Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Юлия Белова
Использование элементов игровой терапии в снижении тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Проблема тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых сложных проблем в современной психологии, поэтому ей занимаются многие исследователи. Однако ученые высказывают различные точки зрения в определении указанных явлений и условий их возникновения.
Вопрос детской тревожности и страхов приобретает актуальность, как в научном, так и в практическом плане, и требует безотлагательных поисков продуктивного решения. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества страхов и тревожности. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, в отсутствии безопасности.
Ряд исследователей рассматривают тревожность и страх лишь как явления, возникающие в рамках стрессовых ситуаций (А. Говард, Л. Мазарус, К. Матвеев, А. Мирке). В советской психологии В. С. Мерлин, О. Копытова, В. Уткина, К. Вяткин, Н. Белаус связывают состояние тревожности и страха с состоянием высшей нервной деятельности человека.
Исследование В. Б. Белауса показало наличие связи между склонностью субъекта к тревожности и неустойчивостью, раздражительностью, слабостью нервных процессов.
В зарубежной литературе наиболее часто встречается понимание тревожности и страха как состояния, изначально присущего ребенку, сопутствующего ему на протяжении всей жизни и являющегося фактором его психического развития (В. Айзенк, Т. Тейлор).
В отличие от этого некоторые советские психологи рассматривают тревожность как свойство личности, приобретенное человеком в результате опыта (К. Банеев, Д. Именадзе, Р. Купцова).
Исследования Л. С. Выготского, В. И. Гарбузова, Ю. Ф. Гребченко, А. И. Захарова, Д. Б. Эльконина, В. В. Лебединского, А. С. Спиваковской о том, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность, поэтому при работе с дошкольниками необходимо использовать игротерапию как метод коррекции, в основе которого лежит игра.
Появившись в первой половине ХХ века в недрах психоанализа, игровая терапия является относительно молодой отраслью современной психологии, которая специализируется преимущественно на работе с детьми. Данное научное течение постепенно распространилось по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методик.
Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия как способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В основу метода положена игра.
Игра — это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. То, что делается по обязанности, принудительно, без интереса со стороны ребенка не может называться игрой.
А. И. Захаров считал, что игра — это способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра, по мнению ученого, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, темперамент. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку травмирующие жизненные обстоятельства в ней переживаются в условном, а значит, ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование — катарсис.
Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. В то же время, игра для ребенка — это и одна из форм «самотерапии», способ снизить тревожность, благодаря которому могут быть урегулированы различные конфликты и проблемы.
Игровая терапия — это стихийный воспитательный институт ребенка, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и умения, навыки общения, развитие фантазии и механизмы творческой сознания.
Игра для ребенка — это еще и средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям.
Т. И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд выделяют пять признаков, по которым игру можно отнести к терапевтическому средству:
• То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.
• Игра — это естественная обстановка для самовыражения ребенка.
• Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.
• Игра позволяет психологу больше узнать об истории жизни ребенка.
• Игра является ключом к строительству хороших отношений между ребенком и психологом и его поведение будет спонтанное.
В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует снятию напряжения, страха перед окружающим миром.
В основе направленной игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно – ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей в создаваемой самими детьми игровой ситуации. Согласно ролям, они проявляют те качества,которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т. д. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально – волевую сферу личности ребенка.
Термин «игровая терапия» был предложен М. Клаян. Игротерапию одной из первых стала применять А. Фрейд в работе с детьми. в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму. А. Фрейд обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.
С появлением в начале 1930-х годов исследований Д. Тафты и Ф. Алена, названных терапией отношениями, возникло третье значительное направление в игровой терапии. Философским основанием для него стала работа О. Ранка, который перенес акцент с исследования истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе терапевт-клиент, поставив в центре внимания то, что происходит здесь и теперь, в кабинете терапевта. Идеи О. Ранка легли в основу терапии отношениями, близкой к пассивной игровой терапии. Терапия отношениями целиком имеет дело с имеющимися ситуацией, чувствами и реакциями, не пытаясь объяснить или интерпретировать прошлый опыт.
Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавленные негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими, игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов — замещение реальных предметов игровыми (условными, реальные отношения между играющими.
Таким образом, игровая терапия создает наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического развития ребенка дошкольного возраста. В игре дети дошкольного возраста, воспроизводя действия и отношения взрослых людей, вступая в различные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, учатся уважать и соблюдать их.А также способствует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при помощи других имеет особое значение для развития мышления и воображения ребенка, а также снижает уровень тревожности и страхов у детей.
Для выявления тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ можно использовать следующие методики: «Беседа о страхах» (А. И. Захаров, «Тест на тревожность» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика «Нарисуй свой страх».
После проведения данных методик и выявления результатов, необходимо подобрать игры, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения (работа с тревожностью, развитие более позитивной Я – концепции, становление ответственности в своих действиях и поступках, овладение чувством контроля, развитие внутреннего источника оценки.
Опираясь на положения Спиваковской А. С. можно говорить о том,что игра обладает тремя функциями: диагностической, терапевтической и обучающей. Наибольший интерес представляет терапевтическая. Суть ее состоит в том, что изменение психического состояния происходит потому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, в ослабленном виде. Игра невозможна без риска, а нежелание проиграть, надежда на победу представляют собой моделирование, что позволяет лучше адаптироваться к различным жизненным ситуациям и научиться их предвосхищать. Таким образом, игра является способом укрепления уверенности ребенка в себе.
Особой ценностью обладают подвижные игры, которые вызывают активность ребенка. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре.
Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста «Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Современная образовательная программа дошкольного.
Использование элементов аквааэробики для детей старшего дошкольного возраста [слайд 1] Дошкольное детство – это тот период развития ребенка, во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются.
Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.
Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ОВЗ Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние годы.
Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии речевых способностей детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по теме «Использование элементов ТРИЗ в развитии речевых способностей.
Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Волшебники» Конспект игрового занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста. «Волшебники» Цель — снижение уровня тревожности.
Конспект занятия по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Я тебя не боюсь!» «Я тебя не боюсь!» Цель: снижение тревожности, повышение самооценки, борьба с навязчивыми страхами. I. Орг. момент. II. «Комплимент». -Ребята,.
Мастер-класс для педагогов и психологов «Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ» (Слайд 1) Мастер-класс «Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ» Брень В. А., педагог-психолог МБДОУ Уктурского сельского поселения.
Рекомендации родителям по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени Елена Фролова Рекомендации родителям по преодолению.
Роль песочной и игровой терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.
Источник
Снижение уровня тревожных детей с ограниченными возможностями здоровьяСнижение уровня тревожных детей с ограниченными возможностями здоровья
Снижение уровня тревожных детей с ограниченными
Проблема тревожности у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из самых сложных проблем в современной психологии. Однако ученые высказывают различные точки зрения в определении указанного явления и условия его возникновения.
Вопрос детской тревожности приобретает актуальность, как в научном, так и в практическом плане, и требует безотлагательных поисков продуктивного решения. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению тревожности.
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Причиной тревожности младших школьников с ОВЗ считают нарушение детско-родительских отношений. Неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями оказывает существенное влияние на появление тревожности у детей. Но и это не всё, также играет роль наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, в отсутствии безопасности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья эта тема наиболее остро стоит в наше время, так как ребенок с ОВЗ впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность ещё в детском саду, которая выражается, прежде всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой стороны – к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Причем большинство детей переживает не из-за плохой успеваемости, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.
Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте посмотрим что из себя представляет тревога. «Тревожность» – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым переживаниям. Тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волнения; признаками тревоги являются : учащённое сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».
Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в
-во-первых, по повышению самооценки;
-во-вторых, по обучению ребенка способам снятия эмоционального напряжения;
-в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.
Однако, работа с ребенком без взаимодействия с родителями чаще всего не приносит положительных результатов.
А.Спиваковская: «Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, — это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «Тотального неуспеха». Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны направлять свое воспитание родители, дети которых испытывают страхи. Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживание успеха, показать, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться с любой трудностью. Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, то следует усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.
А.Фромм, Т.Гордон считают, что для того чтобы помочь ребенку преодолеть состояние тревоги, родителям необходимо понять, что кроется за тревогой ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого следует умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют. Гнев, который они иногда испытывают к родителям — это совершенно естественное и нормальное явление и оно может повлиять дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку можно доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.
Снятие тревоги, когда она возникает, в огромной мере зависит от того, насколько удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться своих родителей и почувствуют, что их не осуждают.
В заключении, хотелось бы предоставить рекомендации по работе с детьми с ОВЗ:
1. Щадящий школьный режим (по возможности один день в середине недели, лучше четверг, должен быть без школьных занятий; следует предусмотреть дополнительные 3-4 дня отдыха при резком снижении работоспособности и жалобах на усталость).
2. Строгое соблюдение режима дня, полноценный сон, прогулки и т. п.
3. Отсутствие в первом классе дополнительных занятий.
4. Соблюдение правил выполнения домашних заданий. Категорически запрещается выполнять после 18часов.
5. Спокойное отношение к возникающим проблемам и конструктивное решение их вместе с родителями и врачом.
6. Внимательное отношение к жалобам ребенка.
7. При планировании любой деятельности следует учитывать сниженный уровень работоспособности и высокую истощаемость ребенка.
Источник