Тренинговое занятие «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Венера Бакирова
Тренинговое занятие «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Цель: формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников.
• Уточнение представлений детей о приемах профилактики заболеваний;
• Закрепление навыка выполнения упражнений для пальцев и глаз;
• Повышение функциональной активности мозга, развитие координации движений, устранение эмоционального напряжения, снятие умственной усталости через пальчиковую гимнастику;
• Профилактика близорукости и дальнозоркости через систему упражнений для глаз;
• Воспитание потребности у детей заботиться о своем здоровье.
Ход занятия:
1-й воспитанник: Мы умеем думать,
Мы умеем рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и будем выбирать
2-й воспитанник: Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Всегда правильно питайся,
В школу смело отправляйся!
3-й воспитанник: В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
-Дети, нужно ли заботиться о своем здоровье?
-А как вы заботитесь о своем здоровье? Что делаете для того, чтобы меньше болеть, расти крепкими и здоровыми?
-Давайте вспомним, какие упражнения вы делаете, когда выполняете домашнее задание, занимаетесь самоподготовкой? А для чего нужно делать гимнастику для пальчиков? А для глаз?
Если дети затрудняются,воспитатель уточняет:
-На кистях рук расположено много таких точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы: массаж большого пальца повышает активность мозга, массаж указательного пальца воздействует на состояние желудки, среднего – на кишечник, безымянного – печень и почки, мизинца – сердце. Таким образом, такими простыми, казалось бы на первый взгляд упражнениями в помогаете своему организму работать, улучшаете свою память, развиваете речь, чувствуете себя бодрее, меньше устаете.)
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками вместе. Воспитатель следит за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут. Дети по очереди произносят сопроводительные стихи.
1) Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем!
Вот деточка моя,
А вот и вся семья. (3 раза)
Правило: поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачек.
Ты утенок не пищи!
Лучше маму поищи. (3 раза)
Правило: сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.
4) «Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице!
Правило: кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
5) «Курочка пьет воду»
Наша курочка гуляла,
Травку снежную щипала.
Прямо из корытца. (3 раза)
Правило: Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонить кисть руки вниз, поднимать, вверх имитируя водопой курочки.
Улетай под облачко.
На березовой ветке.
Правило: скрестить запястья обеих рук и прижимать ладони тыльной стороной друг к другу.Пальцы прямые: «бабочка сидит».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! (3 раза)
Правило: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Задрожали ветвей елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (3 раза)
Правила: упражнение выполнять вначале, выполнять правой, затем левой рукой, а далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнуть пальцы, мягко опускать вниз.
Крепко держаться дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
Правила: сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить.По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет,и гогочет:
Заучить считалку хочет!
Правило: большой и указательный палец соединить в «клюв» остальные – в кулачек.
11) «Веселый оркестр»
Кот играет на баяне,
Зайка наш – на барабане.
Ну а мишка – на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (3 раза)
Правило: имитировать игру на разных музыкальных инструментах.
12) Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
Правило: раскачивать кулачок вверх – вниз по ритмике стихотворных строк, а не слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем – второй, а в заключение – двумя руками.
— Ребята, какие правила нужно соблюдать во время чтения?
Воспитатель подводит итоги:
1) Книга должна быть при чтении на расстоянии 30 – 35 см от глаз положение – приподнять верхнюю часть книги, подкладывая под нее что – нибудь, или иметь подставку.
2) Не читать в сумерках при плохом освещении.
3) Категорически нельзя читать лежа, в транспорте.
4) Не сгибайся над книгой.
5) Не читать во время еды.
6) При чтении интересной книги не зачитывайся долго, не утомляй глаза, делай перерыв через 30 – 50 минут.
7) Если глаза устали, смени вид деятельности и сделай упражнения снимающие утомление с глаз.
— Давайте выполним эти упражнения.
Упражнение для глаз.
1. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, затем открыть. (5 – 6 раз)
2. Быстро моргать в течение 1 – 2 минут.
3. Закрыть глаза и легко массировать их круговыми движениями в течении 1 минуты.
4. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. (3 – 4 раза)
5. Разотрите мочки уха.
6. Резко поднять глаза вверх, опустить вниз, посмотреть направо и налево.
7. Делать круговые движение глазами. (9 раз – в одну сторону и 9 раз – в другую)
— Дети, а что мы еще регулярно делаем для укрепления и оздоровления организма?
— А что это такое?
— Чай с целебными травами.
Все садятся за накрытый стол и пьют фиточай (витаминный иммуноукрепляющий) с медом, малиновым вареньем.
— Приятного чаепития. Будьте здоровы!
Самоанализ занятия.
Данное занятие – одно из комплекса мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников.
Задачи, которые я ставила перед собой это –
Уточнение представлений детей о приемах профилактики заболеваний;
Закрепление навыка выполнения упражнений для пальцев и глаз;
Повышение функциональной активности мозга, развитие координации движений, устранение эмоционального напряжения, снятие умственной усталости через пальчиковую гимнастику;
Профилактика близорукости и дальнозоркости через систему упражнений для глаз;
Воспитание потребности у детей заботиться о своем здоровье.
Занятиямы начали с создания положительного эмоционального настроения: дети читали стихи о здоровье. Далее следовала беседа с целью понимания детьми важности сохранения здоровья и, как следствие, осознанности выполняемых упражнений.Именно такие упражнения выбраны неслучайно: в моей семейной группе есть дети с нарушением зрения (Элизабет Б. – смешанные астигматизм, Саша Р. – миопия слабой степени, 1 ребенок гиперактивный, у многих быстро рассеивается внимание, плохо развита память, повышена утомляемость.
Такой организационный момент как накрытие на сто также мной был продуман: поскольку нужно быстро и аккуратно накрыть на стол, выбор помощника был неслучайным, а с учетом индивидуальных особенностей. (Роман К., т. к. этот ребенок ответственный, аккуратный). Конечно, в повседневной жизни такую гимнастику дети выполняют самостоятельно, индивидуально во время самоподготовки. Моя же функция – по мере необходимости напомнить им.
Результат уже есть: последний медицинский осмотр показал, что снижения зрения не произошло ни у кого из детей; вижу, что после таких упражнений им легче сосредотачиваться, они меньше утомляются.
Считаю необходимым такую работу продолжать.
Детская гимнастика для глаз Детей уже с 2-х лет следует обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть. Необходимо.
Организация коррекционной работы с дошкольниками. Здоровьесберегающий проект: «Берагите осанку!», 6–7 лет. Направление проекта: формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика нарушений осанки через корригирующие.
Источник
Тренинговое занятие «Здоровье в твоих руках»
материал на тему
Тренинговое занятие продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием здорового образа жизни учащихся. Здоровье — самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Общение со сверстниками и взрослыми — важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья. Конкурсы и игры по-прежнему занимают значительное место в работе с детьми. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данного мероприятия, оригинальностью их проведения. Данная форма работы всегда является выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, но и занятость обучающихся в различных формах коллективной и групповой работы при подготовке и проведении самих мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг проводился в рамках акции «Дети-детям». Старшеклассники проводили занятия с младшеклассниками. | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Среди многочисленных форм и методов, используемых сегодня в профилактической работе, свою высокую эффективность доказывают волонтерские организации — группы подростков и старшеклассников на добровольной основе занимающихся пропагандой здорового образа жизни и профилактикой вредных зависимостей в системе “дети-детям”.
Пример старшеклассников является решающим в подростковом возрасте. Волонтеры в своей работе используют принцип активного участия. Поэтому занятие необходимо строить с максимальным вовлечением детей, в данном случае учащихся пятого класса, в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группе, ролевой игры и т.д.
Цель: формирование у учащихся активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций путем привития навыков ЗОЖ и профилактики воздействия вредных зависимостей, организация профилактической деятельности волонтёров, базирующаяся на активном взаимодействии с общественными и государственными организациями.
1. Вместе с учащимися прийти к выводу, что их здоровье на 50% зависит от них самих;
2. Научить некоторым способам сохранения здоровья;
3. Развитие силы воли и творчески способностей.
Оснащение: бумага А4, цветная бумага, ножницы, простые карандаши, клей-карандаш, ватман, стебель дерева на ватмане, тюбик мыльных пузырей.
Все учащиеся сидят в кругу на стульях.
Здравствуйте. Мы встречаемся с вами каждый день, но в таком составе, в таком качестве (в кругу друзей) встретились впервые. Нам всегда не хватает времени поговорить в неформальной обстановке, поэтому сегодня, в кругу друзей мы хотим поговорить о здоровом образе жизни.
“Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь, здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Надо помнить, что каждый кует свое здоровье сам. В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье — это самое дорогое, чем обладает человек. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек.
Давайте возьмемся за руки и пожелаем здоровья друг другу (каждый по очереди говорит всем «Здравствуйте» ).
2. Снежинка индивидуальности.
Цель: показать всем, что каждый индивидуален и мы все разные.
Каждому раздают одинаковую бумагу А4. Все должны будут выполнять задания, которые произносит ведущий:
1) сверните листок бумаги пополам;
2) Оторвите верхний правый угол;
3) Еще раз сверните лист и оторвите верхний левый угол;
4) Вновь сверните бумагу и оторвите нижний правый угол;
5) еще раз сверните бумагу и сорвите нижний левый угол. Теперь всем нужно развернуть снежинку, поднять и показать всем. Попробуйте найти копию своей снежинки. Ее нет! Точно также нет одинаковых людей. Все мы индивидуальны! Точно также наше здоровье у каждого свое: у кого-то крепче, чье-то слабее. Но каждый может укрепить свое здоровье и мы сегодня будем говорить об этом.
3. Упражнение «От чего зависит здоровье?”
Цель: определить, что собственное поведение, образ жизни является главнейшим фактором, влияющим на здоровье человека.
Вы знаете, что на здоровье человека влияет очень много факторов. Мы по кругу пустим мягкое сердечко, как символ здорового организма, и вы должны будете по очереди ответить от чего зависит здоровье.
Полученные ответы обсуждаются в группе. И ведущие подчеркивают, что мы сами ответственны за свое здоровье, но некоторые факторы как наследственность, здравоохранение (мытье рук, закаливание, правильное питание и т.д.), окружающая среда и образ жизни влияют на наше здоровье.
Цель: создание благоприятного настроения для творческой и продуктивной работы.
Ведущий предлагает критерий, согласно которому участники игры меняются местами:
— Поменяйтесь местами те, кто каждый день чистит зубы утром!
— Поменяйтесь местами те, кто каждый день чистит зубы утром и вечером.
— Поменяйтесь местами те, кто каждый день делает зарядку.
— Поменяйтесь местами те, кто хорошо кушает в столовой.
— Поменяйтесь местами те, кто вовремя ложится вечером спать.
— Поменяйтесь местами те, кто всегда внимательно слушает родителей и учителей.
— Поменяйтесь местами те, кто хочет быть здоровым.
5. Упражнение ’’Путь здоровья»
Цель: активизировать видение участниками того, что является здоровым образом жизни, в каких действиях и поступках он проявляется.
Участники делятся на две подгруппы, каждая из которых получает ватман, на котором должны будут написать действия и поступки, которые, по мнению участников, способствуют здоровому образу жизни. Каждая подгруппа зачитывает свой вариант ответа. После проводится подвижная часть упражнения.
Подвижная часть «Путь здоровья»:
Я могу махать рукой,
Я могу крутить ногой,
Я могу в ладоши хлопать,
Я могу ногами топать,
Я могу присесть и встать
И сначала все начать.
Теоретическая часть упражнения «Путь здоровья»
Учащиеся садятся в круг й слушают ведущих. По возможности что-то добавляют. \
Гигиена. Ни для кого не секрет, что здоровье начинается с личной гигиены. К ней относится чистота тела и ежедневный уход за полостью рта. Немаловажное значение также имеет и выбор белья. Оно должно соответствовать климату, времени года и роду занятий. После возвращения из школы нужно сменить ученическую форму на домашнюю одежду. Она должна быть удобной и легкой. Все это способствует лучшему отдыху.
Сон. Хороший отдых обеспечивает нам также полноценный сон. Что же влияет на глубину сна? Чтобы сон был глубоким, надо вставать и ложиться спать всегда в одно и то же время. Комнату перед сном обязательно надо проветривать, а лучше всего спать с открытой на ночь форточкой. Полезна небольшая прогулка перед сном на свежем воздухе. Мешают засыпанию яркий свет, шумные игры, громкие разговоры, длительные просмотры телепередач. Соблюдение гигиены сна позволит зарядиться бодростью, улучшит настроение.
Движение. Несколько энергичных упражнений прогонят сон, вовлекут в работу важные органы и системы организма, укрепят мышцы. Начинать утро с зарядки — значит встать пораньше с постели и успеть за день сделать много хороших и добрых дел. Благодаря утренней физической зарядке, школьник не только укрепляет здоровье, но и приобретает такие качества, как ловкость, смелость, выносливость, настойчивость, целеустремленность. Замечено, что у школьников, систематически занимающиеся гимнастикой, успеваемость намного выше.
Закаливание. Одним из важнейших слагаемых здоровья является закаливание. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие годы сохранить работоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Не случайно прославленный русский полководец А.В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию, сумел стать выносливым и стойким человеком, невосприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность.
Питание. Не менее важно для здоровья человека правильное питание. Рацион школьников обязательно должен содержать витамины, так как они повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Поэтому нужно употреблять зелень, фрукты, овощные и фруктовые соки.
Отсутствие вредных привычек. Ни одна из вредных привычек не уносит столько здоровья, как курение табака и употребление алкогольных напитков и наркотиков. Выкуренная сигарета ведет к бессоннице, убытку сил, отсутствию аппетита. Похитителем рассудка — так называли алкоголь с давних времен, считая его причиной многих преступлений. Под влиянием алкоголя резко ухудшаются речь, внимание, разрушаются печень, почки и другие системы человеческого организма. К вредным привычкам также относятся переедание, чрезмерный просмотр телевизора и компьютерная телефонная зависимость. С вредными привычками нужно бороться. И начинать нужно с регулярных занятий физкультурой и спортом.
Добрые слова. Мы всегда должны задумываться над тем, какие слова мы говорим людям, ведь от этого зависит настроение окружающих. Чем приятнее и красивее ваши слова, тем крепче и здоровее сердца ваших родных и близких. Ведь добрые слова способствуют укреплению здоровья.
6. Упражнение «Дерево здоровья».
Цель: развить творческие способности и уметь выразить свое понимание о здоровье после всех упражнений.
Друзья, на ваших столах лежат цветные бумаги, -карандаши, клей-карандаш и ножницы. Вам необходимо обвести вашу ладонь на бумаге, вырезать ее и приклеить на ватман, где уже нарисован ствол дерева. Когда вы будете заклеивать свои ладошки, вы должны сказать «Здоровье — это. », т.е. подвести итоги нашего занятия. И таким образом у нас вырастет большое дерево здоровья. Ведь наше здоровье в наших руках.
Цель: создание благоприятной атмосферы и положительных эмоций у детей по окончании мероприятия.
У всех у нас есть мыльные пузыри. Сейчас мы все будем пускать пузыри для положительного завершения нашего тренинга. Мыльные пузыри у нас сегодня, как символ чистоты и здоровья. Ведь здоровье наше очень хрупкое и зависит во многом от нас самих.
Источник