витаминами.
Энергизатор: «Броуновское движение».
Молекулы любого вещества находятся в постоянном движении. Они двигаются в разных направлениях, сталкиваются друг с другом, отскакивая и снова сближаясь. Представьте, что вы – молекулы. По команде учителя вы начинаете двигаться. Ваша задача – сделать как можно больше перемещений в разных направлениях. По команде вы прекращаете движение, объединяясь в молекулы по 5.
Работа в группах.
( раздается задание каждой команде )
— Рассмотрите внимательно самые полезные продукты на рисунках.
— Выберите рисунки полезных продуктов и приклейте их в корзину. Можно дорисовать другие полезные продукты питания.
— Защитите выбранные вами полезные продукты питания.
— Как вы думаете, а что еще нужно для правильного питания.
Ответы детей: правильно есть, соблюдать режим дня, есть в одно и то же время, мыть руки перед едой и т.д.
Работа в группах.
Каждой группе дается задание нарисовать или написать самые важные правила питания и защитить свой плакат.
Учитель: Если вы будете соблюдать все эти правила, то вырастите сильными, здоровыми и красивыми.
Попробуйте дома вести такой дневник. В него записывайте, какие полезные продукты вы ели на завтрак, обед, в полдник и на ужин.
Источник
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» 1-4 классы ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_trope_zdorovya.doc | 392 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Рассмотрено на заседании: «Утверждаю»
педагогического совета Директор МОУ «СОШ № 6»
(протокол от __.__.20__года № _) __________ К. Н. Селезнев
курса внеурочной деятельности
по спортивно – оздоровительному направлению
«Путешествие по тропе здоровья»
Срок реализации программы — 4 года
Количество часов по программе – 135 ч., в неделю – 1 ч.
Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет
Учитель: Кротенко И.Л.
Пояснительная записка 5
Цели и задачи программы 6
Основные направления реализации программы 7
Планируемые результаты 9
Формы учета знаний и умений 15
Содержание программы 16
Тематическое планирование 18
Список литературы 27
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры, прогулки, спортивно-оздоровительные часы, эстафеты, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 33 часа, II – IV классы – 34 часа.
Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Источник