«ТРОПА ЗДОРОВЬЯ» КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ТРОПА ЗДОРОВЬЯ» КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Актуальность: К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические. Экология нашего города создаёт дискомфортные условия для формирования физического и психического здоровья дошкольников.
Отечественной психологией накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования физически развитой личности. От работ А.Ф. Лазурского и Г.Я. Трошина до работ современных исследователей, мы можем проследить достаточно глубокие взаимосвязи между появлением личностных новообразований, физическим развитием и особенностями эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович).
Аннотация: В статье представлена информация о комплексе мероприятий, направленных на улучшение эмоциональнопсихического состояния у дошкольников в условиях образовательного учреждения. В период летней оздоровительной компании для здоровьесбережения дошкольников используется «тропа здоровья» с фитонцидными зонами.
Ключевые слова: эмоциональнопсихическое состояние, фитонцидные зоны, закаливание, здоровьесбережение, «тропа здоровья».
Приоритетными направлениями деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского – сада №282 городского округа Самара (далее – МБДОУ) являются улучшение эмоциональнопсихического состояния и укрепление здоровья дошкольников, приобщение их к ценностям здорового образа жизни и охрана жизни дошкольников.
Деятельность МДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.
В МБДОУ создана необходимая материально-техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья, спортивная площадка.
В период летней оздоровительной кампании особое внимание уделяется эмоциональнопсихическому состоянию и здоровьесбережению дошкольников. В оздоровительную компанию вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в МБДОУ оборудована «Тропа здоровья».
Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:
- улучшение эмоциональнопсихического состояния детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;
- профилактика плоскостопия;
- улучшение координации движения;
- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
Описание «тропы здоровья».
На территории нашего дошкольного учреждения на протяжении многих лет функционирует «Тропа здоровья» — это пешеходная дорожка с участками различных природных материалов (гравий, песок, крупные камни, древесная стружка и т.д.). Длина дорожки 400 м.
Поверхность дорожки, состоящая из участков с различными природными материалами, оказывает дозированное стимулирующее воздействие на биологически активные точки (БАТ), заложенные в коже стопы дошкольников. Раздражителями являются: мелкий и крупный песок; галька крупная и мелкая; крупные и гладкие графитные камни; скошенная трава, опилки, холм с деревянными ступеньками. Вдоль «тропы здоровья» высажены растения – фитонцидоносители: можжевельник, туя, мята, календула. Концентрация фитонцидов на отдельных участках тропы в воздухе на уровне дыхания дошкольников достигает предельных значений, что обуславливает высокий оздоровительный эффект в комплексе с закаливанием стоп при ходьбе по участкам с природными материалами. Это способствует более качественному дыханию, снятию бронхоспазмов, снижению артериального давления, кроме того улучшению настроения, снятию нервного напряжения.
Во время пребывания в детском саду, ребенок переживает множество стрессовых ситуаций. Учеными доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка, а использование «тропы здоровья» является универсальным средством снятия стрессового состояния. Хождение босиком по «тропе здоровья» – это лечебно-профилактическая и оздоровительная процедура, выполнение которой проходит под контролем инструктора по ФИЗО и старшей медицинской сестры.
Методика использования «Тропы здоровья».
Перед тем, как пойти по «тропе здоровья», следует присесть на скамеечку и провести самомассаж стоп: обхватить одной рукой стопу и уложить её на колено. Другой рукой сделать несколько разминающих движений в направлении от пятки к пальцам, обращая внимание на энергичное растирание и поколачивание свода стопы. Этим снимается неприятное ощущение, появляющееся при прохождении первых участков «тропы здоровья».
Пользоваться «тропой здоровья» следует постепенно, по определенным режимам с учетом состояния здоровья и степени закаленности дошкольников. При недомогании повышенной температуре тела пользование «тропой здоровья» не рекомендуется. Если во время закаливающей процедуры появились признаки острого недомогания, резкие боли, головокружение, тошнота, микротравмы на стопах или ушибы на других участках тела, например при падении, необходимо процедуры прекратить и обратиться за обращением к медицинской сестре в медицинский пункт.
При пользовании «тропой здоровья» не рекомендуется отвлекаться, громко разговаривать, обмениваться репликами, делать какие-либо замечания другим лицам, принимающими эту процедуру. Во время выполнения этого вида закаливания следует соблюдать темп и продолжительность ходьбы, назначенные инструктором по ФИЗО.
Ходьба по «тропе здоровья» обязательно сочетается с проведением глубоких дыхательных упражнений через каждые 75-100 метров по 5-6 вдохов и выдохов. При этом следует обращать внимание на выдох. Он должен быть достаточно глубоким. Для этого следует на выдохе сжать грудную клетку скрещиванием рук и втягиванием во внутрь брюшной стенки живота.
После завершения процедуры закаливающей ходьбы обмыть стопы в ванне проточной водой, растереть их полотенцем и надеть обувь.
Для получения прочного и длительного оздоравливающего эффекта рекомендуется использовать «тропу здоровья» не менее 3 –х раз в неделю в течении 3 –х месяцев, затем перерыв месяц. Далее курс можно повторить.
Ежедневное использование «тропы здоровья» в летний оздоровительный период позволили добиться следующих результатов:
- улучшение эмоциональнопсихического состояния дошкольников (увеличение посещаемости в летний период);
- улучшение и укрепление иммунной системы организма;
- снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период (снижение уровня заболеваемости на 15,2%);
- тренировка и качественное улучшение работы стопоназального рефлекса;
- предотвращение и уменьшение развития плоскостопия у дошкольников;
- предотвращение развитие ультрафиолетового голодания, следовательно, развития рахита у дошкольников;
- положительная динамика ростовесовых показателей;
- формирование правильной осанки, улучшение ее у детей с нарушением опорнодвигательного аппарата;
Заключение.
Использование «тропы здоровья» в период летней оздоровительной компании способствовало снижению психоэмоционального напряжения дошкольников: улучшению состояния вегетативной нервной системы, выходу всех негативных эмоций, формированию положительного эмоционального фона, способствующего появлению эмоций радости и ощущения общего спокойствия; стабильно повышая настроение и обеспечивая снижение уровня тревожности дошкольников.
Список литературы
- Вераксы, Н. Е. Комаровой, Т. С. Васильевой М. А. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред. М.: Издательство: Мозаика-Синтез, 2013.
- Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. — Москва, 2003. — Т-1. — С. 230-232.
- Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. — М.: АРКТИ, 2000, С-88
- Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003 — №1. — С. 5-10.
- Никонорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж, 2007.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Чупаха, И.В. Программа «Здоровый ребёнок» в рамках реализации программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно – практический сборник инновационного опыта. Ставрополь: «Народное образование», 2003 г.
Источник
Тропа здоровья в детском саду
Наталия Ненашева
Тропа здоровья в детском саду
Тропа здоровья в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 муниципального образования Усть — Лабинский район
Тропа здоровья
Ненашева Наталия Васильевна инструктор по физкультуре
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.
По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровьядошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%).
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Приоритетными направлениями в деятельности МБОУ №35 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.
В ОУ создана необходимая материально — техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, спортивная площадка, групповые площадки.
Деятельность ОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно — правовых документов федерального, регионального,муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами. Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании,в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровлениявыступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2016–2017г. в МДОУ№35 была организована «Тропа здоровья«.
«Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.
Целью организации «Тропы здоровья»является: организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.
Основными задачами организации «Тропы здоровья«являются:
• улучшить координацию движений;
• улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;
• повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
• улучшить эмоционально-психическое состояния детей;
• приобщить детей к здоровому образу жизни.
Администрацией МБДОУ были разработаны следующие документы: приказ об организации функционирования «Тропы здоровья» в летний период (приложение 1, инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья» (приложение 2).
Организация «Тропы здоровья«.
Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья, мною была создана на участке детского сада «Тропа здоровья». Создание «Тропы здоровья» позволило проводить с детьми оздоровительную работу, а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье.
«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли — не ниже 20С-22 С, и заканчивает свою работу во второй половине сентября. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе.
«Тропа здоровья» длиной 28м и шириной от 1,5м делится на участки от 1м до 1,5м,которые имеют разное покрытие: большая часть поверхности «Тропы здоровья»представляет собой: травяной покров; песчаную поверхность; короба с галькой, бутовым камнем, еловыми шишками; вкопанными деревянными пеньками
«Тропа здоровья» расположена в юго-западной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, одновременно хорошо освещается солнцем. На территории «Тропы здоровья» дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.
Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:
• ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;
• хождение босиком по траве;
• принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;
• принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;
• выполнение упражнений на осанку;
СХЕМА «ТРОПЫ ЗДОРОВЬЯ»
На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.
На «Тропе здоровья«используется различное оборудование: балансир для равновесия, скамейки, дуги для подлезания, рукоход, турники для разного возраста, лестница для лазанья, мишени для метания, подвесная лестница — это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей; игровое (пеньки, мостик, брёвна) – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы). Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.
Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня.На ней дети выполняют следующие упражнения:
•упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; «Утиная ходьба» (ходьба в полуприсяде); «Журавль на болоте» (ходьба с высоким подниманием бедра); «Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);
• упражнения с оборудованием, предметами,различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки); захват предметов стопами ног.
Планируется «Тропу здоровья» использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в «Зоне отдыха»,размещаются полезные материалы для взрослых: «Если у ребенка плоскостопие», «Какие упражнения нужны Вашему ребенку», «Мама и папа, поиграйте со мной». Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на «Тропе здоровья«,выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:
— посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
— вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;
— сделать несколько дыхательных упражнений;
— походить босиком по песку, траве;
— покатать шишки ступнями ног;
— полюбоваться красотой цветущих растений;
— просмотреть памятки и листовки.
Убеждаю воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь. Не просто учу детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения, а воспитываю у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни.
Обеспечение медицинского сопровождения функционирования
“Тропы здоровья”
Организация здоровьесберегающего режима на “ Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Старшая медицинская сестра систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на «Тропе здоровья» в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяет санитарное состояние “Тропы здоровья”, делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья”. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “ Тропе здоровья” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.
Система оздоровительной работы и её результативность
На наш взгляд в нашем ОУ сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на “ Тропе здоровья” в летний период,включающая в себя следующие факторы:
• эколого-гигиенические и закаливающие факторы
• средства физического и музыкального воспитания
Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:
• снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
• положительной динамики росто-весовых показателей;
• формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
• улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.
• Оздоровительная деятельность на “ Тропе здоровья”продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры.
День здоровья в детском саду Программное содержание: Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее. Укреплять физическое.
Неделя здоровья в детском саду «Неделя здоровья» в детском саду» Физическое воспитание для ребенка крайне важно, ведь именно в детстве закладывается база для полноценного.
День здоровья в детском саду (фотоотчёт) 18 ноября в МОУ «Мордвесский центр образования имени В. Ф. Романова» структурное подразделение детский сад прошёл праздник посвящённый Дню.
День здоровья в детском саду «Физическое воспитание — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость». Здоровье великая ценность каждого человека. Вырастить.
Фото — отчёт «Тропа здоровья!» Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в детском саду. Целью прогулки является укрепление здоровья, профилактика.
Фотоотчет «Экскурсия в лес» и «Экологическая тропа в нашем детском саду» Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта и всегда актуальная тема. Экскурсии — один из основных.
Неделя семьи и здоровья в детском саду Неделя здоровья в детском саду – одна из форм активного отдыха детей, когда отменяются все занятия, режим дня наполняется разными играми,.
Тропа здоровья на участке Воспитание здорового поколения – одна из приоритетных задач государства и общества, родителей, педагогов, медицинских работников. В последние.
Тропа здоровья в нашем саду. Как использовать в работе с детьми Мы идём в поход по нашей тропе здоровья. Проходим через ручей по камням, по лесу по шишкам, перебираемся через горы и овраги. Проходим по.
Источник