Здоровьесберегающая среда в группе «Особый ребёнок» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
Описан опыт по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_zdorovesberezheniyu.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ комбинированного вида№ 69г. Чита
Здоровьесберегающая среда в группе «Особый ребёнок» для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. «Создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов должно стать приоритетом при реализации новой государственной программы «Доступная среда». ( III послание Президента страны Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г.).
Одним из направлений Концепции модернизации российского образования является обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. [2]
В законе РФ «Об образовании» сказано, что государство создает гражданам с ОВЗ условия, для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, а так же в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ, рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. [1]
Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.[3]
Одним из условий успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном учреждении является создание адекватной возможностям ребенка здоровьесберегающей среды, обеспечивающие здоровье ребёнка и полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
К основным характеристикам здоровьесберегающей среды в дошкольной группе для детей с ОВЗ, можно отнести: морально – психологический климат, экологию и гигиену; комфортные условия, гибкий режим жизни, труда и отдыха, современные образовательные программы, методики и технологии.
Здоровьесберегающая среда решает задачи не только обучения и воспитания, а также коррекции, социальной реабилитации и интеграции в общество детей с ОВЗ.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает создание специальных условий, с учетом специфики заболеваний детей.
Одним из основных условий – является пониженная наполняемость групп установленная СанПиН 2.4.1.2660 – 10 и наличие штата специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость, нестабильность эмоциональной сферы, что требует внесения изменений в режиме дня. Предусматривается увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи, выполнение режимных моментов.
Содержание развивающей предметной среды должно обеспечить охрану и укрепление здоровья ребёнка, удовлетворить потребности как актуального, ближайшего, так и перспективного развития ребёнка и отвечать его индивидуальным особенностям. Предметно–развивающая здоровьесберегающая среда включает в себя ряд компонентов, необходимых для полноценного физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. Это физкультурно-игровые, оздоровительные сооружения, специальное оборудование, уголки отдыха и релаксации, предметно-игровая и предметно-развивающая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная и художественно-эстетическая среда.
Доступность и разнообразие материалов создаёт благоприятные условия для обучения ребёнка и в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности.
В работе с детьми с ОВЗ повседневно, всеми специалистами используются здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание валеологической культуры детей и родителей. Воспитательно-образовательные мероприятия проводятся с использованием релаксационных моментов, игр для эмоциональной разгрузки, музыкотерапии и арттерапии, игр для снятия напряжения с водой и песком. Закаливающие процедуры такие как, сухой душ, водно-солиевые дорожки, водные процедуры, солнечные, воздушные ванны, тропа здоровья, дыхательная, коррегирующая, пальчиковая, артикуляционные гимнастики, упражнения на укрепление опорно-двигнательного аппарата, упражнения для глаз, зарядки проводятся с учетом специфики заболевания ребёнка. Все дети получают витаминизированное питание. Осуществляются превентивные меры по профилактике заболеваний детей: витаминные настои, оксалиновая мазь, поливитамины, кварцевание, проветривания, а так же ведется просветительная работа с родителями по формированию валеологической грамотности в воспитании детей.
При планировании образовательной деятельности предусматривается варьирование организационных форм работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Организуются перерывы с использованием релаксационных упражнений, психогимнастики, динамических пауз. Регулируется степень утомляемости ребёнка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности. Выбирается оптимальный темп работы в соответствии с личностными особенностями ребёнка, осуществляется контроль за его самочувствием. Используются разнообразные дидактические, наглядные и игровые материалы адекватные уровню развития ребёнка и специфики его заболевания. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы).
Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, создаются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
Важным компонентом здоровьесберегающей среды является работа с родителями. На базе МБДОУ № 69 действует Клуб родителей «Мы-семья», целью которого является формирование адекватных родительско-детских позиций, через создание условий для психолого-педагогического сопровождения семей; формирование психолого-педагогической компетентности родителей; оказание психологической поддержки родителям в решении личных проблем; оказать помощи по дальнейшему сопровождению ребёнка в социальной среде.
Каждое из направлений Клуба прямо или косвенно решает задачи здоровьесбережения. Направление «Самое сокровенное» — консультации специалистами родителей по решению личностных проблем семей, создают эмоционально положительную атмосферу в семье. Направление «Помоги мне сделать самому» предусматривает обучение родителей психолого-педагогическим методам и технологиям по развитию, воспитанию и обучению детей, сохранению здоровья. Воспитатели реализуют специальный проект «Вместе с нами» по трудовому воспитанию и формированию валеологической компетентности у детей, совместно с родителями. Для детей с ОВЗ данное направление работы, порой является ведущим в развитии. Обучение навыкам самообслуживания – с этого начинается проектная деятельность, с каждым годом формируя и совершенствуя гигиенические и трудовые навыки детей. У родителей есть возможность принимать активное участие, подавать пример, видеть, чем овладел их ребёнок, закреплять полученные умения дома. Направление «Сотрудничество» осуществляет знакомство и организацию взаимодействия семей с социальными реабилитационными центрами города. На базе МБДОУ дети и их семьи получают психолого-педагогическую помощь, в то время, как семьи нуждаются и в социальной и в медицинской помощи. Благодаря сотрудничеству с центрами города, появляется возможность для определения дальнейшего маршрута для каждого ребёнка и семьи в целом. «Радость встречи»- организация и проведение совместно семьями воспитанников праздников, встреч, конкурсов, ярмарок и других мероприятий. Направление решает сложные задачи: коррекцию детско — родительских отношений, по средствам создания ситуации успеха для детей и возможность родителям увидеть успех своих детей (т.е. принятие ребёнка). Форма мероприятий позволяет работать в непринужденной обстановке, что оказывает положительный эмоциональный настрой на взаимодействие, открытость, активность и мотивирует на дальнейшее сотрудничество. Психологический комфорт – залог здоровья.
Таким образом, здоровьесберегающая среда в группе «Особый ребёнок», представляет собой комплекс оборудования, мероприятий, технологий, направлений и форм работы, отвечающий целям воспитания, обучения и коррекции развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в дальнейшем способствующий успешной социализации и адаптации ребёнка и его семьи в обществе.
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266 (ред. От 27.12.2009) ст.5
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06
Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000, №2.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
Источник
Экологическая тропа для детей с ограниченными возможностями здоровья
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Наш детский сад посещают дети с речевыми и психическими нарушениями в развитии. Для таких детей характерны
— низкий уровень познавательного интереса;
— повышенный уровень тревожности;
-выраженное недоразвитие всех сторон речи.
Это создает трудности при формировании экологических начал у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Экологическая тропа – отличная возможность обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Прогулки дают возможность в полном объёме знакомить детей с природными объектами, правилами поведения в природе.
Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы, что так же недостаточно развито у наших детей.
Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи работы.
Учитывая особенности детей при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы по экологии в детском саду разработан маршрут.
1 этап проекта уже реализован: педагогами нашего дошкольного учреждения была обследована территория детского сада, выделены интересные места и составлен паспорт тропы:
ГБОУ Гимназия № 000 дошкольное отделений корпус №10
Протяженность маршрута вид
Направление, географическое положение
Газоны, участки прогулочные
Экскурсии (здесь проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года)
Практическая деятельность в природе (труд по уходу за растениями, проведение фенологических наблюдений и элементарных опытов и т. д.); посадка кустарников, создание цветочных аллей, выращивание цветов, сбор лекарственных трав, уборка территорий)
ННОД (сказка, игры, викторины и конференции с привлечением родителей, путешествие)
Проведение экологических дней
Совместные мероприятия с родителями, посвящённые дню урожая, дню птиц, экологическому дню и т. д.
Критерии создания тропы.
Доступность, информативность, привлекательность
Проводя обследование территории детского сада , составлена схема маршрута тропы и придуманы стенды для оформления видовых точек
Станция № 1 «Правила Юных экологов»
Целью данной видовой точки является: знакомство с правилами поведения в природе. На станции устанавливается стенд и выдается пакет для сбора мусора, маршрутный листок с заданиями. Возможно так же проведение игры «можно-нельзя».
Станции № 2 «Полянка сказок»
Целью данной видовой точки является: изучение разнообразия сказок о природе. На этой станции ребята могут вспомнить сказки, где героями являются животные и растения. Возможно на этой станции строительство избушки-шалаша.
Станция№ 3 «Дерево и его обитатели»
Целью данной видовой точки является: знакомство с деревом, разнообразием его обитателей: лишайниками, мхами, насекомыми, птицами. На этой станции проводится коллекций и «фотоохота».
Станция № 4 «Метеостанция»
Цель: Определение погоды и методы ее изучения. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием: флюгером, барометром, термометром, дождемером предназначена за наблюдением за погодой, ее изменениями.
Станция № 5 «Почвенный срез»
Цель: Наблюдение за почвой и ее эрозией. Изучение почвенных обитателей.
Станция № 6 «Зеленая аптека»
Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; учить собирать и сушить лекарственные растения. На станции показано разнообразие лекарственных растений, возможно обучить узнавать части растений и исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, а также ознакомить с правилами сбора этих растений. На выбранном месте станции растут земляника, шиповник, боярышник, липа, кислица, подорожник, ромашка и другие.
Станция № 7 «Человек природе друг». Цель: Познакомить ребят с влиянием людей на природу. На этой станции будет показано кострище, пеньки от спиленного дерева. На стенде представленные запрещающие знаки, которые указывают на негативное влияние человека на природу. На конечной станции будет установлен контейнер для мусора, куда можно выбросить весь мусор, который собрали дети, проходя по маршруту.
Источник