Меню

Тревожность психологическое здоровье старших школьников

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В настоящее время происходят значительные изменения, практически во всех сферах нашей жизни, что существенно отражается на психологическом здоровье детей. Всем известно, что комплекс школьной нагруки увеличивается и является своеобразным «провокатором» к проявлению скрытых эмоциональных отклонений. На данный период времени предьявляются завышенные требования, как к образовательному процессу, так и в целом к личности ребенка у родителей и педагогов. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в образовательной организации становится первостепенной задачей для педагогов-психологов [4].

И. В. Дубровина рассматривает «психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствуем болезненных психических явления и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию повдения и деятельности». Психологическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта [3].

Очевидно, что уровень психологического здоровья ребенка определяется как совокупностью индивидуальных особенностей личности и внутренним состоянием организма, так и складывается из взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, а также средой, в которой он проживает. К таким факторам можно отнести пол, возраст, тип характера, наследственность, условия воспитания, перенесенные болезни, травмы и т. д.

Безусловно, необходимо также учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Какой-либо фактор для одного ребенка может стать причиной развития невроза, тогда как для другого, может остаться незаметным.

Задача современной школы заключается не столько в том, чтобы предоставить учащимся весь набор знаний по учебным предметам, но прежде всего в том, чтобы в процессе совместной деятельности (учитель – ученик) сформировать его социальность – культуру мышления, культуру чувств, культуру духовной жизни и культуру поведения.

В старшем школьном возрасте непросто сохранить у всех детей психологическое здоровье, это связано и с физиологией подростка, и с его желанием утвердиться в обществе ему подобных любой ценой.

В настоящее время сохранение психологического здоровья старшеклассников является важнейшей задачей, как современной школы, так и родителей [2]:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи;

во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%);

в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем.

Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [1].

Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [2].

Проблема психологического сохранения здоровья всеобщая, она требует комплексного подхода и совместной работы всех участников образовательного пространства: самих учащихся, педагогов, медиков, психолога, родителей. Если бы каждый старшеклассник видел и понимал свои психологические проблемы и мог бы заботиться о сохранении своего психологического здоровья, у него была бы возможность расширить границы своего дальнейшего жизненного пути.

Состояние психологического здоровья учащихся старших классов требует разработки и осуществления комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макросоциальном, микросоциальном и личностном уровнях в зависимости от профилизации обучения. Для этого требуется разработка и внедрение в программы подготовки врачей, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.

Читайте также:  Они говорят что нужно следить за здоровьем

Сохранения психологического здоровья старшеклассников важна, как для старшеклассников, так для их родителей и учителей, которые находятся в постоянном контакте с ними. Она важна, потому что, так или иначе, с этой проблемой сталкивается каждый: и взрослый, и ребенок, но далеко не каждый знает, как с этим справиться.

1. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Епифанова О.С. Новые формы медикосоциального сопровождения детей разных типов психосоматической конституции // Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. М., 2012. С. 67-69.

2. Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Федько Н.А. Психологическое здоровье школьников старших классов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.

3. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «Психическое здоровье» и «Психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогическое литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. № 3(1). С. 33-37

4. Цурова Г. М. Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей // Молодой ученый. 2018. № 37. С. 141-142.

Источник

Психологические особенности переживания тревожности у старших школьников
материал (10 класс)

Старший школьный возраст — напряжённое время становления личности, время активной социализации, когда идёт поиск своего места в жизни, осуществляется процесс профессионального и жизненного самоопределения, усвоение сложных социальных ролей, которые придётся выполнять в будущем, что способствует повышению уровня тревожности.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 45.35 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности переживания тревожности у старших школьников

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека именно тревожность занимает особое место, так как является комбинацией различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на поведение человека: приводит к снижению продуктивности деятельности, к трудностям в общении, к проблемам в процессе самовыражения.

Проблеме тревожности посвящено большое количество работ, и не только в психологии, но в физиологии, биохимии, психиатрии, социологии, философии. Однако среди исследователей проблемы тревожности до сих пор продолжаются споры о ее сути, как устойчивого образования личности, а главное, о ее причинах и влиянии на различные стороны проявления человека.

На основе анализа различных научных источников, можно выделить несколько направлений изучения тревожности. Тревожность рассматривается как:

— состояние, возникающее в рамках стрессовых ситуаций (В.С. Мерлин, В.В. Суворова и др.);

— свойство и состояние личности (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, Р. Кэттел, Р. Лазарус, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, И. Шейер, Ю.А. Ханин);

— депривация жизненных потребностей (Р. Вудвортс, Д. Доллард, Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин и др.);

— вид мотивации (Н. Миллер, О. Маурер, Д. Тейлор);

— фактор развития личности (М. Кляйн, Г. Салливан, З. Фрейд, К. Хорни и др.);

— комплекс, представляющий собой комбинацию страха с другими базовыми эмоциями – страданием, гневом, виной, стыдом и интересом (К. Изард);

— индивидуальное психодинамическое свойство, характеризующееся направленностью на ожидание угрозы (В.С. Мерлин, Я. Стреляу).

Таим образом, тревожность в современной психологии – это очень широко распространенный психологический феномен нашего времени.

А.М. Прихожан, определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, отмечает А. М. Прихожан, и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.

Многочисленные определения тревожности в целом сводятся к тому, что тревожность – эмоциональный комплекс, включающий в себя страх и различные аффективно-когнитивные структуры; параметр индивидуальных различий переживания тревоги в любом виде деятельности, не связанный с определенным объектом, характеризующийся неосознаваемостью причин возникновения и невозможностью конкретизации ощущаемой угрозы, являющийся социально обусловленной формой реагирования при наличии угрозы и, обладающий в большей степени возбуждающим воздействием на психику человека.

Уровень тревожности во многом обуславливает поведение человека. С одной стороны определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. Стоит отметить, что существует так называемая полезная тревожность, которая позволяет осуществлять деятельность на высоком уровне. Опасность тревожности раскрывается в том случае, когда она становиться личностной характеристикой. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если у человека высокий уровень личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции.

Многие психологи (Рогов Е.И., Прихожан А.М., Микляева А.В. и другие) считают, что тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

У дошкольников и младших школьников тревожность является результатом потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми. В отличии от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.

Устойчивым личностным образование тревожность становится к подростковому возрасту. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться. Я-концепций ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством. Я – концепция подростка часто противоречива, что вызывает трудности в воспитании и адекватной оценке собственных успехов и неудач, подкрепляя тем самым отрицательный эмоциональный опыт и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает как следствие потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаше всего связанного с нарушениями отношений со значимыми другими.

А. М. Прихожан показана возрастная динамика изменения тревоги у школьников. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается ее относительная устойчивость, затем происходит резкий всплеск тревоги в старшем подростковом возрасте, особенно в 9-м классе. В 10-м классе уровень тревоги резко снижается и вновь повышается перед выпуском из школы. Это свидетельствует, что тревожность резко снижается при переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту, при переходе в старшие классы школы и повышается в выпускном классе, что соответствует результатам прямого оценивания.

К старшим классам тревожность изменяется, локализуется в отдельных сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т.д. Ее появление или закрепление связано с развитием рефлексии, осознания противоречий между своими возможностями и способностями, неопределенностью жизненных целей и социального положения.

Стоит отметить, что особенности проявления тревожности в старшем школьном возрасте непосредственно связаны с возрастными особенностями. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является профессиональное и жизненное самоопределение. Таким образом, тревожность, как правило, в этом возрасте связана с необходимостью взятия на себя ответственности за свой выбор. Необходимо отметить, что выборы, которые делает старшеклассники, непосредственно влияют на всю будущую жизнь.

Существенное повышение уровня тревожности, которое наблюдалось на предыдущих возрастных этапах, особенно в подростковом возрасте, оказывает непосредственное влияние и на уровень тревожности в старшем школьном возрасте. Дело в том, что уровень тревожности влияет на формирование характера. Если тревожность присутствовала в жизни на предыдущих этапах жизни старшеклассника, то, как правило, у него формируются тревожно-мнительные черты личности. У человека с такими личностными особенностями легко возникают опасения, волнения, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказываться старшеклассника от деятельности, которая кажется слишком трудной. По этой же причине ему трудно сделать выборы, которые необходимо совершать в данном возрасте.

Старшекласснику с высоким уровнем тревожности свойственно занижать оценку своих достигнутых результатов. Старшеклассники, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. В такой ситуации затруднено принятие решении, так как старшеклассник чересчур сосредоточен на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Из-за низкой уверенности в себе часто наблюдаются трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив.

Поведение старшеклассников с высоким уровнем тревожности в деятельности направленной на достижение успехов, имеет свои особенности. Такие старшеклассники эмоционально острее, чем их сверстники, реагируют на сообщения о неудаче. Они
хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи. Таким образом, боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных старшеклассников. Боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.

У старшеклассников, у которых не наблюдается высокий уровень тревожности, преобладает мотивация достижения успехов и перевешивает опасение возможной неудачи. Для высокотревожных старшеклассников большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче. Низкотревожных старшеклассников сообщение о неудаче может стимулировать к деятельности, повысить стремление к достижении цели.
Личностная тревожность предрасполагает старшеклассника к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Высокий уровень тревожности во многом определяют когнитивную оценку старшеклассником различных ситуаций. Когнитивная оценка в свою очередь непосредственно влияет на качество выполняемой деятельности. Таким образом, деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности.

Высокая тревожность в старшем школьном возрасте способствуют развитию астении, порождает психосоматические заболевания.

Необходимо отметить, что именно в старшем школьном возрасте тревога начинает оказывать мобилизующее влияние, поэтому она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. В дошкольном и младшем школьном детстве, а часто и в подростковом возрасте, тревога вызывает только дезорганизующий эффект . Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя («тревожный гиперконтроль»), что приводит к нарушению соответствующей деятельности. В старшем школьном возрасте уже существует возможность использовать невысокий уровень тревожности как ресурс сосредоточиться на определенной цели.

Необходимо также отметить, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков – насилие во всех его аспектах. В старшем школьном возрасте различия между юношами и девушками по данному показателю не обнаруживаются, в старших классах более тревожными оказываются девушки.

Источник

Adblock
detector